ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"
Н.А.РЫЖОВА
Экологическое образование в детском
саду
Экологическое образование уже стало
неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Именно поэтому у педагогов возникает множество
вопросов.— Как создать эффективную систему
экологического образования в детском саду,
основанную на интегрированном подходе? — Как
сделать так, чтобы идеи экологического
образования реализовывались через разные виды
деятельности ребенка: экспериментирование,
наблюдение, труд, игру, музыкальную,
изобразительную, физическую деятельности? На эти
и многие другие вопросы можно найти ответы в
курсе лекций Н.А. Рыжовой. Цель курса — дать
слушателям основы современного экологического
образования дошкольников и практические
рекомендации: как создать развивающую среду
(экологическую комнату, лабораторию, живой
уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.);
какие методики использовать в работе с детьми;
для чего дошкольному учреждению нужен
«Экологический паспорт».
Курс лекций будет интересен не только
руководителям, воспитателям дошкольных
учреждений и УВК, но и педагогам по
изодеятельности, инструкторам по физической
культуре, музыкальным руководителям и другим
специалистам ДОУ, а также сотрудникам управлений
образований, педагогам учреждений
дополнительного образования (экологических и
биологических центров, домов детского
творчества и т.п.).
Учебный план курса «Экологическое
образование в детском саду»
Лекция № 1
Содержание экологического
образования дошкольников
Литература
1. Рыжова Н.А. Экологическое
образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
2. Зверев И.Д. Экологическое
образование и воспитание: узловые вопросы.
Экологическое образование: концепции и
технологии. М.: Перемена, 1996.
3. Рыжова Н.А. О проекте
«Национальной стратегии экологического
образования в Российской федерации. Дошкольное
воспитание № 6, 2001.
4. Ягодин Г.А. Воспитать гражданина
планеты. Обруч № 2, 1997.
5. Проблемы и перспективы
экологического воспитания в дошкольных
учреждениях. М.: ВООП, 1998.
6. Рыжова Н.А. О программах
экологического образования дошкольников.
Дошкольное образование № 11, 2004.
Еще лет двадцать назад об экологии и
экологическом образовании дошкольников речь не
шла. В настоящее же время оно стало одним из
важных направлений дошкольной педагогики и
реализуется во многих дошкольных учреждениях
страны. Практически все современные комплексные,
базисные программы выделяют разделы по
экологическому воспитанию дошкольников,
существует ряд дополнительных программ.
Проводятся всероссийские, региональные,
городские конференции по экологической
проблематике, специальные курсы преподаются в
педагогических вузах и колледжах, в ряде
дошкольных учреждений появились
педагоги-экологи. Казалось бы, все прекрасно.
Однако опыт показывает, что далеко не все
проблемы в этой области пока решены. Существуют
разночтения в понимании терминов «экология»,
«экологическое воспитание (образование)», в
определении целей, задач, содержания и методики
экологического образования. Например, иногда
детские сады идут по самому простому пути,
переименовывая традиционные занятия по
ознакомлению дошкольников с окружающим миром,
природой, по воспитанию нравственных качеств
ребенка в «экологические». Чем же обусловлена
такая ситуация? Проведите эксперимент в своем
коллективе (конечно, эксперимент не отражает всю
сложность проблемы, но заставляет задуматься).
Раздайте каждому педагогу небольшие квадраты
бумаги. Предложите закрыть глаза и, следуя вашим
указаниям, выполнить следующие действия
(задавать вопросы при этом нельзя):
1. Сложить лист пополам и оторвать у
него левый верхний угол.
2. Еще раз сложить пополам и оторвать
правый нижний угол.
3. Еще раз согнуть пополам и оторвать
левый нижний угол.
После выполнения всех действий
участники эксперимента откроют глаза, развернут
листы бумаги и сравнят их. Что получилось? У
кого-то в середине листа оказалось одно
отверстие, у кого-то два, а у кого-то вообще ни
одного. Отличаются листы и по форме. Обсудите,
почему так произошло? Ведь все педагоги слышали
одинаковый текст, но результат их действий
оказался различным. В конце концов вы придете к
выводу, что у вас не было предварительной
договоренности, как именно сгибать лист, как его
поворачивать и т.п., то есть фактически вы не
договорились о понимании выражений, терминов.
Способствовал непониманию и запрет на вопросы.
Вот так же мы иногда не понимаем друг друга, хотя
все с воодушевлением говорим об экологии и
экологическом образовании. Что такое «экология
души»? Или «экология литературы»? Красиво, но не
очень понятно. Поэтому перед тем, как говорить об
организации системы экологического образования
в детском саду и вопросах методики, обсудим
некоторые понятия.
Что такое экология?
Как особое направление науки экология
возникла в XIX столетии. В то время она была лишь
частью зоологии и рассматривала взаимоотношения
животных, сообществ между собой и с окружающей
средой. Само слово «экология» было введено
немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она
определялась как наука о взаимоотношениях
живых организмов с окружающей средой и друг с
другом. В переводе с греческого языка
«экология» — это наука о доме, жилище («ойкос» —
дом, «логос» — наука). Сейчас это направление
называется биологической, или классической,
экологией. Конечно, экология — наука непростая.
Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в
области экологического образования, для начала
нужно запомнить четыре закона, сформулированных
в популярной форме американским ученым Барри
Коммонером:
— все связано со всем;
— все куда-нибудь девается;
— все что-нибудь да стоит (ничто не дается даром);
— природа знает лучше.
Эти законы во многом определяют наше
существование, хотя мы об этом часто и не
подозреваем. Экологическая информация все чаще
входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает
знаний, чтобы правильно ее оценить. Иногда
обычная информация о количестве различных
выбросов в окружающую среду или предупреждение
об усилении загрязнения атмосферы в
безветренные дни вызывает панику и множество
самых разных слухов, не относящихся к реальной
ситуации. В то же время мы живем рядом с
источниками экологической опасности, не зная об
их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи
рядом с автотрассами, где велико загрязнение
среды выбросами транспорта, купаемся и ловим
рыбу в реках рядом с трубами сточных вод,
обрабатываем свой огород большим количеством
ядохимикатов, сами создаем свалки рядом со
своими домами и делаем многое другое, чего делать
ни в коем случае нельзя. Одновременно мы считаем,
что повлиять на состояние окружающей среды может
только правительство, но никак не мы сами, и что
от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во
многом объясняется тем, что длительное время в
большинстве образовательных учреждений не
находилось места для экологии. Более того,
воспитывалось именно потребительское отношение
к природе, стремление ее завоевать и улучшить по
своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанным
на таких позициях, сейчас очень трудно изменить
свои взгляды на окружающую среду. Надежда — на
подрастающее поколение, которое мы должны
воспитывать по-новому.
