Ирина ЧУМАКОВА
Новые формы образовательных услуг:
группы кратковременного пребывания в детском
саду
Из опыта ДОУ № 25 г. Алексина
Тульской области по организации работы групп
кратковременного пребывания
В пособии представлены практические
рекомендации по организации в дошкольном
образовательном учреждении групп
кратковременного пребывания, их
нормативно-правовое и методическое обеспечение.
Читатель познакомится с опытом использования
внутренних резервов детского сада по расширению
спектра образовательных услуг.
Пособие может быть полезно для руководителей и
воспитателей дошкольных учреждений, работников
муниципальных органов управления образованием.
Пояснительная записка
Последнее десятилетие прошлого века
характеризовалось сокращением сети ДОУ,
стремительным повышением родительской платы за
содержание детей в детском саду и снижением
охвата детей дошкольным образованием. Данные
тенденции привели к нарушению гарантии прав
граждан на обеспечение доступности
образовательных услуг для всех слоев населения,
к неравным стартовым условиям при поступлении в
школу детей из детского сада и из семьи.
Высокий потенциал системы дошкольного
образования не используется в полном объеме, так
как часть городских детей не посещают дошкольные
учреждения, а воспитываются в семье.
Одним из направлений решения проблем и
изменения существующей ситуации может стать
развитие вариативных, менее затратных форм
работы с дошкольниками на основе их
кратковременного неполного пребывания в
дошкольном учреждении (Письмо Министерства
образования Российской Федерации от 10 апреля
2000 г. № 106/23-16). Предполагается, что
кратковременный, но систематический режим
пребывания в детском саду позволит снизить
родительскую плату и вместе с тем сделать услуги
дошкольного образования более доступными для
населения, решить насущные семейные проблемы,
содействовать полноценному развитию
ребенка-дошкольника.
Глава I.
Теоретические основы открытия групп
кратковременного пребывания
1.1. Обзор законодательных актов по
функционированию групп кратковременного
пребывания в ДОУ
Основные гарантии защиты прав и законных
интересов, поддержки детства представлены в
Федеральных законах Российской Федерации «О
внесении изменений и дополнений в закон
Российской Федерации «Об образовании» (1996 г.),
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (1998 г.). Документы отражают основные
принципы государственной политики России в
отношении детей, раскрывают подходы к
организации образования подрастающего
поколения, утверждают права и обязанности
родителей, являющихся первыми педагогами
ребенка.
С целью расширения образовательных услуг в
дошкольных образовательных учреждениях,
повышения конкурентоспособности, популяризации
детских садов среди населения в документах,
регламентирующих функционирование дошкольного
учреждения, закреплены права образовательных
учреждений по выбору спектра образовательных
услуг в различных документах, регламентирующих
работу ДОУ:
— Типовое положение о дошкольном
образовательном учреждении (Утверждено
постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 677);
— Типовое положение об образовательном
учреждении (Утверждено постановлением
Правительства РФ от 19.03.2001 № 196);
— О платных дополнительных образовательных
услугах, оказываемых государственными и
муниципальными образовательными учреждениями
(Приказ МО РФ от 16.06.98 № 1578);
— О недопустимости установления платы за
образовательные услуги, оказываемые
государственными и муниципальными
образовательными учреждениями в рамках основных
образовательных программ (Письмо Минобразования
России от 16.12.98 № 01-50-205 ин/32-03);
— О направлении Программы развития новых форм
российского дошкольного образования в
современных социально-экономических условиях
(Письмо МО РФ от 10.04.2000 № 106/23-16);
— О реализации прав детей при приеме в
дошкольные и общеобразовательные учреждения
(Письмо МО РФ от 07.06.94);
— О подготовке детей к школе (Письмо МО РФ от 22.07.97
№ 990).
Особого внимания и поддержки со стороны
специалистов требуют дети с отклонениями в
развитии, не имеющие возможности посещать
дошкольное образовательное учреждение полный
день. Таким детям и их родителям необходима не
только помощь со стороны специалистов, но и
практика общения дошкольников со своими
сверстниками, расширение очень небогатого
социального опыта. Это отражено в Приказе
Министерства образования Российской Федерации
«Об организации в дошкольных образовательных
учреждениях групп кратковременного пребывания
для детей с отклонениями в развитии» (Письмо
Минобразования РФ от 29.06.99 № 129/23-16).
1.2. Нормативно-правовые основы
организации групп кратковременного пребывания
Работа групп кратковременного пребывания в
дошкольном образовательном учреждении должна
быть обеспечена рядом документов, которые
разрабатываются на основе Типового положения о
дошкольном образовательном учреждении и
соответствуют обязательному перечню
документации. Содержание некоторых приказов и
положений зависит от конкретных условий
функционирования групп кратковременного
пребывания (количества групп, их видов, занятых в
педагогическом процессе специалистов, режима
работы групп). Нами разработан примерный
перечень документации, обеспечивающей работу
детского сада, имеющего группы кратковременного
пребывания:
1. Положение о группах кратковременного
пребывания (см. Приложение А).
2. Приказ учредителя об открытии на базе
конкретного дошкольного образовательного
учреждения групп кратковременного пребывания
(см. Приложение Б).
3. Устав дошкольного образовательного
учреждения, в котором указываются конкретные
образовательные услуги, предоставляемые
учреждением в разделе «Образовательная
деятельность» (как в пределах выделенных
бюджетных ассигнований для детей и родителей,
так и при реализации дополнительных
образовательных услуг, предоставляемых детям
дошкольного возраста и родителям за плату) с
полным их перечнем.
4. Договор с родителями, желающими пользоваться
услугами группы кратковременного пребывания (см.
Приложение В).
5. Смета расходов на содержание группы
кратковременного пребывания.
6. Штатное расписание.
7. Должностные инструкции (см. Приложение Г).
8. Приказ по дошкольному образовательному
учреждению о создании групп кратковременного
пребывания (см. Приложение Е).
Глава II.
Из опыта работы дошкольного
образовательного учреждения № 25
г. Алексина по открытию групп
кратковременного пребывания
2.1. Этапы формирования групп
кратковременного пребывания от диагностики до
реализации
а) Экспертиза условий для создания групп
кратковременного пребывания
Организация групп кратковременного пребывания
предполагает анализ материально-технических и
кадровых условий ДОУ, финансово-экономической
базы, образовательных запросов родителей как
основы отбора средств и
программно-методического содержания
педагогического процесса.
Экспертиза условий ДОУ по открытию группы
кратковременного пребывания помогает выбрать
наиболее оптимальные модели образовательных
услуг, которые можно предложить родителям.
Экспертизу может провести группа работников
дошкольного образовательного учреждения (ДОУ),
которую создают по решению педагогического
совета учреждения, а также сотрудники районного
отдела образования, приглашенные заведующей
детским садом. Экспертизе подвергаются
несколько направлений: занятость обслуживающего
персонала и специалистов, помещений ДОУ в
течение рабочего дня; предметно-развивающая
среда учреждения.
Приведем пример результатов экспертизы ДОУ
№ 25.
Дошкольное образовательное учреждение имеет в
составе 6 групп, работающих 5 дней в неделю по
12-часовому режиму дня, в каждой группе работают
по 2 воспитателя, 1 младший воспитатель. Помимо
воспитателей, в штатном расписании имеются
следующие специалисты: музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре
(инструктор ЛФК), старшая медицинская сестра,
физиомедсестра, педагог-психолог, логопед.
Рабочий день воспитателей — 7 часов, помощника
воспитателя — 8 часов, специалисты работают на 1
или 1,5 ставки по графику.
Занятость помещений детского сада для
осуществления учебно-воспитательного процесса с
постоянным контингентом детей: групповые
комнаты для детей постоянного пребывания с 7.00 до
19.00; изостудия — 9.00—11.00 и 16.00—17.00; музыкальный зал
— 8.30—11.00 и 15.30—16.30; кабинет психолога — 10.00—12.00 и
16.00—18.00; логопедический кабинет — 9.00—12.00 и
15.30—17.30.
