Не запрещать, а
объяснять
Нетрадиционные пути экологического
воспитания дошкольников
Слово «Экология» и его производные
прочно вошли в наш каждодневный словарь, но
понимают его по-разному.
Я провела небольшой эксперимент с
детьми. Спросила их: «Как правильно вести себя в
лесу?». В ответ услышала множество «нельзя».
«Нельзя ломать ветки», — сказал один.
«Нельзя рвать цветы», — предложил второй.
«Нельзя разводить костры», — вспомнил третий...
Я прислушалась к себе: после названных
детьми запретов возросло ли у меня желание
прогуляться с ними по лесу? А у самих ребят? Или,
может быть, лучше вообще в лес не ходить, чтобы не
причинять природе вреда?
Что нельзя делать в природе? От каких
действий мы обычно предупреждаем ребят? От тех,
что обычно делают они? Или, может быть, от тех, что
обычно делаем мы, взрослые?
Почему же мы, взрослые, думаем о детях
столь плохо, почему же считаем их столь
жестокими, что в разряд наиболее
распространенных «ошибок в поведении» (!)
включаем «не убивай, не разоряй, не ломай, не
рви?...». Не ранят ли детскую душу подобные
запреты?
Я задумалась: отзовется ли детская
душа нам, взрослым, так плохо думающим о ребенке?
Ведь детям так хочется быть
«хорошими», знать, что взрослые им доверяют,
слышать похвалу.
В другой группе я провела с детьми игру
«Говорящий стул». Вопрос был такой: «За что лес
может рассердиться на тебя, а за что
поблагодарить?». Вот результат: только два
человека дали ответ позитивного характера.
Например: «Лес рассердится, если я не уберу
мусор», «Лес рассердится, если я не покормлю
птиц», остальные отвечали так: «Лес рассердится,
если я буду ломать, рвать, сорить и т.п.» (при этом
негативный перечень во много раз превосходит
перечень добрых дел). Из этого следует, что
подавляющее большинство детей усвоили
негативные примеры и в лучшем случае заняли
пассивную позицию «так не поступать». Подобная
позиция соответствует низкому уровню
экологической культуры.
Очень беден позитивом опыт
взаимодействия ребят с окружающей средой. В поле
их зрения постоянно находятся мусорные свалки,
загрязненные водоемы и т.д. Экологическое
бескультурье становится «нормой».
Нужно учить детей правильно вести себя
и в природе, и среди людей. Часто из-за отсутствия
знаний они не могут выбрать правильную линию
поведения. Необходимо сделать воспитательную
работу незаметной и привлекательной для детей.
Но как это сделать?
Когда речь идет о технологии
воспитания дошкольников, то конечно же мы
обращаемся к игре.
Во-первых, я отказалась от
«запрещающих» экологических знаков, заменив их
на «объясняющие знаки».
Во-вторых, я стала тщательно
планировать, как и во что играть, чтобы развивать
у детей экологическую культуру.
Очень нравится детям игра-эстафета
«Спасатели». Ребята, преодолевая препятствие,
спасают игрушечных зверей от «огня»,
«наводнения» и прочих «бедствий».
Соревнуются, чья команда быстрее
расставит знаки на экологической тропе.
В игре «Ложный знак» знаки уже
расставлены на тропе, часть из них ложные, дети
объясняют ошибочность снятых ими знаков...
Игра в воспитательном процессе — это
сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций.
Играя, ребенок выполняет вполне конкретную
природоохранную работу; играя, он усваивает
правила поведения в окружающей среде; играя, он
становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую
беду. Игра насыщена образами и наглядностью,
которые остаются в детской памяти, а завоеванные
«звания» или присвоенные роли влияют на
самосознание ребенка и помогают ответить на
вопрос: «Какой Я?».
Светлана КОПЫЛОВА,
воспитатель детского сада № 28 «Аленький
цветочек»,
г. Минусинск
«Загрязненный водоем»
Предупреждение для любителей
купания, рыбной ловли или неосторожных туристов,
готовых взять воду для питья из открытого
водоема |
«Костровище»
Знак указывает туристам на
специально оборудованное костровище, где можно
развести костер, не нанося вреда лесу и избегая
угрозы пожара |
«Птичья столовая»
Знак призывает: «Не проходите мимо!
Покормите птиц!» |
«Лесная аптека»
Знак подсказывает: в этом районе
леса (парка) находятся лекарственные растения,
которые можно собирать для лечения |
«Место для уборки мусора» |
«Молодняк»
Знак обращает внимание на новые
посадки деревьев, кустарников, предупреждает о
необходимости обойти данный участок либо пройти
аккуратно, чтобы не причинить вреда молодняку |
|