Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2005

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Что впитывает ребенок с молоком матери?

В 70-е годы в США проводились исследования, в которых участвовали молодые матери и их младенцы. Выяснялось, как влияет на развитие ребенка стиль поведения матери во время кормления.

Одни вели себя свободно и раскованно, но при этом тонко чувствовали своих детей. Хочет малыш покрутить пуговку на кофточке — «Вот как хорошо! Ах, какая интересная пуговка!» Хочет поиграть материнскими пальцами — «Давай, дорогой, поиграем!» Улавливая желания малыша, смену его настроения, такая мама еще и успевала пококетничать с оператором, фиксировавшим эксперимент с помощью камеры. Но — не в ущерб ребенку.

Этот стиль поведения матери при кормлении был признан психологами наиболее желательным и способствующим развитию малыша.

Другой тип женщин получил название «суетной матери». Суетная мать все время суетится, стремясь сделать все как можно лучше. Но, суетясь, она не успевает понять, что в действительности нужно ребенку. Она хотела бы понять малыша, но слишком обременена своей неорганизованностью, неумением отделить главное от второстепенного. Однако подобная ситуация все-таки позволяет ребенку нормально развиваться.

Нарушения в развитии проявляются у младенцев, которых воспитывают матери-«некрофилки» и матери-«красотки».

Мать-«некрофилка» не радуется ребенку во время кормления. Она испытывает облегчение, когда кормление заканчивается и ребенок засыпает: спит ребенок — нет проблем. И хорошо бы, он спал подольше. Дети «некрофилок» со временем становятся беспокойными. Им свойственны неадекватные реакции на проявление интереса со стороны взрослых. Они слабо реагируют на попытки поиграть с ними.

Для матери-«красотки» важнее всего, как она выглядит. Ребенок воспринимается такой матерью как атрибут окружающей ее обстановки, элемент дизайна. Если малыш пролил молоко во время еды, кормление, несмотря на протесты ребенка, тут же прерывается. Сначала все с завидной педантичностью приводится в надлежащий порядок: вытирается лужица, подбородок, рот, подвязывается новая салфетка, оправляется платье — и лишь потом младенцу возвращается соска. Матери-«красотке» свойственно подтрунивать над ребенком. Она придумывает для него уничижительно-ласкательные прозвища: «крысеночек», «вонючечка», «толстоморденький». Она может быть жестко выдержанной в своих действиях в отношении малыша: «А ну-ка, успокойся! Пока не срыгнешь, никакой еды не получишь!»

И что же? Дети подобных матерей вырастают физически развитыми, но гиперактивными. Им свойственны отклонения в поведении и эмоциональные нарушения.

Гиперактивность и эмоциональная неадекватность — серьезные проблемы, с которыми приходится иметь дело педагогам, медикам и психологам. Это проблемы, спровоцированные материнским поведением на первом году жизни ребенка и впоследствии оборачивающиеся против матери. И против ребенка, конечно.

Рассказал Яков ОБУХОВ,
психотерапевт, вице-президент
Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги

Ищем союзников!

Национальный Фонд защиты детей от жестокого обращения и Программа «Помощь детям-сиротам в России» оказывают содействие учреждениям и управленческим структурам в организации службы диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей раннего возраста.
Если вы хотите организовать подобную службу в своем районе, городе или поселке, составьте заявку в свободной форме и пришлите по адресу:

109028, Москва, Хохловский переулок, д. 13, стр. 1, «IREX», Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, Дубровской М.О.

На письме должна стоять пометка: «Заявка на организацию службы ранней диагностики и коррекции».
В заявке должны быть указаны имеющиеся ресурсы и структуры, поддерживающие проект: Управление образования, Управление соцзащиты, органы здравоохранения. Приветствуются межведомственные проекты. Если какая-то работа в этом направлении уже ведется, опишите ее.
Ждем ваших писем!

Помощь детям раннего возраста — назревшая проблема, которую надо решать!

Рейтинг@Mail.ru