Где живет цыпленок?
Учить
детей мастерить можно по-разному.
Сегодня мы знакомим читателей с методикой
рассказа-показа в разработках
Александры КОЗЛИНОЙ, педагога и
психолога-исследователя, работающего по
программе «Золотой ключик».
Продолжение. Начало см. № 19, 20/2005
Дом для семьи цыпленка
Занятие для детей 3—10 лет
1. Рассказ-показ
— Чего еще нет у нашего цыпленка и его
родителей для нормальной жизни? (Дома)
— А зачем нужен дом?
— Что у дома находится внизу, на чем он
выстраивается? (На фундаменте)
— Что выстраивается на фундаменте? (Стены)
— А зачем они нужны?
— Чего еще не хватает, чтобы защититься от дождя
и снега? (Крыши)
— Как попасть в дом? (Через дверь)
— Чего еще нет? (Окон)
— А зачем они нужны?
В процессе разговора взрослый
вырезает и выкладывает детали дома.
2. Выполнение работы
а) Заранее подготовленные
четырехугольники и прямоугольники разных
размеров и цветов выкладываются перед детьми.
Младшие дети сами вырезают двери и окна, старшие
дети могут вырезать все сами. Вместе со взрослым
дети вспоминают последовательность
строительства, параллельно выбирая и выкладывая
детали своих домов. Обсуждают, как войти в дом,
как сообщить о своем приходе.
— У кого будет большой дом, а у кого
маленький?
— Высокий, низкий?
— Одноэтажный, многоэтажный?
б) Приклеивание, дорисовывание
(занавесок, звонка, трубы с дымом).
3. Просмотр работ, обсуждение
У кого самый маленький (большой) дом
получился, самый веселый, разноцветный,
аккуратный, широкий, узкий и т.д.?

Дерево
Занятие для детей 3—10 лет
1. Рассказ-показ
— Злая волшебница спрятала и
заколдовала все наши ножницы. Нам их нужно
расколдовать — сделать без них очень красивые и
аккуратные работы. Если получится — ножницы
появятся и расколдуются.
Ножниц у нас нет, значит, придется все отрывать
руками. Давайте потренируемся.
От заранее подготовленных листов
дети пробуют отрывать полосы разной длины и
ширины.
Наш цыпленок очень много времени
проводил на улице. В этом нет ничего странного,
все дети любят гулять. Однажды он нашел зернышко.
Оно было большое, красивое и вкусное —
прекрасный обед. Цыпленок решил спрятать его и
подарить маме на день рождения. Он нашел рядом с
домом подходящую землю...
Взрослый отрывает от листа «землю» и
выкладывает ее.
...зарыл в нее зернышко....
Отрывается и выкладывается
«зернышко».
...и довольный побежал играть с другими
цыплятами.
Шло время. Цыпленок каждый день
проверял — на месте ли подарок. Однажды он
заметил, что там, где было зарыто зернышко,
появился какой-то росточек... Сначала цыпленок
хотел его вырвать, но потом передумал — легче
будет найти зернышко. С каждым днем росточек
становился все выше и толще (особенно быстро он
увеличивался после дождя). Потом появились
веточки... а на них — зеленые листочки...
Наконец наступил день рождения мамы-курицы.
Цыпленок прибежал к росточку и увидел, что это
уже не росток, а настоящее...
— Как вы думаете, что?
...дерево. Он стал искать свое зернышко,
вырыл ямки вокруг всего дерева, но ничего не
нашел. «Наверно, зернышко под деревом», — подумал
цыпленок и попытался отодвинуть дерево в
сторону. Но как он ни старался, как ни упирался,
ничего не получалось — дерево стояло на месте и
никуда не двигалось.
— Как вы думаете, почему?
Цыпленок не удержался и расплакался.
Он плакал так горько и громко, что мама-курица
услышала его плач и прибежала к сыну, но из-за
плача и всхлипываний ничего не могла понять. И
тут она увидела, какое красивое, необыкновенное,
чудесное дерево растет рядом. Она давно мечтала
посадить такое же у себя во дворе. Мама-курица
внимательно посмотрела на цыпленка и все поняла.
— Как вы думаете, что она поняла?
Вот так. Теперь рядом с домом цыпленка
растет дерево. А куда же делось зернышко?
2. Выполнение работы (вариант 1)
а) «Выращиваем» деревья.
б) Приклеиваем все детали.
2. Выполнение работы (вариант 2)
— Наша история когда с цыпленком
приключилась? (Летом)
— Лето у нас уже есть. А давайте сделаем осень,
причем так, чтобы в нашей работе были все краски
осени. Что самое яркое осенью? (Деревья)
— Какого цвета бывают листья на деревьях осенью?
— Давайте сделаем дерево, на котором будут все
краски осени.
Договариваемся, кто делает ветки,
кто ствол, траву, кто землю. Делаем и раскладываем
эти детали, приклеиваем их.
Делаем и приклеиваем разноцветные листья.
— Чей листик будет висеть на самой
верхушке, чей будет лететь, чей уже упал на землю?
3. Просмотр работ, обсуждение
— Как вы думаете, расколдовали мы
ножницы?
Данная работа — хороший повод для
начала разговора о разных видах деревьев.
4. Совместная игра
Можно поиграть в игру «Отгадай, чей
листок».

|