Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2005

РАБОЧИЙ СТОЛ

Где живет цыпленок?

Учить детей мастерить можно по-разному.
Сегодня мы знакомим читателей с методикой рассказа-показа в разработках
Александры КОЗЛИНОЙ, педагога и психолога-исследователя, работающего по программе «Золотой ключик».

Все наши занятия строились по единому принципу: в начале занятия несколько минут отводилось организационным моментам (оргмомент), затем следовало само занятие, в котором можно выделить четыре основных этапа работы.

Оргмомент

Взрослый готовит необходимые материалы. Все рассаживаются вокруг одного большого стола, если нужно, вспоминают, как и с каким материалом работать. (Вспоминать об особенностях характера разных материалов лучше непосредственно перед их использованием.)

1. Рассказ-показ

Взрослый показывает-рассказывает детям историю. (Часто дети, отвечая на вопросы, догадываясь, придумывая, помогают взрослому эту историю создавать.) В процессе рассказа-показа из бумаги, пластилина и т.д. рождается определенный образ, который остается перед детьми до конца занятия.

Все, что делается с детьми на занятиях, должно быть как-то связано с их жизнью. Это должно быть интересно, нужно. Желательно, чтобы в это можно было играть (не только на занятии, но и после него).

Если маленьким детям мы просто предлагали сделать какие-либо работы, исходя из интересов детей, тематики процесса обучения, то со старшими к концу года мы работали несколько иначе. Мы стали предлагать детям самим выбрать, с каким материалом они будут работать, решить, что или кого и из какого материала они хотели бы сделать. Тогда первая часть занятия превращалась в совместное обсуждение того, как решить поставленную задачу, в планирование, а во второй части взрослый помогал реализовать намеченное.

Нам кажется, что такие занятия лучше проводить тогда, когда дети овладели основными способами работы с различными материалами и не испытывают чисто технических трудностей в работе (хорошо вырезать, приклеить и т.д.).

2. Выполнение работы

Дети делают свои работы, вспоминая и обсуждая рассказ-показ взрослого. Взрослый помогает тем, кто нуждается в помощи, задает наводящие вопросы, ставит перед детьми проблемные ситуации. Со временем и сами дети, особенно старшие, начинают помогать тем, у кого пока не все получается.

Выполнение работы — это наиболее сложный этап. Он состоит из нескольких частей:

а) выбор фона работы (при работе с бумагой);

Чем больше цветов бумаги у вас есть, тем больше соответствующих времен дня или ночи, времен года, состояний природы, природных ландшафтов вы можете предложить детям. У детей всегда, обязательно должен быть выбор хотя бы из двух возможных вариантов цветов.

б) выбор цвета для создания своего образа, героя, своей композиции (при работе с бумагой и пластилином);

в) изготовление самого героя, создание композиции;

г) работа с деталями;

При работе с пластилином удобно использовать бисер, бусинки. При работе с бумагой многие детали можно дорисовать фломастерами.

д) оформление работы.

Выбор рамки (аппликация) или выбор фона (пластилин, оригами).

3. Просмотр работ, обсуждение

Все детские работы по возможности объединяются общей идеей, превращаются в общую игру, в которую каждый может поиграть, или в общую коллективную работу. Могут быть и индивидуальные работы. Хорошо, если несколько занятий подряд связаны общей темой.

Результатом занятия становятся коллективные или индивидуальные работы.

Когда готова коллективная работа, обязательно нужно собрать всех детей, привлечь их внимание, чтобы они увидели конечный результат своих трудов, вспомнить, кто что делал, и показать важность вклада каждого участника (особенно самых маленьких).

В каждой индивидуальной работе важно увидеть что-то интересное, неповторимое, отличающее ее от всех других, и обратить на это внимание всех детей. («Эта кошка прислушивается, а эта наелась и сладко спит на солнышке», «Как вы думаете, кто из этих слонов самый задумчивый, самый веселый, самый молодой?»)

Все работы обязательно нужно показать другим детям, воспитателям, родителям.

Если работа достаточно проста для ребенка, можно дать задание — научить своих знакомых делать такие же поделки.

4. Совместная игра

Нужно включить поделки детей в игры. Начаться игра может на занятии, а продолжиться — в группе, в классе на перемене, дома. В этом необходима помощь воспитателей, учителей, родителей.

Подражать или делать самому? Этот вопрос мы решали, безусловно, в пользу самостоятельного творчества детей. Конечно, детям нужно научиться выполнять задания по образцу. В то же время (и это может быть гораздо важнее) им необходимо научиться ВИДЕТЬ И ДЕЛАТЬ ПО-СВОЕМУ.

На своих занятиях мы никогда не ставили перед детьми задачу сделать такую же, как у взрослого, работу. Наоборот, взрослый всегда ориентировал детей на их собственное видение, на их желание.

ЦЫПЛЕНОК

Занятие для детей 3—6 лет

1. Рассказ-показ

Как-то иду я по дорожке... (Выкладывается дорожка.)
...вдоль нее трава растет... и вижу, лежит на дороге... яйцо!!!
Подошла я, слышу: странный звук, как будто стучит кто-то. А это — в яйце. Вдруг вижу: на яйце появилась трещина, потом одна часть скорлупы отлетела в сторону, и из яйца выскочил... цыпленок!!! Встрепенулся он, отряхнулся, на меня внимательно посмотрел и клювом своим защелкал — поздоровался, наверно.
Дорисовываю глаза, клюв.
Кто это — петушок или курочка? Смотрю: бантик у него на шее, как галстук-бабочка, значит — петушок. Присмотрелась повнимательнее — нет, не на шее бантик, а на макушке, значит — курочка.
Так захотелось мне цыпленка в руки взять, но тут я вспомнила, что нельзя ни птенчиков, ни цыплят в руки брать, а то их родители не узнают, не найдут их потом по запаху.

2. Выполнение работы

— Давайте пройдем по этой дорожке, может, еще кого-нибудь найдем.

Слушая рассказ взрослого, дети выбирают необходимые детали и выкладывают их на своих листах, приклеивают.

— У кого дорожка песчаная, у кого камнями усыпана?
— У кого дорожка ровная, у кого с горки, у кого на горку идет?
— У кого она вся травой заросла?
— У кого где яйцо лежит?
— Как скорлупки разлетелись?
— Где и как цыпленок сидит (в траве, в скорлупе, летает, на дорожке)?
— Куда он смотрит? Говорит или молчит? Дорисовываем глаза, клюв.
— У кого петушок, у кого курочка?
— А кто согреет цыпленка, пока мама не пришла? Дорисовываем солнышко.

3. Просмотр работ, обсуждение

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru