С песенкой через порог
детского сада
Каждому малышу, помимо общения с
родителями и родственниками, нужна полноценная
жизнь в коллективе сверстников. В детском саду
малыш учится соизмерять эгоистичное «хочу» с
общественным «надо», здесь под руководством
опытных педагогов он приобретает новые полезные
навыки, знакомится с правилами хорошего тона и
азами эстетики.
Однако и в этом хорошем деле — системе
коллективного воспитания — есть свои проблемы.
Одна из них — приспособление к новому
коллективу.
Поступление в детский сад —
драматическое событие в жизни ребенка,
определенное испытание для его психики, а иногда
и для здоровья.
Ребенок тяжело переносит даже
временную разлуку с родителями, домом, привычным
для него укладом жизни. Это вполне оправданно и
объяснимо. В первые годы жизни малыш беспомощен,
беззащитен и почти всегда требует присутствия
взрослых. А на пороге детского сада ребенок не
только расстается с родителями, но и встречается
с массой непонятных и поэтому устрашающих
явлений. Он оказывается в гулкой и пестрой
сутолоке чужой комнаты, среди чужих детей, с
чужой тетей. Да и порядки здесь совсем другие:
надо соблюдать режим, спать днем, есть
«противную» кашу.
На
все это дети раннего возраста отвечают реакцией
биологической осторожности или протеста:
становятся вялыми, робкими, плачут, капризничают,
упрямятся, не хотят выходить из дома, а у двери
детского сада в страхе цепляются за мать. Иногда
в поведении ребенка даже проявляются черты,
свойственные детям более раннего возраста:
примитивной становится речь, возобновляется
интерес к забытым игрушкам, временно
утрачиваются некоторые навыки. У детей,
приученных к опрятности, может появиться ночное
недержание мочи. Иногда наблюдаются неврогенные
нарушения: срыгивание, рвота, «беспричинное»
повышение температуры и т.п. У одних может
нарушиться сон, у других может ухудшиться
аппетит.
Разумеется, все эти проявления не
встречаются у одного ребенка сразу. В
подавляющем большинстве случаев эти «симптомы»
отражаются на поведении малыша в течение
короткого промежутка времени. Но каким бы
кратким не был период адаптации, для ребенка он
далеко не безобиден. Эмоциональные стрессоры
запускают каскад гормональных реакций, конечным
результатом которых оказываются снижение
защитных функций организма и повышение
вероятности острых респираторных инфекций.
«Нужно признаться, — замечает по этому поводу
известный американский педиатр Б.Спок, — что в
детском саду дети простужаются чаще, чем дома. Но
это не причина, чтобы не пускать ребенка в
детский сад. Крепкий, здоровый ребенок не
пострадает от нескольких лишних простуд, если
они протекают легко». А если заболевание
протекает тяжело? А если ребенок ослаблен?
Исследователями
Отдела здоровья ребенка НИИ педиатрии АМН СССР
установлено, что к числу главных причин
осложнения адаптации при поступлении в детский
сад относятся эмоциональные стрессы. При помощи
оригинальной методики сотрудники отдела
произвели количественную оценку выраженности
основных эмоций и уровня эмоционального стресса
и сопоставили эти данные с рядом
физиологических, биохимических и
иммунологических процессов и — что очень важно
— с заболеваемостью в период адаптации.
Некоторые дети (немногочисленная
группа) освоились сразу и чувствовали себя в
детском саду, как дома. У других отмечалось
снижение настроения. Но по прошествии
трех-четырех дней дети приобщались к жизни
коллектива, были веселы, деятельны, много играли.
Была группа детей с явной эмоциональной
неустойчивостью: их состояние имело динамику от
«хорошо» к «так себе» и в заключение к «очень
хорошо».
Помимо этих трех групп, которые и по
поведению, и по заболеваемости можно отнести к
благополучным, была выделена группа трудно
адаптирующихся детей. В течение пяти-семи дней
наблюдений стрелка их эмоционального состояния
стабильно показывала «плохо» и «очень плохо».
