Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2005

ЛАБОРАТОРИЯ

Если бы мы решали проблему подготовки дошкольников к школе содержательно? Тогда, считает доктор психологических наук Елена Кравцова, нам в первую очередь нужно было бы задуматься о перестройке начальной школы.
Сегодня начальная школа изо всех сил пытается подмять под себя детский сад, навязать подготовительным группам свои представления о подготовке к обучению, свои методы работы. А должно быть с точностью до наоборот: начальная школа, как растение из зернышка, должна «вырастать» из детского сада, не порывая с ним связи, сохраняя сложившиеся традиции и стиль отношения педагогов и детей.
Этот принцип и был положен в основу «Золотого ключика» — образовательной программы для детей с трех до десяти лет. Программы для детей и взрослых, наполненной фантазией и игрой. Программы невероятно трудной для реализации, так как она не позволяет педагогам застывать в позе самолюбования и лишает их ощущения раз и навсегда покоренных педагогических вершин.
На всем огромном российском пространстве по этой программе работают считанные педагогические коллективы. Но есть вероятность, что в изменившихся условиях именно они сохранят за собой свои позиции — в качестве образовательных моделей, где содержательно и психологически грамотно решаются проблемы преемственности между детским садом и школой и подготовки детей к школьному обучению.

Ключик от дверцы в школу

Как работает прогимназия «Сказка» поселка Красный Ключ Республики Татарстан

Прогимназия «Сказка» — образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста в поселке Красный Ключ Нижнекамского района Республики Татарстан; работает в 12-часовом режиме. Здесь воспитываются 170 детей в возрасте от 2 до 10 лет.
Уклад жизни учреждения, деятельность педагогов, детей и родителей строится, исходя из образовательных задач и организационных принципов программы «Золотой ключик». Программа создана психолого-педагогическим коллективом Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ под руководством доктора психологических наук Е.Е. Кравцовой и доктора психологических наук Г.Г. Кравцова.

Отличительными особенностями организации жизни в «Сказке» являются совместное воспитание в разновозрастных группах детей — дошкольников и младших школьников, особая организация обучения школьников и активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс.

Все дети в разновозрастных группах представлены равномерно — по 3—4 ребенка каждого возраста, от 3 до 10 лет. Группы комплектуются с учетом пожеланий родителей. Дети-родственники и дети-друзья посещают одни и те же группы.

В каждой группе работают три или четыре воспитателя. Педагоги делятся на пары. Одновременно работают два воспитателя. Их функции в общении с детьми строятся по принципу распределения ролей «знайки» и «незнайки». Роли не жестко закреплены за педагогами и могут меняться.
Старшие дети по достижении школьного возраста продолжают жить в своих группах, а для обучения в первом, втором, третьем и четвертом классах учителя приглашают их в классные комнаты. Обучение в начальных классах начинается с 6,5—7 лет. В первом классе продолжительность комплексных уроков составляет от 60 до 90 минут, а во втором и в последующих классах это время увеличивается от 1,5 до 4,5 часов в день.
Кроме комплексных занятий с младшими школьниками и с дошколятами, учителя, воспитатели, психологи, логопеды и другие специалисты в течение дня работают с детьми в микрогруппах или в индивидуальном режиме.

По расписанию комплекса дошкольники и школьники в утренние часы до занятий и во второй половине дня дополнительно занимаются в кружках и студиях. В классных комнатах и группах много тренажеров и спортивного инвентаря, обеспечивающих детям возможность двигаться. Младшие школьники, как и дошколята, получают четырехразовое питание. Для первоклассников организован сон.

Образовательный процесс прогимназии опирается на программу «Золотой ключик», но с ориентацией на образовательные требования к выпускнику детского сада, определенные типовой программой для дошкольных учреждений, а также на учебный план четырехлетней начальной общеобразовательной школы и образовательные стандарты. Программа «Золотой ключик» предусматривает использование инновационной педагогической технологии в ходе образовательного процесса и определяет приоритетную направленность учреждения — художественно-эстетическую. Через игровую деятельность, через участие в долгосрочных проектах и праздниках программа знакомит детей разных возрастов с началами истории, мифологии, иностранного языка; с основами географии, физики, химии, биологии, экологии, с элементами алгебры и теории графов. Дети также осваивают элементарное музицирование, нотную грамоту, танцы, пение, основы изобразительного искусства, народные ремесла.

