Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2005

РАЗНЫЕ ДЕТИ

Предметная среда либо сужает возможности ребенка, либо расширяет их.
Сотрудники детского сада № 81 под руководством своего научного руководителя Татьяны РАСТОРГУЕВОЙ постарались сделать так, чтобы их воспитанники получили дополнительные возможности для получения сенсомоторного опыта. Для этого они создали в группах хитроумные приспособления. Часть из них заимствована у европейских коллег (в частности, педагоги вдохновлялись идеями немецкого доктора Кристель Риттмейер), часть создана по рекомендациям лаборатории коррекционной педагогики Белгородского регионального института повышения квалификации. А некоторые вещи подсказаны жизнью.

Расширить границы возможного

Сенсомоторный ящик

(Служит развитию сенсомоторной интеграции.)

В ящике собраны различные природные материалы: крупные и мелкие шишки различных хвойных деревьев, желуди, каштаны, орехи разной формы, кусочки древесной коры — гладкие и шершавые; веточки деревьев и кустарников — толстые и тонкие, прямые и изогнутые и т.п. Рядом с природными материалами в ящике лежат материалы, созданные человеком. Ощущение при прикосновении к природному и к синтетическому различные. (Листья, к примеру, шуршат не так, как полиэтилен.)

Дети, в силу ограниченности движений обедненные тактильными ощущениями, любят перебирать содержимое ящика. Они рассматривают и ощупывают предметы с открытыми и с закрытыми глазами, сравнивают предметы между собой, учатся их характеризовать и классифицировать.

 Тактильные мячики

Это воздушные шарики, наполненные различными сыпучими материалами — мукой, крупой, горохом, пшеном, мелким бисером. Сжимая шарики, теребя их, ребенок производит эффект сродни эффекту легкого массажа руки, ладони. Упражнения с тактильными мячиками помогают подготовить непослушную кисть руки к рисованию.

Волшебные палочки для рисования

Не каждый ребенок специализированной группы способен удержать своими пальчиками кисточку или фломастер. Чтобы помочь ему, можно использовать различные приспособления.

На палочку кисточки надевается «скорлупа» от «киндер-сюрприза». Тогда кисточку можно удерживать в руке всеми пятью пальцами.

Чтобы преодолеть спазматическую реакцию пальцев при рисовании, на палочку можно надеть резиновую спринцовку, маленький резиновый или упругий вязаный мячик. Даже крупный ластик.

Петля на конце палочки, закрепленная у основания кисти, тоже помогает зафиксировать кисточку в руке.

Сама кисточка тоже может претерпеть изменения. Нанесение длинных мазков и полосок требует от руки и ее «владельца» достаточно моторной ловкости. Уровень такой ловкости для детей с дефектами конечностей, как правило, не достижим. А рисовать хочется. Значит, от мазка надо отказаться и рисовать точками, пятнышками. Для этого вместо обычных волосков кисточке требуется крупная мягкая поролоновая головка.

В качелях на животике

Эти «качели» используются для детей, которые передвигаются ползком. (Сидеть для таких малышей — тоже проблема.) Лежа на мягком тканевом сиденье, ребенок может играть с игрушкой и просто наблюдать за происходящим в наиболее комфортной для себя позе.

Лабиринт

Пройти по извилистой дорожке — серьезная задача для ребенка с нарушенной координацией. Тем не менее дети такие упражнения очень любят. Стараются идти именно по желтенькой полосе, не оступаясь. Наиболее сложное задание — пройти лабиринт, глядя не под ноги, а в зеркало, которое ребенок держит сбоку или перед собой.
Лабиринт сделан из картонных пластин, поэтому каждый раз его можно выкладывать по-новому — с новыми изгибами и поворотами.

 

Рейтинг@Mail.ru