По мере развития общества экология все
больше приобретала социальное значение и в нашем
столетии вышла за рамки естественных наук. В
середине ХХ века экология обрела широкую
известность среди всех людей, независимо от их
специальности. Она стала наукой, которая должна
помочь людям выжить, сделать их среду обитания
приемлемой для существования. К сожалению,
общество осознало это, когда уже стали видны
отрицательные последствия потребительского
отношения людей к природе, когда на планете
практически не осталось уголков нетронутой
природы, когда состояние среды обитания уже
отрицательно сказалось на здоровье огромного
количества людей.
В последние годы бурно развиваются
новые направления экологии — социальная
экология, рассматривающая взаимоотношения
общества и природы, прикладная экология,
экология человека, видеоэкология и другие. От
проблемы «организм — среда» экология подошла к
проблеме «человек — природа». Именно на этом
этапе развития мы осознали роль и необходимость
экологического образования, начиная с самого
раннего возраста. Существование различных
направлений экологии учитывается и при отборе
содержания экологического образования
дошкольников. Нельзя забывать и о
мировоззренческом значении экологии, а значит, и
о ее связи со всеми сторонами жизни — историей,
культурой, географией и т.п. В то же время не
следует и размывать границы этого понятия,
применяя его в качестве модного направления без
всякого на то основания. В наши дни слово
«экология» стало необычайно популярным, причем,
как правило, оно употребляется в сочетании с
такими не очень приятными для нас словами, как
«катастрофа», «опасность», «кризис». Кроме того,
это понятие приобрело новый, зачастую совершенно
далекий от первоначального значения смысл в
выражениях «экология души», «экология музыки»,
«экология речи», «экология культуры», о чем я уже
упоминала выше. Конечно, каждый из этих терминов
несет свою смысловую нагрузку, но слово
«экология» нередко употребляется лишь ради моды,
красивого звучания. Так, занимаясь проблемами
«экологии души» (то есть проблемами
нравственности, морали), педагоги затрагивают
очень важный воспитательный аспект —
формирование личности, в том числе и отношения
ребенка к природе, окружающему миру. Но экология
как наука здесь ни при чем. Несомненно, что
нравственное начало очень важно для
экологического воспитания ребенка, но это только
один из его аспектов, хотя и очень значимый. Более
того, не все законы природы нравственны с точки
зрения человека. Человек может обладать
прекрасными моральными качествами, но, не зная
законов природы, будет совершать
антиэкологические поступки. Например, следуя
законам человеческой морали, ребенок, пытаясь
спасти выпавшего из гнезда птенца, берет его в
руки. После этого в большинстве случаев птенец
гибнет. Следовательно, моральные качества должны
сочетаться с элементарными экологическими
знаниями, только тогда поведение человека по
отношению к природе будет экологически
целесообразным.
Часто можно услышать выражения
«плохая («хорошая», «ужасная») экология». Однако
следует помнить, что экология как наука не может
быть плохой или хорошей (мы же не говорим
«плохая» физика или математика). Оценивать можно
только экологическую ситуацию, обстановку
(нормальная, плохая, опасная, безопасная и т.п.).
Немного о терминах
Занимаясь экологическим образованием,
воспитатели сталкиваются с необходимостью
понимания ряда терминов. Опыт показывает, что
зачастую эти термины трактуются педагогами
достаточно вольно, поэтому мы приведем ниже
адаптированные нами определения некоторых из
них (при работе с детьми термины не
используются!).
Биосфера — одна из оболочек Земли,
в которой обитают живые организмы. Она включает
нижнюю часть атмосферы, гидросферу и часть
литосферы. Определение биосферы было дано В.И.
Вернадским. В биосфере все живые организмы тесно
связаны между собой.
Ноосфера. Этот термин встречается
в ряде программ экологического образования
дошкольников. Ноосфера — это биосфера,
измененная человеком, «сфера разума», по В.И.
Вернадскому. Ученый верил, что разум человека
создаст особую среду, в которой человек сможет
жить в относительной гармонии с природой. Однако
в настоящее время многие специалисты
сомневаются в реальности такого исхода.
Экосистема. Это устойчивое
сообщество живых организмов и его среда
обитания, которые тесно связаны между собой.
Экосистемы могут быть очень разными — от
огромных экосистем тропических лесов до
небольших экосистем пня, аквариума. Термин
предложен английским экологом А.Тэнсли.
Экосистемами являются и отдельный биоценоз, и
биосфера в целом.
Окружающая среда. В
методической литературе природу иногда не
отделяют от окружающей среды, хотя сделать это
несложно: окружающая среда включает как
природную, так и искусственную (созданную
человеком). В окружающей среде природа
развивается не только по своим законам, но и под
воздействием человека.
Местообитание. В природе каждый
вид имеет свое местообитание. Для медведя
местообитание — лес, для щуки — река, для
муравьев — небольшая опушка. Иногда
местообитанием называют нору животного. Это
неверно, так как понятие включает всю территорию,
на которой живет, охотится, передвигается
животное.
Экологические факторы (факторы
среды) — это, во-первых, условия (температура,
обеспеченность водой, освещенность, соленость
воды) и, во-вторых, ресурсы (все то, что организм
потребляет или использует для своего
существования, например, пища). В детском саду
экологические факторы часто изучаются при
выращивании растений и в процессе наблюдений в
живых уголках.
Экологическая ниша. Употребление в
этом словосочетании слова «ниша» приводит к
тому, что многие педагоги представляют себе
экологическую нишу как некое углубление,
укрытие. На самом деле это определенное место в
пространстве, пища, которой питается животное
или растение, время, когда он это делает
(например, по образу жизни различают ночных и
дневных птиц, зверей, насекомых). Поэтому нельзя
создавать макеты экологических ниш в виде
шкафчиков или этажерок с полочками, на которых
размещаются те или иные природные сообщества (на
одной полке водоем, на другой — лес и т.п.), как это
делают в некоторых детских садах.