Групповые комнаты и специализированные
помещения дошкольного учреждения имеют
соответствующие возрасту детей и
образовательным программам условия, полностью
приспособлены для многообразной деятельности
детей.
Исходя из анализа ресурсов, определились
возможности для открытия групп кратковременного
пребывания: изменение графика работы
воспитателей групп и специалистов, определение
нагрузки штатных специалистов по гибкому
графику, определение свободных помещений
детского сада: специализированные помещения
свободны в утреннее с 7.00 до 8.10, вечернее с 16.30 до
19.00 и обеденное с 12.00 до 15.00 время.
б) Кадровая подготовка воспитателей,
специалистов, обслуживающего персонала для
работы в группах кратковременного пребывания
Принципы работы групп кратковременного
пребывания
1. Образовательный процесс строится на основе
баланса свободной самостоятельной деятельности
детей и совместной деятельности взрослого с
детьми.
2. Взрослый привлекает детей к занятиям без
психологического принуждения, опираясь на их
интерес к содержанию и форме деятельности и
активизируя своим партнерским участием.
3. В образовательном процессе реализуется
дифференцированный и индивидуальный подход по
нескольким направлениям:
— организация функциональной среды для
свободной самостоятельной деятельности
(обеспечение самореализации детей с разным
уровнем развития);
— гибкие формы организации детей (пары,
подгруппы, малые группы), обогащение содержания
деятельности детей соответствующими их
интересам и возможностям формами общения;
— дифференцированный временной режим для разных
видов совместной деятельности.
Реализация принципов образовательной работы
невозможна без тщательной подготовки в первую
очередь воспитателей, непосредственно
работающих с детьми. Воспитатель должен
достаточно четко представлять себе, какие цели
реализуются при построении педагогического
процесса, какие результаты должны быть
достигнуты, уметь конструировать, анализировать,
выстраивать перспективу развития каждого
ребенка в группе на основе
психолого-педагогической диагностики. В работе
педагога в группе кратковременного пребывания
предусматриваются различные формы
взаимодействия с родителями детей с целью
обеспечения непрерывности воспитания и обучения
ребенка, закреплению и расширению представлений
детей об окружающем мире. Фундаментом же всей
последующей консультативной и методической
помощи является педагогическая диагностика и,
как следствие, заполнение индивидуальных карт
развития ребенка, обсуждение планов дальнейшего
развития ребенка со специалистами и родителями.
Такая работа осложняется тем, что дети находятся
в дошкольном учреждении довольно
непродолжительное время, и обратная связь,
которая предоставляет педагогу информацию о
реальных интересах и актуальном состоянии
ребенка в момент взаимодействия, недостаточна.
Подготовка воспитателей для работы в группе
кратковременного пребывания в первую очередь
должна заключаться в следующем:
— Развитие умения свободно работать по
образовательным программам нового поколения,
ориентированным на развитие ребенка.
Воспитатель при организации педагогического
процесса должен иметь в виду одну или несколько
целей, важных для развития именно этого ребенка.
— При взаимодействии с ребенком обеспечивать
обратную связь для получения информации об
уровне развития и актуальном состоянии каждого
ребенка, которая будет лежать в основе
последующего планирования педагогических
воздействий, их корректировки и организации
работы с родителями.
Деятельность специалистов, работающих в группе
кратковременного пребывания, состоит из
систематической, построенной на диагностической
основе, коррекционной работы с воспитанниками и
консультативной помощи их родителям по своему
профилю. Для этого логопед, психолог и другие
специалисты должны подобрать диагностический
инструментарий, быть готовыми к тесному
сотрудничеству с педагогами, врачом-педиатром,
родителями, выработать программу действий
индивидуально с каждым ребенком и с группой в
целом.
Младшие воспитатели, работающие в группе
кратковременного пребывания, должны иметь
представление о специфике таких групп,
особенностях учебно-воспитательного процесса,
основных задачах воспитания и обучения
дошкольников, владеть коммуникативными навыками
и умениями. Администрация ДОУ с этой целью может
организовать краткосрочные курсы для
обслуживающего персонала.
Работа педагога-психолога регламентируется в
соответствии с основными направлениями
образовательного процесса в группах
кратковременного пребывания (см. Приложение Д).
в) Работа с родителями детей, не посещающих
дошкольное учреждение, и детей, посещающих ДОУ
Для выявления семей, которые могли бы
воспользоваться услугами дошкольного
образовательного учреждения, сотрудники
дошкольного учреждения могут воспользоваться
данными медицинского учреждения, закрепленного
за территорией. После составления списка семей
коллектив ДОУ организует выходы в эти семьи по
предварительной договоренности с целью
проведения анкетирования.
Примерный вариант анкеты для родителей (с
учетом сложившейся социально-экономической
ситуации в городе или сельской местности).
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов,
связанных с вашим отношением к образовательным
услугам, предоставляемым дошкольными
образовательными учреждениями. Ваши пожелания
помогут нам в выборе новых направлений в
организации работы детского сада.
1. Подчеркните выбранный ответ. По какой причине
ваш ребенок не посещает детский сад:
— по состоянию здоровья;
— с ним есть кому заниматься дома;
— не устраивает режим работы детского сада;
— принципиальное нежелание воспитывать ребенка
в условиях общественного дошкольного
учреждения;
— затруднительное материальное положение;
— другие причины.
2. Вы хотели бы получать необходимую помощь
специалистов за плату, соответствующую вашим
возможностям:
— да: в месяц — до 100 рублей, до 200 рублей, до 500
рублей, почасовая оплата;
— нет;
— затрудняюсь ответить.
3. Если бы вы все-таки решили привести ребенка в
детский сад, то на какое время:
— на время прогулки (с 10 до 12 часов),
— на время занятий и прогулки (с 9 до 12 часов),
— другое время (укажите).
Мы надеемся на ваше внимание!
Наш адрес:
Наш телефон:
Одновременно можно провести опрос и среди
родителей детей, уже посещающих дошкольное
учреждение, с целью выявления потребности
родителей в дополнительных образовательных
услугах.
Анкета для родителей, дети которых посещают
группу постоянного пребывания.
Уважаемые родители!
В нашем дошкольном образовательном учреждении
имеется возможность предоставления нового вида
образовательных услуг по кратковременному
пребыванию детей от 3 до 7 лет.
— «Группы развития» (для детей 3—5-летнего
возраста);
— «Группа подготовки к школе» (для детей 6—7 лет);
— «Группа ухода и присмотра» (в удобное для вас
время с детьми разного возраста).
Мы работаем по приоритетной образовательной
программе «Школа-2000—2100».
В детском саду есть разные специалисты:
логопед, психолог, массажист, дефектолог.
Подробнее ознакомиться с содержанием работы
этих групп можно в информационном листке на
доске для родителей или у заведующей ДОУ
Труновой Н.К. по четвергам и пятницам с 16.00 до
18.00.
В рамках рекламы образовательных услуг
дошкольное образовательное учреждение 2 раза в
год, желательно весной и осенью, проводит День
открытых дверей. Работа по подготовке и
проведению условно разделяется на 3 этапа:
I. Подготовительный:
— распространение пригласительных билетов
среди семей, живущих в микрорайоне, следующего
содержания:
Уважаемые жители нашего микрорайона!
Приглашаем вас познакомиться с нашим
дошкольным учреждением!
15 сентября в 10.00 наши двери открыты для всех,
интересующихся воспитанием детей дошкольного
возраста.
Вас ждут:
- Показательные занятия с детьми разного
возраста,
- Консультации со специалистами,
- Встреча с администрацией детского сада,
- Экскурсия по детскому саду.
- День открытых дверей в ДОУ № 25!
Адрес ДОУ № 25: ул. Баумана, д. 5-а
Тел. 4-05-24
— оповещение через средства массовой
информации (данная услуга в местных газетах
оказывается за небольшую плату, и здесь придется
обратиться за помощью в отдел образования;
сообщение по радио во время утренних передач
местного вещания можно сделать по телефону
бесплатно). Объявление должно быть кратким, но
максимально емким, например:
«Уважаемые радиослушатели! Дошкольное
образовательное учреждение № 25 проводит День
открытых дверей, где вы можете познакомиться с
разнообразными формами работы с дошкольниками. 15
сентября в 10.00 вас ждут по адресу: ул. Баумана, д.
