Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2005

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Мать и дитя: единое «пра-мы»

С первого взгляда легко может показаться, что младенец совершенно или почти асоциальное существо. Это впечатление глубоко ошибочно. Мы встречаемся в младенческом возрасте с совершенно специфической, глубоко своеобразной социальностью ребенка, которая вытекает из единственной и неповторимой социальной ситуации развития, своеобразие которой определяется двумя моментами.

Младенец не в состоянии сам удовлетворить ни одной жизненной потребности. Они могут быть удовлетворены не иначе как с помощью взрослых, ухаживающих за ним. (…) Таким образом, первый контакт ребенка с действительностью оказывается целиком и полностью социально опосредованным.

Вторая особенность, характеризующая социальную ситуацию развития в младенческом возрасте, та, что при максимальной зависимости от взрослых, при полной вплетенности и вотканности всего поведения младенца в социальное ребенок лишен еще основных средств социального общения в виде человеческой речи.

В этом противоречии и заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте. (…)

Если ребенок физически отделяется от матери в момент родов, то биологически он не отделяется от нее до самого конца младенческого возраста, пока не научится самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери, выделение себя из первоначальной общности с ней наступает только за пределами младенческого возраста, в раннем детстве. Поэтому основное новообразование младенческого возраста может быть лучше всего обозначено с помощью термина, введенного в немецкой литературе для названия изначально возникающей психической общности младенца и матери, общности, которая служит исходным пунктом дальнейшего развития сознания, — «Ur-wir», «пра-мы». Это первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности (т.е. сознания дифференцированного и выделенного «я»), является сознанием «мы», но не тем подвижным, сложным, включающим уже «я» сознанием позднего «мы», которое возникает в более старшем возрасте. Это первоначальное «мы» относится к более позднему «мы», как отдаленный предок к потомку.

Л.С. ВЫГОТСКИЙ.
Из работы «Младенческий возраст»

 

Рейтинг@Mail.ru