Именно у них были главные срывы: большинство
заболели, а некоторых пришлось забрать домой.
Казалось бы, какая связь между
эмоциями и респираторными заболеваниями? Но в
том-то и заключается своеобразие детского
организма, что за фасадом ребячьих капризов и
протестов в нем происходят сложные перестройки,
захватывающие деятельность всех важнейших
систем жизнеобеспечения. В легких случаях все
ограничивается незначительным снижением
настроения. Но по мере усиления эмоционального
стресса в процесс адаптации вовлекается вся
сфера обслуживания организма. Это
свидетельствует, что психологическая защита
оказалась несостоятельной, и организму
приходится изыскивать какие-то дополнительные
резервы. Риск заболеваемости усиливается
снижением аппетита и уменьшением веса, что
влечет за собой дефицит белков, необходимых, в
частности, для воспроизводства антител. С таким
сложным и в чем-то противоречивым переплетением
событий организму не так-то легко справиться. И в
этом ему должны помочь родители и воспитатели.
Нам поможет музыка
Для эффективного руководства
процессом привыкания детей к детскому
учреждению нужна продуманная система
педагогических воздействий.
В качестве одного из средств, способствующих
облегчению процесса адаптации к дошкольному
учреждению, в детском саду № 92 г. Йошкар-Олы
стали использовать музыку, произведения
материнского фольклора и игровые потешки.
Педагоги заранее выяснили домашний
режим детей, способы кормления, укладывания
спать, узнали, как ребенок засыпает, какой у него
аппетит, как было организовано бодрствование.
Как выяснилось из бесед с родителями, в каждом
доме есть музыкальная аппаратура или инструмент.
Практически все мамы, папы или бабушки, укладывая
ребенка спать, пели колыбельные, простые
народные песенки. Все родители отметили, что
ребенок любит слушать пение взрослых как без
музыкального сопровождения, так и в
магнитофонной записи. Слушая музыку, дети
эмоционально откликаются на нее, используют
возгласы, мимику, жесты, движения.
С родителями провели беседу-консультацию на тему
«Музыка в жизни ребенка». Во время консультации
дали советы по музыкальному воспитанию ребенка в
семье, а также разучили несколько несложных
детских песенок для данного возраста. Этот
репертуар и должен был использоваться
педагогами в первые дни посещения ребенком
детского сада.
Вот первый малыш переступил порог детского сада.
Воспитатель выходит ему навстречу, улыбается,
здоровается, общается с ним так, чтобы глаза
оказались на одном уровне с глазами ребенка. В
группе звучит тихая, спокойная музыка. Педагог
берет ребенка за руку, если он позволит это
сделать, приласкает его. Если же ребенок
прижимается к маме, педагог не настаивает. Пусть
мама держит ребенка за руку столько, сколько он
захочет. Воспитатель предлагает маме остаться в
группе и старается заинтересовать ребенка,
предлагает поиграть с ним в музыкальную игру
«Есть у нас чудесный дом» (слова Э.Костиной,
музыка Н.Д. Бордюг). Для этой игры используются
игрушки, принесенные мамой из дома. Маме
предлагается вместе с малышом спрятать в домик
игрушки. Затем воспитатель поет:
Есть у
нас красивый дом!
Дом, дом, дом, дом!
И живут игрушки в нем.
В нем, в нем, в нем.
Алеша к дому подойдет!
Подойдет, подойдет!
Алеша спросит: «Кто живет?
Кто в домике живет?».
После исполнения песни ребенку
предлагается достать из домика игрушки, а мама
поможет ему назвать их (кукла — Ляля, петушок —
Петя, машинка — би-би и т.д.). Ребенок радуется
игре со знакомыми игрушками, просит с помощью
жестов повторить игру.
В часы приема детей их эмоциональный тонус
помогает повысить игра «Петрушка» (слова
Ю.Островского, музыка Р.Рустамова).
