Маленькие хитрости для
маленьких ребят
Чем богата Мария Монтессори?
Можно сколько угодно спорить о недостатках и
преимуществах педагогической системы
Монтессори. Но применительно к детям раннего
возраста она просто незаменима. «Знакомство с
предметной средой монтессори-групп и с
дидактическими материалами, использующимися в
монтессори-педагогике, — говорит главный
специалист по дошкольному образованию г.
Алексина Вера ЗАЙЦЕВА, — позволило нам обогатить
развивающую среду всех детских садов города и
послужило импульсом для творческого поиска
воспитателей. Используя принципы действия
монтессорианских «материалов», наши педагоги
придумали собственные пособия для детей. В том
числе для самых маленьких — двух-трехлеток».
Функциональные застежки
Застегивание пуговиц, безусловно,
способствует развитию пальцев.
Но это занятие можно усложнить и разнообразить
за счет формы пристегивающихся предметов.
Вот коврик с пуговицами. К нему прилагается
некоторый набор тканевых форм с прорезями
посередине, которые можно пристегнуть к
пуговицам. Можно придать тканевым формам
образность. Пусть, например, это будут цветы и
фрукты. Тогда упражнение может послужить еще и
развитию способности классифицировать предметы.
Сегодня мы «собираем» цветочную полянку. Завтра
— фруктовую. Послезавтра — морскую (если
пристегивать надо будет рыбок) или лесную (если в
качестве форм выступят силуэты животных).
Солнышко смеется
Это задание «без затей»: нужно
«украсить» солнышко разноцветными скрепками,
прикрепляя их по длине всего круга. Однако оно
отвечает потребности малышей цеплять,
нанизывать.
Результат подобной деятельности
всегда налицо. Процесс может быть ритмичным и
затягивающим. Ну а цветность скрепок открывает
дополнительные возможности для вопросов
педагога.
С этой же целью можно использовать прищепки.
Солнышку действия малышей в любом случае
доставят удовольствие. Оно радо, что с ним играют.
Пуговицы в интерьере
Пуговицы открывают массу возможностей
для развития умения сравнивать предметы по цвету
и размеру.
Самое простое упражнение — разложить
их в три отделения в соответствии с диаметром.
Сначала дети каждый раз прикладывают пуговку к
эталону, а потом научаются сортировать их на
глаз.
Еще более интересным является
использование пуговиц для заполнения круглых
форм в образных картинках. Это занятие
напоминает работу с мозаикой. Только стоимость
такой мозаики несоизмерима с покупной.
Рамки на ножках
Рамки с различными застежками относятся к
классическим монтессори-материалам. Количество
и сложность застежек зависит от возраста детей и
их умелости. Но вот оригинальный способ
крепления рамок между ножками столика-тумбочки
принадлежит алексинским педагогам. Тумбочка
переносит упражнения с застежками в новую
плоскость — вертикальную. А ведь это гораздо
ближе к реальности. При этом все рамки
оказываются на виду и не занимают отдельного
места. Наоборот — вносят дополнительный
декоративный штрих в оформление группы.
Книжки с хвостиками
Главное в этих книжках — искусно подобранная
палитра цветовых оттенков. К каждой страничке
нужно подобрать подходящий хвостик. Заодно можно
придумать маленькую «цветную» историю: кто бы
хотел жить в этой книжке, зачем ему нужна была бы
ягодка или звездочка, и как эти ягодка или
звездочка к нему попали.
Бусы для девицы
Девиц-красавиц хлебом не корми — дай
наряжаться. И требовательные они какие: каждой
нужны бусы под цвет платья. Это ли не задача для
малышей?
Но мы же мужчины!
Мальчишки, как ни крути, с пеленок
тянутся к «мужским» занятиям. Эту потребность
можно удовлетворить с помощью специально
придуманных «мальчишеских» тренажеров.
Можно упражнять пальцы, заплетая кукле
косички и застегивая ей пальтишко. Но если ты
мужчина (пусть маленький), гораздо интереснее с
той же целью навинчивать гайки на болты или
нажимать на кнопки импровизированного пульта
управления. Хочешь, представляй, что ты шофер,
хочешь — пилот самолета или танкист.
Есть идеи без ИКЕА
Если за дело берется женщина,
будничные бытовые предметы легко находят себе
место в педагогике, превращаясь в удобное
методическое приспособление.
Взять, к примеру, бельевую веревку с
прищепками. Она давно уже обжилась в детских
садах в качестве крепежного средства пособий и
игрушек. Мысль использовать ее в интерьере
группы не могла бы прийти в голову мужчине. Это
сугубо «женский» перенос привычных
приспособлений прачечной в методкабинет.
Ирина Басманова, педагог из
детского сада № 20 г. Алексина, использует
веревку с прищепками в качестве элемента
сенсорной стены. В соответствии с временами года
здесь крепятся листочки, цветочки, ягодки и
птички.
Идею заимствованной из журнала
«Обруч» дидактической юбки Ирина Басманова
обогатила карманами, превратив в юбку-фартук.
(Это уже перенос в педагогику элементов дизайна
кухни.)
В карманах юбки полно всякой всячины,
которую воспитатель может использовать в нужный
момент: заплакал малыш, хочет пообщаться, просто
желает «держаться за юбку». Сюрпризы всегда
наготове.
Пособия придуманы и изготовлены
педагогами детского сада № 15 г. Алексина
|