Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2005

РАБОЧИЙ СТОЛ

Кузя в гостях у малышей

Занятия для детей раннего возраста

Фото из архива детского сада № 8 «Аленушка», п. Игра, Республика Удмуртия

Кузины башмачки

Цель занятия: развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным текстом.

Материал: Кукла домовенок Кузя, одетая в красивые башмачки; гимнастическая скамейка, покрытая сверху яркой, цветной дорожкой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Кто-то стучится в группу, воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, слышите, к нам кто-то пришел. Кто это? Это наш друг — домовенок Кузя. Здравствуй, Кузя! (Воспитатель здоровается с Кузей за ручку.) Давайте посмотрим, ребятки, где у Кузи ручки? Где у Кузи ножки? (Дети показывают.) Во что Кузины ножки обуты?

Дети: В башмачки.

Воспитатель: Какого цвета Кузины башмачки?

Дети: Красного.

Воспитатель: А у вас есть башмачки?

Дети: Да!

Воспитатель: Какого они цвета? (Ответы нескольких детей.)
Кузенька мне сейчас сказал, что эти башмачки ему подарила его знакомая — девочка Наташа, а он башмачки носить не умеет, потому что раньше всегда в лаптях ходил. Покажете ему, как вы ходите в туфельках-сандаликах?

Дети: Да.

Педагог предлагает детям походить по группе, потопать ножками.

Воспитатель: Мы походим — так вот! Каблучками — топ, топ! Остановились ножки, и топанья не слышно на дорожке.

Воспитатель просит детей замереть и прислушаться: никто не топает! Тишина! (5—10 сек.).Затем игра повторяется сначала. Можно выполнять движения под музыку, которая внезапно прерывается.

Воспитатель: Вот как детки умеют топать в своих туфельках! Давай, Кузенька, мы и тебя научим ходить в твоих новых башмачках.

Педагог ставит Кузю на скамейку, покрытую цветной дорожкой, и, имитируя ходьбу, попеременно выдвигает то одну, то другую ножку. Детям дается возможность рассматривать действие игрушки.

Воспитатель: Вот какой Кузя молодец, как он хорошо ходит по дорожке. (Ведет Кузю по дорожке.)

Кузя, Кузя маленький,
Кузенька удаленький!
Пройдет по дороженьке,
Топнет, топнет ноженькой —
Топ! Топ! Топ!

Ребята, вам понравилось, как наш Кузя ходит?

Дети: Да.

Воспитатель предлагает Кузе сесть на стульчик и посмотреть еще раз, как наши детки умеют ходить и топать ножками. Дети снова двигаются и топают ножками. Педагог читает потешку, каждый раз вставляя в текст имя нового ребенка.

Воспитатель: Кузя, тебе понравилось, как наши детки умеют ходить?

Воспитатель (голосом Кузи): Да.

Кузя благодарит детей за то, что они его научили ходить и топать ножками, прощается с ребятами и уходит к Наташе, чтобы показать ей, чему научили его ребята.

Домовенок Кузя умывается

Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; формировать простейшие виды речевого суждения; закрепить знания о некоторых частях тела: глазки, щечки, носик,
ротик.

Материал: кукла домовенок Кузя, корзина, небольшие зеркальца по количеству детей, кувшин, тазик, полотенце, мыло.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель с ребятами находит в корзине домовенка Кузю и зеркало. Кузя очень испуганный. Он не знает, кто это смотрит на него из зеркала. Может, это страшный зверь?

Воспитатель: Ребята, что это у Кузи в руках?

Дети: Зеркальце.

Воспитатель: А вы хотите посмотреться в зеркало? (Раздает всем детям зеркальца.) Кого вы видите в зеркальце? (Дети называют свои имена.) Внимательно посмотрите на себя в зеркало. Покажите, где у вас глазки? Носик? Ротик? Щечки? (Обращаясь к Кузе.) Кузя, а ты нашел в зеркале свои глазки, носик, ротик, щечки?

Кузя (плачет): Ой, ой, ничего не вижу! Там какой-то страшный зверь.

Воспитатель: Ребята, почему Кузя себя в зеркале не узнал?

Дети: Потому что он грязный!

Воспитатель читает детям строки из стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр».

Ах ты гадкий,
Ах ты грязный,
Неумытый поросенок,
Ты чернее трубочиста.
Полюбуйся на себя.

Что нам надо сделать с Кузей, чтобы он перестал себя пугаться, чтобы стал чистым?

Дети: Кузю надо умыть.

Воспитатель: А что нам для этого потребуется?

