ФАКУЛЬТЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МГУ ИМ. М.В.
ЛОМОНОСОВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
ГАЗЕТА «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Уважаемые коллеги!
Приглашаем вас на курсы повышения
квалификации Педагогического университета
«Первое сентября»!
Курсы организованы отделением
педагогического образования факультета
глобальных процессов Московского
государственного университета им. М.В.
Ломоносова и Педагогическим университетом
«Первое сентября».
Обучение на курсах — заочное. Общение со
слушателями осуществляется с помощью обычной
или электронной почты. Тексты лекций и задания
для самостоятельной работы будут публиковаться
в «Дошкольном образовании» с сентября по декабрь
2004 года. Текущий контроль будет производиться
два раза за время обучения. Итоговую работу
слушатели будут выполнять в своих
образовательных учреждениях, в процессе
повседневной деятельности.
После успешного окончания курсов
слушатели получат удостоверение установленного
образца о прохождении курсов повышения
квалификации от Факультета педагогического
образования МГУ им. М.В. Ломоносова и
Педагогического университета «Первое сентября».
Стоимость обучения составляет 790
рублей при оплате до 30 сентября 2005 г. (990 рублей
при оплате с 1 октября по 30 ноября 2005 г.) за один
курс.
Для зачисления на курсы необходимо
прислать в Педагогический университет «Первое
сентября» заявку установленной формы. Для этого
нужно использовать приведенный ниже бланк
заявки или его ксерокопию. Регистрация
слушателей производится с 1 апреля по 30 сентября
2005 года. Вы можете отправить заявку и раньше: она
не потеряется. После регистрации вам будет
выслан комплект документов с правилами обучения
и счетом для оплаты. Вы оплатите счет лишь в том
случае, если вас устроят предлагаемые условия.
Факт подачи заявки ни к чему не обязывает.
В новом учебном году газета
«Дошкольное образование» предлагает вам четыре
курса обучения (в скобках обозначен код):
Белая К.Ю. «Дошкольное
образовательное учреждение — управление по
результатам»;
Алямовская В.Г. «Современные
подходы к оздоровлению детей в образовательном
учреждении»;
Рыжова Н.А. «Экологическое
образование в детском саду»;
Кравцова Е.Е. «Психологические
основы дошкольного воспитания».
С двумя курсами — В.Г. Алямовской и Е.Е.
Кравцовой — наши читатели могли познакомиться в
последнем квартале 2004 года. В новом учебном году
записавшиеся на них студенты получат лекции в
виде брошюр.
Два другие курса — К.Ю. Белой и Н.А.
Рыжовой — новые. Лекции этих авторов будут
печататься на страницах газеты, начиная с
сентября 2005 года.
Сегодня мы предоставляем нашим
читателям возможность поближе познакомиться с
авторами и предполагаемыми учебными курсами.
Ждем вас в нашем университете!
К.Ю. БЕЛАЯ
Дошкольное образовательное
учреждение — управление по результатам
БЕЛАЯ
Ксения Юрьевна — кандидат педагогических
наук, заслуженный учитель Российской Федерации,
лауреат премии Правительства России в области
образования, лауреат конкурса «Лидер в
образовании» — человек, имя которого хорошо
известно в дошкольной педагогике. Ксения Юрьевна
— автор пособий и методических разработок по
вопросам управления дошкольным образовательным
учреждением. Ее книга «300 ответов на вопросы
заведующей детским садом» является настольной
для руководителей ДОУ, а рекомендации по
составлению «Программы развития» и
«Образовательной программы» помогают
организовать педагогический процесс в детском
саду в соответствии с современными требованиями.
К.Ю. Белая заведует кафедрой педагогики и
методики дошкольного образования Московского
института открытого образования и является
членом Федерального экспертного совета по
дошкольному образованию, а также председателем
жюри конкурса «Московские мастера» по профессии
«Воспитатель года».
