Мать и дитя: единое
«пра-мы»
С первого взгляда легко может
показаться, что младенец совершенно или почти
асоциальное существо. Это впечатление глубоко
ошибочно. Мы встречаемся в младенческом возрасте
с совершенно специфической, глубоко
своеобразной социальностью ребенка, которая
вытекает из единственной и неповторимой
социальной ситуации развития, своеобразие
которой определяется двумя моментами.
Младенец не в состоянии сам
удовлетворить ни одной жизненной потребности.
Они могут быть удовлетворены не иначе как с
помощью взрослых, ухаживающих за ним. (…) Таким
образом, первый контакт ребенка с
действительностью оказывается целиком и
полностью социально опосредованным.
Вторая особенность, характеризующая
социальную ситуацию развития в младенческом
возрасте, та, что при максимальной зависимости от
взрослых, при полной вплетенности и вотканности
всего поведения младенца в социальное ребенок
лишен еще основных средств социального общения в
виде человеческой речи.
В этом противоречии и заложена основа
всего развития ребенка в младенческом возрасте.
(…)
Если ребенок физически отделяется от
матери в момент родов, то биологически он не
отделяется от нее до самого конца младенческого
возраста, пока не научится самостоятельно
ходить, а его психологическая эмансипация от
матери, выделение себя из первоначальной
общности с ней наступает только за пределами
младенческого возраста, в раннем детстве.
Поэтому основное новообразование младенческого
возраста может быть лучше всего обозначено с
помощью термина, введенного в немецкой
литературе для названия изначально возникающей
психической общности младенца и матери,
общности, которая служит исходным пунктом
дальнейшего развития сознания, — «Ur-wir», «пра-мы».
Это первоначальное сознание психической
общности, которое предшествует возникновению
сознания собственной личности (т.е. сознания
дифференцированного и выделенного «я»), является
сознанием «мы», но не тем подвижным, сложным,
включающим уже «я» сознанием позднего «мы»,
которое возникает в более старшем возрасте. Это
первоначальное «мы» относится к более позднему
«мы», как отдаленный предок к потомку.
Л.С. ВЫГОТСКИЙ.
Из работы «Младенческий возраст»
|