Сообщество (биоценоз). Этот
термин часто употребляется в программах по
дошкольному образованию, в методической
литературе. Биоценоз — совокупность живых
организмов, обитающих на определенном
пространстве. Примеры биоценозов: лес, луг,
водоем. Выделяют фитоценоз (сообщество растений)
и зооценоз (сообщество животных). Биоценоз — это
термин, поэтому лучше не говорить детям: «Мы
пойдем в лесной биоценоз», — а просто сообщить
им: «Мы пойдем в лес».
Биогеоценоз. Этот термин также
иногда употребляется в методических
рекомендациях для педагогов, однако его нередко
путают с биоценозом. Биогеоценоз — это
совокупность на известном протяжении земной
поверхности однородных природных явлений
(атмосферы, горных пород, гидрологических
условий, растительности, животного мира, мира
микроорганизмов и почвы). То есть, помимо живых
организмов, биогеоценоз включает и связанные с
ними компоненты неживой природы.
Современное экологическое
образование
Впервые проблемы экологического
образования в СССР обсуждались в 1977 году на
Тбилисской межправительственной конференции по
образованию в области окружающей среды. Именно
на этой конференции было особо указано на
значение экологического образования и
необходимость формирования системы
непрерывного экологического образования
населения. Однако вопросы дошкольного
воспитания на конференции не поднимались. В
целом развитие экологического воспитания как
нового направления дошкольной педагогики
началось гораздо позже, чем экологического
образования школьников и студентов, и в
настоящее время все еще находится в стадии
становления. В 90-е годы появился ряд
дополнительных, авторских экологических
программ, вопросы экологии стали включаться в
содержание отдельных разделов комплексных
программ.
Отдельные требования к экологическому
воспитанию дошкольников сформулированы в книге
«Аттестация и аккредитация дошкольных
образовательных учреждений» (раздел «Развитие
экологической культуры детей»). Этот документ
впервые закрепил требование к дошкольным
учреждениям любого типа проводить работу в
области экологического образования. Однако для
более эффективного внедрения этих положений в
практику требуется конкретизация каждого
пункта, разработка универсальной оценки работы
дошкольных учреждений по данному направлению.
Современное экологическое
образование как особое направление дошкольной
педагогики в нашей стране формируется на основе
нескольких составляющих и в значительной
степени отличается от такового в других странах.
1. Традиционные для отечественной
педагогики (К.Ушинский, В.Сухомлинский,
Л.Толстой) подходы, базирующиеся на тесном
контакте детей с природой, натуралистических
наблюдениях, экскурсиях. Такой подход
подразумевал, с одной стороны, развитие в ребенке
нравственных начал, умения видеть красоту
природы, чувствовать и понимать ее, с другой —
развитие познавательного интереса, рассмотрение
природы как универсального объекта для обучения
ребенка. Так, В.Сухомлинский подчеркивал большие
возможности использования природы для
умственного и нравственно-эстетического
развития, К.Д. Ушинский рекомендовал расширять
познание природы ребенком и общение с нею.
С именами этих и других известных
русских педагогов тесно связано становление в
дошкольных учреждениях нашей страны такого
традиционного направления работы, как ознакомление
с окружающим миром, природой. Это направление
создает хорошую базу для перехода к
экологическому воспитанию детей и должно быть
тесно с ним связано. Однако механический перенос
содержания и методики работы с детьми по
ознакомлению с природой на экологическое
образование не представляется правомерным.
Кроме того, природоохранный аспект ознакомления
с природой в течение длительного времени (50—80-е
годы) отражал характерные для того времени
взгляды на всемогущество человека как хозяина,
покорителя природы.
2. Народные традиции. Фольклор,
народные праздники, приметы, игры, а также сказки
разных народов всегда отражали особенности
восприятия природы людьми, их отношение к ней,
характер использования природных ресурсов.
Кроме того, в народном творчестве хорошо
прослеживаются региональные особенности
взаимоотношений «человек — природа». Интерес
детей дошкольного возраста к играм, сказкам,
загадкам делает особо перспективным
использование элементов различных культур в
целях экологического воспитания.
3. Мировой опыт. В настоящее время
наибольшее распространение в нашей стране
получили американские программы и методики,
уделяющие большое внимание сенсорным ощущениям
ребенка, умению видеть и наблюдать в природе,
способности оценить ее разнообразие, привить
чувство восхищения и удивления. Наиболее
известна программа «Ощущение чуда», элементы
которой используются в работе с детьми
дошкольного возраста. Ярким представителем
данного направления является Джозеф Корнелл. К
этому направлению можно отнести и не совсем
удачно переведенное методическое пособие для
работников дошкольных учреждений «Навоз для
поля и коктейля». В Санкт-Петербурге и
Ленинградской области используется шведская
программа школы Мулле. Следует отметить, что
зарубежные рекомендации не всегда соответствуют
российским реалиям, традициям и должны быть
тщательно адаптированы к условиям отечественных
дошкольных учреждений.
4. Современная школьная экология. В
начале 90-х годов в отсутствие достаточного
количества методической литературы воспитатели
дошкольных учреждений иногда пытались
переносить содержание школьных учебников (в
первую очередь для начальной школы) и даже
методику обучения в детский сад. При этом
информация недостаточно адаптировалась, а
слабое понимание самим воспитателем экологии
приводило к тому, что он старался строго
следовать предлагаемой в литературе
терминологии, недоступной и ненужной для
дошкольников. Такой подход вел к потере интереса
детей к занятиям и перегрузке излишней
информацией. К счастью, такой подход уходит из
дошкольного образования, однако некоторые его
элементы нет-нет да и появятся снова. Поэтому
хочу подчеркнуть, что содержание и методы
школьного экологического образования не должны
механически переноситься в дошкольные
учреждения, хотя мы должны помнить о них при
рассмотрении вопроса преемственности
«дошкольное — начальное» звено.
Экологическое образование и
«устойчивое развитие»
Наверняка вы не раз слышали об
устойчивом развитии, поскольку этой проблемой
занимаются все развитые страны и она тесно
связана с экологическим просвещением населения.
