Будем строить детский
сад
Детский сад — в подарок
Четырнадцатигрупповой казанский
детский сад № 261 был открыт всего два года назад.
Городское управление образования гордится этим
садом: в условиях ограниченного финансирования
сад-новостройка — настоящая победа на поприще
финансовых битв за средства из бюджета. Здание
садика построено по новому проекту общей
стоимостью 49 млн. рублей, с учетом новейших
архитектурных идей, санитарно-гигиенических и
педагогических требований.
Танзиля Сунгатулина в музыкальном
зале своего детского сада
«Наш детский сад построен в
микрорайоне, заселенном по преимуществу
небогатыми людьми, — рассказывает заведующая
детским садом Танзиля Сунгатулина. — Здесь много
рабочих, много безработных, много семей с доходом
меньше прожиточного минимума. Муниципальное
дошкольное учреждение на 240 мест — настоящий
подарок работающим родителям. И детям, конечно.
Когда родители впервые привели своих малышей в
детский сад, они долго не могли поверить своим
глазам: неужели вся эта красота — для их детей?
Прямо так и спрашивали: «Неужели это для нас?» В
таких условиях и дети, и взрослые сами собой
становятся лучше, облагораживаются. И педагогам
здесь приятно работать».
Подарки получают не все
Но подарок, подобный тому, который
преподнесли городские власти Казани жителям
одного из новых микрорайонов города, — большая
редкость.
При разработке проектов по застройке
российских городов проектировщики, как и прежде,
продумывают целостную инфраструктуру жилого
комплекса. Сюда входят магазины, досуговые
центры, школа и детские сады.
Магазины строить приятно, потому что
прибыльно. Досуговые центры (не дома детского
творчества, а развлекательные заведения для
взрослых и молодежи) — тоже вещь не бесполезная.
Покупатели находятся уже на этапе строительства.
Школа — это зубовный скрежет муниципальных
властей. Но не построить ее нельзя: детей
школьного возраста государство обязано учить. А
вот строительство детского сада воспринимается
как роскошь: необязательно! Поэтому денег на
детские сады хронически не хватает — несмотря на
огромные очереди, в которых ребенка ставят с
момента рождения. Эта ситуация типична для всех
российских городов, за исключением Москвы.
Местные власти справляются с ситуацией, кто как
умеет. К примеру, в Московской области, в г.
Долгопрудный, готовы отказаться от опыта
уникального комплекса «начальная школа —
детский сад», работающего по программе «Золотой
ключик», и перепрофилировать его в обыкновенный
детский сад, чтобы выкроить лишних сорок мест при
очередности в 1500 человек по городу в целом.
Как решают проблему в Белгороде?
А вот в Белгороде эту проблему будут
решать кардинально иным способом.
Отдельные здания новых детских садов
действительно строить очень дорого. Но
специальным постановлением главы Белгорода
фирмы, ведущие работы по застройке новых
микрорайонов, обязаны выделять в фонд города
определенное количество квартир. Часть этих
квартир переоборудуется в маленькие детские
сады, рассчитанные на 15—20 детей.
Представители Управления образования
г. Белгорода на крылечке будущего мини-садика
Такие садики, расположенные в жилых
домах, обустраиваются с учетом всех требований
санэпидемстанции и пожарной безопасности.
Официально садик становится филиалом большого
детского сада, расположенного относительно
недалеко.
Два белгородских садика-малютки
начнут свою работу уже в сентябре 2005 года. Один из
них расположен на первом этаже жилого дома и
имеет собственный подъезд. Его площадь
складывается из площади двух трехкомнатных
квартир. Санузел перестроен в рассчете на то, что
им будут пользоваться одновременно трое малышей.
Выделено просторное помещение под раздевалку. А
во дворе, по соседству с детской площадкой
микрорайона, отгорожено место для прогулок
садовских детей.
15—20 малышей, которые будут посещать
садик-малютку, — почти группа детского сада. Один
подобный садик проблему очередности, конечно, не
решит. Но если организация квартирных детских
садов станет системой, как предполагает мэр г.
Белгорода, это сильно повысит доступность
дошкольного образования. К тому же коммунальное
обслуживание помещений не потребует
дополнительных штатных единиц: слесари и
электрики ЖКХ должны будут взять под опеку и
квартиры детского сада. А опыт функционирования
садов внутри жилых домов, возможно, скажется и на
деятельности педагогов: в таких почти интимных
условиях легче искать союзников по работе среди
жителей микрорайона.
Постановление № 116 от 28 мая
2004 г.
О строительстве дошкольных
образовательных учреждений
Во исполнение постановления главы
администрации Белгородской области от 26 марта
2003 г. № 97 «О дошкольных образовательных
учреждениях», в целях решения сложившейся
проблемы по обеспечению населения местами в
дошкольных учреждениях постановляю:
1. Внедрить в практику жилищного строительства в
городе размещение учреждений общественного
воспитания для детей дошкольного возраста на
25—50 мест в строящихся жилых домах.
2. Управлению архитектуры и градостроительства
администрации города Белгорода (Кизилов А.В.):
2.1. В срок до 1.06.2004 года разработать
архитектурно-планировочные решения проектов
встроенных в жилые дома и пристроенных к жилым
домам дошкольных образовательных учреждений на
25—50 мест;
2.2. При застройке на новых территориях, в том
числе коттеджной застройке, применять отдельно
стоящие или пристроенные дошкольные
образовательные учреждения на 50—95—140 мест;
2.3. При застройке реконструируемых территорий, а
также при строительстве отдельных домов
применять встроенно-пристроенные дошкольные
образовательные учреждения на 25—50 мест;
2.4. В срок до 1.06.2004 г. совместно с Управлением
образования (Пищальченко М.И.) разработать
схему размещения указанных дошкольных
образовательных учреждений на территории города
с учетом проживания и трудовой занятости
населения и представить мне на утверждение.
3. Первому заместителю главы администрации
города Белгорода, председателю комитета по
жизнеобеспечению города Болтенкову В.П. при
оформлении заказчиками-застройщиками,
независимо от форм собственности,
разрешительной документации на строительство и
реконструкцию многоквартирных жилых домов
предусматривать в соответствии с разработанной
схемой строительства встроенно-пристроенные
помещения для организации дошкольных
образовательных учреждений указанного типа.
4. Контроль за исполнением настоящего
постановления оставляю за собой.
Информацию об исполнении постановления
представлять ежегодно к 1 января и к 1 июня.
Глава местного самоуправления
В.ПОТРЯСАЕВ |
|