Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2005

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Не бойся: я с тобой!

Психологическая помощь детям и родителям, испытывающим страхи

После ужасных событий в Беслане в психологические консультации за помощью стали обращаться люди, находившиеся за много сотен километров от эпицентра событий. Родители и дети жаловались на возникшие у них непреодолимые страхи. Опасность возникновения страхов была особенно велика, если ребенок или взрослый в своей жизни уже переживали потерю близких или имели основания бояться за их жизнь и здоровье.
Гибель осетинских детей еще отзовется пугающим эхом, когда закончится работа комиссии по расследованию трагедии, когда будет вынесен приговор единственному оставшемуся в живых бесланскому террористу.
Педагогам и психологам нужно быть готовым к вспышке тревожных настроений и по возможности грамотно на них реагировать.
Психолог образовательного учреждения — часто единственный специалист, к которому могут обратиться дети и родители и у которого они ищут помощи.
Одно из самых важных условий психологически грамотных действий — справиться с собственными, вполне естественными и объяснимыми чувствами беспомощности, страха, гнева, которые вызывает трагедия или воспоминание о ней. Без этого педагог или психолог вряд ли сможет чем-нибудь помочь детям и их родителям.
Совладав с собой, нужно продумать систему взаимодействия с обратившимися за помощью.

Как оказывать психологическую помощь детям?

Главные усилия взрослого, работающего с дошкольниками, должны быть направлены на восстановление чувства безопасности детей и их доверия к окружающему миру.

Выстраивая психологическую работу с детьми, следует учитывать:

  • как обычно ведет себя ребенок;

  • культурно-этнические особенности реагирования на трагические события, принятые в семье ребенка;

  • наличие у него предшествующего травматического опыта;

  • индивидуальные и возрастные особенности дошкольников.

Конечно, для пережившего страх ребенка мир уже никогда не будет тем же самым. Но и новый мир может иметь будущее, обладать уютностью. Нужно помочь ребенку справиться со своими чувствами и развить в себе навыки совладания с эмоциональным стрессом.

Пусть дети выскажут как можно больше того, что их волнует или пугает. Пусть расскажут, что они видели и чувствовали, наблюдая за событиями по телевизору или узнав о них из рассказов взрослых.

Что они думают, ощущают по поводу того, что произошло?

Иногда разговорные методы плохо действуют на детей. Возможно, в их семье не принято открыто обсуждать переживания. Некоторым детям бывает трудно высказывать вслух свои чувства. В этом случае можно использовать рисуночные методы «вывода» страха наружу.

К примеру, можно вместе с детьми нарисовать или написать книгу, посвятить ее погибшим детям или детям, обиженным взрослыми; можно рисовать разные аспекты событий, породивших страхи; можно изготовить коллаж на основе рассказа детей о том, что их пугает. Цель такой работы — не создать красивую картинку, а выразить то, что происходит в душе испуганного ребенка.

Однако среди детей могут оказаться такие, которые нуждаются в более серьезной, специализированной помощи. Их надо вовремя распознать и направить на консультацию к специалисту-психотерапевту.

Как оказывать психологическую помощь родителям?

Родители, пережившие кризисную ситуацию или напуганные такой возможностью, тоже нуждаются в психологической помощи. В общении со взрослыми главное — дать им возможность выговориться, всеми силами поощрять говорить о том, что их тревожит. Но при этом не торопить, не бояться пауз в речи. Не следует навязывать обратившемуся за помощью собственных чувств и объяснений происшедшего или пытаться уверить его, что все будет хорошо. Человек в данный момент ощущает ситуацию по-другому и не поверит в оптимистические уверения. Они, скорее, оттолкнут его от говорящего, чем облегчат переживания. Иногда для обретения чувства равновесия взрослому важно, чтобы кто-то понимающий, сочувствующий просто был рядом и молчал.

Помогая родителю справиться со страхами или с переживаниями, нужно помочь ему направить свои усилия на то, чтобы успокоить малыша.

Как вести себя с травмированным ребенком?

Психологическая памятка для родителей

1. Ваша реакция во многом определяет то, как будет реагировать на событие ребенок: он копирует формы реагирования взрослого. Оставайтесь спокойным, будьте сильным, не паникуйте, приобщите ребенка к позитивным формам совладания с ситуацией.

2. Заверьте ребенка: вы сделаете все, чтобы он был в безопасности. Окружите его любовью, проводите с ним больше времени.

3. Не включайте телевизор. Кампания, развернутая средствами массовой информации вокруг события, может быть травматичной. Для получения новостей лучше использовать радио — зрительные образы могут быть особенно тяжелы для ребенка.

4. Ваш ребенок может быть раздражителен, гиперактивен, тревожен. Он может плохо засыпать и жаловаться на отсутствие аппетита, он может не хотеть играть с друзьями на улице. Все это возможные реакции на ситуацию стресса. Чувства детей часто находят выражение в телесных реакциях (головная боль, боль в животе и т.д.). Если эти симптомы длятся дольше двух недель, обратитесь за помощью к специалисту.

5. Помогите ребенку успокоиться — как через психологический канал, так и через физический. Детям может потребоваться не только больше ласки и внимания, но и больше выхода физической энергии. Укладывание спать может стать очень важным моментом. Используйте его для того, чтобы побыть с ребенком, почитать ему сказку и т.д. Придерживайтесь распорядка в еде, игре, сне. Это поможет ребенку восстановить ощущение стабильности и безопасности мира. Избегайте ненужных изменений.

6. Поговорите с ребенком о том, что произошло. В разговоре с маленькими детьми достаточно признать, что произошло что-то нехорошее, мама и папа расстроены, но с ними все нормально, и они оградят ребенка от беды. Старшие дошкольники могут задавать странные вопросы: «во что был одет пилот?» (тот, что совершил преступление) или «а мама пожарного знает, что он там?». Не бойтесь признаться, что вы не знаете ответа. Заверьте ребенка: многие люди работают над тем, чтобы случившееся не повторилось, родители и воспитатели в детском саду сделают все, чтобы ребенок был в безопасности. Заверьте ребенка, что никакие его проступки не являются причиной катастрофы.

7. Помните, что дети восстанавливаются после травматического события. Дайте ребенку и себе на это время.

Возможные особенности реагирования дошкольников на кризисную ситуацию

По материалам
Центра экстренной психологической
помощи МГПУ, г. Москва

 

Рейтинг@Mail.ru