Основные положения концепции «устойчивого
развития» были сформулированы на Конференции
Организации Объединенных Наций по окружающей
среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро.
Основная идея «устойчивого развития» —
сохранить человечество и окружающую среду в
будущем. Для этого всем людям, живущим на Земле,
необходимо осознать реальное положение человека
как биологического вида, существующего на нашей
планете наравне с другими видами. Кроме того, мы
должны понимать ограниченность природных
ресурсов, территорий, которые используем.
Современная экологическая ситуация в мире
требует изменения поведения человека, смены его
ценностных ориентиров. Что меняют эти идеи в
нашей с вами жизни? Мы должны соблюдать законы
природы, изменить свое потребительское
отношение к ней на признание ее самоценности. То
есть, с одной стороны, должны быть учтены
интересы людей, их желание создать для себя
приемлемые условия существования, с другой —
человеческие устремления следует ограничить
рамками природных законов. Чтобы реализовать эти
принципы на практике, в повседневной жизни, нужны
люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем
мире в последнее время все больше внимания
уделяется образованию в области окружающей
среды. И в нашей стране появился ряд официальных
документов, в которых подчеркивается
необходимость формирования системы
непрерывного экологического образования,
начиная с дошкольников (Постановление
Правительства РФ «О мерах по улучшению
экологического образования населения», 1994 г.;
Постановление «Об экологическом образовании
обучающихся в образовательных учреждениях
Российской Федерации», 1994 г.). Разработан проект
«Национальной стратегии в области
экологического образования РФ», где дошкольному
воспитанию посвящен отдельный раздел. В
«Концепции устойчивого развития России» выделен
раздел «Экологическое образование, экологизация
общественного сознания». В нем особо
подчеркивается важность формирования всеми
доступными средствами экологического
мировоззрения граждан России, в первую очередь
детей.
Воспитывая детей, мы должны уделять
особое внимание следующим вопросам:
пониманию самоценности природы;
осознанию ребенком себя как части
природы;
воспитанию у него уважительного
отношения ко всем без исключения видам, вне
зависимости от наших симпатий и антипатий;
формированию
эмоционально-положительного отношения к
окружающему миру, умения видеть его красоту и
неповторимость;
пониманию того, что в природе все
взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет
за собой другие изменения, происходит как бы
«цепная реакция»;
пониманию того, что нельзя уничтожать
то, что не можем создать;
формированию у детей желания
сохранить окружающую среду, осознание ими
взаимосвязи между собственными действиями и
состоянием окружающей среды (например: если я
выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам
станет плохо жить);
усвоению азов экологической
безопасности;
усвоению первоначальных сведений о
рациональном использовании природных ресурсов
на примере использования воды, энергии в быту;
формированию навыков экологически
грамотного и безопасного поведения в
повседневной жизни.
Цели и задачи экологического
образования дошкольников
Формулировка цели, задач во многом
определяет и содержание образования. Как
справедливо отмечает известный специалист в
области экологического образования И.Д. Зверев,
до настоящего времени «нет однозначного и
приемлемого определения главной цели
экологического образования». Особенно этот
вопрос актуален для экологического образования
дошкольников как нового направления (включая
образование детей, родителей, педагогов). И.Д.
Зверев предлагает рассматривать экологическое
образование как «непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, направленный на
формирование системы знаний и умений, ценностных
ориентаций, нравственно-этических и
эстетических отношений, обеспечивающих
экологическую ответственность личности за
состояние и улучшение социоприродной среды». Он
подчеркивает, что педагогические задачи
экологического образования касаются: обучения
(овладение знаниями о взаимосвязи природы,
общества и человека; формирование практических
умений по разрешению экологических проблем);
воспитания (ценностные ориентации, мотивы,
потребности, привычки активной деятельности по
охране окружающей среды); развития (способности
анализировать экологические ситуации; оценивать
эстетическое состояние среды).
Г.А. Ягодин неоднократно указывал на
мировоззренческий характер экологического
образования, так как оно «должно развить
мировоззрение индивида до уровня, на котором он
способен принимать на себя и разделять
ответственность за решения жизненно важных для
своей популяции и всего биоразнообразия в целом
вопросов». Он подчеркивает, что экологическое
образование — это образование человека,
гражданина Вселенной, способного жить безопасно
и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом
основ развития и жизни следующих поколений
людей. С этих позиций данным автором выделен ряд
задач в области экологического образования,
среди которых, на наш взгляд, к уровню
дошкольников приемлемы следующие: выработка
этики по отношению к окружающей среде,
воспитание граждан, понимающих связи
человечества со всей окружающей средой.
Наряду с термином «экологическое
образование» в литературе (в том числе и
дошкольной) активно употребляется термин «экологическая
культура». В одних случаях он применяется
как синоним первого выражения, в других
формирование экологической культуры
рассматривается как конечная цель
экологического образования. Мне кажется очень
удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая
культура — это способность людей пользоваться
своими экологическими знаниями и умениями в
практической деятельности». Люди, у которых
не сформирована экологическая культура, могут
обладать необходимыми знаниями, но не применять
их в своей повседневной жизни.
В дошкольной педагогике также пока нет
единого мнения по поводу целей, задач и
терминологии экологического образования. В
отличие от других ступеней системы непрерывного
экологического образования, авторы программ,
пособий для дошкольников чаще всего используют
термины «экологическое воспитание» и
«экологическая культура». Термин «экологическое
образование» вошел в обиход педагогов
дошкольного звена только в последние годы и
обычно употребляется как синоним экологического
воспитания. Такая ситуация объясняется рядом
причин. В предыдущий период по отношению к
дошкольникам применялся термин «дошкольное
воспитание», подразумевающий и обучение, и
воспитание ребенка. Соответственно, возник и
термин «экологическое воспитание». В то же время
в системе непрерывного экологического
образования в качестве интегрального понятия
используется, как уже отмечалось, термин
«экологическое образование», включающий
воспитание, обучение, развитие. В последние годы
в дошкольной педагогике появились выражения
«дошкольное образование», «образовательное
пространство детского сада», «образовательные
программы», а сами детские сады официально
переименованы в дошкольные образовательные
учреждения. В связи с этим, а также в силу того,
что дошкольная ступень является неотъемлемой
частью системы непрерывного экологического
образования, мне кажется возможным
использование термина «экологическое
образование дошкольников». При этом на разных
ступенях системы непрерывного экологического
образования воспитание и обучение могут играть
разную роль (так, для дошкольников важнее
воспитание, чем обучение). Помимо указанных
терминов, в литературе можно встретить и
выражения «образование в области окружающей
среды», «образование для устойчивого развития».