Что это значит: работать по программе «Золотой ключик»?

Рассказывает директор прогимназии «Сказка» Тамара ПУГАЧЕВА

Мы мечтали, мы искали

…Мы никогда не любили скучать. А в начале 90-х появилась возможность выскочить за надоевшие старые рамки, и мы стали что-то новенькое придумывать. Думали, искали, пробовали. Все больше «методом тыка». Помню, книжка тогда появилась — «Детский сад в Японии». Она все представления мои перевернула: оказывается, с детьми можно не командными методами работать, а в сотрудничестве! Я тогда думала: как же эти японцы к своим детям относятся! Совсем не так, как мы. А потом я где-то услышала, что есть программа «Золотой ключик», и там вроде тоже про это — про сотрудничество с детьми. И вот нас командировали в Москву — повышать квалификацию, с программами новыми знакомиться. Помню, три программы предложили. Одна из них — «Золотой ключик», и я сразу туда записалась. Повезли нас в Балашиху. Там тогда уже был комплекс, который по этой программе работал. Сначала обзорную экскурсию провели, а потом рассказали, чем эта система от всех прочих отличается. Я как открыла рот, так с открытым ртом до конца лекции и просидела. И дело было не только в том, что все меня в этом удивляло, а в том, как это было созвучно моим собственным поискам. Будто мы с коллегами именно это искали, только не могли все четко по полочкам разложить. Да и заведующей, сами знаете, теоретическими поисками особенно некогда заниматься: то крыша прохудилась, то унитазы потекли.

Но что я с самого начала понимала, так это, что мой коллектив по этой программе работать сможет. По ней может работать только очень хороший, слаженный коллектив.
У меня как раз такой и был: замечательные девочки, энтузиасты. Я говорю: «Ну, девочки, давайте учиться!» И мы поехали учиться на курсы в город Долгопрудный Московской области.

Экзамен на страстность

Отучились. Надо лицензию получать. Программа-то дополнительных штатных единиц требует. Ох, и трудно это было! Особенно в первый раз. Поехали мы в Казань вместе с начальником районного Управления образования Максудом Медихатовичем Садретдиновым. Пока ехали, я ему все уши прожужжала своим «Золотым ключиком». Он тогда только в должность вступил, и ему хотелось иметь в районе что-то новое, прогрессивное. «Ключик» по этим параметрам подходил. Но четкого представления о программе он, конечно, не имел. Пришли мы на комиссию. Как сейчас помню: человек восемнадцать за столом сидят. А мы — на стульях по другую сторону стола. Как два подсудимых. А вопросы дотошные были: «Что это дает?» да «К чему это приведет?», «Как да почему обосновывается?».

Может, мой начальник в этот момент про себя думал: «У меня там крыши нечиненые, а я тут по какому-то непонятному «Ключику» отчитываюсь...» Я чувствую, что-то не то в воздухе. Вскочила со своего стула и бросилась на защиту. Не знаю, что именно защищала: то ли программу, то ли своего начальника. Но я ему была очень благодарна, что поехал со мной. А на следующий день мы в кабинете сидели, и зашел кто-то из управленцев: «Что-то, — спрашивает, — от вашей Пугачевой прямо жар идет. У нее температуры нет, часом?» Вот как я полыхала. Кого угодно своей страстью заразить могла.

Так все начиналось 26 лет назад

Так все начиналось 26 лет назад

Но я точно знаю, что без помощи Зельфии Лукмановны Ишниязовой мы бы лицензию не получили. Она заведующая сектором дошкольного образования Министерства образования и науки Татарстана. Зельфия Лукмановна наши грядущие эксперименты очень близко к сердцу приняла. Очень ей это все понравилось. Для всех детей такое не удастся сделать. Так пусть хоть там, где можно, дети жизни порадуются. И она меня научила, как программу дополнить, как региональный компонент туда включить, чтобы для Татарстана это актуально звучало. Короче, лицензию мы получили.

