Все на выход!
Еще раз о детской безопасности
Мы хотели бы защитить
своих детей. После трагедии в Беслане это уже не
риторика. И теперь мы везде и всюду — на митингах,
в эфире, на собраниях директоров — повторяем,
повторяем, повторяем: «Мы хотели бы защитить
своих детей!» Мы выстраиваем планы усиления мер
безопасности в школах и детских садах. В них
входят именные бирки и памятки о том, как вести
себя с террористами.
Но бирки (или «паспорта») лучше всего
выполняют свою роль при опознании тел. А с
террористами, как показывает ужасный опыт
последних переговоров, не умеют себя вести даже
взрослые. Чему же могут научиться дети — да еще и
из памяток? Если мы действительно хотим сделать
для них что-то реальное, надо самим учиться. И не
теории — поведению.
* * *
Я веду урок. В самый
неподходящий момент в дверь просовываются
взлохмаченные кудряшки школьного завхоза. Лицо
возбужденное, глаза большие.
— Срочная эвакуация! Через пятнадцать минут всем
покинуть школу!
— Какая эвакуация?
— Позвонили… Бомба… Выводите детей!
Телефонный терроризм
сидит в печенках. И я не очень верю в бомбу. Но
каждый раз звонок удачно попадает в ряд событий.
Этот вот — после взрыва жилых домов в Москве…
— На счет «десять» собираем вещи в
портфель. На счет «пять» строимся парами. Никто
никуда не бежит. В раздевалке не задерживаемся.
Берем вещи — и сразу на выход.
Мы много ездим и даже куда-то ходим — в
походики по силам восьмилеток. Поэтому мои
«вольные» дети проявляют вполне адекватную
ситуации дисциплинированность и собранность. Но
в коридоре выясняется: все напрасно.
В пространстве первого этажа бушует и
гомонит море детских голов. Кто-то из маленьких
плачет. Кто-то из больших смеется: дураки!
Радуйтесь! Уроки отменили!
В раздевалке форменная свалка. Куртки
и мешки вперемежку с ботинками. Аккуратные
девочки шнуруют ботиночки. Мелкие первоклашки не
могут дотянуться до крючков. Учителя кричат и
подгоняют кого-то персонально и всех вместе. Но
подгонять совершенно незачем. Восемьсот человек
«началки» пытаются протиснуться на выход через
половинку двери парадного входа. То есть в
цепочку по одному. Вторую половинку охранник
сумеет открыть только через десять минут. Она
заела. Кроме того, для этого требуется
приостановить напирающий поток толкающихся
детей.
— Где ключ от запасного выхода?
Ключ от запасного выхода
находится еще через пятнадцать минут. Выходим
через него мы и еще один класс — четвертый. Те
спустились позже всех, потому что успели еще
домашнее задание в дневник записать… Их
учительница, как и я, тоже не очень верила в бомбу.
И ей не хотелось, чтобы дети толкались на выходе…
Это — «декоративные» сценки из жизни.
Но все время всплывает вопрос: «А если бы на самом
деле?» Если бы бомба была не выдумана злобным
пятиклассником в день контрольной работы, а
настоящая? С часовым механизмом, отсчитывающим
время?
За последние пять лет моей
работы в школе мы эвакуировались четыре раза. И
каждый раз эвакуация напоминала репетицию
смертельного исхода. Оставим в стороне ситуацию
с захватом школы. Это невозможно обсуждать. Но
вот пожар или возможность взрыва. События,
требующие оперативных действий от взрослых и
детей.
В каждой школе, в каждом детском саду
есть запасные выходы. И их обязательно
предъявляют принимающим школу пожарным:
пожалуйста, работает! А в нашей знаменитой школе,
в типовом «самолетике», входных дверей было аж
пять («через двор», «через спортзал», «через
кухню»)!
Но ключи от них представляли собой
недостижимое сокровище и хранились у
вездесущего и потому отсутствующего «здесь и
теперь» завхоза и еще у одного школьного
персонажа — столяро-слесаре-плотника, не всегда
способного принимать вертикальное положение.
Ни один учитель по собственной
инициативе запасную дверь не смог бы открыть. Не
говоря уж о ребенке. Ни один учитель не посмел бы
провести детей на улицу через кухню без
разрешения. Пищеблок священен!
Представители образования Москвы
собирались учиться организации детской
безопасности в Израиле. Это, конечно, не поездка
на пикник, и там есть, на что посмотреть.