Как правило, эти термины чаще используются в
зарубежных странах, они шире, чем экологическое
образование.
Авторы программ, пособий предлагают
разнообразные формулировки целей и задач
экологического воспитания дошкольников:
«воспитание начал экологической культуры» (С.Н.
Николаева), «формирование определенного уровня
осознанного отношения, выраженного в поведении,
отношении к природе, людям, себе, месту в жизни»
(Н.А. Соломонова), воспитание ответственного
отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у
ребенка потребности в сохранении и улучшении
природы, развитие его творческого потенциала
(Н.Е. Орлихина), «формирование у детей
соответствующего этой проблеме сознания»
(Г.Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что
«экологическое воспитание дошкольников можно
рассматривать как процесс формирования
осознанно-правильного отношения к окружающей
природе». С.Н. Николаева считает, что
формирование начал экологической культуры —
«это становление осознанно-правильного
отношения к природе во всем ее многообразии, к
людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее
богатства материальные и духовные ценности». От
формулировок указанных авторов несколько
отличается точка зрения Т.В. Потаповой. Данный
автор перечисляет целый комплекс целей
образования ребенка в области окружающей среды,
среди которых указывает развитие у ребенка
уверенности по отношению к своей среде обитания;
элементарные знания о различиях между живой и
неживой природой и представлениями о роли
умственного и физического труда человека в
преобразовании живой и неживой природы;
элементарные навыки неразрушающего общения с
дикой природой и творениями ума и рук человека;
формирование ценностных установок, основ для
последующего обучения правам человека и
этической ответственности. В коллективной
работе под руководством этого же автора в
качестве цели программы указывается подготовка
детей к необходимому для полноценной жизни в XXI
веке эколого-осознанному восприятию явлений
окружающего мира и экологически грамотному
поведению в нем.
Итак, мы выяснили, что в качестве целей
и задач экологического образования авторы чаще
всего понимают формирование экологической
культуры, экологического сознания, мотивации
определенного поведения, бережного отношения и
любви к природе.
Я предлагаю понимать под экологическим
образованием дошкольников непрерывный
процесс обучения, воспитания и развития ребенка,
направленный на формирование его экологической
культуры, которая проявляется в
эмоционально-положительном отношении к природе,
окружающему миру, в ответственном отношении к
своему здоровью и состоянию окружающей среды, в
соблюдении определенных моральных норм, в
системе ценностных ориентаций. Для
достижения этой цели нужно решить ряд
взаимосвязанных задач в области обучения,
воспитания и развития ребенка:
— формирование системы элементарных
научных экологических знаний, доступных
пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как
средства становления осознанно-правильного
отношения к природе);
— развитие познавательного интереса к
миру природы;
— формирование первоначальных умений
и навыков экологически грамотного и безопасного
для природы и для самого ребенка поведения;
— воспитание гуманного,
эмоционально-положительного, бережного,
заботливого отношения к миру природы и
окружающему миру в целом; развитие чувства
эмпатии к объектам природы;
— формирование умений и навыков
наблюдений за природными объектами и явлениями;
— формирование первоначальной
системы ценностных ориентаций (восприятие себя
как части природы, взаимосвязи человека и
природы, самоценность и многообразие значений
природы, ценность общения с природой);
— освоение элементарных норм
поведения по отношению к природе, формирование
навыков рационального природопользования в
повседневной жизни;
— формирование умения и желания
сохранять природу и при необходимости оказывать
ей помощь (уход за живыми объектами), а также
навыков элементарной природоохранной
деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений
предвидеть последствия некоторых своих действий
по отношению к окружающей среде.
Чем отличаются экологические занятия
от ознакомления с природой?
Мы уже выяснили, что для
экологического образования крайне важно
рассматривать окружающий мир с точки зрения
взаимосвязей живых организмов между собой и с
окружающей средой. Как это выглядит на практике?
Представьте, что вы ведете детей на экскурсию для
знакомства с деревьями. Вы показываете им дерево
и рассказываете, как оно называется, — например,
береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие
вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А
береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого
цвета его листья? Какими они станут осенью? Это и
есть ознакомление с деревом (с природой). Как же
нужно изменить характер обсуждения для того,
чтобы занятие превратилось в экологическое? Для
этого необходимо обратить внимание ребят на те
условия, без которых береза не может прожить, на
ее связи с окружающей средой, с птицами,
насекомыми. Например: березе нужна почва — она
держит ее корни, которые высасывают из земли воду
и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен
дождь, ветер, который разносит семена, и т.п.
Какими должны быть принципы отбора
содержания экологического образования
дошкольников
Вопрос «Чему учить?» всегда является
очень важным, а для дошкольного возраста —
особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым
воспитателем, который начинает работать в
области экологического образования. Ведь
информации сейчас огромное количество! Принципы
отбора содержания как раз и помогают отобрать
нужное содержание. Во-первых, мы должны помнить,
что речь идет о первой ступени системы
непрерывного экологического образования.
Значит, нужно рассмотреть принципы отбора
содержания, разработанные для других уровней
образования. При этом их нужно адаптировать,
конкретизировать и дополнить новыми,
специфическими для дошкольного звена. Только в
этом случае будет соблюден основной принцип
системы непрерывного экологического
образования — преемственность. Важно помнить и о
том, что в дошкольном возрасте знания играют
гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях
образования. К тому же они должны быть доступными
и привлекательными для дошкольника.
Исходя из этого, я предложила выделить
ряд общепедагогических принципов отбора
экологического образования дошкольников. Они
включают: общепедагогические принципы
(гуманизма, научности, систематичности и др.),
принципы, специфические для экологического
образования (прогностичности, интеграции,
деятельности и др.), и принципы, свойственные
именно экологическому образованию дошкольников
(эти принципы сформулированы нами).
