Если бы я был деревом
Экологические игры
Дети очень любят превращаться в деревья,
искать разные листья, прятаться среди стволов и
отгадывать загадки, одним словом — любят играть.
Игры, с которыми вы познакомитесь, можно
проводить во время прогулок, занятий, на
экскурсиях, в качестве физкультминуток в самых
разных местах — на территории детского сада, в
лесу, в парке и на экологической тропинке. А если
идет дождь, можно поиграть и в помещении.
«Если б я был деревом». Фото из архива
детского сада № 1908, г. Москва
Если бы я был деревом…
Деревья бывают высокими и низкими,
тонкими и толстыми. У одних из них — раскидистая
крона, у других ветви опущены или приподняты.
Предложите детям изобразить разные деревья. У
каждого человека есть части тела, которые можно
сравнить с частями растения: ноги похожи на
корни, туловище — на ствол, руки — на ветки,
пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с
большими, толстыми корнями, ребенок широко
расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит
руки. Пусть дети вспомнят, как шумит листва в
ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки;
представят, что на ветви садятся птицы; идет
дождь (или светит солнце); пришел человек и сломал
ветку. Ситуации можно придумать самые
разнообразные, главное, чтобы они были связаны с
проводившимися ранее наблюдениями. Главная
задача — каким-то образом отразить особенности
дерева в предлагаемых педагогом ситуациях.
Второй вариант: предложите ребятам
представить, что деревья научились ходить (эту
игру уместно провести после чтения и обсуждения
поэмы Б.Заходера «Почему деревья не ходят?»).
Задание — показать, как могло бы ходить то или
иное дерево: тяжелым шагом (дуб) или легкой
поступью (березка) и т.п. Пусть участники игры
объяснят свои движения. (Как правило, в своих
объяснениях они ссылаются на особенности
внешнего вида растения.)
Я — дерево-мама!
Эта игра
помогает закрепить знания о распространении
семян ветром.
Воспитатель изображает дерево, дети — летающие
семена. Сначала дети-семена растут на дереве —
стоят рядом с воспитателем. Налетает ветер
(звучит соответствующая музыка или аудиозапись
шума ветра), семена падают, летят. Дети машут
руками, разбегаются в стороны. Следующий этап —
летающие семена падают на землю — ребята
приседают, закрыв голову руками. Звучит
«весенняя» музыка (капель), приходит весна,
светит солнышко, идет дождик. Из семян вырастают
маленькие деревца: дети медленно поднимаются,
руками-ветками тянутся к солнцу, вырастают. В
ответ дерево-мама, приветствуя их, тоже машет
руками. Педагог комментирует происходящее. Для
этой цели можно использовать стихотворение.
Взрослый:
Я —
дерево-мама, а вы — мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Дети:
На дереве-маме мы долго висели,
Вдруг ветер подул, и мы все полетели.
Умчаться от мамы подальше хотим,
Нас ветер подхватит, и мы улетим!
Нам легкие крылья летать помогают,
Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.
На землю родную мы все упадем,
Земля нас накормит, земля — это дом.
Весною нас солнце лучами согреет,
А дождик напоит водой, как сумеет.
Тогда прорастем мы зеленым ростком
И маме помашем зеленым листком.
Нам дерево-мама помашет в ответ.
— Как стать нам большими, не дашь ли совет?
И дерево-мама, качаясь, шумит,
Советы давая, листвой шелестит.
Дерево — это…
Эта игра развивает мышление,
актуализирует опыт ребят, их знания, позволяет
взглянуть на один и тот же объект с разных точек
зрения.
Ведущий предлагает детям определить,
какое значение имеет то или иное дерево для жизни
разных животных, людей и т.п. Например: «Для птицы
дерево — это…» (варианты ответов ребят:
столовая; место для постройки гнезда; место, где
она может спрятаться, и т.п.). «Для жука наш дуб —
это…» (его жилище; место, где он откладывает
личинки, где может найти добычу). «Для художника
дерево — это…» (объект для картины, источник
вдохновения). «Для усталого путника раскидистое
дерево — это…» (место, где в жаркий день можно
укрыться от знойного солнца, отдохнуть…).
«Дерево для мебельщика — это…» (древесина, из
которой можно сделать много разных предметов).