Можно к работе приступать.

Не умеем играть

Мы и приступили. Как вспомню сейчас первые годы нашей работы, так вздрогну. Пока мы на курсах учились да Елену Евгеньевну Кравцову слушали, все было понятно и совсем несложным представлялось. Не жизнь — сплошное вдохновение. А как остались мы сами себе предоставленными, так проблемы изо всех дыр полезли. Я смотрю — как тяжело моим педагогам!

Это сидеть и слушать было легко: надо с детьми играть! И пусть все воспитатели на праздниках и на занятиях импровизируют! Так ведь мы все закомплексованные, зажатые. Играть-то мы не умеем! Я помню, у нас во время учебы на тренинге было задание передать соседу воображаемый предмет. Настолько необычное задание, что я с ним не сразу научилась справляться. Это уж потом я освоилась и любую роль на себя примерить могла. А поначалу — очень трудно было.

Так и другим. Поэтому первое, чему нам пришлось учить педагогов, это играть. Причем играть «по-кравцовски».

Мы к этому отнеслись самым серьезным образом. Организовали у себя в детском саду педагогический театр, как у нас на курсах было. В течение двух лет, по пятницам и понедельникам, проводили с воспитателями занятия. Старались, конечно, чтобы занятия приходились на стык рабочего и нерабочего времени. Но занятия эти вменялись педагогам в обязательные. И вот мы выбирали двух воспитателей, а остальные должны были детей изображать. Играли то в одно, то в другое: и в ролевые игры, и в подвижные. И праздники пытались проигрывать. И оказалось, что это нашим педагогам очень нравится. Как им интересно было разные позиции общения освоить, на одно и то же событие разными глазами взглянуть!

Эти занятия наш коллектив сплотили, укрепили командный дух. Хотя были и такие педагоги, кому наши эксперименты не по душе пришлись. Они нас покинули — «по собственному желанию». Таких немного было — два-три человека за десять лет. Зато слава о нашей жизни до города Нижнекамска дошла. Стали говорить, что у нас работать интересно. Поселок у нас небольшой, здесь педагогические кадры никто специально не готовит. Нам очень нужно было команду пополнить. И мы смогли к себе замечательных педагогов из других детских садов переманить. Эти люди у нас до сих пор работают — с удовольствием.

Учителя и воспитатели: ищем контакт!

Но научить воспитателей играть было только одной задачей в ряду. Другая очень больная проблема была связана с учителями. Программа-то предполагает, что все педагоги друг друга с полуслова понимают, друг другу помогают и друг друга дополняют. Что учителя и воспитатели — равноправные члены единой команды.

А учителя-то к нам пришли из традиционной школы. С этим своим традиционным снобизмом по отношению к воспитателям. Посматривают на них свысока, работу их считают никчемной, мелочной. И если уж воспитатели играть не умеют, то что же об учителях говорить! Может, их когда и учили возрастной психологии, но они это благополучно забыли. На все наши игры они поначалу смотрели как на досадную помеху своему серьезному делу: дети учиться пришли, а к ним с какой-то ерундой пристают.

Да еще учителя и воспитатели стали детей между собой делить. Ребенок в младшем школьном возрасте учителя как незыблемый авторитет воспринимает. Так воспитатели стали своих детей к учителям ревновать: они, мол, отчуждают наших воспитанников от воспитателей.

Были и обратные ситуации, когда воспитатели «не принимали» детей-школьников. Это остро ощущалось в группах со «стесненными» условиями. Мы, когда взялись за эксперимент, старое здание своего детского садика постарались модернизировать.
В первую очередь спальни к группам пристроить. Но спальни есть не во всех группах. И вот школьники вторых-четвертых классов возвращаются с уроков, а в группе малыши спят. Что им делать? Воспитатель сон маленьких оберегает. На старших только шикает: «Тише, тише! Не шумите!» Они оказываются не у дел, неприкаянными какими-то, лишними.