Игра «Петрушка»
Дети сидят на стульях. Воспитатель
приносит игрушечного Петрушку, прикрепленного к
резинке. Исполняется первый куплет песни
Это что там за игрушка? / 2 раза
Дети, к нам пришел Петрушка.
Увидел он ребят —
До чего всем он рад! / 2 раза
Педагог показывает игрушку детям.
Во время исполнения второго куплета Петрушка
танцует на ладошке у одного из детей.
У Алеши на ладошке / 2 раза
Попляши, дружок, немножко,
Попляши, не ленись,
Как волчок покружись! / 2 раза
На слова «Попляши, не ленись»
воспитатель кружит игрушку то в одну сторону, то
в другую.
Такие совместные игры хорошо успокаивают детей.
Их желательно проводить по нескольку раз в день.
Нежное и трогательное отношение к ребенку
выражается с помощью утренних песенок:
Доброе
утро, заинька мой,
Доброе утро, Алеша дорогой,
А я Алешеньку люблю,
Ему песенку спою:
— Доброе утро, заинька мой,
Доброе утро, Алешенька родной!
или
Доброе утро, ягодка моя,
Доброе утро, сладенькая,
А я Аринушку люблю,
Я ей песенку спою:
— Доброе утро, ягодка моя,
Доброе утро, сладенькая!
(Слова Э.Костиной, музыка Н.Бордюг)
Общение с музыкой у маленьких детей
ситуативно, важно увидеть и почувствовать
необходимость или возможность звучания музыки в
тех или иных ситуациях, возникающих в течение
дня.
При умывании используются «бытовые
песенки»:
В руки мыло мы возьмем,
И водичку мы польем,
Моем руки быстро, быстро, быстро.
Моем чисто, чисто, чисто!
А потом лицо умыли,
Глазки тоже мы промыли,
Полотенцем утирались,
На себя мы любовались!
Перед кормлением малышей часто поются
ласковые песенки.
Кушай кашку, девочка,
Девочка-припевочка,
Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай!
В
песнях педагог обращается по имени то к одному
ребенку, то к другому. Для малышей это очень
важно.
Главное в адаптационный период — создать
условия, предотвращающие возможность истощения
детского организма, поскольку длительное
бодрствование в коллективе приводит к
хроническому накоплению утомления даже на фоне
интересной организации жизни детей. Время начала
дневного сна в детском саду приходится на спад
биоритмической активности организма детей
данного возраста и определяется с учетом тех
изменений в организме ребенка, которые требуют
восстановления. Как правило, в адаптационный
период сон у отдельных детей нарушается.
Некоторые дети медленно засыпают, пробуждаясь,
плачут. Чтобы привить положительное отношение ко
сну, воспитатели организовывают с детьми игры
прямо в спальне, где стоит игрушечная кроватка
для куклы. Педагог обращает внимание детей на
разобранную постельку кукольной кроватки:
«Смотрите — это кроватка ждет кого-то. И
подушечка приготовилась, и одеяло приветливо
распахнулось... А это кто?» (берет в руки куклу).
«Что ты делаешь, Катя? Спать захотела? Ложись, а мы
тебе песенку споем» (воспитатель исполняет
колыбельную «Баю» на музыку М.Раухвергера).
На каждую кроватку ребенка сажают мягкую игрушку
— именно ту, с которой ребенок засыпает дома.
Воспитатель обращается к игрушкам на кроватках:
«Вы тоже спать захотели? Что же не ложитесь? Ждете
кого-то? А, я все поняла, вы все ждете наших
малышек, приглашаете их к себе. Ложитесь, ребятки,
в кроватки, а я вам спою песенку» (воспитатель
поет песню «Спи, мой мишка» на музыку
Е.Тиличеевой).
По мере пробуждения детей педагог обращает их
внимание на кукольную кроватку и напевает
«бытовые» песенки.
Мы простынку поправляем,
Мы кроватку убираем.
Вот так, вот так, вот так-так.
Вот так, вот так, вот так-так.