Научность. Принцип научности
предполагает знакомство дошкольников с
совокупностью элементарных экологических
знаний, которые служат основой формирования
мотивации действий ребенка, развития
познавательного интереса, формирования основ
его мировоззрения. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал
«не отвергать науки для детей», т. е. «сообщения
из разных областей науки, которые могут быть
полезны для ребенка и выработки его
миросозерцания». В то же время автор отмечал, что,
с одной стороны, не следует искусственно
принижать научные знания до уровня детского
понимания, с другой — не следует давать
дошкольникам знания, которые превышают их
умственный уровень развития.
В экологическом образовании эта
проблема приобретает особое значение. В ряде
методических разработок можно встретить
элементарные экологические, биологические,
географические ошибки. Существует мнение, что
научная достоверность на дошкольном уровне
необязательна, достаточно сформировать у детей
положительное отношение к природе. Однако опыт
показывает, что неправильная информация
приводит к формированию у ребенка искаженных
представлений об окружающем мире, и это
сказывается на его поведенческих установках.
Кроме того, неверная информация нарушает
преемственность дошкольного и школьного
обучения.
Возможность изучения детьми
дошкольного возраста некоторых природных
закономерностей на конкретных примерах доказана
многочисленными психолого-педагогическими
отечественными исследованиями (С.Н. Николаева,
П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова, З.П. Плохий). Наш
опыт экспериментальной работы также
подтверждает данное утверждение. Это означает,
что у ребенка можно и должно формировать систему
научных экологических понятий, однако их
содержание может быть объяснено через
специфически дошкольные виды деятельности.
Опыт показывает, что большинство детей
дошкольного возраста с большим интересом
относится к знаниям о природе, однако нередко эти
знания они черпают из рекламы, мультфильмов. Так,
наши опросы детей старших групп московских
детских садов показали,
что более 50% детей уверены, что крот больше всего
любит клубнику (период опросов совпал с частым
показом телевизионного рекламного ролика, в
котором крот поедает эту ягоду), 40% затруднились с
ответом, и только 10% ответили правильно. 94%
дошкольников утверждали, что еж питается
яблоками, грибами, орехами, 5% затруднились с
ответом, правильный ответ дал 1% детей. Проблема
состоит в том, что «псевдонаучные» представления
распространяются в качестве опыта и
рекомендаций к работе, воспроизводятся другими
воспитателями и детьми.
Доступность. Крайне важным и
тесно сопряженным с принципом научности
является принцип доступности материала для
ребенка определенного возраста. Так, в некоторых
работах предлагается знакомить детей с
абстрактной и малопонятной для них информацией,
например, с такой: «...за один солнечный день 1 га
леса поглощает из воздуха около 250 кг углекислого
газа, а выделяет 200 кг кислорода». Доступность
предполагает также значимость для ребенка
получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Мне
кажется, в обучении дошкольников не следует
употреблять научные термины, хотя содержание
некоторых из них может быть объяснено в
доступной и привлекательной форме.
Дошкольное экологическое образование даже
больше, чем школьное должно опираться на объекты
ближайшего окружения, что связано с конкретным
мышлением детей данного возраста.
Гуманистичность. Данный
принцип связан прежде всего с понятием
экологической культуры. С позиции воспитания его
применение означает формирование человека с
новыми ценностями, владеющего основами культуры
потребления, заботящегося о своем здоровье и
желающего вести здоровый образ жизни. В конечном
счете и целью экологического образования
является сохранение здоровья человека в
здоровой, экологически безопасной среде. Принцип
гуманистичности реализуется и через воспитание
культуры потребления, чему мы пока еще уделяем
крайне мало внимания. Содержание экологического
образования должно способствовать также
формированию у ребенка представлений о человеке
как части природы, воспитывать уважительное
отношение ко всем формам жизни на планете.
Экологическое воспитание тесно связано и с
развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать,
удивляться, сопереживать, заботиться о живых
организмах, воспринимать их как братьев по
природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и
всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы,
маленького паучка.
Прогностичность. Для
дошкольников данный принцип означает, что в
результате экологического образования у детей
формируются элементарные представления о
существующих в природе взаимосвязях и на основе
этих представлений — умение прогнозировать свои
действия по отношению к окружающей среде во
время отдыха, труда в природе и бытовых условиях
(элементы рационального использования ресурсов).
По сравнению со школой, в дошкольном образовании
в силу возрастных особенностей ребенка
прогностичность ограничивается воспитанием у
детей привычки и умения оценивать некоторые
каждодневные действия по отношению к окружающей
среде, сдерживать свои желания, если они могут
нанести вред природе. Не нужно воспитывать у
ребенка «чувство ответственности за состояние
всей планеты» (или окружающей среды, как это
нередко предлагается!). Достаточно того, что
ребенок будет заботиться о морской свинке,
кормить птиц и выращивать растения.
Деятельностность.
Экологические знания должны помочь понять
ребенку, что нужно сделать для того, чтобы
сохранить окружающую его самого и его близких
среду. Он должен обязательно принимать участие в
посильных экологически ориентированных видах
деятельности. К тому же в процессе такой
деятельности происходит становление и
формирование отношения «ребенок — окружающая
среда». Так, Г.А. Ягодин отмечал, что
«экологическое образование — это гораздо
больше, чем знания, умения и навыки, это
мировоззрение, это вера в приоритет жизни...
Поэтому важнейшая часть образования состоит в
конкретных действиях, поступках, закрепляющих и
развивающих это мировоззрение». Одно дело —
провести беседу о правилах поведения, и совсем
другое — создать условия, в которых ребенок смог
бы реализовать эти правила на практике. Принцип
деятельностности лежит в основе различных
экологических проектов, участие в которых могут
принимать дети среднего и старшего дошкольного
возраста.
Интеграция. В настоящее время
данный принцип все более активно реализуется в
дошкольном экологическом образовании. Важность
его применения обусловлена несколькими
причинами: во-первых, интегрированным характером
экологических знаний как таковых; во-вторых,
рассмотрением экологического образования с
точки зрения всестороннего развития личности
ребенка и, в-третьих, особенностями организации и
методики всей работы в дошкольном учреждении.
Последнее делает реализацию принципа интеграции
в дошкольных учреждениях более реальной задачей,
чем в школе. На дошкольном уровне это отражается
в необходимости экологизации всей деятельности
педагогического коллектива и экологизации
различных видов деятельности ребенка (о чем мы
еще поговорим).
