Зачем трехлетке
Япония,
или О том, как выстраивается
образовательное пространство в программе
«Золотой ключик»
Как можно выстроить образовательное
пространство, в котором одновременно
сосуществуют ребенок трехлетнего возраста и
четвероклассник? За счет чего обеспечивается
детям разных возрастов полноценное развитие?
За счет сложно организованной деятельности в
игре.
Но ведь трехлетка и школьник играют совершенно
по-разному?
Да. Но, по мнению Е.Е. и Г.Г. Кравцовых, дети в
возрасте от трех до десяти лет принадлежат к
одному детскому «сословию», временные границы
существования которого определены, с одной
стороны, зарождением собственно игры, с другой —
началом младшего подросткового возраста и
вхождением в период полового созревания.
Конечно, начиная с шести-семи лет, дети
постепенно превращаются в школьников. Но игра не
теряет для них своего значе-ния — в том числе и с
точки зрения ценности для познавательного
развития.
Чтобы игра по отношению к младшему школьнику
выполняла образовательные функции, она должна
быть насыщена культурными реалиями и давать
простор различным видам деятельности —
интеллектуальной, продуктивной, творческой. По
замыслу авторов программы, дети в течение года
проживают две-три большие темы. Не «осваивают»,
как принято обычно говорить, а именно проживают.
Тема содержательно насыщает все сферы жизни
детского коллектива. Частично она может
разрабатываться на школьных уроках (если учитель
сумеет связать тематический материал с
материалом учебной программы) и на занятиях,
которые проводятся с малышами. Но в главном тема
разворачивается за рамками уроков, на
пространстве, где дети разных возрастов
сосуществуют вместе. Тема развивается за счет
игрового сюжета, который разрабатывают педагоги
вместе с детьми. Сюжет выстраивается за счет
«событий» — больших и маленьких, создающих
игровое напряжение и задающих направление
деятельности.
Вот так, например, происходит
проживание темы «Путешествие в Древнюю Русь» в
прогимназии №1 «Якорек» г. Долгопрудного
*.
* * *
…Роясь в архивной пыли, Профессор
обнаружил Документ. Судя по всему, Документ
относился к седой древности — к временам
правления Рюрика. Рюрик, как известно, был первым
киевским князем, приглашенным на княжение из
варягских земель. «“Приди к нам княжить!” —
попросили его славяне древнерусского города. И
пришел к ним Рюрик, и воссел на престол. И
обустроилась жизнь на Руси. Стал киевский князь с
князьями-соседями торговать, стали княжества от
торговли той богатеть…»
Тут рукопись, к досаде Профессора, обрывалась. А
события того времени требовалось непременно
восстановить: наука история не терпит темных
мест.
Оставался единственный выход — обратиться к
Великим Путешественникам, которым под силу
переноситься во времени и в пространстве с
помощью могучей силы — воображения. Такие, знал
Профессор, живут в городе Долгопрудном. Чтобы
путешествовать им было сподручнее, Профессор
решил доверить им Зеркало Времени.
Это завязка, пролог или первое,
стартовое событие на пути погружения в тему.
Затем (второе важное событие) дети
«отправляются» в Древнюю Русь, во времена
княжения Рюрика. Это своего рода «живая картина»
— представление с костюмами и декорациями,
которое взрослые устраивают для детей. Сначала
дети присутствуют на спектакле в роли зрителей,
но постепенно их «втягивают» в происходящее на
сцене. Выясняется, что Рюрик, как до этого
Профессор, в детях крайне нуждается, поэтому им
некоторое время придется пожить в его времени.
Каждой разновозрастной группе детей (или
«семье», как называют ее в долгопрудненском
комплексе) предлагается создать собственное
княжество, наладить его основной промысел и
торговлю с соседями, создать дружину для защиты
от врагов и т.п. Так закладывается веер возможных
дел на некоторый промежуток времени, например, на
две недели. Чтобы придумать (смоделировать)
княжество, нужно на что-то опереться: покопаться
в энциклопедиях, посмотреть альбомы репродукций,
почитать или вспомнить сказки. В процессе
моделирования создается макет. Для охраны
княжества князю нужна дружина, а она требует
оснащения! Нужны оружие и доспехи. На это
(подскажут педагоги) потребуются средства. Их
можно получить от торговли. К примеру, от продажи
глиняной посуды или женских украшений. Это все
можно делать «на самом деле» и «на самом деле»
«продавать» — на общей веселой ярмарке, в
которой примут участие все княжества. (Еще одно
событие внутри темы.)
Ну, а в честь всевозможных достижений
(торговали хорошо, дружину оснастили) можно и
праздник затеять, хороводы поводить. Чтобы
хороводы освоить, тоже усилия приложить нужно —
какие-то танцы выучить, какие-то песни. И костюмы
нужны. Да такие, чтобы на картинки в книжках
походили… И вот когда все это проделано,
проиграно, пережито, можно, наконец, представить
отчет о «разведке» в давно прошедшие времена
Профессору — в виде некоего творческого
подытоживающего события, на котором все сюжеты
снова вспоминаются-проигрываются, но уже на
новом витке освоенного материала.
Путешествия — любимый «жанр»
программы.
С «новенькими» родителями, недавно
переступившими порог комплекса вместе с детьми,
бывают недоразумения: «Это правда, — спрашивают
они воспитателей, — что вы собираетесь ехать в
Грецию?» Разочарование от того, что это всего
лишь игра, быстро сменялось другим настроением:
родители втянуты в круговорот игр.
Путешествовать можно в двух «системах
счисления» — во времени и в пространстве.