«Дерево для зайца — это…» (пища — кора зимой,
укрытие). «Дерево для горожанина — это...» чистый
воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя; место
для отдыха и т.п.). Слово «дерево» можно заменять
конкретными названиями различных пород, в
частности, тех, за которыми дети наблюдают.
Что будет, если…
Педагог предлагает детям подумать и
ответить, что случится с деревом, если… (исчезнут
птицы, дождевые червяки, грибы; если перестанет
идти дождик; если снег не укроет его корни; не
прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.).
Что такое хорошо и что такое плохо?
Разделите ребят на две команды.
Участники первой команды будут называть все, что
для дерева «хорошо», второй — все, что для дерева
«плохо». Затем группы могут поменяться
заданиями, а также нарисовать иллюстрации или
знаки, отражающие содержание игры.
Предъявите билет
Эта игра помогает закрепить знания о
листьях. Для ее проведения приготовьте наборы
разных листьев из плотной бумаги, например, липы,
клена, дуба. Прежде всего нужно изготовить листья
растений, которые растут на вашей территории, в
вашем населенном пункте.
Предложите детям построить поезд из
стульев, крупных кубов или модулей (один вагон —
это ряд стульев или кубов, к спинкам или граням
которых прикреплены разные листья). Каждый
ребенок получает один листок. Все участники ждут
поезд, который по пути следования проезжает
станции, названные «в честь» разных деревьев:
«Дубки», «Липовая аллея», «Кленовая аллея»,
«Ельник» и т.п. Поезд отправляется по
команде ребенка-машиниста. По пути
ребенок-проводник объявляет остановки и
проверяет билеты (листья) у входящих. Когда
состав прибывает на станцию «Липовая аллея»,
пассажирами становятся только дети с листьями
липы. На станции «Ясенево» входят ребята с
листьями ясеня и т.п. Кондуктор проверяет
правильность определения растений. Затем
ребенок-пассажир ищет стулья (кубы), на которых
прикреплены такие же листочки, и занимает свое
место.
Чтобы усложнить задание, можно сделать
листья одного и того же дерева разными по
величине, окраске и т.п. В этом случае участник
игры будет выбирать стул с закрепленным листом,
точно соответствующим его билету.
Еще вариант: наибольший лист
прикрепляется к самому большому кубу, наименьший
— к самому маленькому.
На прогулке, на экскурсии можно играть
в более простой вариант: дети берут по одному
листу и становятся друг за другом. Проводник, как
и в предыдущем варианте, объявляет остановки, на
которых выходят пассажиры с определенным типом
листьев.
Раз, два, три — к дереву беги!
Игра закрепляет знания о разных видах
растений, развивает быстроту реакции.
«Раз, два, три. К дереву беги». Фото из
архива детского сада № 135, г. Тольятти
Ведущий называет деревья. Услышав
название растения, дети бегут к нужным растениям.
Я видел на нашем дереве…
Эта игра развивает память и помогает
вспомнить особенности жизни дерева. Игру хорошо
проводить после наблюдений за деревьями.
Ведущий говорит: «Я видел на нашем
дереве листок». Каждый ребенок должен
воспроизвести фразу предыдущего участника,
дополнив своим объектом. Например, второй
участник скажет: «Я видел на нашем дереве лист и
птицу», третий: «Я видел на нашем дереве лист,
птицу и ягоды», четвертый: «Я видел на нашем
дереве лист, птицу, ягоды и капельку росы» и т.д.
Деревья и червяки
Эта игра закрепляет знания о связи
растений, почвенных животных, почвы (о
круговороте веществ в природе). Сделайте из
плотной бумаги (подойдут и пакеты из-под молока,
соков) листья своего дерева (по количеству
участников игры). Приготовьте столько же
стаканчиков с землей (и для этих целей
используйте упаковочный материал). Достаточно
наполнить эти емкости наполовину. Кроме того, вам
понадобятся шапочки (или бумажные короны) — две с
изображением дождевого червяка и две с
изображением растения, за которым велись
наблюдения. Если дети умеют читать, можно сделать
соответствующие надписи (название дерева или его
имя).
Разделите участников на две команды. В
каждой из них должен быть свой «червяк» и свое
«дерево». В одном конце помещения на полу на
одной линии, но на расстоянии друг от друга
чертятся два круга (можно просто положить
спортивные обручи). Это «норки» червяков. От
каждой команды выделяется ребенок, исполняющий
роль дождевого червяка. Он становится в середину
круга. Здесь же, в кругу, на полу находятся и
стаканчики с землей. В противоположном конце
помещения аналогично создаются два круга для
детей, которые будут исполнять роль «деревьев».