Одеяло мы поправим,
И постельку мы заправим
Вот так, вот так, вот так-так.
Вот так, вот так, вот так-так.
Пение сопровождаем соответствующими
движениями. Использование музыки в течение дня
должно регулироваться чувством меры и
чередоваться с абсолютной тишиной в комнате.
Музыка вводится постепенно. В период адаптации
дети любят просто слушать музыку или песню, но не
подпевают взрослому, так как речевая активность
в данный период снижена. Малыши начинают
подпевать некоторые слоги, концы слов, слова,
отдельные фразы только к концу адаптационного
периода, иногда позже.
Слушание музыки тесно связывается с движениями.
Ведь даже в этот период у детей достаточно
развита способность к подражанию движениям
взрослого. Все движения должны быть доступны и
выразительны.
— А мы с Олей пляшем, пляшем, пляшем (берутся
за руки),
— Ручками мы машем, машем, машем (машут руками),
— Ножками топаем, топаем, топаем (топают ногой),
— Ручками хлопаем, хлопаем, хлопаем (хлопают
ладошами).
Игра «Идет коза рогатая»
Увлекает детей и русская народная игра
«Идет коза рогатая».
Воспитатель поет песню и с шутливой угрозой
медленно приближается к детям, выставив два
пальца в виде козьих рожек.
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто соску сосет,
Молочка не пьет —
Забодаю, забодаю.
На слова «Кто соску сосет» взрослый
шутливо топает ногами, на слова «забодаю»,
«забодаю» приближает «рожки» то к одному
ребенку, то к другому. После окончания песни
приговаривает: «Мэ! Мэ!». Игра повторяется
несколько раз.
Игра «Ладушки»
Хорошо знакома детям игра «Ладушки»
(слова Блуменфелд), где ребенку предлагаются
нетрудные задания, связанные с движениями под
музыку.
Ладушки,
ладушки. Звонкие хлопошки.
Хлопаем в ладошки, хлопаем немножко.
Да!
Кашку варили, ложечкой мешали,
Куколку кормили, кошечке давали.
Да!
Кулачки сложили, кулачками били
Тук, тук, тука-тук,
Тук, тук, тука-тук.
Да!
Ладушки плясали, деток забавляли.
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля,
Да!
Ладушки устали, ладушки поспали.
Баю-баю, баюшки-баю, ладушки.
Да!
Все куплеты сопровождаются
соответствующими движениями, которые взрослый
сначала показывает, а в дальнейшем называет,
запаздывая с показом. Слово «Да!» повторяется три
раза после каждого куплета.
Большое значение в воспитании детей придается
совместным играм под пение взрослых. Игровые
действия регулируются показом, словами, музыкой.
К концу периода адаптации малыши с удовольствием
включаются в совместную пляску со взрослыми.
Игра «Ай-да»
Один из любимых танцев «Ай-да» (под
музыку Верховинца).
Ай-да, ай-да, ай-да, ай-да!
Наши ножки топотали,
Ай-да, ай-да, ай-да, ай-да!
Ножки весело плясали!
Ай!
Сначала малыш раскачивается с ножки на
ножку, держась за руки взрослого и напевая
«ай-да» (четыре раза), затем быстро топает ножками
(«Ножки весело плясали, ножки быстро топотали»).
На слова «Ай!» малыш присаживается и тянет
присесть взрослого. Затем все повторяется
сначала.
После недели посещения детского сада дети
включаются в игру «Догонялки». Воспитатель
приговаривает:
А я
Оленьку люблю
(медленно приближаясь к ребенку),
Ее быстро догоню
(топаю ногами, как бы догоняю)!
Ребенок убегает, а воспитатель с
возгласом «а-а-а» догоняет его. Эта игра стала
одной из любимых игр малышей. Включая в жизнь
детей музыку, мы помогли им расти веселыми и
жизнерадостными.
Р.ЛОСКУТОВА,
А.КУЛИКОВА,
г. Йошкар-Ола
Рисунки Анны Кротовой
|