Путешествия во времени, как правило, связаны с
сюжетами из истории. Путешествия в пространстве
— с сюжетами по перемещению в разные части света,
в страны близкие и далекие. В классическом
варианте программы цикл путешествий
укладывается в семь лет: в этом году, положим, — к
Рюрику и к папуасам, в следующем — к Ивану
Грозному и в Японию, дальше — в Древнюю Грецию и в
Дрезден и т.п.
В подобные путешествия каждый ребенок
включается в возрасте трех лет, и за семь лет его
проживания в программе сюжеты не повторяются.
Кто-то впервые встречается с Рюриком в три года, а
кто-то — в десять лет. Кому-то в пятилетнем
возрасте выпала Япония, а кому-то — греки.
И это у любопытствующих и недоброжелателей
вызывает множество вопросов. Например: «Зачем
трехлетке Япония?» или «Где же системность в
обучении?».
Начнем с того, что сама по себе Япония
трехлетке совершенно ни к чему.
Как и Древняя Русь, и даже сказки А.С. Пушкина. Но
что обладает для него бесспорной ценностью, так
это жизнь в напряженном поле постоянно ощущаемых
перспектив, возможность участвовать в некоторой
деятельности вместе со старшими, включенность в
коллективное переживание.
Профессор, Рюрик, Дмитрий Донской и Кутузов —
образы, находящиеся за гранью сознательного
восприятия малыша. Но яркие визуальные картинки,
костюмы, звуки, ритмы, эмоции он воспринимает.
Даже имена и некоторые довольно сложные слова.
Сравнить работу восприятия малыша в процессе
коллективного действа вместе со старшими можно,
если вспомнить, как отмечаются те или иные
события в семье. Вот мама, папа, сын десяти лет и
четырехлетняя дочка отправляются смотреть салют
в честь Дня Победы или к памятнику Неизвестному
солдату, у подножия которого горит Вечный огонь.
Смысл похода для малышки не ясен, но наличие
праздника — налицо. И впечатления в виде
зажигающихся в небе огней, в виде языков пламени
на черном впечатываются в память, закладывают
основу для сознательного восприятия. Точно так
же в некоторых интеллигентных семьях малыши
начинают жизнь театрального зрителя несколько
раньше срока, отведенного им рекомендациями на
билетах. Потому что смотреть спектакль рядом со
старшим братом или сестрой — совсем не то, что
одному. Понимает ли маленький ребенок
трех-четырех лет язык театра? И да, и нет.
Восприятие театрального языка — в зоне
ближайшего развития ребенка. Точно так же, как
младенец не понимает смысла слов матери. Значит
ли это, что мать не должна с ним разговаривать?
Как раз наоборот.
Япония совершенно не нужна трехлетке. Она нужна
четвероклассникам и третьеклассникам, уже
сознательно осваивающим карту и нуждающимся в
расширении представлений об окружающем мире. Их
познавательно-интеллектуальные потребности и
задают планку сложности культурно-исторических
и географических сюжетов. Но в каждый такой сюжет
по принципу концентрических кругов встроены
подсюжеты, «задевающие» детей более младших
возрастов. Внутри каждого сюжета продуманы виды
деятельности, адекватные для разных
представителей разновозрастного сообщества.
Как, например, создается макет княжества во время
«Рюриковой игры» в одной из групп
долгопрудненского комплекса? Все члены группы,
уже способные придумывать, придумывают название
княжества и обсуждают, что там, в этом княжестве,
должно быть. Пятилетки и шестилетки принимают в
этом активное участие. Затем школьники
разрабатывают план-схему будущего княжества. Это
может происходить на уроке или во внеурочной
деятельности. Следующий шаг — распределение
«работ» по сооружению построек. Школьники
создают основу теремов и храмов и склеивают
храмовые купола. Это трудная работа, требующая
развитых конструкторских навыков. Старшие
дошкольники «строят» избушки — обклеивают
спичками спичечные коробки. Те, что помладше,
делают крыши для теремов — вырезают по выкройке
прямоугольники и сгибают пополам. А самым
малюсеньким выпало мостить мостовую — лепить
бумажные комочки для брусчатки и наклеивать их в
рядки. Очень даже благородное занятие. Главное —
налицо общий, потрясающий основательностью и
эстетикой результат.
Но если я, трехлетка, мощу мостовую в
некоем княжестве, затем, в четыре года, изображаю
журавля в какой-нибудь японской сказке, в пять
лет танцую на Пушкинском балу, а в десять лет все
мои силы уходят на «выделывание» шкур для членов
первобытной общины, могу ли я считаться
человеком, получившим «систематическое
начальное образование»?
Так ведь системность образовательного процесса
и некоторая сумма сведений, запомненных в
заданной последовательности, — не одно и то же.
Системность в преподнесении
культурологического материала в «Золотом
ключике» не в том, что дети в результате всех этих
занятий и праздников должны запомнить
последовательность исторических событий и их
привязанность к датам. Или что они непременно
должны знать названия столиц всех европейских
государств.
Речь идет об освоении способа деятельности по
добыванию и усвоению разнородной культурной
информации, о появлении у детей культурных
ориентиров, и после окончания начальной школы
сохраняющих свой образовательный потенциал.
Этого начисто лишена современная начальная
школа, строящая обучение вне культурного
контекста, искусственно сужающая круг детских
деятельностей и ограничивающая детей в способах
освоения окружающего мира.
И это то, чему детский сад — хороший,
сориентированный на детей детский сад — мог бы
начальную школу научить.
Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
* Прогимназия № 1 «Якорек» г.
Долгопрудного Московской области — одно из
«старейших» образовательных учреждений,
существующих в виде комплекса «начальная школа
– детский сад» и реализующих программу «Золотой
ключик». Директор прогимназии — Наталья Карпова.
|