Марина АРОМШТАМ
едагогический
детектив,
или
Вариации на тему «Доживем до
понедельника!»
Пятница. Вечер. Стирка, уборка, готовка —
мягкое погружение в домашнюю бытовуху: иногда
успокаивает нервы. Все-таки перемена
деятельности. И вдруг этот телефонный звонок.
— Извините за беспокойство, но к кому же мне
обратиться? Пропал кошелек. Деньги не Бог весть
какие… Хотя тоже жалко. А вот паспорт… Может,
паспорт отдадут? Вы уж повлияйте как-нибудь…
Зачем им паспорт?..
Погружение сорвано. Мягкие объятия быта
мгновенно разрушаются. Какой еще кошелек? Ничего
не понимаю…
— Мой кошелек. Наверное, из ваших ребят
кто-нибудь… Простите, из наших…
— Не может быть! Чтобы МОИ — стащили?..
Здесь необходима авторская
ремарка. Когда меня спрашивают: «Как поживают
ваши дети?», я всегда уточняю: «Вы каких имеете в
виду — личных или общественных?» Так вот, в
данном случае речь идет о третьеклассниках,
которых я учу. Очень хорошо учу, прямо-таки
прекрасно. А уж как воспитываю! И чтобы у меня — у
нас — таких хороших, вдохновенных и творческих —
случилось что-нибудь в этом роде? Да я никогда в
это не поверю.
— Помогите, пожалуйста…
Вдох-выдох… Не больно-то мы хорошие… И драки
бывают, и оскорбления — это среди всех наших
спектаклей-разговоров. Да и взять без спроса
что-нибудь могут… Это, правда, давно было, в
детском саду еще. Егор утащил как-то домой чужую
машинку. Сначала одну, потом — другую… Я тогда
склонна была оценить ситуацию как «возрастную».
Скооперировались мы с Егоркиными родителями —
людьми тонкими и умными, обсудили происшествие,
поставили условие мальчишке: хочешь что-нибудь
домой взять, попроси. А мы решим, можно или нельзя,
и определим сроки, если можно. Тогда сработало…
Но то все были игрушки. А это — настоящая,
взрослая «кража». Чужой кошелек. Не просто чужой
— учительский!
Сколько раз мне приходилось слышать про такие
случаи: учительница плачет в пустом классе; пока
выгораживала на педсовете очередного оболтуса,
из сумки стащили кошелек с зарплатой. И в
рыданиях — такое типичное для школьной жизни:
«Для вас же, сволочи!»
А теперь — рядом. В.М. — наш учитель музыки.
Добрый, беззащитный человек, кормит двух больных
одиноких женщин. Обед носит в баночках: рис и
морковка — то ли суровая диета, то ли бедность
непроходимая.
— Главная-то неприятность в чем? Паспорт там
был, паспорт, понимаете? Может, хоть паспорт
вернут? За вознаграждение. Восстанавливать —
это, знаете, морока такая… А деньги… Да Бог с
ними, с деньгами-то…
И я обещаю, обещаю содействовать розыску,
повесить объявление, поставить в известность
школьного охранника, опросить свидетелей… В
понедельник. Все, что от меня зависит, сделаю в
понедельник. Ах, это классическое «Доживем до
понедельника!»!
Суббота. Снова звонок. На этот раз от одной
из мам.
— Вы знаете, Марина Семеновна, моя Алина очень
взволнована. Они с Наташей обратили внимание на
то, что Оля что-то уж очень странно вела себя в
буфете: всех угощала пирожными и предлагала
купить, кто что хочет. А ведь раньше деньги у нее
как будто не водились? (Да вы и сами все про их
семью знаете.) Раньше она сама всех просила: купи
мне да купи. Девочки приступили и стали
спрашивать, что это она вдруг разбогатела. Она им
сначала сказала, что ей деньги подарили. А потом
сказала, что кошелек нашла. И пошла им этот
кошелек показывать. А они, девочки-то, говорят,
что это кошелек вашего учителя музыки. Оля-то
отпиралась, говорила, что не знает, чей кошелек.
Да они видели — в кошельке паспорт лежит.
Пришли домой — и давай друг к другу бегать, все
обсуждать. И так уж возмущались, так
возмущались… Говорят, у В.М. и так денег мало —
это все знают. Вот и попросили меня позвонить…
Хотя и боялись чего-то… Может, что на них
подумают? Но не смолчали.