5-а, контактный телефон: 4-05-24»;
— составление плана мероприятий;
— оформление помещений ДОУ.
II. Основной.
Программа проведения Дня открытых дверей.
1. Знакомство с коллективом 9.00.
2. Знакомство с образовательной программой ДОУ.
Выступления специалистов, старшего
воспитателя, заведующей ДОУ.
3. Открытые занятия (с 9.15 до 10.15):
— музыкальное (II мл. группа),
— занятие познавательного цикла «Игралочка»
(средняя группа),
— занятие по развитию речи (логопедическая
группа).
4. Экскурсия по ДОУ (с 10.15 до 11.00). Здесь можно
использовать форму презентации: в каждой группе
родителей встречают красочным, интересным
рассказом о жизни детей в группе, с демонстрацией
«Паспорта группы», мини-выставки, составленной
из различных фотографий, запечатлевших события
из детской жизни и показа детских работ.
III. Заключительный.
Подведение итогов экспертизы и встреч с
родителями проводится на педагогическом совете
(анализ пожеланий и отзывов родителей, выработка
стратегии развития дошкольного учреждения). В
ДОУ № 25 по итогам обследования семей,
проживающих в микрорайоне, и запросов родителей
детей, посещающих детский сад, а также
возможностей дошкольного учреждения по
предоставлению образовательных услуг были
определены несколько моделей групп
кратковременного пребывания. Каждая модель
обеспечивалась кадрами,
программно-методическими материалами
образовательной работы,
материально-техническими средствами. Результаты
обсуждения фиксировались в протоколе решения
педагогического совета. В соответствии с
решением педагогического совета по дошкольному
образовательному учреждению издан приказ об
открытии групп кратковременного пребывания (см.
Приложения), составлен гибкий график работы
педагогических кадров:
- 1-я смена — с 7.00 до 13.00,
- 2-я смена — с 13.00 до 19.00.
Освободившееся время воспитателей в течение
недели используется для обеспечения
функционирования групп кратковременного
пребывания.
График работы обслуживающего персонала из
расчета 40 часов в неделю: младший воспитатель — с
8.00 до 13.00 и с 15.00 до 17.00 — сокращение на 1 час в день,
5 часов в неделю позволяет составить скользящий
график обслуживания групп кратковременного
пребывания.
г) Модели групп кратковременного пребывания
детей в МДОУ № 25 г. Алексина
1. Адаптационная группа для детей от 1 до 2 лет
«Кроха».
2. Группа «Развитие» для детей с ослабленным
здоровьем.
3. Группа для подготовки детей к школе «Будущий
первоклассник».
4. Группа для детей с отклонениями в развитии
«Особый ребенок».
5. Группа выходного дня.
6. Домашний воспитатель.
Оформление детей в группы кратковременного
пребывания проходило в следующем порядке:
родители ребенка выбирали вид группы, писали
заявление о приеме ребенка в конкретную группу,
подписывали родительский договор, предъявляли
медицинское заключение о состоянии здоровья
ребенка.
В зависимости от вида группы списочный состав
детей варьируется, исходя из нормативов Типового
положения дошкольного образовательного
учреждения. Количество детей, зачисляющихся в
группы постоянного пребывания, соответствовал
общим нормативам численного состава групп (в
ясельных группах до 15 человек, в дошкольных
группах — до 25 человек).
Адаптационная группа «Кроха» для
детей от 1 до 2 лет
Цель: адаптация детей от 1 года до 2 лет к
условиям детского сада и обеспечение ранней
социализации.
Задачи
1. Помощь в адаптации к условиям ДОУ детям
раннего возраста.
2. Установление контактов с родителями,
педагогическое просвещение.
3. Формирование умений общения со сверстниками.
Режим
Согласно адаптационному процессу.
От 1 часа до полного дня в закрепленной 1-й
младшей группе. Предусмотрен последующий
переход на полное пребывание ребенка в ДОУ.
Технологии
1. Программа обучения и воспитания в детском
саду.
2. Элементы программы М.Монтессори.
3. Элементы программы «Развитие».
Кадры
1. Воспитатель.
2. Младший воспитатель.
3. Психолог.
4. Медсестра.
Условия
1. Групповая комната.
2. Музыкальный зал.
3. Медицинский кабинет.
4. Фитобар, кабинет психолога.
Формы работы
1. Индивидуальные занятия.
2. Фронтальные занятия.
3. Консультации для родителей.
4. Диагностическое обследование.
5. Работа по оздоровлению ребенка.
Примечание. Пребывание ребенка согласуется
с нормами групп постоянного пребывания по
количеству детей. Ребенок закрепляется в данной
группе, ему оказываются образовательные услуги
по общему графику. Предусмотрен постепенный
перевод ребенка на полный день пребывания в
дошкольном учреждении по мере адаптации ребенка
к условиям группы.
Группа «Будущий первоклассник»
Цель: подготовка детей старшего
дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи
1. Создание равных возможностей для успешного
обучения детей, не посещающих ДОУ.
2. Обеспечение преемственности в воспитании
ребенка в семье, ДОУ и школе.
3. Содействие формированию общей и специальной
готовности к учению детей.
Режим
С 15.30 до 17.00 1 раз в неделю.
15.30—16.00 — занятие по математике.
16.10—16.40 — занятие по обучению грамоте.
Технологии
1. Адаптированная образовательная программа
«Школа-2000—2100».
2. Педологическая диагностика по программе
«Школа-2100» (Л.A. Леонтьев).
3. Оздоровительная программа Б.А. Егорова.
4. Программа Н.Ф. Сорокиной «Театр. Творчество.
Дети».
Кадры
1. Воспитатель.
2. Психолог.
3. Логопед.
4. Музыкальный руководитель.
5. Инструктор по физическому воспитанию.
Условия
1. Групповая комната 15.30—16.40.
2. Кабинет психолога.
3. Кабинет логопеда.
4. Физкультурный зал.
5. Музыкальный зал.
Формы работы
1. Фронтальные занятия.
2. Индивидуальная работа со специалистами.
В данной группе рекомендуется осуществлять
работу одному воспитателю. Группа
кратковременного пребывания работает в вечернее
время, для этого объединяются старшая и
подготовительная к школе группы постоянного
пребывания, в которой остается работать один
воспитатель, при этом освобождается воспитатель,
закрепленный за группой по подготовке к школе,
который и осуществляет педагогическую работу
(Приложение Е).
Группа «Развитие»
Цель: содействие всестороннему развитию
детей с ослабленным здоровьем, их социализации в
коллективе сверстников.
Задачи
1. Создание оптимальных условий для развития,
воспитания и обучения детей с ослабленным
здоровьем.
2. Оказание родителям психолого-педагогической
консультативной помощи.
3. Сохранение для ребенка привычного круга
общения со сверстниками.
Режим
5 раз в неделю по 2—3 занятия с 8.30 до 12.00.
8.30—9.00 — игровая деятельность.
9.00—10.30 — занятия.
10.50—12.00 — прогулка.
Технологии
1. Образовательная программа «Школа-2000—2100».
2. Программа эстетического развития
Н.Ф. Сорокиной «Театр. Творчество. Дети».
3. Оздоровительная программа Б.П. Егорова.
Кадры
1. Воспитатель.
2. Музыкальный руководитель.
3. Инструктор по физическому воспитанию.
4. Логопед.
5. Психолог.
6. Организатор художественной деятельности.
Условия
1. Групповая комната.
2. Музыкальный зал.
3. Спортивный зал.
4. Кабинет психолога.
5. Кабинет логопеда.
6. Музей «Малая Третьяковка».
Формы работы
1. Диагностика развития ребенка.
2. Фронтальные занятия.
3. Индивидуальные занятия.
4. Консультации для родителей.
Дети посещают группу, соответствующую их
возрасту полного пребывания; зачисление
проходит в установленном порядке;
индивидуальная работа специалистов с ребенком
проходит по согласованному графику в основное
рабочее время. Воспитатель осуществляет общую
для всех детей учебно-воспитательную работу,
согласовывая ее с индивидуальной программой
развития ребенка, составленной совместно со
специалистами.
