Не бойся: я с тобой!
Психологическая помощь детям и
родителям, испытывающим страхи
После ужасных событий в Беслане в
психологические консультации за помощью стали
обращаться люди, находившиеся за много сотен
километров от эпицентра событий. Родители и дети
жаловались на возникшие у них непреодолимые
страхи. Опасность возникновения страхов была
особенно велика, если ребенок или взрослый в
своей жизни уже переживали потерю близких или
имели основания бояться за их жизнь и здоровье.
Гибель осетинских детей еще отзовется пугающим
эхом, когда закончится работа комиссии по
расследованию трагедии, когда будет вынесен
приговор единственному оставшемуся в живых
бесланскому террористу.
Педагогам и психологам нужно быть готовым к
вспышке тревожных настроений и по возможности
грамотно на них реагировать.
Психолог образовательного учреждения — часто
единственный специалист, к которому могут
обратиться дети и родители и у которого они ищут
помощи.
Одно из самых важных условий психологически
грамотных действий — справиться с собственными,
вполне естественными и объяснимыми чувствами
беспомощности, страха, гнева, которые вызывает
трагедия или воспоминание о ней. Без этого
педагог или психолог вряд ли сможет чем-нибудь
помочь детям и их родителям.
Совладав с собой, нужно продумать систему
взаимодействия с обратившимися за помощью.
Как оказывать психологическую помощь
детям?
Главные усилия взрослого, работающего
с дошкольниками, должны быть направлены на
восстановление чувства безопасности детей и их
доверия к окружающему миру.
Выстраивая психологическую работу с
детьми, следует учитывать:
как обычно ведет себя ребенок;
культурно-этнические особенности
реагирования на трагические события, принятые в
семье ребенка;
наличие у него предшествующего
травматического опыта;
индивидуальные и возрастные
особенности дошкольников.
Конечно, для пережившего страх ребенка
мир уже никогда не будет тем же самым. Но и новый
мир может иметь будущее, обладать уютностью.
Нужно помочь ребенку справиться со своими
чувствами и развить в себе навыки совладания с
эмоциональным стрессом.
Пусть дети выскажут как можно больше
того, что их волнует или пугает. Пусть расскажут,
что они видели и чувствовали, наблюдая за
событиями по телевизору или узнав о них из
рассказов взрослых.
Что они думают, ощущают по поводу того,
что произошло?
Иногда разговорные методы плохо
действуют на детей. Возможно, в их семье не
принято открыто обсуждать переживания.
Некоторым детям бывает трудно высказывать вслух
свои чувства. В этом случае можно использовать
рисуночные методы «вывода» страха наружу.
К примеру, можно вместе с детьми
нарисовать или написать книгу, посвятить ее
погибшим детям или детям, обиженным взрослыми;
можно рисовать разные аспекты событий,
породивших страхи; можно изготовить коллаж на
основе рассказа детей о том, что их пугает. Цель
такой работы — не создать красивую картинку, а
выразить то, что происходит в душе испуганного
ребенка.
Однако среди детей могут оказаться
такие, которые нуждаются в более серьезной,
специализированной помощи. Их надо вовремя
распознать и направить на консультацию к
специалисту-психотерапевту.
Как оказывать психологическую помощь
родителям?
Родители, пережившие кризисную
ситуацию или напуганные такой возможностью, тоже
нуждаются в психологической помощи. В общении со
взрослыми главное — дать им возможность
выговориться, всеми силами поощрять говорить о
том, что их тревожит. Но при этом не торопить, не
бояться пауз в речи. Не следует навязывать
обратившемуся за помощью собственных чувств и
объяснений происшедшего или пытаться уверить
его, что все будет хорошо. Человек в данный момент
ощущает ситуацию по-другому и не поверит в
оптимистические уверения. Они, скорее, оттолкнут
его от говорящего, чем облегчат переживания.
Иногда для обретения чувства равновесия
взрослому важно, чтобы кто-то понимающий,
сочувствующий просто был рядом и молчал.
Помогая родителю справиться со
страхами или с переживаниями, нужно помочь ему
направить свои усилия на то, чтобы успокоить
малыша.
Как вести себя с травмированным
ребенком?
Психологическая памятка для
родителей
1. Ваша реакция во многом определяет то,
как будет реагировать на событие ребенок: он
копирует формы реагирования взрослого.
Оставайтесь спокойным, будьте сильным, не
паникуйте, приобщите ребенка к позитивным формам
совладания с ситуацией.
2. Заверьте ребенка: вы сделаете все,
чтобы он был в безопасности. Окружите его
любовью, проводите с ним больше времени.
3. Не включайте телевизор. Кампания,
развернутая средствами массовой информации
вокруг события, может быть травматичной. Для
получения новостей лучше использовать радио —
зрительные образы могут быть особенно тяжелы для
ребенка.
4. Ваш ребенок может быть
раздражителен, гиперактивен, тревожен. Он может
плохо засыпать и жаловаться на отсутствие
аппетита, он может не хотеть играть с друзьями на
улице. Все это возможные реакции на ситуацию
стресса. Чувства детей часто находят выражение в
телесных реакциях (головная боль, боль в животе и
т.д.). Если эти симптомы длятся дольше двух недель,
обратитесь за помощью к специалисту.
5. Помогите ребенку успокоиться — как
через психологический канал, так и через
физический. Детям может потребоваться не только
больше ласки и внимания, но и больше выхода
физической энергии. Укладывание спать может
стать очень важным моментом. Используйте его для
того, чтобы побыть с ребенком, почитать ему
сказку и т.д. Придерживайтесь распорядка в еде,
игре, сне. Это поможет ребенку восстановить
ощущение стабильности и безопасности мира.
Избегайте ненужных изменений.
6. Поговорите с ребенком о том, что
произошло. В разговоре с маленькими детьми
достаточно признать, что произошло что-то
нехорошее, мама и папа расстроены, но с ними все
нормально, и они оградят ребенка от беды. Старшие
дошкольники могут задавать странные вопросы: «во
что был одет пилот?» (тот, что совершил
преступление) или «а мама пожарного знает, что он
там?». Не бойтесь признаться, что вы не знаете
ответа. Заверьте ребенка: многие люди работают
над тем, чтобы случившееся не повторилось,
родители и воспитатели в детском саду сделают
все, чтобы ребенок был в безопасности. Заверьте
ребенка, что никакие его проступки не являются
причиной катастрофы.
7. Помните, что дети восстанавливаются
после травматического события. Дайте ребенку и
себе на это время.
Возможные особенности реагирования
дошкольников на кризисную ситуацию
По материалам
Центра экстренной психологической
помощи МГПУ, г. Москва
|