Так что вы уж сделайте что-нибудь…
— Сделаю, сделаю. Спасибо большое.
Значит, все-таки мои… Оля. Папа спившийся
интеллигент, на инвалидности. Зарабатывает на
жизнь семьи мать. Оба — активные участники
классной жизни — спектаклей, походов. Неприятно
их расстраивать. Надо как-то потактичней
сказать...
Одна радость, что деньги нашлись так легко. И
паспорт этот многострадальный. Если, конечно, его
для конспирации не выбросили.
Звоню Олиной маме.
— Анна Владимировна! У нас произошел очень
неприятный случай. У В.М. пропал кошелек. Говорят,
его видели у Оли. Поговорите с дочкой, только
осторожно и без излишней нервозности. Не думаю,
что вам стоит делать из ситуации далеко идущие
выводы. Единичные случаи детского воровства —
это в общем-то явление в пределах нормы. Если
отреагировать быстро и правильно, то пройдет и
забудется. Главное, чтобы кошелек вернулся к
хозяину. Я не думаю, что в Олином случае стоит
выносить произошедшее на общественный суд.
Полагаю, вы сами прекрасно с этим разберетесь.
Олина мама встревожена, но демонстрирует
полное понимание. Вот и ладно…
Воскресенье. Олина мама перезвонила.
— Кошелек нашли. Паспорт на месте. Истраченные
деньги возместили. Завтра все вернется к В.М., не
беспокойтесь.
Хорошие люди — Олины родители. Значит, и правда,
доживем до понедельника.
Понедельник. В понедельник В.М. забежал
сообщить мне, что все утряслось. Радости особой
он при этом не испытывал: три года учил Олю на
скрипочке играть — и вот тебе результат
воздействия святого искусства! Я попыталась
сказать ему какие-то слова — мол, бывает, не надо
абсолютизировать. Но, видно, он переживал не
столько потерю денег, сколько унижение. Надеюсь,
это как-нибудь заживет.
А в общем понедельник нормально прошел. Как
обычный понедельник…
На выходе из школы меня поджидал Олин папа:
— Мы вернули кошелек, — сказал он медленно и
членораздельно, с нажимом на слово «вернули», —
но мне бы хотелось посмотреть в лицо родителям
этой девочки —
Наташи, которая так ловко «провела»
расследование!
— Что такое? В чем дело? — Я уже расслабилась и
не сразу поняла, о чем речь.
— Вы думаете, кошелек стащила Оля? Вовсе нет!
Она мне все рассказала! Это Наташа его стащила. А
Оле на хранение отдала — чтобы следы замести! И
еще все шутила: давайте паспорт выкинем, чтобы
никто ни о чем не догадался!
Господи мой Боже! Наташка? Вот ведь
противная девчонка! Недаром у меня в последнее
время с ней столько неприятностей: опаздывает,
домашнее задание не сделает — врет! Но это не для
Олиного папы. Для Олиного папы вопрос:
— А Оля-то, Оля зачем взяла этот кошелек?
— Как зачем? Вы же знаете: у нее сложности с
ребятами. Ей хочется, чтобы девочки с ней дружили.
А это — такое доверие! Общая тайна! И они ведь,
девчонки эти — Наташка и другая какая-то, — еще
ей и говорили: «Ты возьми и подержи у себя, пока
нам деньги не понадобятся! А мы с тобой дружить
будем, секреты всякие рассказывать». Так вот я
хочу в лицо этим родителям посмотреть, папе этой
Наташки… Это как же они дочь воспитывают, что она
готова другого заложить?..
В лицо своему папе Наташка, может, тоже хочет
посмотреть, но ей — как и вам, дорогой, — это в
ближайшем будущем не удастся (я отчего-то сильно
раздражаюсь), потому как этот папа от ее мамы три
месяца назад ушел. И вот Наташка дома плачет, не
учится, плохо спит, а потом опаздывает и
обманывает, что кот тетрадки описал...
— Не думаю, что сейчас нужно устраивать очные
ставки между родителями. Завтра я поговорю с
обеими девочками.
И кто это придумал, что нужно дожить только до
понедельника?..
Вторник. И как я только дожила до конца
урока? Давно не испытывала такой злости.
— Прошу всех погулять в коридоре. Оля и Наташа!
Мне надо с вами поговорить.
Сели. Они рядом, я — напротив.
— Я вас слушаю!