С этим мы серьезно намучились. Но решение в конце концов нашли: и куда школьникам деваться, и как и чем во время сна малышей занимать.

Все проблемы — такие больные и сложные — мы обязательно на свет божий выводили. Когда от людей проблема не утаивается, когда им предлагают вместе перебирать варианты решений, они это ценят и, если хотят работать, решения находят. А принцип работы был такой: всплыла проблема, ее надо в узком кружочке «заинтересованных» лиц решать. Расширить кружок можно только за счет психолога — и то с согласия «обязательных участников». И всегда мы говорили: вот проблема. Кто какие пути решения видит? Каждый высказывался. Мы это суммировали, искали компромисс.

Учителей, как и воспитателей, играть учили, в праздники включали. Показывали, за что воспитателей уважать можно. Старшим детям серьезные поручения по подготовке занятий давали. Кружки для них организовали. А воспитателей учили учебе детей сочувствовать.

Вот уже десять лет мы по программе работаем и до сих пор в экспериментальном режиме. На место одной проблемы заступает другая. Более глубокая, более тонкая.

Раньше мы, например, проводили только общие педсоветы — воспитателей вместе с учителями собирали. А теперь поняли: существуют специфические учебные проблемы, которые только с учителями решать надо. Зачем воспитателей их обсуждением мучить? Но проблема «Как связать то, что происходит в группах, с тем, что происходит в классах?» до сих пор остро стоит. Программа приучила нас к тому, что в жизни детского разновозрастного коллектива все должно быть взаимосвязанным. Когда что-то из контекста общей деятельности выпадает, мы мучаемся. Правда, эти мучения творческие.

Как мы брали пример с легендарных панфиловцев

А бывали мучения совсем другого толка.

Раньше мы были ведомственным садом, птицефабрике принадлежали. А в 1998 году нас передали на бюджет. В бюджете дополнительных средств на наши программные затеи не было. Да еще в этот момент на нас взъелся директор местной школы. Школа у нас в Красном Ключе серьезная, директор серьезный, обучение — серьезное. А детей — не хватает. Да еще какой-то сопливый детский сад у школы детей перебивает! Разве мы чему-то путному их научить можем? У нас и уроки неполноценные — по двадцать минут, как в детском саду. Откуда он это взял — про двадцатиминутные уроки, понять не могу. Видимо, решил, что в школе у нас такая же продолжительность занятий, как в типовой программе детского сада указано. Но что интересно — ему все поверили. Нас стали проверять — что наши школьники знают, что умеют. И хотя все проверки только хорошие результаты давали, от нас потребовали отдать в школу свой первый класс. Там был недобор. Мы его отдали вместе с учительницей — не оставлять же ее без работы.

Какие только пороги я тогда не обивала! Надбавок лишили, штаты сократили, школу вот-вот отберут. Никому не нужны ни наши эксперименты, ни наши результаты. Инспектору нашему новому по дошкольному образованию тоже за нас доставалось. Она, женщина доброжелательная, говорила: «Ну что вы себе на голову неприятности кличете? Раз не хочет вышестоящее начальство вас комплексом видеть, работайте с дошкольниками!»

Мы в Москву кинулись, к учителям нашим: может, нам «Ключик» без школьных классов реализовывать, раз вокруг них такие конфликты разыгрываются?

В Москве говорят — нельзя. Без школьных классов это уже не «Ключик» будет.

Что было делать? Загнали меня в угол. Ничего я для своих педагогов добиться не могу. Решила: зачем людей зря насиловать? Как они решат, так и будем жить дальше.

Собрали мы педагогов. Я говорю: «Так и так, нам с вами решить надо: или мы свой эксперимент сворачиваем и возвращаемся к традиционной программе, или продолжаем работать, как научились, но без дополнительных штатов и без доплат. Голосовать будем тайно. Как большинство проголосует, так и поступим».