Группа «Особый ребенок» для детей с
ограниченными возможностями
Цель: социальная адаптация детей с
ограниченными возможностями, оказание им
коррекционной помощи.
Задачи
1. Оказание медико-психолого-педагогической
помощи детям.
2. Формирование предпосылок учебной
деятельности.
3. Социально-нравственное воспитание детей.
4. Консультативно-методическая поддержка
родителей.
Режим
2 раза в неделю.
13.00—13.30 — прием, осмотр, игры.
13.30—14.20 — занятия общеобразовательного цикла.
14.20—14.50 — занятия со специалистами.
15.00—16.00 — прогулка.
16.00—16.30 — физкультурное или музыкальное занятие.
Технологии
Выполнение назначений специалистов,
коррекционно-педагогическая работа с учетом
индивидуальных особенностей ребенка.
Образовательная программа по музыкальному
развитию детей дошкольного возраста.
Кадры
1. Психолог.
2. Педагог-психолог.
3. Логопед.
4. Музыкальный руководитель.
5. Организатор художественной деятельности.
6. Инструктор ЛФК.
Условия
1. Изостудия.
2. Кабинет психолога.
3. Логопедический кабинет.
4. Медицинский кабинет.
5. Музыкальный зал.
Формы работы
1. Диагностическая работа.
2. Индивидуальные занятия.
3. Фронтальные занятия.
4. Консультации для родителей.
Функционирование такой группы возможно в
двух формах:
— если желающих посещать такую группу немного,
работа проводится в отдельном помещении
детского сада (изостудия, кабинеты специалистов),
воспитателем в рамках экономии рабочего времени
по графику отработки (6 часов в неделю),
специалистам оплачивается фактически
проработанное время (см. Письмо Минобразования
Российской Федерации от 29.06.99 № 129/23-16 «Об
организации в дошкольных образовательных
учреждениях групп кратковременного пребывания
для детей с отклонениями в развитии»);
— если дети нуждаются только в помощи
специалистов, то работа осуществляется с 13 до 15
часов по графику в основное рабочее время
конкретного специалиста в их кабинетах и
изостудии.
Группа выходного дня
Цель: присмотр, уход, обучение и
оздоровление детей дошкольного возраста.
Задачи
1. Помощь родителям в присмотре, уходе за детьми
раннего и дошкольного возраста.
2. Усвоение детьми базовых знаний,
соответствующих возрасту.
3. Социально-нравственное воспитание детей.
Режим
8.00—9.00 — утренняя гимнастика, игры детей, труд.
9.00—9.40 — занятия художественно-эстетического
цикла.
9.45—12.00 — прогулка.
12.00 — уход домой или обед (по договору).
Кадры
1. Воспитатель.
2. Младший воспитатель.
3. Медсестра.
Условия
1. Групповая комната.
2. Участок детского сада.
3. Кухонный блок.
Технологии
Тематическое содержание
воспитательно-образовательной работы
художественно-эстетической направленности.
Формы работы
1. Фронтальные занятия.
2. Индивидуальная работа.
3. Развлечения.
Примечание. В группу выходного дня
принимаются дети как посещающие, так и не
посещающие основную группу детского сада.
Зачисление в такую группу осуществляется на
общих основаниях. Занятость сотрудников входит в
основное рабочее время (36 часов в неделю для
воспитателя, 40 часов в неделю для младшего
воспитателя и медицинской сестры). Воспитатели
работают по скользящему графику приблизительно 1
раз в 2 месяца. Расход рабочего времени — 4 часа в
неделю. Содержание образовательной работы в
группе выходного дня может определяться
воспитателем, работающим в этот день по графику в
группе. Так как педагоги заранее информированы о
рабочем дне, они могут, исходя из собственных
интересов и склонностей, запланировать
разнообразные мероприятия с детьми. Например,
«День театра», «В гости к Зимушке-зиме», «Школа
любознательных» и т.д.
Домашний воспитатель
Цель: оказание индивидуальной помощи
семьям по воспитанию, образованию детей, по
состоянию здоровья не имеющих возможность
посещать дошкольное учреждение.
Задачи:
1. Систематическое воспитание и обучение детей
в привычных условиях семьи.
2. Оказание психолого-педагогической помощи
родителям.
Направления:
1. Работа с детьми, имеющими отклонения в
развитии (педагог осуществляет свою
деятельность в основное время за счет гибкого
графика) — по 2 часа 2 раза в неделю.
2. Работа с детьми по разовому вызову (работа
проводится по графику как дополнительная
образовательная услуга) — до 2 часов рабочего
времени.
3. Гувернерское обслуживание состоятельных
семей (работа проводится по договору и
оформляется как дополнительная образовательная
услуга).
Данные модели групп кратковременного
пребывания не превышают затрат на заработную
плату и не приводят к перерасходу рабочего
времени. Общий результат затрат рабочего времени
педагогических кадров в неделю не превышает 18
часов, что согласуется с недельной нагрузкой
педагогов по нормативам. Оплата родителями
образовательных услуг начисляется, исходя из
материальных затрат на содержание ребенка в
зависимости от времени нахождения в дошкольном
учреждении. Эта оплата оговаривается в
родительском договоре, при этом учитывается
коэффициент инфляции. При переводе ребенка в
группу постоянного пребывания с родителями
ребенка (законными представителями) заключается
новый договор.
Разнообразные модели групп кратковременного
пребывания в одном дошкольном учреждении
позволяют активизировать работу
педагогического коллектива, где каждый
воспитатель находит применение своим силам в
соответствии с собственными интересами.
Творческая проработка образовательных программ,
подготовка к новым формам работы с детьми
являются причиной профессионального роста
воспитателей.
Опыт открытия групп кратковременного
пребывания в ДОУ № 25 показал, что в
микрорайоне изменилось отношение к дошкольному
образовательному учреждению: повышается
авторитет среди родителей, налаживаются более
тесные связи с медицинскими учреждениями,
школами, учреждениями дополнительного
образования. Бесспорным успехом можно считать и
возникновение желания многих родителей перевода
детей из групп кратковременного пребывания в
обычную группу полного дня, где осуществляется
полномасштабная воспитательно-образовательная
работа с дошкольниками в различных направлениях.
Приложение А
ПОЛОЖЕНИЕ
о группах (группе) кратковременного пребывания,
создаваемых на базе образовательных учреждений,
для детей, не посещающих дошкольные
образовательные учреждения
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение направлено на
реализацию положений Международной конвенции о
правах ребенка, статьи 43 Конституции РФ, закона
РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.98
№ 124-ФЗ, закона РФ «Об образовании», п. 5, ст. 18,
Типового положения о дошкольном образовательном
учреждении, п. 21, Типового положения об
образовательном учреждении для детей
дошкольного и младшего школьного возраста, п. 21.
1.2. Положение предназначено для регулирования
процесса создания и функционирования групп
кратковременного пребывания, создаваемых на
базе образовательного учреждения (детский сад
любого вида, школа, детский сад — школа), далее —
Учреждение для детей, не посещающих дошкольные
образовательные учреждения.
1.3. Положение определяет взаимоотношения
образовательного Учреждения, в котором
создаются группы кратковременного пребывания, с
Учредителем, направления деятельности этих
групп, взаимодействие участников
учебно-воспитательного, медико-оздоровительного
и психолого-коррекционного процесса.
1.4. Группа (группы) кратковременного пребывания
(далее — Группа) является структурной единицей
образовательного Учреждения, которая
обеспечивает реализацию прав ребенка на
получение образования, на охрану жизни,
укрепление здоровья, адекватное физическое и
психическое развитие.
1.5. В своей деятельности Учреждение, имеющее в
своем составе группы кратковременного
пребывания, руководствуется Законом РФ «Об
образовании», Типовыми положениями об
образовательных учреждениях, другими
законодательными и нормативными документами по
вопросам образования, социальной защиты прав и
интересов детей.