Целостность. Этот принцип
тесно связан с предыдущим и присущ именно
дошкольному экологическому образованию. Он
отражает прежде всего целостное восприятие
ребенком окружающего мира и его единство с миром
природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном
учреждении также должен строиться с учетом
целостного подхода (в отличие от поурочных
занятий в школе с преобладанием однопредметного
подхода). Целостное восприятие ребенком
окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в
его нежелании делить природу на живую и неживую.
Программа «Наш дом — природа» предполагает
вначале введение ребенка в целостный мир природы
и только затем — рассмотрение ее отдельных
компонентов (воды, воздуха, почвы и т.п.).
Конструктивизм. Данный принцип
особо важен при отборе содержания
экологического образования именно дошкольников,
однако не всегда реализуется на практике. Его
применение означает, что в качестве примеров для
дошкольников должна использоваться только
нейтральная, положительная или
отрицательно-положительная информация.
Последнее предполагает, что, приводя
отрицательные факты влияния человека на природу,
педагог обязан показать ребенку положительный
пример или вероятный выход из обсуждаемой
ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что
именно может сделать сам ребенок, его семья,
детский сад, привести примеры успешно решенных
экологических проблем, желательно на примерах
ближайшего окружения.
В настоящее время специальная
литература, конспекты занятий по экологии
нередко содержат негативную информацию,
катастрофизм. Распространено представление о
том, что чем страшнее и эмоциональнее (со знаком
минус) будет подана информация для ребенка, тем
эффективнее окажется результат. Уже в пятилетнем
возрасте детям рассказывают о кислотных дождях,
которые «отравили землю» («страшный дождик,
опасный и ядовитый», после которого «...пожелтели
листья, пожухла трава, а на помидорах и огурцах
появились черные пятна»), об «отравленном
воздухе», «воде, которую невозможно пить».
Особенно такой негативизм характерен при
рассмотрении темы об исчезнувших, редких
животных, растениях, которые «умирают, погибают»
и которых человек должен спасти. Однако при этом
ребенку не дается информация о том, как именно
можно это сделать, как люди могут спасти
«умирающую землю» и т.д. Результат «тревожного»
подхода хорошо прослеживается и в ряде рисунков,
создаваемых как детьми, так и воспитателями для
детей. Так, на выставках можно увидеть детские
рисунки, плакаты, на которых природа, будущее
людей изображаются исключительно в темных,
мрачных тонах, а надписи пестрят словами
«тревога, умирают, просят о пощаде, экологическая
катастрофа» и т.п. Яркий пример — плакат в защиту
природы, выполненный для выставки в одном из
дошкольных учреждений: на одной половине листа
бумаги на разноцветном фоне нарисована половина
улыбающегося лица ребенка, на другой половине,
закрашенной в черный цвет, к лицу ребенка в
качестве продолжения дорисован череп. Вряд ли
такой агитационный материал окажет
положительное воздействие на детей, скорее, он их
испугает, вызовет неприятие экологических
проблем. Задачи же экологического образования
должны быть совершенно другими, а слово
«экология» — вызывать у детей положительные
эмоции, интерес, желание действовать, сохранять
среду обитания, красоту окружающего мира.
Изобилие отрицательных фактов,
изложенных к тому же в крайне эмоциональной
окраске, производит на ребенка сильное
отрицательное впечатление и может привести к
развитию неврозов, появлению страхов и т.п. Так,
по рассказам педагогов, один мальчик, прослушав,
как убивают бельков, в течение нескольких дней
находился в подавленном состоянии и даже плакал,
затем сочинил стихи. Главное, из-за чего он
переживал, — невозможность хоть как-то повлиять
на ситуацию.
Регионализм. В работе с
дошкольниками предпочтение должно быть отдано
принципу регионализма, а не глобализма. Изучение
глобальных проблем — кислотных дождей,
утончения озонового слоя и т.п., информация о
которых иногда включается воспитателями в
содержание занятий, представляется
нецелесообразным. Объяснить сущность глобальных
проблем в большинстве случаев воспитатель может
только при помощи беседы. Все понятия, связанные
с глобальными проблемами, остаются для ребенка
абстракцией, в чем-то даже сказкой и
воспринимаются с трудом. Дошкольник не может
осознанно ответить на вопрос о причинах
возникновения озоновых дыр (такой вопрос
задавался в процессе игры «Космос» в одном из
детских садов). С глобальными проблемами должны
быть знакомы сами педагоги и родители.
Формирование же экологических представлений (в
том числе и о различных экологических проблемах)
ребенка, навыков экологически грамотного
поведения, соответствующего отношения к
окружающей среде происходит на основе его
знакомства с помещением дошкольного учреждения
и его территорией, собственной квартирой, дачей,
ближайшим парком, сквером, лесом, озером.
Представляется нецелесообразным и знакомство
дошкольников с такими темами, как экологическая
обстановка всего региона («Экология воды,
воздуха… области»). Для целей экологического
образования должны быть подобраны объекты,
явления, доступные для ребенка, сущность которых
он может познать в процессе детской
деятельности.
Регионализм проявляется и в отборе для
изучения объектов живой и неживой природы,
прежде всего своего края, с учетом его
историко-географических, этнографических
особенностей. Это очень важный момент, так как
опыт показывает: многие дошкольники лучше знают
представителей животного, растительного мира
тропических лесов, чем обитающих рядом с ними.
Проведенный нами опрос дошкольников показал
следующее. На вопрос: «Каких животных ты видел?»
— дети отвечают, называя животных, которых
видели по телевизору или на иллюстрациях в
книгах, некоторые — в зоопарке, реже — на даче, в
лесу. Практически единицы называли птиц, бабочек,
обитающих в городах, рядом с ними. Поэтому крайне
важно показать ребенку экологические
закономерности, особенности взаимоотношений
человека и природы на примерах своего региона.
Системность. В некоторых
дошкольных учреждениях работа по экологическому
образованию проводится нерегулярно, а
деятельность детей не связана между собой.