Надо было на листочке либо плюсик, либо минусик поставить. И вот когда я бумажки разворачивала, про двадцать восемь панфиловцев думала. Помните, как в песне поется? «И все решили двадцать восемь: умрем, но танкам не пройти!» Нас было не двадцать восемь, а сорок пять. Из сорока пяти бумажек только одна была с минусом.

Никто к старому вернуться не захотел.

 Сказочные мотивы в жизни «Сказки»

А через год наша жизнь изменилась. Потому что к нам в «Сказку» привел своего сына мэр Нижнекамска. Знаете, почему вдруг привел?

Я на августовской конференции рассказывала, как мы в своей «Сказке» живем. (Мы же решили жить и жили!) Про нас уже слава шла, что мы с разными детьми справляемся. И я рассказывала, что у нас любому ребенку хорошо. В том числе и нестандартному. Тому, от которого в обычном детском саду педагоги стонут. А мы не стонем. Мы детей понимать научились и много-много с ними играем.

И вот после этого моего доклада подходит ко мне мэр Нижнекамска Ильсур Раисович Метшин (он на всех августовских конференциях всегда лично присутствует). И говорит: «Вы, Тамара Михайловна, тут про нестандартных детей рассказывали, будто у вас им хорошо. Возьмите к себе моего сына. Он у меня нестандартный. Ни в одном детском саду не уживается».

Глава администрации г. Нижнекамска Ильсур Метшин провожает сына в первый класс

Глава администрации г. Нижнекамска Ильсур Метшин провожает сына в первый класс

И на следующий день в детский сад приехал. Провели мы его по садику, и стала я его отговаривать: «Вы, Ильсур Раисович, видно, не знаете деталей: здание у нас старое, дети на раскладушках спят, не то что бассейна — спортзала нет. Вы подумайте хорошенько, это ли вам надо». В общем, отговаривала я мэра к нам своего ребенка отдавать всеми силами. Но не отговорила. «Мы, — говорит, — не хотим, чтобы нашего сына в детском саду выделяли. И мы этого не любим, и он к этому болезненно относится. У вас это должно получиться. Пусть к вам походит».

Тагир сейчас в четвертом классе учится. У мальчика обостренное чувство справедливости. Он уже два раза пробовал в детский сад ходить — два детских сада сменил — нигде ему не нравилось. А у нас прижился. Ему здесь хорошо. Получилось, что я на августовской конференции правду сказала. Потом Ильсур Раисович к нам дочку привел. И брат его к нам своего ребенка отдал.

В Нижнекамске как узнали, что у нас в школе сын главы города учится, так к нам потянулись люди из нижнекамской элиты, состоятельные.

И управление к нашим просьбам стало более снисходительно относиться, и попечительский совет мы смогли создать. Попечители внесли в устав изменения и разработали форму договора с родителями. По договору родители наших местных красноключинских детей вносят при поступлении в кассу попечительского совета взнос в размере 2000 рублей. А если к нам поступают городские дети, из Нижнекамска, их родители платят за поступление 20 000 рублей. И ежемесячно, кроме родительской платы за детский сад, вносят тысячу в кассу попечительского совета.

При этом у нас уже образовалась очередь. Небольшая, человек десять. Но в других детских садах района хронический недобор детей. Там десятимесячных младенцев в ясельные группы берут — только бы детский сад не закрыли.

Когда Ильсур Раисович сына привел, он тоже внес свой вклад в наше хозяйство. Не бюджетными деньгами — личными. Нам необходим был капремонт канализации. Требовалось 700 тысяч рублей, а выделили 250. Вот разницу Метшин и возместил.

А когда его брат своего сына к нам привел, он нам мебель купил, кровати в спальни.

Так что наше благосостояние выросло. И мы этому не можем не радоваться.

Но главная наша радость, наша гордость — это наши выпускники. Те, что уже ушли от нас и учатся в средней школе.

 Наша гордость — наши дети

Дети наши, и покидая нас, хотят учиться. Они учебой не замучены, а учебные навыки у них хорошие.