1.6. Основными функциями Группы
кратковременного пребывания являются:
- охрана жизни и здоровья детей;
- коррекция физического и психического развития
и здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального и личностного
развития ребенка;
- забота об эмоциональном благополучии каждого
ребенка;
- обеспечение преемственности дошкольного и
начального образования;
- диагностическая и консультативная помощь
семьям, воспитывающим детей дошкольного
возраста на дому;
- координация деятельности органов местной
власти в целях обеспечения потребности
населения в получении дошкольного образования
детьми, не посещающими детские сады.
Задачи и функции Группы определяются
применительно к районным, экономическим и другим
условиям.
2. Организация группы кратковременного
пребывания на базе образовательных учреждений
2.1. Группы (группа) открываются приказом
муниципального органа управления образованием
(по согласованию с районной администрацией) на
базе образовательного учреждения при наличии
необходимых санитарно-гигиенических,
противоэпидемических условий, соблюдении правил
пожарной безопасности, кадрового обеспечения, а
также психолого-педагогических требований к
устройству образовательных учреждений
различного вида, определяемых
нормативно-правовыми актами Министерства
образования РФ.
2.2. Группы (группа) кратковременного пребывания
создаются на базе образовательного учреждения (в
пределах выделенных средств) по приказу
руководителя данного учреждения с указанием
профиля и режима работы (в соответствии с
родительским договором).
2.3. В Устав образовательного Учреждения, на базе
которого создается Группа (Группы), включаются
задачи и функции Группы.
2.4. Режим работы Группы определяется местными
условиями, потребностями населения.
2.5. Группа функционирует по гибкому режиму: от 2
до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день, в
зависимости от потребностей родителей (их
законных представителей).
2.6. Группа может функционировать в дневное или
вечернее время, при необходимости — в выходные и
праздничные дни. Группы могут открываться в
течение учебного года, по мере комплектования.
2.7. Режим и кратность питания детей в Группе
регулируется договором с родителями: от 2 до 4
часов — без питания или более 4 часов с
одноразовым питанием (завтрак, обед или полдник)
по меню и денежным нормам питания для дошкольных
образовательных учреждений (по специальному
меню, утвержденному в ЦГСЭН, и денежным нормам
питания для дошкольных образовательных
учреждений).
2.8. Медицинское обслуживание, коррекция
здоровья детей осуществляются штатным
медицинским персоналом Учреждения, который
наряду с администрацией Учреждения несет
ответственность за жизнь и здоровье
воспитанников Группы.
2.9. Диагностика и коррекция развития детей
Группы осуществляются штатными логопедами и
психологами.
3. Комплектование группы
3.1. Порядок комплектования Группы определяется
настоящим Положением, Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении.
3.2. Количество и виды Групп определяются
Учредителем в зависимости от потребностей
населения.
3.3. При зачислении ребенка в Группу
руководитель образовательного учреждения
руководствуется интересами семьи, воспитывающей
ребенка дошкольного возраста.
Отношения между образовательным учреждением,
имеющим Группу, и родителями (их законными
представителями) регулируются совместным
договором.
3.4. В Группу принимаются дети от 1 года до 3 лет,
от 3 до 7 лет (в случае необходимости и при наличии
условий — с более раннего возраста) после
предварительного медицинского обследования.
3.5. Группа комплектуется по одновозрастному или
разновозрастному принципу в целях решения
конкретных задач воспитания и обучения детей и в
зависимости от местных условий:
- группы общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением одного или нескольких
направлений развития (интеллектуального,
художественно-эстетического и др.);
- группы компенсирующего вида с осуществлением
квалифицированной коррекции отклонений в
физическом и психическом развитии
воспитанников;
- физкультурно-оздоровительные группы;
- группы ухода и присмотра для детей раннего
возраста;
- группы выходного и/или праздничного дня;
- группы вечернего и ночного пребывания.
3.6. Дети с отклонениями в развитии принимаются в
Группу образовательного учреждения любой
направленности при наличии условий для
коррекционной работы и реабилитации на
основании заключения
психолого-медико-педагогической консультации.
3.7. Наполняемость Групп устанавливается в
зависимости от вида группы в соответствии с
Типовым положением о дошкольном образовательном
учреждении.
3.8. Для зачисления ребенка в Группу необходимы:
- заявление родителей (их законных
представителей);
- медицинская справка об эпидемиологическом
окружении ребенка;
- решение медико-педагогической комиссии при
наличии у ребенка нарушений умственного и
физического развития;
- справка о состоянии здоровья ребенка;
- договор с родителями (их законными
представителями).
3.9. Конкурсный набор и тестирование детей при
комплектовании Групп не допускаются.
4. Управление и руководство группой
4.1. Руководство деятельностью Группы
осуществляет администрация образовательного
учреждения.
4.2. Управление и руководство Группой
осуществляется в соответствии с данным
Положением и не должно противоречить
нормативно-правовым актам, действующим в области
дошкольного образования.
4.3. Штатное расписание составляется
руководителем образовательного учреждения в
зависимости от вида Группы и утверждается
Учредителем образовательного учреждения.
4.4. Руководитель образовательного учреждения
определяет функциональные обязанности каждого
работника Группы.
5. Финансирование деятельности группы
5.1. Финансирование деятельности Группы
осуществляется органами местного
самоуправления через муниципальные органы
управления образованием в соответствии с видом
дошкольного образовательного учреждения и
сметой расходов на общее содержание ДОУ.
5.2. Финансовые средства Группы образуются:
- из средств бюджетного финансирования согласно
установленному нормативу затрат на содержание
детей в дошкольных учреждениях;
- родительских взносов за дополнительные
образовательные услуги в соответствии с Уставом
ДОУ и лицензией на образовательную деятельность;
- добровольных пожертвований;
- других источников в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
5.3. Норматив бюджетного финансирования
исчисляется из следующей наполняемости групп:
от 1 года до 3 лет — 15 детей; от 3 до 7 лет — 20
детей. В разновозрастных группах:
- при наличии любых двух возрастов — 20 детей,
- любых трех возрастов — 10 детей.
При наличии необходимых условий и средств
возможно комплектование Групп с меньшей
наполняемостью.
5.4. Льготы родителям по оплате за посещение
ребенком Группы устанавливаются органами
местного самоуправления при представлении
необходимых документов.
6. Образовательный процесс
6.1. Содержание образования в Группе
определяется образовательной (коррекционной)
программой для дошкольных образовательных
учреждений, исходя из особенностей
психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья детей.
6.2. Образовательные программы:
стандартно-типовые, дополнительные,
коррекционные (специальные) — реализуются через
специфичные для каждого возраста детей виды
деятельности.
6.3. Организация образовательного процесса в
Группе регламентируется учебным планом и
расписанием занятий, утверждаемых руководителем
образовательного учреждения.
6.4. Продолжительность занятий и режим работы в
Группах организуется с учетом гигиенических
требований к максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах
обучения.
6.5. При организации работы с детьми
используются формы работы:
- индивидуальные;
- групповые;
- подгрупповые.
6.6. В Группах образовательных учреждений в
соответствии со своими уставными целями и
задачами могут реализовываться дополнительные
образовательные услуги (на договорной основе) за
пределами определяющих его статус
образовательных программ.
7. Права и обязанности участников
образовательного, медико-оздоровительного и
психокоррекционного процессов
7.1. Участниками образовательного процесса
Группы являются воспитанники, родители (их
законные представители), педагогические
работники.
7.2. Права, социальные гарантии и обязанности
каждого работника Группы определяются
законодательством Российской Федерации, Уставом
образовательного учреждения, в котором открыта
Группа, трудовым договором, определяющим
функциональные обязанности и квалификационные
характеристики.
7.3. Права и обязанности родителей (их законных
представителей) определяются Уставом
образовательного учреждения.