Концепция курса
Целью данного курса является
оказание помощи слушателям в осмыслении их
собственного опыта управления и системы
методической работы с кадрами, а также внедрение
в практику новейших достижений в области
управления.
В основе технологии управления дошкольным
образованием, разработанной П.И. Третьяковым и
К.Ю. Белой, лежит концепция управления по
результатам, предложенная финскими авторами
(Санталайнен и др.). Данный курс поможет
руководителю составить программу развития
своего дошкольного учреждения с учетом
социального заказа.
При управлении по результатам каждый
участник педагогического процесса должен уметь
увязать свое участие в общем деле с
деятельностью других членов коллектива — об
этом будет рассказано в лекции «Организационные
основы эффективной методической работы».
Контрольная функция является неотъемлемой
частью управленческой деятельности. Автор
рассматривает особенности построения системы
внутрисадовского контроля.
Освоение курса менеджмента позволяет
перейти от вертикальной
командно-административной системы управления к
горизонтальной системе профессионального
сотрудничества. В предлагаемом курсе
раскрываются основные управленческие механизмы,
обеспечивающие переход дошкольного учреждения
из функционирующего в развивающий режим. |
Н.А. РЫЖОВА
Экологическое образование в детском
саду
РЫЖОВА
Наталья Александровна — доктор
педагогических наук, кандидат биологических
наук.
В 1977 г. окончила Московский государственный
университет им. М.В. Ломоносова.
Является ведущим научным сотрудником Центра
«Дошкольное детство», редактором
образовательных журналов «Обруч» и
«Экологическое образование: до школы, в школе,
вне школы».
Автор и соавтор программ по экологическому
образованию дошкольников («Наш дом — природа»,
«Национальная стратегия экологического
образования в РФ»).
Преподаватель Высшей школы наук об окружающей
среде.
Автор около 200 научных, научно-методических и
научно-популярных работ (монографии,
учебно-методические пособия, научные и
научно-популярные статьи, книги и игры для детей
и родителей, экологический атлас и т.п.), как в
российских, так и в зарубежных изданиях.
Материалы были представлены на телеканале
«Культура».
За работу в области экологического образования
дошкольников награждена почетными грамотами.
Концепция курса
Экологическое образование уже стало
неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Именно поэтому у педагогов возникает множество
вопросов. Как создать эффективную систему
экологического образования в детском саду,
основанную на интегрированном подходе? Как
сделать так, чтобы идеи экологического
образования реализовывались через разные виды
деятельности ребенка: экспериментирование,
наблюдение, труд, игру, музыкальную,
изобразительную, физическую деятельность? На эти
и многие другие вопросы можно найти ответы в
курсе лекций Н.А. Рыжовой. Цель курса — дать
слушателям основы современного экологического
образования дошкольников и практические
рекомендации: как создать развивающую среду
(экологическую комнату, лабораторию, живой
уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.);
какие методики использовать в работе с детьми;
для чего дошкольному учреждению нужен
«Экологический паспорт».
Курс лекций будет интересен не только
руководителям, воспитателям дошкольных
учреждений и УВК, но и педагогам по
изодеятельности, инструкторам по физической
культуре, музыкальным руководителям и другим
специалистам ДОУ, а также сотрудникам управлений
образования, педагогам учреждений
дополнительного образования (экологических и
биологических центров, домов детского
творчества и т.п.). |
В.Г. АЛЯМОВСКАЯ
Современные подходы к оздоровлению
детей в дошкольном образовательном учреждении
АЛЯМОВСКАЯ Вера Григорьевна —
кандидат психологических наук, преподаватель
Нижегородского психологического института,
автор книг и пособий для педагогов детского сада.
