Птичья столовая
Экологический проект для детей
среднего и старшего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги! В № 7 «Дошкольного
образования» за 2005 год мы знакомили вас с
проектом «Наши друзья — подземные жители
дождевые черви», разработанным педагогами
детского сада № 100 г. Астрахани. Сегодня мы
представляем еще один проект этого коллектива.
Цель:
Познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в
Астраханской области; способствовать усвоению
правил поведения при общении с птицами;
развивать представления о действенной заботе о
животных.
Первый этап. Целеполагание
В один из дней воспитательница
приносит в группу письмо и сообщает, что она его
нашла. Письмо упало ей прямо под ноги, когда она
шла на работу. Кто же мог его написать? Письмо
зачитывается:
Здравствуйте, дорогие
ребята!
Пишут зимующие в вашем крае птицы.
Мы знаем, что вы, юные экологи, все знаете, все
умеете, у вас доброе сердце. Очень просим
разрешить наши сомнения:
— Куда нам лететь, когда наступят холода?
— Поможете ли вы нам, пичугам, пережить эту
холодную зиму? |
Так
у ребят возникает интерес к зимующим птицам.
Обсуждение письма подводит детей к цели: надо
помочь птицам, зимующим в городе.
Второй этап. Разработка проекта
Для осуществления поставленной цели
создается команда спасателей «Друзья птиц»,
выбирается командир. Девиз спасателей — «Пусть
зима будет доброй для пернатых друзей!». Дети
придумывают себе эмблему. А затем продумывают
план деятельности:
— Узнать как можно больше сведений о
зимующих птицах у взрослых, друзей, из
энциклопедий, справочников, художественной
литературы, из копилки народной мудрости
(пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки).
— Изготовить кормушки и развесить их
на участке детского сада, возле домов, где живут
дети. Для этого нужно выяснить, какие кормушки
нужны для зимующих птиц, как изготовить, какие
материалы для этого нужны. Затем с помощью плана
участка детского сада продумать размещение
кормушек. Для того чтобы они были развешены не
только в детском саду, провести ярмарку птичьих
кормушек.
— Подобрать корм, любимый зимующими
птицами. Собрать его как можно больше. Для этого
организуется акция «Хлебные крошки».
Для выполнения плана проводятся
следующие мероприятия:
Из художественной литературы,
энциклопедий, справочников, из общения с
родителями и другими взрослыми дети выясняют,
какие птицы зимуют в городе, узнают об их
повадках, о предпочтениях в еде и в образе жизни.
Полученные сведения обсуждаются. Так
как материала очень много, для памяти
составляются альбомы, которые дети иллюстрируют
своими рисунками. Затем отдельно изучается
литература о кормушках, используемых для
кормления разных видов птиц, составляется альбом
с образцами изготовления кормушек. Подбираются
материал и инструменты для изготовления
кормушек.
Кормушки
могут изготавливаться в детском саду или дома —
с помощью пап. Проводится большой праздник —
«Ярмарка птичьих кормушек». Главная задача
ярмарки — сделать так, чтобы как можно больше
людей имели кормушки и могли развесить их для
зимующих птиц возле своего дома, на окнах.
После ярмарки дети приступают к
решению следующего этапа — составляют
«рецептурную книгу» кормов для птиц, собирают
коллекцию птичьего корма и заготавливают корма.
Важным этапом является акция «Хлебные
крошки». Дети берут за правило, что хлебные
крошки, которые остаются на столе, в хлебнице, на
доске, где нарезается хлеб, нужно не выбрасывать,
а подсушивать на листке бумаги и складывать в
«хлебную копилку». Каждый из детей придумывает
своей копилке интересное название. Собранные
крошки идут на подкормку птицам. Эта акция не
имеет конца: пусть в каждом доме будет хлебная
копилка.
В назначенный день кормушки
торжественно вывешиваются на улице. Дети
наполняют их кормом.
После
вывешивания кормушек важно не забывать
подкармливать птиц. Заодно за птицами у кормушек
можно наблюдать. Свои впечатления и наблюдения
дети зарисовывают.
Итоговый сюжет — составление ответа
на письмо зимующим в Астраханском крае птицам.
Третий этап. Подведение итогов
проекта
На этом этапе, весной, проводится
праздник птиц — своеобразный отчет детей перед
взрослыми и младшими о том, что они сделали для
того, чтобы птицы пережили зиму, что получилось,
какие возникли проблемы, что они хотели бы
осуществить в дальнейшем. Взрослые вручают детям
диплом помощников птиц. |