Технике допросов меня не учили. Но, наверное,
это делается именно так: наехать, навалиться всем
своим существом, эдак сверху вниз, смотреть
неотвратимо пронзительно…
— А что, что вы слушаете?
Это Наташка.
— Слушаю историю о том, как Наташа отдала на
хранение Оле чужой кошелек.
— Я так и знала! Я так и знала!
И сразу — в слезы. Это обычная реакция в
последнее время.
— Что ты знала?
— Что вы не поверите! Не надо было мне ничего
говорить! Но В.М. было жалко! У него и так денег
нет!
Это все — сквозь ужасные рыдания. Значит, не
Наташка?
— Оля?!
Пауза.
— Я тебя слушаю.
— Я не брала… (Наташка начинает рыдать еще
сильнее.)
— Оля?!..
— Я взяла этот кошелек. Когда не было никого в
классе, вошла и взяла.
— Какого же черта ты наплела своему отцу всю
эту гадкую чушь?
Обнимаю рыдающую Наташу, глажу ее
по голове: бедное, бедное существо. Сколько же она
должна была пережить за эти дни! Она «знала, что я
ей не поверю»? Вот ужас-то… И надо сдерживаться,
чтобы не разорвать на клочки эту глупую, нет —
эту жуткую Ольгу! Это надо же — придумать такую
изощренную версию получения кошелька! Вот уж не
откажешь в развитии воображения…
— Я считала, можно не рассказывать ребятам о
кошельке. Я думала, ты, мама и папа поговорите о
случившемся дома, и этого будет достаточно, чтобы
ты никогда больше так не делала. Но эта ситуация с
Наташей… Она хуже, чем сама кража. Это
предательство. Понимаешь ты? — предательство!
Взять и подставить другого человека!.. Какая
гнусность!..
Я уже не могу выключиться. Я похожа
на чайник со свистком. Как плохо, что у человека
нет крышечки, которую можно отвинтить и
выпустить пар!
Звонок. Заходят дети. Любопытство сменяется
напряженным ожиданием.
— Пожалуйста, сядьте на ковер.
Все душещипательные разговоры («беседы о
нравственном поведении» и просто о важном)
происходят на ковре. Там и много хорошего
происходит. А иногда — вот такое. Тут просто
необходимо, чтобы все сидели в кругу. И я тоже. Это
род народного вече.
— Я не хотела рассказывать вам об одном
событии, произошедшем у нас в классе. Мне
казалось, так будет лучше… Но обстоятельства
изменились, и нужно, чтобы вы знали: у нас в классе
произошла кража…
Дальше я излагаю сюжет с
подробностями. Наташа закрыла лицо руками. А Оля
улыбается. Такой легонькой улыбкой висельника.
Она сидит прямо напротив меня. Совпадение? И я
теряю логику. Я начинаю нести откровенную чушь:
про то, что мы все виноваты в пропаже кошелька,
потому что с Олей никто не хочет стоять в паре,
потому что мы все безобразно учимся (почему,
собственно, «мы»?), потому что в мире много
обездоленных людей, потому что мы не привыкли
никого беречь, потому что наши родители — у них
есть свои, взрослые переживания и болезни, потому
что я не могу работать в классе, где можно ради
выгоды заложить другого человека, предать за
сухарик, и вообще — я уже ничего не могу. И читать
я сегодня тоже не могу, и объяснять ничего не
могу, потому что я живой человек, и что же мне
говорить с ними про прекрасное, доброе, вечное,
если кругом такое дерьмо…
— Ты так и сказала — «дерьмо»? — интересуется
мой сын, когда вечером за ужином я пытаюсь
пересказать свой монолог.
— Не уверена. Может, и нет. Надеюсь, что нет. Есть
же синонимы…
— Попробуй подобрать, — ласково советует
другой.
— А вообще-то тебя надо уволить, — подытоживает
муж. — Не за «дерьмо», а за отсутствие
педагогической выдержки и такта. Ты подумала, как
эта девочка — эта Оля — сможет завтра прийти в
школу? Каково ей будет жить дальше в твоем классе?
— Но я же не могла по-другому… Что я должна была
сделать? Мне казалось, я смягчила, насколько
возможно… Господи, какой ужас! Я попробую
исправить ситуацию.
— Сомневаюсь, что получится.
Я тоже сомневаюсь… Завтра среда.