Дети-«деревья» также становятся в середину своих
кругов. Они держат в руках листья. Таким образом,
«червяк» каждой команды находится напротив
своего «дерева». На голове у каждого из них —
соответствующие шапочки. Остальные участники
игры становятся друг за другом, каждая команда —
возле своего дерева. По команде ведущего «Осень!»
ребята, изображающие деревья, бросают один
листок на пол. Стоящий ближе всех к «дереву»
участник должен как можно быстрее поднять этот
лист и отнести его своему «червяку». Получив
листок, «червяк» поднимает с пола стаканчик с
землей и отдает его участнику игры, который, в
свою очередь, быстро (не рассыпав при этом землю)
возвращается к своему «дереву», вручает ему
стаканчик с землей и становится позади других
членов команды. «Дерево», получив землю, ставит
стаканчик на пол и роняет следующий лист. Его
подхватывает второй член команды и т.д. Команды
повторяют действия до тех пор, пока последний
участник не принесет своему «дереву» стаканчик с
почвой. Как только «дерево» получает последний
стаканчик с землей, оно «вырастает» —
изображающий его ребенок, а вместе с ним и все
члены его команды поднимают руки-ветки вверх.
Выигрывает команда, чье «дерево» выросло первым.
Найди свое дерево
Игра помогает активизировать
сенсорную «память».
Ведущий (для младших детей им будет
взрослый, ребята же старшего возраста могут
выполнять эту роль по очереди) предлагает
участнику игры закрыть глаза, берет его под руку
и по очереди подводит к разным деревьям, в том
числе и к «своему». Задача ребенка — потрогать,
понюхать кору, листья и, вспоминая результаты
исследований, определить дерево, за которым
велись наблюдения.
Что от чего?
Игра закрепляет знания о разных частях
деревьев.
Приготовьте наборы карточек с
листьями, плодами, цветками разных деревьев.
Задача игроков: как можно быстрее собрать все
карточки, которые имеют отношение к их дереву.
Что лишнее?
Игра развивает наблюдательность и
закрепляет знания о растениях.
Повесьте на дереве предмет, который не
должен там находиться, например, на ели —
сосновую шишку, на клене — дубовый лист и т.п.
Задача ребенка — как можно быстрее найти ошибку.
Наше дерево умеет…
Игра развивает речь и
наблюдательность. Предложите участникам игры
ответить на вопросы: «Что умеет наше дерево?»
(подбираются глаголы: шелестеть, расти, качаться
и т.п.); «Какое наше дерево?» (прилагательные —
красивое, пушистое, грустное, старое).
Найди желудь
Игра развивает внимательность,
помогает научить детей сравнивать объекты.
Участники игры садятся в круг, в центре
которого лежат плоды, семена, кусочки коры,
осенние листья разных деревьев. Задание: выбрать
только те предметы, которые имеют отношение к
дереву, за которым велись наблюдения.
Аналогичную игру можно провести, поместив
предметы в мешочек или ящик ощущений.
Игры с перфокартами
Эти игры помогают вспомнить, что нужно
дереву для жизни. Сделайте из плотной бумаги или
картона перфокарты: прямоугольники с
несколькими прорезями, расположенными двумя
столбиками. Понадобятся также чистые листы
бумаги и фломастеры разного цвета, например,
красный и зеленый. Работа с перфокартами
облегчает проверку выполнения заданий
педагогом, который собирает листы бумаги с
пометками детей и сравнивает их с образцом.
Вариант 1. Возле отверстий
перфокарты нарисованы разные факторы,
необходимые дереву для жизни, и несколько лишних
изображений. Каждый ребенок получает перфокарту,
которую кладет на чистый лист бумаги. Задание:
раскрасить квадратики, возле которых изображено
то, что нужно дереву (солнышко, капелька воды,
птица и т.п.).
Вариант 2. На перфокарте изображены
«хорошие» и «плохие» по отношению к дереву
действия людей. Например: человек поливает,
сажает растения, делает кормушку, рыхлит землю
(возле таких рисунков ребенок должен закрасить
квадратик зеленым цветом); человек вырезает на
стволе ножом надписи, ломает ветки, бросает
мусор, разрезает кору, собирая березовый сок
(квадратики возле плохих поступков
закрашиваются красным цветом).