Подпись Учредителя
Приложение Б
Приказ учредителя об открытии на базе
дошкольного
образовательного учреждения групп
кратковременного пребывания
Администрация г. Алексина Тульской
области
Комитет образования муниципального образования
«г. Алексин и Алексинский район»
ПРИКАЗ
«__»_______________ №_____
об организации групп кратковременного
пребывания детей
В целях реализации прав детей на равные
возможности получения дошкольного образования,
в соответствии с результатами экспериментальной
работы, проведенной в дошкольных
образовательных учреждениях России,
Приказываю:
1. Создать в муниципальном дошкольном
образовательном учреждении № 25 г. Алексина
следующие виды групп кратковременного
пребывания:
1.1. Группу кратковременного пребывания для
детей с ограниченными возможностями «Особый
ребенок».
Наполняемость группы 5—10 человек.
Режим 1. 13.00—16.30.
Режим 2. 13.00—15.00.
1.2. Адаптационную группу для детей от 1 до 2 лет
«Кроха».
Наполняемость группы 5—7 человек.
Режим группы полного пребывания.
1.3. Группа «Развитие» для детей с ослабленным
здоровьем.
Наполняемость группы 5—7 человек.
Режим 9.00—12.00.
1.4. Группа для подготовки детей к школе «Будущий
первоклассник».
Наполняемость группы 10—15 человек.
Режим 15.30—17.00 1 раз в неделю.
1.5. Группа выходного дня.
Наполняемость группы 15—20 человек.
Режим 8.00—12.00 по субботам.
1.6. Домашний воспитатель.
Режим 2 часа в день, 2 раза в неделю.
2. Произвести открытие групп кратковременного
пребывания детей на основании докладной записки
заведующей в указанные в ней сроки.
Ответственная: заведующая ДОУ № 25
Трунова Н.К.
3. Оплату за пребывание ребенка в группе
кратковременного пребывания производить на
основе Договора между ДОУ и родителями в
соответствии с нормами за содержание ребенка в
ДОУ.
4. Оплату педагогическим работникам и
обслуживающему персоналу производить из фонда
оплаты труда, предусмотренного в смете расходов
на ДОУ на отчетный финансовый год.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа
оставляю за собой.
(Ф.И.О.), председатель комитета образования
Приложение В
Договор с родителями, желающими
пользоваться услугами группы кратковременного
пребывания
ДОГОВОР
между муниципальным дошкольным
образовательным учреждением «Детский сад № »
и родителями (законными представителями)
ребенка.
г. ____________ « »_______200_г.
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № » в лице заведующей
ДОУ, действующей на основании Устава ДОУ, с одной
стороны, и мать (отец, законный представитель)
___________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (именуемые в дальнейшем
«Родитель») ребенка
_____________________________________________________________________
Фамилии, имя, отчество, дата рождения ребенка
с другой стороны заключили настоящий Договор о
следующем:
1. Зачислить ребенка в группу кратковременного
дневного пребывания.
2. ДОУ обязуется:
2.1. Обеспечить охрану жизни и укрепление
физического и психического здоровья ребенка: его
интеллектуальное, физическое и личностное
развитие. Развитие его творческих способностей и
интересов; осуществлять индивидуальный подход к
ребенку, учитывая особенности его развития,
заботиться об эмоциональном благополучии
ребенка.
2.2. Создать наиболее благоприятные условия для
пребывания ребенка по желанию родителей.
2.3. Образовательный процесс осуществлять в
соответствии с образовательными программами,
рекомендованными Министерством образования РФ.
2.4. Организовать предметно-развивающую среду в
ДОУ (помещение, оборудование, учебно-наглядные
пособия, игры, игрушки).
2.5. Организовать деятельность ребенка в
соответствии с его возрастом, индивидуальными
особенностями, содержанием образовательной
программы.
2.6. Оказывать платные образовательные услуги в
соответствии с Уставом ДОУ по желанию родителей
(законных представителей).
2.7. Сохранить место за ребенком в случае:
- его болезни;
- санаторно-курортного лечения;
- карантина по ДОУ;
- отпуска родителей (по заявлению родителей).
2.8. Соблюдать настоящий Договор и Положение о
группе кратковременного пребывания детей.
3. «Родитель» обязуется:
3.1. Соблюдать Положение о группе
кратковременного пребывания детей и настоящий
договор.
3.2. Соблюдать санитарно-гигиенические
требования по пребыванию ребенка в группе
сверстников.
3.3. Информировать ДОУ накануне о предстоящем
отсутствии ребенка, извещать о болезни ребенка,
предоставлять справку о состоянии здоровья
ребенка от участкового врача.
3.4. Обеспечить ребенка материалами,
необходимыми для занятий и игр.
4. ДОУ имеет право:
4.1. Отчислить ребенка из группы
кратковременного пребывания при наличии
медицинского заключения о состоянии здоровья
ребенка, препятствующем пребыванию в ДОУ.
4.2. В случае болезни (гарантия), отсутствия
справки от врача не принимать ребенка в группу.
4.3. Вносить предложения по совершенствованию
воспитания ребенка в семье.
4.4. Расторгнуть настоящий Договор досрочно при
систематическом невыполнении «Родителем» своих
обязательств, при условии «предварительного
уведомления» об этом «Родителя» за 10 дней.
5. «Родитель» имеет право:
5.1. Присутствовать и участвовать в
воспитательно-образовательном процессе, вносить
свои предложения по его совершенствованию и
организации.
5.2. Требовать выполнения уставной деятельности
в части воспитательно-образовательного процесса
и условий настоящего Договора.
5.3. Получать квалифицированную педагогическую
консультацию и практическую помощь в вопросах
воспитания и развития детей.
6. Договор действует с момента его подписания и
может быть продлен, изменен, дополнен по
соглашению сторон.
7. Изменения, дополнения к Договору оформляются
в форме Приложения к нему.
8. Стороны несут ответственность за
невыполнение обязательств в законном порядке.
9. Договор действителен на момент пребывания
ребенка в ДОУ.
10. Договор составляется в двух экземплярах:
один экземпляр хранится в ДОУ, другой — у
«Родителя».
МДОУ «Детский сад» № «Родитель»
________________________ (законный представитель)
________________________ Ф.И.О.___________________
________________________ паспорт___________________
________________________ домашний адрес
_________________________место работы
_________________________должность
_________________________Подпись:
Приложение Г
Должностные инструкции
Должностная инструкция воспитателя
группы кратковременного пребывания детей (ГКП)
1. Общие положения
1.1. На должность воспитателя в группу
кратковременного пребывания назначается
работник приказом руководителя ДОУ из числа
основных работников ДОУ.
1.2. Воспитатель ГКП должен знать Закон
Российской Федерации «Об образовании»,
Международную конвенцию о правах ребенка,
нормативные документы и методические
рекомендации по вопросам обучения и воспитания,
педагогику, психологию, возрастную физиологию и
гигиену детей дошкольного возраста; правила
охраны жизни и здоровья детей, основы
доврачебной медицинской помощи, теорию и
методику воспитательной работы, основы
гражданского и трудового законодательства,
основы научной организации труда.
1.3. Воспитатель группы КП работает под
руководством заведующего и отчитывается перед
ним о своей работе.
1.4. Воспитатель ГКП должен систематически
повышать свою квалификацию путем посещения
педагогических совещаний, методических
объединений, курсов повышения квалификации и
других мероприятий.
2. Основные обязанности
Воспитатель группы КП:
2.1. Планирует и организует жизнедеятельность
детей, их воспитание, проводит повседневную
работу, обеспечивающую создание условий для
психологического и физического комфорта детей.
2.2. Обеспечивает сохранение и укрепление
здоровья детей, отвечает за их жизнь и здоровье.
2.3. Внимательно относится к детям, изучает их
индивидуальные способности, интересы и
наклонности.
2.4. Создает условия для развития творческих
способностей детей, их самореализации.
2.5. Следит за посещаемостью детей своей группы.
2.6. Информирует старшую медицинскую сестру о
своих наблюдениях за состоянием здоровья детей
во время занятий, игр.
2.7. Взаимодействует с родителями детей и лицами,
их заменяющими, в вопросах воспитания.
2.8. Участвует в работе педагогических
совещаний, перенимает опыт других воспитателей,
обобщает свой опыт.
2.9. Должен знать правила по технике
безопасности, уметь обращаться с огнетушителем,
знать план эвакуации детей на случай пожара.
