К вам пришел
«докризисный» ребенок
Поступающие
в дошкольное учреждение дети обязательно должны
получить психологическую консультацию. Это даст
возможность выявить докризисных детей и
объяснить родителям причину, почему их ребенку
не рекомендуется посещать детский сад. Если же у
родителей по той или иной причине нет
возможности держать ребенка дома, лучше отдать
его в разновозрастную группу.
Разновозрастная группа по своей
структуре больше напоминает семью. В ней не так
много маленьких детей, и воспитатель имеет
возможность обращать на них больше внимания. В то
же время присутствие в группе детей старших
возрастов позволяет осуществить по отношению к
ним индивидуальный.
Если же разновозрастной группы в
детском саду нет, полезнее для психического
развития записать малыша в группу детей, старших
по возрасту. Этой же рекомендации нужно
следовать, если в дошкольное учреждение
поступает ребенок, переживающий криз.
В период кризиса ребенок ощущает себя
«пупом земли», «центром вселенной». В коллективе
трехлетних сверстников он сталкивается с
подобными «пупами». В результате кризис может
беспредельно растянуться и превратить ребенка в
агрессора, непрерывно отстаивающего свои права и
доказывающего свою особенность и непохожесть на
других.
Оказавшись среди более старших детей,
ребенок будет чувствовать себя на особом
положении и, следовательно, более комфортно.
Другие дети будут относиться к нему
снисходительно — как к «маленькому». Он не
встретит в них отражения своих внутренних
проблем и не воспримет их как соперников.
Кризисного ребенка, так же как и
докризисного, не рекомендуется отдавать в сад на
полный день и желательно, чтобы первое время с
ним в группу ходил кто-то из близких. Это поможет
ребенку с наименьшими затратами объединить уже
знакомый и хорошо исследованный мир с новым и
малопонятным.
Как правило, дети, не
прошедшие кризис трех лет, имеют некоторые
трудности и проблемы в общении со взрослыми.
Именно поэтому они и отстают в своем психическом
развитии.
Для взрослого самым важным моментом в
работе с кризисными детьми является правильно
выбранная позиция. Это должна быть позиция
«снизу», «под». Такая позиция взрослого дает
ребенку возможность самоутвердиться, но не
привычным путем — с помощью капризов и
скандалов, — а по-другому. Например, взрослый
делает вид, что чего-то не понимает и просит
ребенка объяснить это или научить что-то делать.
Позиция «под» оказывается трудной для
взрослых, привыкших видеть в ребенке послушного
исполнителя их требований и желаний, когда
мнение ребенка не учитывается. В результате
малыш привыкает к полной безынициативности и
постепенно разучивается что-либо хотеть. Он
начинает жить интересами взрослых. В своих
действиях «жертва» неправильного общения со
взрослым руководствуется только указаниями и
инструкциями старших. Это приводит к
обезличиванию ребенка, мешает развитию его
внутреннего мира.
Поэтому с докризисным или
переживающим кризис ребенком, только что
поступившим в детский сад, должен работать
психолог. Одновременно психолог обучает
способам и методам работы с ребенком
воспитателей и родителей.
Задача психолога — помочь ребенку
выделить себя из окружающего мира. Особенность
работы с кризисными детьми состоит в том, чтобы
перевести детский негативизм в позитив.
Кризисные дети любят делать назло. Поэтому в
общении с ребенком полезно использовать
всевозможные перевертыши и игры с заданиями, в
которых требуется «сделать все наоборот».
Например, ведущий садится, а ребенок должен
встать, ведущий широко открывает глаза, а ребенок
должен их зажмурить.
В подобных играх ребенок должен
научиться «иметь» собственную позицию, но при
этом сотрудничать со взрослым.
Татьяна НОВИКОВА,
преподаватель Института психологии
им. Л.С. Выготского РГГУ
|