Вариант 3. На перфокарте изображены
части дерева, растущего на территории детского
сада, за которым велись наблюдения (ствол, листья,
крона, цветки, плоды и семена), и части других
деревьев. Задание: отметить цветом только то, что
имеет отношение к дереву, за которым наблюдали.
Вариант 4. На перфокарте изображены
листья разных деревьев (цветки, плоды). Задание:
найти и отметить лист (цветок, плод) своего
дерева.
Создание рекламы
Современные дети с большим интересом
относятся к рекламе, в частности, телевизионной.
Можно спорить о положительных и отрицательных
аспектах этого явления, но бесспорно одно:
интерес детей и особенности формы рекламных
объявлений могут быть использованы и в «мирных»
целях. Ведь текст рекламы предполагает, что ее
автор умеет в сжатой форме, оригинально отразить
особенности объекта, который он представляет.
Необходимо выделить главные признаки объекта,
его достоинства, привлекая при этом внимание
людей. И, наконец, нужно хорошо знать свой объект,
чтобы отметить его главные черты. К тому же
реклама учит выражать мысли кратко и четко.
Предложите детям создать рекламное
агентство (пусть сами придумают название).
Скажите, что они уже знают много интересного о
деревьях, хорошо к ним относятся, ухаживают за
растениями. А теперь вы предлагаете привлечь
внимание к деревьям и других людей. Спросите у
ребят, знают ли они, что такое реклама, выясните,
какой рекламный видеоролик им больше всего
нравится и почему. Покажите интересные варианты
рекламы в журналах. Обсудите ее особенности как
«литературного жанра». Сначала попробуйте
составить с детьми рекламу любого объекта, по их
выбору. После того как они научатся это делать,
предложите составить рекламу любимого дерева.
Хорошо привлечь к этой работе старших братьев и
сестер, родителей, бабушек и дедушек. Опыт
показывает, что составление рекламы очень
увлекает взрослых. В рекламе необходимо отразить
особенности дерева, результаты наблюдений,
доказать, что рекламируемый объект — самый
лучший, самый привлекательный, самый необычный,
убедить окружающих, что к нему надо бережно
относиться и охранять. Нельзя забывать и о том,
что текст должен быть привлекательным для
слушателей. Разрешается использовать и
фрагменты существующих реклам, отдельные
предложения из них, но только в том случае, если
они подходят по смыслу.
Можно разделить детей и родителей на
группы, каждая из которых будет составлять свой
вариант рекламы:
а) текстовой;
б) видеоролик (театрализованный вариант);
в) реклама-плакат.
Естественно, что при выполнении этого
задания нужно учитывать возраст детей. Чем
старше дети, тем с большим интересом они
относятся к такой деятельности.
Текстовую рекламу желательно проиллюстрировать.
Можно также показать видеоклип (пластический
этюд).
Узнай, что в мешочке
Положите разнообразные плоды, семена,
кусочки коры в ящик ощущений или в волшебный
мешочек. Назовите дерево и предложите ребятам на
ощупь найти то, что имеет отношение именно к
этому дереву. Как они это определили?
Сказочные человечки
Предложите ребятам подумать, что можно
сделать из семян, шишек, ягод, желудей, кусочков
коры (например, сказочных человечков, украшение,
картину, панно). Пусть каждый ребенок придумает
что-то свое. Обсудите, части каких деревьев
использовал ребенок. К такому творчеству хорошо
привлечь родителей. Сделайте выставку, на
которой будут представлены разнообразные
поделки. Используйте сказочных человечков для
театрализованных игр, а картины — в качестве
декораций.
Как семечко превращается в дерево
Приготовьте несколько белых головных
платков, аудиокассеты с записью колыбельной или
какой-нибудь спокойной музыки (хорошо
использовать «Времена года» П.Чайковского или
Вивальди, шум дождя), какой-нибудь фрукт,
небольшую бутылочку с водой в маленьком мешочке.
Дети уже были деревьями, теперь, по
волшебному сигналу ведущего, они превращаются в
семена. Каждый из них получает небольшую сумочку,
в которой лежат яблоко и небольшая бутылочка с
водой. (Лучше всего сделать сумочки, которые
можно вешать через плечо.) Все садятся на ковер и
выбирают удобное положение, так как сидеть
придется долго.
