Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

Маленькие хитрости для маленьких ребят

Чем богата Мария Монтессори?

Можно сколько угодно спорить о недостатках и преимуществах педагогической системы Монтессори. Но применительно к детям раннего возраста она просто незаменима. «Знакомство с предметной средой монтессори-групп и с дидактическими материалами, использующимися в монтессори-педагогике, — говорит главный специалист по дошкольному образованию г. Алексина Вера ЗАЙЦЕВА, — позволило нам обогатить развивающую среду всех детских садов города и послужило импульсом для творческого поиска воспитателей. Используя принципы действия монтессорианских «материалов», наши педагоги придумали собственные пособия для детей. В том числе для самых маленьких — двух-трехлеток».

Функциональные застежки

Застегивание пуговиц, безусловно, способствует развитию пальцев.
Но это занятие можно усложнить и разнообразить за счет формы пристегивающихся предметов.

Вот коврик с пуговицами. К нему прилагается некоторый набор тканевых форм с прорезями посередине, которые можно пристегнуть к пуговицам. Можно придать тканевым формам образность. Пусть, например, это будут цветы и фрукты. Тогда упражнение может послужить еще и развитию способности классифицировать предметы. Сегодня мы «собираем» цветочную полянку. Завтра — фруктовую. Послезавтра — морскую (если пристегивать надо будет рыбок) или лесную (если в качестве форм выступят силуэты животных).

Солнышко смеется

Это задание «без затей»: нужно «украсить» солнышко разноцветными скрепками, прикрепляя их по длине всего круга. Однако оно отвечает потребности малышей цеплять, нанизывать.

Результат подобной деятельности всегда налицо. Процесс может быть ритмичным и затягивающим. Ну а цветность скрепок открывает дополнительные возможности для вопросов педагога.
С этой же целью можно использовать прищепки.
Солнышку действия малышей в любом случае доставят удовольствие. Оно радо, что с ним играют.

Пуговицы в интерьере

Пуговицы открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру.

Самое простое упражнение — разложить их в три отделения в соответствии с диаметром. Сначала дети каждый раз прикладывают пуговку к эталону, а потом научаются сортировать их на глаз.

Еще более интересным является использование пуговиц для заполнения круглых форм в образных картинках. Это занятие напоминает работу с мозаикой. Только стоимость такой мозаики несоизмерима с покупной.

Рамки на ножках

Рамки с различными застежками относятся к классическим монтессори-материалам. Количество и сложность застежек зависит от возраста детей и их умелости. Но вот оригинальный способ крепления рамок между ножками столика-тумбочки принадлежит алексинским педагогам. Тумбочка переносит упражнения с застежками в новую плоскость — вертикальную. А ведь это гораздо ближе к реальности. При этом все рамки оказываются на виду и не занимают отдельного места. Наоборот — вносят дополнительный декоративный штрих в оформление группы.

Книжки с хвостиками

Главное в этих книжках — искусно подобранная палитра цветовых оттенков. К каждой страничке нужно подобрать подходящий хвостик. Заодно можно придумать маленькую «цветную» историю: кто бы хотел жить в этой книжке, зачем ему нужна была бы ягодка или звездочка, и как эти ягодка или звездочка к нему попали.

Бусы для девицы

Девиц-красавиц хлебом не корми — дай наряжаться. И требовательные они какие: каждой нужны бусы под цвет платья. Это ли не задача для малышей?

Но мы же мужчины!

Мальчишки, как ни крути, с пеленок тянутся к «мужским» занятиям. Эту потребность можно удовлетворить с помощью специально придуманных «мальчишеских» тренажеров.

Можно упражнять пальцы, заплетая кукле косички и застегивая ей пальтишко. Но если ты мужчина (пусть маленький), гораздо интереснее с той же целью навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки импровизированного пульта управления. Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь — пилот самолета или танкист.

Есть идеи без ИКЕА

Если за дело берется женщина, будничные бытовые предметы легко находят себе место в педагогике, превращаясь в удобное методическое приспособление.

Взять, к примеру, бельевую веревку с прищепками. Она давно уже обжилась в детских садах в качестве крепежного средства пособий и игрушек. Мысль использовать ее в интерьере группы не могла бы прийти в голову мужчине. Это сугубо «женский» перенос привычных приспособлений прачечной в методкабинет.

Ирина Басманова, педагог из детского сада № 20 г. Алексина, использует веревку с прищепками в качестве элемента сенсорной стены. В соответствии с временами года здесь крепятся листочки, цветочки, ягодки и птички.

Идею заимствованной из журнала «Обруч» дидактической юбки Ирина Басманова обогатила карманами, превратив в юбку-фартук. (Это уже перенос в педагогику элементов дизайна кухни.)

В карманах юбки полно всякой всячины, которую воспитатель может использовать в нужный момент: заплакал малыш, хочет пообщаться, просто желает «держаться за юбку». Сюрпризы всегда наготове.

Пособия придуманы и изготовлены педагогами детского сада № 15 г. Алексина

 

Рейтинг@Mail.ru