Дети называют необходимые предметы (мыло в мыльнице, полотенце и т.д.). Педагог выставляет на стол нужные предметы.

Воспитатель: Что нам нужно сделать сначала, прежде чем начать умываться?

Дети: Засучить рукава.

Воспитатель: Правильно, нужно засучить рукава, чтобы не замочить их во время умывания. С мокрыми рукавами ходить неприятно, да и некрасиво.

Воспитатель предлагает детям завернуть рукава и помогает им это сделать.
Воспитатель начинает умывать Кузю и приговаривает: «Водичка, водичка, умой мое личико». Дети произносят потешку вместе с воспитателем и помогают ему умывать Кузю: льют воду из кувшина, вытирают полотенцем кукле лицо.

Воспитатель: Взгляните, ребята, какой у нас Кузя чистый! Дайте-ка ему зеркало, пусть он на себя посмотрит. Глазки у Кузи заблестели, щечки покраснели, засмеялся роток. Вот что с Кузей водичка сделала.

Педагог предлагает детям тоже умыться, чтобы они стали такими же чистыми и красивыми, как Кузя. Воспитатель льет воду из кувшина, дети умываются, а воспитатель произносит потешку «Водичка, водичка».

Воспитатель: А за то, что вы, дети, научили Кузю умываться, он поиграет с вами в игру.

«Солнечный зайчик»

Дидактическая игра

Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Вот, вот, вот — левей, левей!

Дети ловят солнечного зайчика.

Домовенок Кузя и следы

Цель: дать простейшее знание о человеке, закрепить знания детей о величине (большой, маленький).

Материалы: кукла домовенок Кузя, ящик с мокрым песком; нагрудные знаки «Самолеты», домик, бочонок с надписью «мед».

ХОД ЗАНЯТИЯ

В группу пришел Кузя и просит детей помочь в его беде. Пока его не было дома, к нему кто-то приходил, а он не может догадаться, кто это был. Он очень волнуется.
Педагог спрашивает у Кузи, как он узнал, что к нему кто-то приходил? Около домика Кузя увидел следы.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое следы? (Ответы детей.)

Педагог объясняет детям, что следы могут быть разные.

Воспитатель: Вы хотите посмотреть, как выглядят ваши следы?

Дети: Да!

Педагог ставит перед детьми ящик с мокрым песком и предлагает детям наступить на песок. Кузе тоже предлагают наступить на мокрый песок. Кузя замечает, что его след отличается от следов ребят.

Воспитатель: Ребята, чем отличается след Кузи от ваших следов?

Дети: У Кузи след маленький, а у детей — большой.

Педагог объясняет, что следы могут оставлять не только ножки, но и ручки. Разравнивает песок, и дети с Кузькой отпечатывают на песке свои ладошки. Кузя опять замечает, что их следы разные. Закрепляются понятия «большой», «маленький». Кузя говорит детям, что следы, которые оставил кто-то около его домика, не похожи на следы детей. Педагог предлагает детям отправиться к Кузькиному домику и рассмотреть эти следы.

Воспитатель: А чтобы мы могли быстрее добраться до домика, Кузя предлагает нам долететь туда на маленьких волшебных самолетиках.

Дети «долетают» до Кузиного домика и под елочкой у самого домика находят бочонок с надписью «мед».

Воспитатель: Как вы думаете, кто мог принести Кузе мед? Кто любит мед?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Может быть, к Кузе в гости приходил медведь? Добрый медведь, который принес домовенку подарок от лесных пчел.

Дети: Да!

Кузя угощает детей конфетами и благодарит детей за оказанную помощь. Дети прощаются с Кузей и «возвращаются» в детский сад.

Кузя и колобки

Цель: способствовать формированию понятия о добре и зле; развивать тактильную память; закрепить представления о некоторых частях тела; формировать представления об основных цветах (красный, желтый, зеленый, синий) и величинах (большой, маленький).

Материал: кукла домовенок Кузя; грибы в корзиночках соответствующих цветов; плоскостные колобки из разных на ощупь материалов.

Словарь: мягкий, пушистый, добрый, сердитый, шершавый, колючий.

ХОД ЗАНЯИЯ

Воспитатель обращает внимание детей, что в углу за веником кто-то сидит, плачет и шевелится. Ребята находят за печкой маленького человечка — лохматого, одетого в синюю рубашку и зеленые штаны.

Воспитатель: Ребята, кто это?

Дети: Ты кто?

Кузя: Домовенок.

Воспитатель: А как тебя зовут?