Наступает осень (включаем
соответствующую музыку), и семена готовятся к
долгому зимнему отдыху. Дети сворачиваются в
клубочек и закрывают глаза. Они — маленькие
семена — только что опустились на землю.
(Выясните, каким именно семечком каждый из них
представил себя.) Зимой семечко спит, и ему не
нужна еда. Но после долгой зимы начинается весна.
Для того чтобы прорасти, любому семени нужен
запас еды. (Раздайте всем детям по небольшому
мешочку со съестными запасами — например, с
небольшим яблоком.)
Приходит зима. (Звучит соответствующая
музыка.) Кружатся снежинки в хороводе, а снег
укрывает каждое семечко белым, мягким, пушистым и
теплым одеялом — снегом. (Положите на плечи
каждого ребенка белый платочек.) В этот момент
можно выключить в помещении свет и включить
спокойную музыку, например, колыбельную песню. В
холодное время года все семена спят.
Начинается весна. (Включите
соответствующую музыку или запись птичьих
песен.) Солнышко постепенно прогревает землю, и
семена медленно просыпаются. (Участники игры
начинают шевелиться, зевают.) Начался первый
весенний дождь. (Включить аудиозапись шума
дождя.) У семян появляются корешки (дети
вытягивают ноги), они начинают пить воду (дети
садятся, пьют воду из бутылочки) и усиленно
питаться, чтобы набраться сил. Тут-то им и
пригодятся запасы. (Дети едят яблоки.) После еды
сил прибавилось настолько, что ростки семян
начинают вылезать из-под земли, навстречу
ласковому весеннему солнышку. Ведущий считает:
«Раз, два, три». На счет «три» дети сбрасывают
платки с плеч и вытягивают руки вверх: семена
прорастают. Включите свет и аудиозапись с бодрой
музыкой. Участники игры постепенно вытягиваются
в полный рост, протягивают руки-листочки к
солнечному свету, качаются на ветру и радуются
солнышку.
Наступает лето (включается
соответствующая аудиозапись). Растения выросли
еще больше, на них появляются цветки. (Дети
обхватывают голову руками, изображая
раскрывающиеся на солнце цветки.) К цветкам
прилетают насекомые. Вот приближается пчела.
(Ведущий изображает пчелу, кружит вокруг детей,
подлетает к каждому из них, «собирая» нектар и
пыльцу.) Но вот лето подходит к концу, все сильнее
дыхание осени. (Снова звучит аудиозапись.) Цветки
увядают, их лепестки осыпаются (дети машут
руками, показывая, как они опадают.) На месте
цветков, которые опылили насекомые, появляются
плоды. (Дети разводят руки в стороны, показывая,
как растет плод.) Плод становится все больше и
больше, потом он созревает и падает на землю.
(Дети иллюстрируют все это движениями.) А внутри
плода находятся… (отвечают дети) семена. И все
начинается сначала.
Деревья, растите
вместе с детьми!
У нас на участке растут разные деревья. И про
каждое из них мы можем много рассказать. Но не
было среди наших древесных питомцев сосны.
Осенью мы посадили рядом с детским садом две
маленькие сосенки. Выбрали такие деревца, чтобы
они были под стать нашим маленьким
воспитанникам. Лизе — только два года. Сосенки
старше нее всего на год. Они будут расти вместе!
Фото из архива яслей-сада
№ 15,
г. Лиды, Республика Беларусь |
Что на что похоже?
Дети делятся на группы. Одна рисует на
обычном листе бумаги (формата А4) большой круг,
другая — квадрат, третья — волнистую линию,
четвертая — прямую линию, пятая — полукруг.
Затем члены команды показывают свои рисунки
другим участникам игры и просят их сказать, что
напоминает им геометрическая фигура (ответы
должны быть обязательно связаны с наблюдениями
за деревьями: например, какие семена (какие части
растений и т.п.) напоминает круг?). (Он может
напоминать лист, семечко, срез ветки, песчинку в
почве, солнце, которое дает растению тепло и
свет.) Аналогично подбираются ассоциации к
другим геометрическим фигурам. Если в игре
участвует сразу вся группа, без разделения на
команды, то выигрывает тот, кто последним назовет
нужное слово.
Наталья РЫЖОВА,
доктор педагогических наук,
ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное
детство» им. А.В. Запорожца
Рисунки Марии Овчинниковой
|