Алямовской принадлежит множество подлинных
открытий в организации жизни детского сада на
разных его уровнях, множество интересных
практических «придумок» — от организации
столовой и театра в детском саду до целостной
системы закаливания и методики «выращивания»
педагогической команды. За каждым словом Веры
Григорьевны стоит огромный и по-своему
уникальный практический опыт — воспитателя,
методиста, заведующей. Сегодня Вера Григорьевна
учит взрослых в институте, на курсах повышения
квалификации, на семинарах в детских садах.
Концепция курса
Опыт формирования личности так
многолик, так неповторимы условия, в которых
протекает жизнь детей в детском саду, что
появилась необходимость его осмысления и
обобщения. В этом контексте возникает проблема
изучения современных научных оснований
построения оздоровительной деятельности в
дошкольном учреждении, овладения основами
построения здоровьесберегающих технологий.
Курс имеет два основания — педагогическое и
медико-психологическое.
Целью данного курса является оказание помощи
слушателям в рефлексии и осмыслении их
собственного опыта оздоровления детей, а также
освоение современных подходов к организации
оздоровительной деятельности в дошкольном
учреждении и формирование на этой основе
профессионального педагогического мышления.
В процессе освоения курса слушатели должны:
— освоить методику разработки и
планирования различных
физкультурно-оздоровительных мероприятий и
технологию мониторинга физического воспитания;
— научиться составлять микроцикл
и макроцикл физической и интеллектуальной
деятельности детей;
— освоить технологию обеспечения
психологической безопасности ребенка во время
его пребывания в дошкольном учреждении;
— иметь представления о
возможности использования принципов семейного
воспитания в технологиях оздоровительной
работы. |
Е.Е. КРАВЦОВА
Психологические основы дошкольного
воспитания
КРАВЦОВА Елена Евгеньевна —
доктор психологических наук, директор Института
психологии им. Л.С. Выготского, автор множества
научных монографий и популярных книг для
педагогов и родителей. Елена Евгеньевна работала
вожатой в пионерском лагере (правда, это был не
простой лагерь, так как руководил им О.Газман —
один из «столпов» коммунарского движения
середины 70-х годов), музыкальным руководителем в
детском саду, психологом в детской поликлинике,
педагогом-психологом в школе. Сама Е.Е. Кравцова
своим главным профессиональным достижением
считает участие в создании образовательной
программы «Золотой ключик» для детей
дошкольного и младшего школьного возраста, а
одной из главных задач настоящего времени —
повышение уровня психологической культуры в
обществе.
Концепция курса
В последние десятилетия, анализируя
систему образования, многие ученые и практики
справедливо указывают на необходимость
включения психологии в повседневное обучение
детей. В педагогических училищах и колледжах,
институтах и университетах программой обучения
предусмотрено довольно большое количество
дисциплин психологического характера.
Практически все курсы повышения квалификации
также включают в себя психологические
дисциплины. Однако увеличение часов по
психологии мало что изменило в педагогической
практике. Это в первую очередь связано с тем, что
психологию (как, впрочем, и любую другую науку)
можно изучать, а можно ею пользоваться. И этому
умению нужно по-разному обучать разных
специалистов.
Данный курс психологии адресован именно
педагогам дошкольных учреждений, учитывает
особенности их профессиональной деятельности,
их проблемы.
Курс опирается на два неизменных постулата:
только то обучение хорошо, которое ведет за собой
развитие; то, что ребенок может сегодня сделать с
помощью взрослого, завтра он сумеет сделать
самостоятельно. Однако их применение в практике
требует специфического обучения психологии.
Курс «Психологические основы дошкольного
воспитания» — своеобразное введение в
возрастную и педагогическую психологию, без
знания которой работа с детьми дошкольного
возраста оказывается малоэффективной. |
Уважаемые читатели!
В рамках курса Е.Кравцовой
«Психологические основы дошкольного
воспитания» был объявлен конкурс на лучший
«Психологический дневник», который вели
студенты.
В летних номерах мы начнем публикацию лучших
дневниковых записей. А в сентябре, ко Дню
дошкольного работника, объявим победителей
конкурса.
Редакция
|