Кузя: Кузя.

Кузя всего боится и поэтому он говорит тихо, на ухо воспитателю.

Воспитатель: Кузенька, давай мы тебя рассмотрим, какой ты. Что это у Кузи?

Дети: Ручки, ножки, голова, глазки, волосы.

Воспитатель: Ребята, скажите, а это что у Кузи?

Дети: Рубашка.

Воспитатель: Какого она цвета?

Дети: Синего.

Воспитатель: А это что на Кузе?

Дети: Штаны.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Зеленого.

Воспитатель: А это что у Кузи?

Дети: Пояс.

Воспитатель: Какого он цвета?

Дети: Красного.

Воспитатель: Потрогайте, ребята, Кузины волосики. Какие они?

Дети: Гладкие, пушистые.

Воспитатель: Кузенька, ты почему так дрожишь? Не бойся, мы тебя не обидим. Ребята, погладьте Кузеньку.

Дети: Не бойся, Кузя, мы тебя не обидим.

Воспитатель: Кузенька мне рассказал, что в лесу живут его друзья. Два колобка. Один колобок веселый, другой — сердитый. Он очень хотел бы нас с этими колобками познакомить. Вы хотите с Кузиными друзьями познакомиться?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда — в путь-дорогу! Кузенька, где живут твои друзья? (Кузя что-то шепчет на ухо воспитателю.) Кузенька мне сказал, что нужно идти прямо по дорожке, и мы придем как раз к домику
колобков.

Воспитатель предлагает детям всем встать друг за другом (паровозиком).

Воспитатель: В путь!

Дети идут по «дорожке» и выходят на «полянку». Включается фонограмма звуков леса.

Воспитатель: Ребята, что это растет на полянке?

Дети: Грибы.

Воспитатель: Кузенька предлагает собрать эти грибы и отнести их в подарок
колобкам.

 «Собери по цвету»

Дидактическая игра

Воспитатель дает детям корзиночки.

Воспитатель: Какого цвета эта корзиночка?

Дети: Синего.

Воспитатель: В эту корзиночку мы должны собрать грибы с синими шляпками. А эта корзинка какого цвета?

Дети: Красная.

Воспитатель: Какого цвета грибы мы соберем в нее?

Дети: Красного. (И т.д.)

После того, как все грибы собраны, воспитатель предлагает детям взять корзинки и идти дальше. Дети идут по «дорожке» и выходят к домику. Стучатся, здороваются
с колобками, отдают им грибы. Педагог предлагает рассмотреть колобков.

Воспитатель: Это большой колобок или маленький?

Дети: Большой.

Воспитатель: Потрогайте, какой он на ощупь?

Дети: Гладкий, мягкий, пушистый, теплый.

Воспитатель: Взгляните на колобка: он плачет, улыбается, сердится? Что делает колобок?

Дети: Улыбается. Он веселый.

Воспитатель: Покажите, как колобок улыбается. (Дети улыбаются.) А этот
колобок большой или маленький?

Дети: Маленький.

Воспитатель: Потрогайте его, какой он на ощупь?

Дети: Грубый, шершавый, колючий.

Воспитатель: Какой характер у этого колобка?

Дети: Сердитый.

Воспитатель: Покажите, как колобок сердится.

Воспитатель: Кузя говорит, ему скучно. Он хочет, чтобы у него было много друзей. Поможете сердитому колобку? Может, он тогда перестанет хмуриться?

Воспитатель предлагает ребятам испечь колобков, похожих на его друзей. Дети подходят к столу и надевают фартучки четырех цветов: желтого, синего, красного, зеленого. Педагог обращает внимание детей на цвет их фартучков.

Воспитатель (достает тесто из кастрюльки):

По амбару помела,
По сусекам поскребла,
Набрала муки горстки две,
Замесила вам тесто.
А колобки катать вы сами будете.

Воспитатель раздает детям по кусочку теста и спрашивает, какого колобка будут дети стряпать — веселого или сердитого.
Дети катают колобки и вместе с воспитателем поют песенку из сказки «Колобок». Показывают Кузе, какие колобки у них получились. Кузя хвалит работу детей и предлагает познакомить новых колобков с его друзьями.

Воспитатель: Колобкам так понравились ваши колобки, что сердитый колобок тоже стал веселым.

Показывает детям маленького и большого колобка — оба веселые.

Автор-составитель А.А. ШАРУДА,
педагог детского сада № 32 г. Братска

(по материалам выставки в РГДБ «Веселые встречи с Кузькой»)

 

Рейтинг@Mail.ru