Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2005

РАБОЧИЙ СТОЛ

Где живет цыпленок?

Издательство «Мозаика-Синтез»: 946-25-33 Учить детей мастерить можно по-разному.
Сегодня мы знакомим читателей с методикой рассказа-показа в разработках
Александры КОЗЛИНОЙ, педагога и психолога-исследователя, работающего по программе «Золотой ключик».

Продолжение. Начало см. № 19, 20/2005

 

 

 

Дом для семьи цыпленка

Занятие для детей 3—10 лет

1. Рассказ-показ

— Чего еще нет у нашего цыпленка и его родителей для нормальной жизни? (Дома)
— А зачем нужен дом?
— Что у дома находится внизу, на чем он выстраивается? (На фундаменте)
— Что выстраивается на фундаменте? (Стены)
— А зачем они нужны?
— Чего еще не хватает, чтобы защититься от дождя и снега? (Крыши)
— Как попасть в дом? (Через дверь)
— Чего еще нет? (Окон)
— А зачем они нужны?

В процессе разговора взрослый вырезает и выкладывает детали дома.

2. Выполнение работы

а) Заранее подготовленные четырехугольники и прямоугольники разных размеров и цветов выкладываются перед детьми. Младшие дети сами вырезают двери и окна, старшие дети могут вырезать все сами. Вместе со взрослым дети вспоминают последовательность строительства, параллельно выбирая и выкладывая детали своих домов. Обсуждают, как войти в дом, как сообщить о своем приходе.

— У кого будет большой дом, а у кого маленький?
— Высокий, низкий?
— Одноэтажный, многоэтажный?

б) Приклеивание, дорисовывание (занавесок, звонка, трубы с дымом).

3. Просмотр работ, обсуждение

У кого самый маленький (большой) дом получился, самый веселый, разноцветный, аккуратный, широкий, узкий и т.д.?

Дерево

Занятие для детей 3—10 лет

1. Рассказ-показ

— Злая волшебница спрятала и заколдовала все наши ножницы. Нам их нужно расколдовать — сделать без них очень красивые и аккуратные работы. Если получится — ножницы появятся и расколдуются.
Ножниц у нас нет, значит, придется все отрывать руками. Давайте потренируемся.

От заранее подготовленных листов дети пробуют отрывать полосы разной длины и ширины.

Наш цыпленок очень много времени проводил на улице. В этом нет ничего странного, все дети любят гулять. Однажды он нашел зернышко. Оно было большое, красивое и вкусное — прекрасный обед. Цыпленок решил спрятать его и подарить маме на день рождения. Он нашел рядом с домом подходящую землю...

Взрослый отрывает от листа «землю» и выкладывает ее.

...зарыл в нее зернышко....

Отрывается и выкладывается «зернышко».

...и довольный побежал играть с другими цыплятами.

Шло время. Цыпленок каждый день проверял — на месте ли подарок. Однажды он заметил, что там, где было зарыто зернышко, появился какой-то росточек... Сначала цыпленок хотел его вырвать, но потом передумал — легче будет найти зернышко. С каждым днем росточек становился все выше и толще (особенно быстро он увеличивался после дождя). Потом появились веточки... а на них — зеленые листочки...
Наконец наступил день рождения мамы-курицы. Цыпленок прибежал к росточку и увидел, что это уже не росток, а настоящее...

— Как вы думаете, что?

...дерево. Он стал искать свое зернышко, вырыл ямки вокруг всего дерева, но ничего не нашел. «Наверно, зернышко под деревом», — подумал цыпленок и попытался отодвинуть дерево в сторону. Но как он ни старался, как ни упирался, ничего не получалось — дерево стояло на месте и никуда не двигалось.

— Как вы думаете, почему?

Цыпленок не удержался и расплакался. Он плакал так горько и громко, что мама-курица услышала его плач и прибежала к сыну, но из-за плача и всхлипываний ничего не могла понять. И тут она увидела, какое красивое, необыкновенное, чудесное дерево растет рядом. Она давно мечтала посадить такое же у себя во дворе. Мама-курица внимательно посмотрела на цыпленка и все поняла.

— Как вы думаете, что она поняла?

Вот так. Теперь рядом с домом цыпленка растет дерево. А куда же делось зернышко?

2. Выполнение работы (вариант 1)

а) «Выращиваем» деревья.
б) Приклеиваем все детали.

2. Выполнение работы (вариант 2)

— Наша история когда с цыпленком приключилась? (Летом)
— Лето у нас уже есть. А давайте сделаем осень, причем так, чтобы в нашей работе были все краски осени. Что самое яркое осенью? (Деревья)
— Какого цвета бывают листья на деревьях осенью?
— Давайте сделаем дерево, на котором будут все краски осени.

Договариваемся, кто делает ветки, кто ствол, траву, кто землю. Делаем и раскладываем эти детали, приклеиваем их.
Делаем и приклеиваем разноцветные листья.

— Чей листик будет висеть на самой верхушке, чей будет лететь, чей уже упал на землю?

3. Просмотр работ, обсуждение

— Как вы думаете, расколдовали мы ножницы?

Данная работа — хороший повод для начала разговора о разных видах деревьев.

4. Совместная игра

Можно поиграть в игру «Отгадай, чей листок».

Рейтинг@Mail.ru