Наиболее эффективным представляется
формирование у ребенка системы знаний и
организация системы различных видов детской
деятельности. При этом важна последовательность
усвоения знаний, когда «каждое последующее
формирующееся представление или понятие
вытекает из предыдущего». Принцип системности
имеет особое значение в обучении дошкольников,
так как его применение способствует их
умственному развитию в целом. Как и в дошкольной
педагогике в целом, в экологическом образовании
принципы систематизации знаний обеспечивают
реализацию принципа научности, так как в основу
систематизации положены представления и
элементарные понятия, отражающие основные
законы природы и социальные взаимосвязи. В
стихийном опыте детей уже имеются разрозненные
представления о животных, растениях, в меньшей
степени — о неживой природе.
Преемственность. Принципиальная
особенность системы экологического образования
— это преемственность всех ее звеньев. Как
правило, выделяют несколько ступеней (уровней,
звеньев) системы непрерывного экологического
образования: детский сад — школа — вуз —
повышение квалификации специалистов —
население. Принцип преемственности
предполагает, что содержание экологического
образования дошкольников должно иметь тесную
связь со всеми ступенями системы непрерывного
образования. Так, необходимо соблюдать
преемственность в работе детского сада и
начальной школы, дошкольных учреждений и
педагогических колледжей, вузов, готовящих
будущих специалистов. С аналогичных позиций
необходимо рассматривать и переподготовку
кадров дошкольного образования на различных
курсах повышения квалификации. Однако в
настоящее время преобладают двухуровневые
связи: «детский сад — начальная школа», «детский
сад — педколледж», «детский сад — педвуз». Наш
анализ многочисленных экологизированных
программ для начальной школы показывает, что их
авторы практически не учитывают возможности
дошкольных учреждений, происходит недооценка
как возрастных возможностей
ребенка-дошкольника, так и современного
состояния дошкольного экологического
образования. Большинство школ слабо связано с
детскими садами. Исключение составляют лишь
учебно-воспитательные комплексы, создающие
оптимальные условия для реализации принципа
преемственности. Практически все работники
дошкольных учреждений называют проблему
преемственности детского сада и начальной школы
одной из главных и нерешенных проблем
педагогики.
Проблема преемственности в содержании
экологического образования дошкольников и
учеников начальной школы заключается в
упорядоченности, отборе основных компонентов
этого содержания, соответствии их друг другу,
реализации принципа системности на обеих
ступенях, отработке системы усложнения знаний по
нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.
Различные направления экологии в
содержании экологического образования
Существуют различные взгляды на
количество и содержание отдельных ветвей
современной экологии. Нам кажется, что для
дошкольного уровня достаточно выделить всего
несколько крупных направлений. Вслед за Н.М.
Черновой мы выделяем три таких направления:
биоэкология (классическая экология), социальная
экология (в том числе и экология человека) и
прикладная экология (охрана природы). Все эти
направления должны быть в той или иной степени
отражены и в содержании экологического
образования дошкольников как первой ступени
единой непрерывной системы экологического
образования. Конечно, такое разделение в
определенной степени условно, так как многие
проблемы являются актуальными для нескольких
разделов одновременно. Аспекты всех трех
направлений связаны между собой, но начальный
этап экологического образования — первое
знакомство с некоторыми биоэкологическими
знаниями.
В содержании многих программ и
методических разработок преобладают знания
биоэкологии: о живом организме, о связях
«организм — среда, экосистема». Бывает и так, что
разработки воспитателей ограничиваются
природоохранными темами. Как показывает
сделанный нами анализ литературных источников, а
также материалов, присылаемых на различные
конкурсы по экологическому образованию, особо
популярны среди дошкольных педагогов темы,
связанные с охраной редких растений и животных,
Красными книгами, заповедниками. Среди них есть
очень интересные разработки. В то же время детям
нередко предлагается запомнить довольно большое
количество названий живых организмов, которых
они никогда не видели и, вполне вероятно, не
увидят в дальнейшем. То есть отбор знаний в этом
случае, скорее, способствует механическому
воспроизведению полученной ребенком информации,
но никоим образом не затрагивает его
эмоциональную сферу, не формирует мотивацию к
деятельности (поскольку редкие животные и
растения ребенок защитить не может) и
представления о причинах их исчезновения. При
таком подходе педагог делает акцент на
необходимости охраны видов из региональных или
российской Красных книг, не обращая особого
внимания на обитающие рядом с ребенком живые
организмы. В то же время формирование чувства
ответственности у дошкольника должно строиться
прежде всего на информации об окружающих,
доступных и знакомых для него объектах. Только в
этом случае информация будет личностно значимой
и трансформируется в деятельность ребенка. При
рассмотрении вопросов охраны природы акцент
следует делать не на знакомстве с отдельными
видами редких животных и растений, а на
ознакомлении с причинами их исчезновения и
формированием у детей навыков поведения,
необходимых для сохранения всех объектов
природы (в том числе и живой), эмоционального
отношения к объектам именно ближайшего
окружения.
Следовательно, природоохранные знания
тесно связаны со знаниями биоэкологии и должны
трансформироваться в поведенческие установки и
отношение к природе.
Включение в содержание ряда проблем
социальной экологии способствует осознанию
ребенком своего места в окружающем мире,
выработке навыков экологически грамотного
поведения. Ребенок знакомится с некоторыми
последствиями экологически неграмотных
действий людей, с тем, как вести себя
экологически грамотно не только в лесу, но и в
своем городе, поселке, в доме. В настоящее время
вопросам экологической безопасности в
образовательных программах для дошкольников
уделяется недостаточно внимания, в то время как
другие вопросы безопасности, например правила
поведения на автодорогах, активно изучаются.
Дошкольник должен знать, что играть возле дороги
нельзя не только из-за возможного наезда
автомобиля, но и из-за опасности дышать
выхлопными газами, что гулять возле свалки
вредно для здоровья, что не во всех водоемах
можно купаться, и т.п.
Вопросы и задания к лекции:
1. Дайте определение экологии.
2. Какие современные направления экологии вы
знаете?
3. Чем биосфера отличается от ноосферы?
4. Определите цель и задачи экологического
образования дошкольников.
5. Проанализируйте собственные разработки,
занятия с точки зрения их соответствия идеям
устойчивого развития и задачам экологического
образования.
6. Перечислите принципы отбора содержания
экологического образования. Каким из них вы
следуете в своей работе?
|