2.10. Координирует работу специалистов в рамках
единого образовательного процесса.
3. Воспитатель группы КП имеет право:
3.1. Получать консультацию по организации
педагогического процесса у методиста и
заведующего ДОУ.
3.2. Пользоваться при подготовке к занятиям
имеющейся методической литературой и пособиями.
3.3. Не принимать в группу детей без должного
сангигиенического осмотра.
3.4. Требовать от администрации создания
необходимых условий для работы.
4. Воспитатель группы КП несет ответственность:
4.1. За охрану жизни и здоровья детей.
4.2. За воспитание и обучение детей в
соответствии с Уставом ДОУ, с
программно-методическими указаниями
Министерства просвещения РФ.
4.3. За своевременное прохождение медицинского
осмотра.
4.4. За соблюдение режима ДОУ, трудовой
дисциплины, правил техники безопасности.
Должностная инструкция младшего
воспитателя группы кратковременного пребывания
(ГКП)
1. Общие положения
1.1. Трудовые отношения между младшим
воспитателем и заведующим оформляются трудовым
договором.
1.2. Младший воспитатель непосредственно
подчиняется зам. заведующей по АХЧ, старшей
медсестре, воспитателю.
1.3. В своей деятельности младший воспитатель
руководствуется:
— правилами санитарии и гигиены,
— правилами внутреннего трудового распорядка,
— настоящей инструкцией,
— приказами и распоряжениями руководителя ДОУ.
1.4. Младший воспитатель должен знать:
«Санитарные правила содержания помещений»,
инструкции по уборке, нормы расхода моющих и
дезинфекционных средств.
1.5. Младший воспитатель ГКП должен пройти
санминимум.
2. Функция
2.1. Поддержание групповых и подсобных помещений
в чистоте и порядке.
2.2. Участие в педагогических мероприятиях (при
необходимости).
2.3. Мытье игрушек, пособий.
2.4. Смена полотенец.
3. Должностные обязанности
3.1. Младший воспитатель ГКП работает по графику,
установленному администрацией.
3.2. Должен соблюдать «Санитарные правила
содержания помещений ДОУ», инструкции по уборке,
мытью посуды (по необходимости).
3.3. Выполнять правила личной гигиены.
3.4. По необходимости осуществлять помощь в
проведении занятий.
3.5. Участвовать в создании развивающей среды в
группе с воспитателем.
3.6. Быть приветливым и ласковым с детьми,
родителями.
3.7. Оказывать по необходимости гигиеническую
помощь детям.
4. Права
4.1. Младший воспитатель имеет право на
безопасные условия труда, обеспечение
спецодеждой.
4.2. На ежегодный оплачиваемый отпуск по графику.
4.3. На оплату больничных листов из средств
соцстраха.
5. Ответственность
5.1. Младший воспитатель передает и принимает
имущество группы по акту при участии зам.
заведующей по АХЧ.
5.2. Не оставляет групповое помещение без
присмотра, закрывая на ключ в отсутствие детей.
5.3. Несет дисциплинарную ответственность за
невыполнение должностных обязанностей, правил
внутреннего распорядка, приказов заведующего.
6. Связи по должности
6.1. Младший воспитатель ГКП вступает в
служебные отношения с воспитателем группы,
старшей медсестрой, зам. заведующей по АХЧ,
заведующим.
Должностная инструкция педагога
дополнительного образования группы
кратковременного пребывания детей (ГКП)
1. Общие положения
1.1. Педагог дополнительного образования группы
КП назначается и увольняется заведующим ДОУ.
1.2. На должность педагога дополнительного
образования ПОП назначаются лица, имеющие высшее
или среднее специальное образование.
1.3. Педагог дополнительного образования должен
знать: Закон РФ «Об образовании», конвенцию о
правах ребенка, возрастную и специальную
педагогику и психологию, возрастную физиологию и
гигиену, методику преподавания предмета и
воспитательной работы, программы и методические
рекомендации, требования к оснащению и
оборудованию педагогического процесса, основные
направления и перспективы развития образования
и педагогики, правила и нормы охраны труда,
техники безопасности, противопожарной защиты.
1.4. Педагог дополнительного образования
административно подчиняется заведующему ДОУ.
2. Основные обязанности
2.1. Осуществляет обучение и воспитание детей с
учетом специфики преподаваемого предмета.
2.2. Способствует социализации и формированию
общей культуры личности.
2.3. Реализует учебную программу.
2.4. Соблюдает права и свободы воспитанников,
определенные Уставом образовательного
учреждения.
2.5. Систематически повышает свою
профессиональную квалификацию.
2.6. Оказывает консультативную помощь родителям
и лицам, их заменяющим, а также педагогическим
работникам в пределах своей компетенции.
2.7. Выполняет правила и нормы охраны труда,
техники безопасности и противопожарной защиты.
2.8. Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей в
период образовательного процесса.
3. Права
Педагог дополнительного образования группы КП
имеет право:
3.1. Участвовать в разработке и реализации
образовательных программ.
3.2. Свободно выбирать формы, методы, приемы
обучения и воспитания.
3.3. Вносить предложения по совершенствованию
образовательного процесса, режима работы, работы
с родителями.
3.4. Требовать от администрации создания
необходимых условий для работы.
4. Ответственность
Педагог несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение
своих обязанностей без уважительных причин в
порядке, определенном трудовым
законодательством.
4.2. За применение, в том числе однократное,
методов воспитания, связанных с физическим или
психическим насилием над личностью ребенка;
может быть освобожден от занимаемой должности.
4.3. За охрану жизни и здоровья детей.
4.4. За своевременное прохождение медосмотра.
4.5. За соблюдение правил техники безопасности,
пожарной безопасности.
Должностная инструкция
музыкального руководителя группы
кратковременного пребывания детей (ГКП)
1. Общие положения
1.1. Музыкальным руководителем группы
кратковременного пребывания назначаются лица,
имеющие высшее, среднее специальное или
дошкольное образование по представлению
заведующего.
1.2. Музыкальный руководитель должен знать:
Закон Российской Федерации «Об образовании»,
основы дошкольной педагогики и психологии,
программу воспитания, теорию и методику
музыкального воспитания, детскую музыкальную
литературу, профессионально владеть техникой
исполнения произведений на музыкальном
инструменте.
1.3. Музыкальный руководитель осуществляет
музыкальное воспитание детей в соответствии с
Уставом ДОУ; программно-методическими и
инструктивными указаниями Министерства
образования Российской Федерации.
1.4. Музыкальный руководитель группы
кратковременного пребывания подчиняется
заведующему ДОУ, зам. заведующей по ОВР.
2. Основные обязанности
2.1. Музыкальный руководитель группы
кратковременного пребывания осуществляет
музыкальное воспитание детей в соответствии с
программой группы кратковременного пребывания.
2.2. Проводит музыкальные занятия и принимает
активное участие в проведении всех видов
развлечений.
2.3. Составляет планы детских утренников и
концертов и руководит их подготовкой и
проведением, участвует в работе по изготовлению
костюмов и другого праздничного оформления.
2.4. Ведет индивидуальную работу с детьми,
выявляет способных и одаренных детей, всемерно
содействует развитию музыкальных способностей.
2.5. Музыкальный руководитель совместно с
воспитателями проводит разучивание игр с пением,
хороводов, а также организует обучение детей
игре на музыкальных инструментах.
2.6. Консультирует родителей по вопросам
музыкального воспитания детей.
2.7. Музыкальный руководитель группы
кратковременного пребывания организует
культурно-массовую работу группы.
Приложение Д
Организация учебно-воспитательного
процесса в группах кратковременного пребывания
разной направленности
Группа кратковременного пребывания решает
задачи социальной и педагогической компенсации
условий для полноценного развития ребенка.
Содержание образования направлено на реализацию
направлений концепции дошкольного воспитания,
образовательных программ, рекомендованных
Министерством образования РФ.
Обучение и развитие способностей детей
осуществляется исключительно исходя из их
интересов и индивидуальных особенностей, а также
запросов семьи.