Среда. Милый диктофон, диктофончик мой! На
тебя вся надежда. Сегодня я опять никого ничему
не смогу учить… Через два дня контрольная
работа. Наверное, меня правда надо уволить. А вот
и Олина мама. Ждет меня у школьных ворот.
Начинается…
— Марина Семеновна! Я все знаю. Оля рассказала.
Мы, конечно, потрясены… Мы очень вас ценим, но
Оле, наверное, лучше перейти в другую школу. Вряд
ли ребята теперь захотят с ней общаться…
— Не надо торопиться с выводами. Поживем —
увидим. Главное, чтобы вы правильно все пережили
и осмыслили.
Надо же, я еще могу изображать
рассудительность! Бедная Олина мама. Представляю
себя на ее месте… Ну, диктофончик, выручалочка
журналистская, не подведи!
— Сегодня мне хотелось бы вернуться к событиям
вчерашнего дня. Наверное, каждый из вас об этом
думал. Возможно, вы обсуждали что-то со своими
домашними.
Мне очень важно, чтобы вы высказались.
Попробуйте выразить свои ощущения. Только
честно. Вы помните, что все высказывания
записываются на пленку — это архив наших мыслей
и переживаний.
Кто первый?
Вот первый:
— Я не понимаю, как можно взять чужое. Так
стыдно! Взрослых за это сажают в тюрьму. Оле
должно быть очень стыдно.
Звучит прямо, честно, но уж очень правильно. Оле
конечно же стыдно.
Следующий:
— Я согласна с Петей: воровать стыдно. Но нам
всем надо поскорее забыть об этой ситуации: Оля
уже достаточно наказана. Я думаю, она все
перечувствовала.
И дальше — как прорыв плотины:
— Очень неприятно, когда на другого
наговаривают. Нехорошо. Но со всеми бывает. Надо
простить Олю. Я уверена, она больше никогда так не
будет.
— Воровать плохо. Есть еще много плохого. Не
давать друг другу руку — тоже плохо. Тот, кто без
пары остался, — ему же обидно очень. Оставить
человека одиноким — это же его толкнуть на что-то
плохое. Оля плохо сделала. Но она больше так не
будет. Не будет никогда. Я уверена.
— Мы в буфете часто вкусности покупаем, потому
что нам деньги дают. Но не всем дают. Оле,
например, не дают. А некоторые смеются. Выходит,
они тоже виноваты в этом — в том, что кошелек
стащили. Воровать очень плохо. Но Оля больше не
будет.
— Я тоже думаю, что не будет. (Это Наташа.) У В.М.
ведь тоже мало денег. Нужно просто поставить себя
на место другого человека. Тогда не сделаешь
много чего плохого. А Оля не будет больше. И мы
будем с ней дружить, потому что мы себя тоже на ее
место поставить можем.
Оля перестала улыбаться. Теперь она
готова заплакать. (Я, впрочем, тоже.) Значит, будем
жить? Кризис миновал? Пожалуй, я даже смогу
почитать им сегодня о чем-нибудь «добром и
вечном».
— Я рада, что каждый из вас высказал свое личное
мнение. Всем вам спасибо. Признаюсь, вчера мне
было очень плохо от всего произошедшего: будто я
сама что-то своровала или кого-то оговорила. Я не
могла смотреть на Олю — из-за Наташи. Но я ругала
себя за это чувство. Я знаю, что Оля ко всем нам
очень привязана, и она не хочет поступать плохо. И
я бы тоже хотела, чтобы мы больше не вспоминали о
том, что произошло. Мы все получили урок.
Теперь надо улучить момент и обнять
эту поганку Ольгу: она очень в этом нуждается.
Впрочем, я, кажется, не одинока в своих
намерениях, и сегодня Оле достанется в буфете
много вкусностей. Будто она именинница… Похоже,
она и впрямь заново родилась…
— Знаете, я решила пока не увольняться, —
сообщаю я за ужином своей семье (явно
разочарованной этим известием). — Я лишний раз
убедилась, что у меня в классе учатся ЛЮДИ. У них
даже ослаблено желание съесть кого-нибудь живьем
по моральным соображениям…
— Ты так и формулируешь им «принципы
гуманизма»?
— Конечно, есть синонимы.
— Ну, подбери!
Эх, оболтусы-оглоеды! Оглоедики
родные! Урок мы с вами получили. Да не тот! Что-то
будем завтра делать на контрольной по
математике?..
|