Поначалу, правда, учителя к нам претензии предъявляли: мол, ваши дети слишком нахальные. Им палец в рот не клади — они на всякое слово два ответят. А потом пригляделись: если в школе какой праздник готовится, какое-нибудь мероприятие, наши дети в центре событий. И в КВНах, и в концертах участие принимают. Мы же в них игровое начало пестовали, артистичность. К тому же они любознательны и умеют самостоятельно информацию добывать — из разных источников. На этом вся наша проектная деятельность построена, любое погружение в тему: надо добыть знания, что-то разузнать, кого-то о чем-то расспросить. Учителя в средней школе этого не оценить не могут. И если раньше мы к ним ходили про своих детей рассказывать да просить (скандалить даже), чтобы классы наши не расформировывали, то теперь они к нам приходят — посмотреть, как мы с детьми работаем, как наши учителя на уроках их учат. Мы им прошлое простили. Они не хотели с нами в конкуренцию вступать. Привыкли, что детское «население» им гарантировано. А конкуренция им только на пользу пошла. Новыми глазами на себя взглянуть заставила, кое-что изменить.

Ну а то, что все мы должны про конкуренцию помнить, чтобы постоянно меняться к лучшему, кто ж с этим спорит?..

Просто я работаю волшебником!

В «Сказке» все устроено по сказочному принципу.
И люди здесь двигаются по-другому, и стены иначе дышат.

Вот пример: на двери кабинета директора комплекса вы не увидите привычной таблички. Там красуется другая надпись, в жанре принятой программы, — «Главная волшебница». Вроде бы пустяк. Но человеку, работающему под такой табличкой, требуется всю свою психофизику перестроить — на «волшебный» лад. И решения принимать нетривиальные, и коллективом управлять так, будто в руках у тебя волшебная палочка: махну — беду отведу.

Маска, я тебя знаю?

Чем занят методист или старший воспитатель в обычном детском саду? Проверяет, контролирует, помогает занятия готовить. Но по детскому саду передвигается в напряженном поле ожидаемых неприятностей. Воспитатели его расстраивают, а он воспитателей. Куда ж от этого денешься!

А вот в «Сказке» методист может передвигаться совсем иначе. Елена Гильфанова, например, бегает по саду в костюме Буратино.

«Испугаться» методиста, проникнувшего в группу на правах сказочного гостя, довольно трудно.
А вот подыграть ему, включить в события, происходящие в группе, легко. Творческому педагогу это помощь замечательная: только умей использовать. И дети сказочному персонажу легко открываются: то, что знают, расскажут, и вопросы зададут, и проблемами своими поделятся. Поэтому во время своего костюмированного «обхода» методист сумеет собрать информации значительно больше, чем от простого посещения занятия, где воспитатель напряжен, а дети зажаты. И помочь воспитателю сможет не в привычно отсроченной репрессивной форме из позиции «сверху», а в режиме «неотложки», демонстрируя и свои педагогические возможности.

Где живут сказки?

Да везде, практически в каждом уголке детского сада. Вот столик, созданный по мотивам программной сказки для дошколят «Рукавичка». Создавали декорацию для малышей, но коллективно — и большие, и маленькие, и взрослые вместе. Ну а кто здесь действительно играет? Так ведь сказочное место привлекательно не только для трех-четырехлеток, но и для третьеклассников и четвероклассников. Только сюжет они выстраивают более сложный.

На полосатом коврике сказки тоже любят располагаться. Каждая полоска, в зависимости от цвета, может обозначать либо время года, либо время суток, либо некоторое географическое место — пустыню, лес, море. В зависимости от сюжета, на той или иной полоске поселяются маленькие игрушки-зверюшки. Сказочные события заставляют их перемещаться с одной полосы на другую. Так, придумывая, любят играть большие. А для малышей трех-четырех лет коврик выполняет роль подсказки. Ведь его можно использовать и для простейших занятий-«манипуляций»: на зеленую полоску требуется посадить зверюшек, обитающих в лесу, на желтую — жителей пустыни и т.п.