Учебно-воспитательный процесс включает в себя
разнообразные виды детской деятельности,
которая организуется педагогом посредством
фронтальных, подгрупповых, индивидуальных
занятий. За счет разновозрастного
сотрудничества стимулируется общение детей,
развиваются эмоции и мотивы, способствующие
налаживанию межличностных отношений.
Большое значение уделяется
социально-педагогической работе с семьей,
которая предполагает активное включение
родителей в организацию образовательного
процесса и сам педагогический процесс, обучение
родителей формам развивающего взаимодействия с
детьми, оказание консультативной помощи
родителям по вопросам воспитания и образования
детей.
Психологическое сопровождение детей,
не посещающих ДОУ
Общие положения
Педагог-психолог работает с детьми дошкольного
возраста, не посещающими ДОУ, — новая форма
оказания помощи семье в воспитании ребенка.
Целью работы педагога-психолога является
оказание консультативной, диагностической и
коррекционной помощи семье, воспитывающей детей
на дому.
Изучает условия жизни, индивидуальные
особенности семьи и ребенка, выступает
посредником между семьей и ДОУ.
Способствует определению ребенка в ГКП,
подбирает соответствующую данному ребенку форму
пребывания в ДОУ.
Примерное содержание работы
педагога-психолога:
В группе адаптации для детей раннего возраста:
Оказание консультационной помощи родителям по
формированию адекватных представлений
родителей о возрастных особенностях ребенка.
Индивидуальная работа с детьми по облегчению
процесса привыкания к условиям ДОУ.
Организация специальных занятий,
предусматривающих речевое и сенсорное развитие
детей.
Организация работы по ранней социализации
детей раннего возраста.
В группе по подготовке детей к школе:
Информирование, консультирование взрослых по
вопросам развития, обучения детей, подготовки их
к школе.
Проведение диагностики для определения
индивидуальных особенностей детей,
интеллектуальных способностей, эмоциональных
качеств.
Систематическое проведение психологических
занятий, тренингов, ориентированных на развитие
навыков общения детей, формирование
учебно-познавательной деятельности.
В группе выходного дня:
Создает условия для ярких положительных эмоций
у детей, организуя ролевые игры, занятия
психологической разгрузки.
Посредством системы тренинговых занятий
формирует коммуникативные качества детей,
способствует развитию социальных качеств.
Организует совместные мероприятия с детьми и
родителями с целью укрепления их
взаимоотношений.
В группе детей с ограниченными возможностями:
Определяет приоритетные направления работы с
ребенком в ДОУ на основе результатов
психологической диагностики.
Участвует в разработке индивидуальной карты
развития ребенка с учетом проблемы его развития
и возрастных особенностей.
Определяет перспективу
коррекционно-развивающих мероприятий в развитии
ребенка.
Определяет направление работы родителей с
ребенком дома.
Проводит консультации, беседы с родителями для
повышения их педагогической компетентности.
Приложение E
Приказ по дошкольному
образовательному учреждению об открытии групп
кратковременного пребывания
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение — детский сад № 25 г. Алексина
Приказ № 30
«Об организации групп
кратковременного пребывания детей»
«10» октября 2002 г.
В целях реализации прав детей на равные
возможности получения дошкольного образования
(посещающих и не посещающих детские сады,
дошкольные отделения школ), прав родителей по
выбору форм получения ребенком дошкольного
образования, размера наиболее доступной
родительской платы за детский сад для семей,
проживающих на территории города в разных
социальных условиях, а также в соответствии с
приказом Комитета образования Администрации
муниципального образования «г. Алексин и
Алексинский район» от _________ 2002 г. № _____ «Об
открытии групп кратковременного пребывания в
дошкольном образовательном учреждении № 25».
Приказываю:
1. Создать в МДОУ — детском саду № 25 группы
дневного кратковременного пребывания детей (КП).
2. Группы КП обеспечивают воспитание,
интеллектуальное развитие, обучение, уход и
оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
3. Группы КП реализуют образовательную
Программу воспитания и обучения в детском саду
(под ред. М.А. Васильевой) с использованием
элементов программы «Школа-2100» и «Развитие»
(Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и
др.) с учетом кратковременного режима работы.
4. Целями деятельности и основными задачами
группы КП являются:
— наиболее полный охват детей дошкольным
образованием, реализация равных возможностей
получения дошкольного образования детьми,
посещающими и не посещающими образовательное
учреждение (в том числе детский сад), в условиях
построения преемственности дошкольного и
начального образования;
— выбор родителями размера наиболее
приемлемой родительской платы за содержание в
образовательном учреждении (в том числе в
детском саду) для семей, живущих в разных
социальных условиях;
— охрана и укрепление здоровья детей;
— обеспечение интеллектуального, личностного и
физического развития ребенка;
— взаимодействие с семьей для полноценного
развития ребенка.
5. Утвердить режим работы групп
кратковременного пребывания:
Группу кратковременного пребывания для детей с
ограниченными возможностями «Особый ребенок».
Наполняемость группы 5—10 человек.
Режим 1. 13.00—16.30.
Режим 2. 13.00—15.00.
Адаптационную группу для детей от 1 до 2 лет
«Кроха».
Наполняемость группы 5—7 человек.
Режим группы полного пребывания.
Группа «Развитие» для детей с ослабленным
здоровьем.
Наполняемость группы 5—7 человек.
Режим 9.00—12.00.
Группа для подготовки детей к школе «Будущий
первоклассник».
Наполняемость группы 10—15 человек.
Режим 15.30—17.00 1 раз в неделю.
Группа выходного дня.
Наполняемость группы 15—20 человек.
Режим 8.00—12.00 по субботам.
6. Старшему воспитателю: _______________ :
— разработать учебные планы, перспективное
планирование с учетом кратковременного режима
работы;
— оказать практическую, консультативную помощь
педагогическим работникам по организации
педагогического процесса.
7. Старшей медсестре:
— осуществить прием детей в группу КП на общих
основаниях при наличии медицинской выписки из
истории развития (индивидуальной карты) ребенка
по форме № 119;
— совместно с врачом обеспечить проведение
лечебно-профилактических мероприятий;
— систематически проводить контроль за
физическим воспитанием и развитием детей, за
соблюдением санитарно-гигиенических норм и
выполнением режима.
8. Педагогу-психологу, музыкальному
руководителю и воспитателям:
— обеспечить эмоциональный комфорт в группах
КП;
— изучить методические основы
экспериментальной программы и применять их в
практической деятельности;
— тщательно и гибко планировать занятия,
основываясь на интересах и потребностях детей;
— обеспечить динамическую организацию среды;
— строго выполнять инструкцию по охране жизни и
здоровья детей;
— вести документацию в соответствии с приказом
№ 41 «О документации дошкольных учреждений»
Министерства Народного образования РСФСР от
20.09.88 г.
9. Младшим воспитателям:
— оказывать помощь педагогам в организации
воспитательно-образовательного процесса
(подготовка к занятиям, прогулки, проведение
закаливающих процедур);
— соблюдать санитарно-гигиенические нормы
содержания помещений, оборудования, инвентаря;
— осуществлять:
- влажную уборку группы — 2 раза в день;
- санитарную обработку бокалов, игрушек — 1 раз в
день;
- смену полотенец — 1 раз в пять дней и по мере
загрязнения;
- генеральную уборку помещений группы — согласно
утвержденному графику;
— строго соблюдать питьевой режим;
— выполнять инструкции по охране жизни и
здоровья детей.
10. Заведующей детским садом:
— проводить ежемесячный расчет родительской
платы за содержание детей в группе КП в размере 20%
от фактических затрат без кассовых расходов на
питание до 15-го числа каждого месяца.
11. Открыть группу КП с 15.10.2002 г.
Контроль за исполнением данного приказа
оставляю за собой, а также возлагаю на старшего
воспитателя контроль за
организационно-методической работой, на старшую
медсестру — контроль за санитарно-гигиеническим
состоянием групп кратковременного пребывания.
Основание: Приказ № _____ от _______ Управления
образования Администрации г. Алексина
Тульской области.
Заведующая МДОУ — детским садом № 25
Н.К. Трунова.
|