Но надо ли далеко ехать, чтобы понять:
система оповещения о заложенной в школе бомбе,
или о возникшем пожаре, или просто о том, что надо
бежать из школы через все возможные щели и
отверстия, никуда не годится, если она
реализуется через техничку, страдающую
ревматизмом? Пусть это даже будет не одна
техничка, а две. И пусть они будут молоды и
здоровы, с разрядом по бегу на короткие
дистанции. Но ведь нужно оповестить три, четыре,
пять этажей школы. Нужно заглянуть в каждый класс
и дать объяснения учителю, всплывающему
навстречу реальности из глубин своего урока!
Сколько времени на это уйдет?
А чего стоят решетки на окнах! Слегка
поднакопившие видеотехники школы в середине
девяностых стали защищаться от воровства, и окна
всех аудиторий первого этажа сегодня, как
правило, частью забиты (чтобы не открывались) и
полностью зарешечены: чтобы никто не влез! Так
ведь и вылезти невозможно! Это вам не последние
модели с раздвигающимися «ставнями» и
интеллигентными замочками изнутри. Самые
обычные, сплошные решетки, которые ставили за
счет спонсорских пожертвований, экономя
средства. Так что в случае необходимости
учителям пришлось бы выкидывать детей из окон
второго этажа. И стекла, между прочим, не
пластиковые, как в Беслане, а самые обычные: уж
порежет, так порежет!
Внутренняя сигнализация, и
способность каждого работающего в
образовательном учреждении взрослого
организовать эвакуацию детей через запасные
выходы, и современная, а не средневековая защита
окон первых этажей, и правильное устройство
школьных гардеробов с учетом роста первоклашек
— задачи не запредельные и вполне решаемые
силами каждой школы.
Но есть проблемы, требующие
подключения «внешних» сил. Вот восемьсот
школьников 1—4-х классов вывели на улицу. Что
дальше? Многие из них должны были находиться в
школе до шести часов вечера. А сейчас только 11
утра. Куда деваться? Даже старших детей не всегда
возможно распустить по домам. В Москве, например,
путь многих детей до школы занимает около часа,
предполагает пересадки. А с родителями как
связываться?
Пережив две эвакуации, учителя нашей
школы приспособились перед выходом забежать в
кабинет директора и сделать звонок активной маме
из родительского комитета. В нарушение указаний
срочно покинуть школу. Теперь, при наличии
сотовых телефонов, эту задачу решить легче. Но
где-то, в какой-то конторе (на почте, в магазине, в
салоне сотовой связи) — в той, что недалеко от
школы, — можно же хранить список родительских
телефонов — домашних и рабочих номеров? И
инструкции на тему «Куда деваться педагогам с
детьми?» должны же быть разработаны на этот
случай?
Единственным достижением
культуры безопасности в современной школе
является охранник у дверей. Но его «охранные»
функции весьма сомнительны. Возможно, он
представляет собой препятствие для мелких
воришек «извне». Но что он может сделать против
вооруженных людей?
Был же случай в московской школе, когда
офицер одной военной части в сопровождении
нескольких своих «гвардейцев» ворвался в здание
для выяснения отношений с директором по поводу
поставленной дочке двойки. И кто тогда сумел его
остановить?
Школьный охранник должен
препятствовать проникновению посторонних в
здание. Это так. Но на практике его грозные
полномочия распространяются в основном на
родителей, склонных опекать своих детей.
Родители для школы и есть главные посторонние.
Поэтому на каждой второй школе весит вывеска:
«Родителям вход запрещен!». И вот
семидесятилетние бабушки первоклассников
ожидают конца уроков стоя, на школьном дворе,
закаляются на ветру и под дождиком. (Хотя они, эти
бабушки и няни, с точки зрения родителей,
представляют собой немаловажный элемент
безопасности ребенка.) А чтобы попасть внутрь
школы на беседу с учителем, маме или папе
приходится самым настоящим образом «воевать» с
охранником. Может, эту проблему можно решить
по-человечески? Бабушкам, к примеру, лавочки
поставить. Пусть во дворе, но под навесом. А
родителям пропуска завести, чтобы они все-таки
чувствовали себя вправе как-то участвовать в
школьной жизни ребенка?
Что касается посторонних, то
останавливать их надо не у дверей школы, а у ворот
школьного двора, огороженного настоящим высоким
забором. Чтобы у охранника было время нажать эти
самые кнопки безопасности и подать сигнал
внутренней тревоги. Забор же вокруг школьной
территории (с запасными выходами!) пригодился бы
не только на случай появления террористов, но и
сильно бы скрасил обыденную школьную или
детско-садовскую жизнь, предохраняя футбольное
поле и песочницы от какающих собачек, а детские
беседки — от неправильно развлекающихся по
вечерам подростков.
Марина АРОМШТАМ
|