«Сказочные» ясельки

До поступления в разновозрастную группу «сказочные» малыши ходят в ясельки. Год отводится на адаптацию. Когда малыши поступали в разновозрастную группу без подготовки — «с улицы» или из других яслей, педагогам было тяжело. Надо работать со старшими, а у малышей проблемы с привыканием. Теперь воспитатели ясельных групп постепенно готовят малюток к новой жизни. К ним приходят старшие дети — поиграть, концерт показать (малыши не боятся!). Специалисты приходят познакомиться, позаниматься (самую малость). Даже учителя этих малышей успевают за год узнать.

Ну а для того чтобы приучить их к садику, педагоги ясельных групп придумывают разные «штучки». Например, на шкафу стоят фотографии улыбающихся мам. Дети их все время видят. Еще родителям советуют давать малышам с собой в группу какую-нибудь вещичку, связанную с домом. Одна малышка, например, засыпала только с кусочком маминой ночной рубашки, которую клала под щечку.

А в разновозрастные группы детей переводят группками, с учетом сложившихся симпатий, или в группы к братьям и сестрам, к знакомым старшим детям.

Коврики-сиделки, подушки-попрыгушки и мешочки с крупой

Кроме обычных школьных принадлежностей, школьники «Сказки» имеют особый «оздоровительный» набор предметов: коврики-сиделки, подушки-попрыгушки и мешочки с крупой. Все это хранится в ящике школьного стола.

Коврики требуются в зимнее время. Когда холодно, приятнее садиться не на голую поверхность стула, а на подстилочку.

Подушки-попрыгушки и мешочки с крупой или песком служат для упражнений на равновесие. На подушках прыгают (то на одной ноге, то на другой, то на обеих ногах вместе). Мешочки удерживают на голове — сидя, стоя, во время ходьбы. Если делать такие упражнения регулярно, они являются действенным средством профилактики сколиоза. В «Сказке» не только взрослые владеют искусством проведения мини-занятий на коррекцию осанки, но и дети. В третьем и четвертом классах есть свои признанные «инструкторы», которым учителя со спокойным сердцем доверяют проведение физкультминуток.

 

 

 

 

 

Результаты экспериментальной работы

Из официального отчета Т.М. Пугачевой

Результаты, полученные в ходе 10-летней экспериментальной работы коллектива «Сказки», показывают: в условиях такого инновационного учреждения все дети легко усваивают содержание типовых программ по дошкольному воспитанию и начальной школы, а также много сверхпрограммного материала; качество знаний учеников и выпускников прогимназии на протяжении последних 8 лет не ниже 76—80%. У детей с трудностями в развитии происходит естественная психокоррекция. До 72% наших воспитанников имеют высокий уровень психического развития и 78% высокий уровень продуктивного мышления. Выпускники прогимназии отличаются открытостью, навыками коллективной деятельности, умением занять себя, творческими способностями. Прослеживается 100%-ная сохранность здоровья воспитанников прогимназии за весь период пребывания их, начиная с ясельного возраста и до выпуска в школу. На протяжении всего пребывания детей в нашем учреждении важным результатом является беспроблемный переход детей-дошкольников к школьному типу обучения, к концу младшего школьного возраста у выпускников прогимназии формируется учебная деятельность, позволяющая легко включаться в жизнь средней школы.

Освоение инновационной педагогической технологии программы «Золотой ключик» дает реальные изменения в позиции педагогов и родителей, в активности и саморегуляции детей в их интеллектуальном и личностном развитии. Стремление коллектива создать радостное настроение у детей в течение всего дня, обучение без принуждения, высокая активность, осмысленная детьми деятельность — все это привело сегодня к тому, что дети приходят в «Сказку» с радостью. Учреждение пользуется популярностью и спросом у родителей. Поэтому мы продолжаем совершенствовать процесс создания единой общности «ребенок—родители—педагоги» и адаптировать инновационную программу к условиям нашего учреждения.

 

Рейтинг@Mail.ru