Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2005

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Продолжение. Начало см. № 21/2005

Зачем нужна «предшкола»?
И главное, какая?

в рамках обсуждения проблем «предшколы» продолжаем знакомить наших читателей с международной программой «Step by step» и ее российским вариантом «Сообщество»

Готовимся к школе под руководством специалистов

Как мы уже говорили, форм для этого предлагается много — «подготовительные классы» при школах или учреждениях дополнительного образования, группы подготовки при детских садах. Важно не то, как они называются или будут названы в будущем после принятия государственной программы, а то, как организован в них процесс и во имя чего.

Но сначала о плюсах, которые так тесно переплетаются с минусами, что четко разграничить их не удалось. Учителя, набирающие первые классы, вольно или невольно заинтересованы в том, чтобы получить «хороших» учеников. Конечно, далеко не всем «везет» так, как учителям, набирающим учеников «под себя, под программу, под престижный класс». В такие условия попадают наиболее подготовленные дети, отобранные по официально запрещенным вступительным тестам, но, безусловно, возможных проблем это не снимает. У каждого учителя есть свое профессионально-личностное представление о том, с какими учениками ему хотелось бы работать. И, как правило, подготовительный класс (отобранный или сформированный по принципу территориальной близости проживания ребенка к будущей школе) предложит ребенку ту программу, на основе которой учитель будет формировать «искомых» учеников. Всегда и всюду говорят: «Занятия с детьми должны быть направлены на общее развитие, должны проходить в игровых формах». Но если присмотреться, учителя занимаются «общим развитием» на привычных материалах и способах самой школы. Одновременно они получают возможность увидеть то, как реагирует ребенок на учебные задания, какие результаты он выдает. И те и другие получают представление о том, с какими трудностями им предстоит столкнуться.

«Класс подготовки» — это всегда новая общность, и ребенок сталкивается здесь в новой для него ситуации с ранее не знакомыми детьми и взрослыми. Это прекрасная возможность получить необходимые навыки установления новых контактов и деловых отношений, которые станут основой взаимодействий в классе.

Учителя, ведущие занятия с детьми, используют для подготовки свой профессиональный опыт и знание методик обучения, то есть дети получают грамотно сформулированные задания, включаются в систему упражнений.

Все вместе, конечно, обеспечивает ребенку «соответствие» учительским ожиданиям и более мягкую адаптацию. И это хорошо. Вероятно, даже если «класс подготовки» ведет не тот учитель, который набирает первый класс, он профессионально подскажет родителям, на что стоит опереться в будущем учении, на что обязательно нужно обратить внимание будущего учителя ребенка, к чему нужно быть готовым, помогая ребенку заниматься дома. Да и сами коллеги в пределах одной школы всегда найдут способ, чтобы переговорить и что-то посоветовать друг другу.

Теперь о минусах «классов подготовки». Наиболее явные минусы лежат ровно там же, где и плюсы. Их можно рассматривать как равнозначные и изменяющие «свою окраску» в зависимости от того, что считать точкой отсчета: потребности школы или потребности ребенка, потребности растущей личности, — при этом те же плюсы становятся минусами. Может статься, что, вводя подготовку к школе как условие будущей успешной школьной жизни, как условие для выравнивания возможностей детей, посещающих и не посещающих детские сады, мы просто-напросто снизим начало школьного возраста, ничего не изменив в технологии учения. Начальная школа и сейчас вызывает множество нареканий из-за перегрузок, слабой ориентированности на потенциальные возможности детей, засилья авторитарных методов обучения. Сам факт отказа учителя от авторитаризма никак не изменяет общепринятой в школах стратегии «делай как я и тогда, когда я скажу».

Однако минусы связаны, скорее, не с тем, что такие подготовительные классы территориально организованы при школах, и не с тем, что их ведут учителя в учительской же системе ценностей. Проблема глубже и связана с общим неумением педагогов работать с детьми в активных формах, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса и осознанное включение ребенка в учение. Трудности такой организации работы с детьми одинаково присущи и учителям начальных классов, и воспитателям дошкольных групп. Это создает основное напряжение в профессиональной оценке содержания и способов организации «предшкольного образования». Поэтому мы обсуждаем не то, нужно ли оно, а то, каким оно должно быть. Вовсе не важно для подготовки и подготовленности ребенка, где будет организована подготовка — в детских садах или в школах, это слишком формальный подход. Только кажется, что если подготовкой к школе будут заниматься воспитатели в детских садах — проблема решится в пользу ребенка, а вот если это станет делом школы, все будет загублено. Принципиально важно, на каких ценностно-целевых и содержательных основах будет осуществляться подготовка.

Что мы считаем важным

На наш взгляд, вне всякой зависимости от места проведения занятий, подготавливающих ребенка к школе, они должны быть ориентированы на поддержание и развитие его природной любознательности, желание учиться и достигать значимых целей, на приобретение уверенности в своих возможностях и перспективах, на готовность работать в коллективе
(в команде). Навыки чтения, письма, работы с учебными фиксированными заданиями могут и должны быть актуальными для ребенка действиями и личностно значимыми приобретениями, но не самоцелью учителя.

Мы предполагаем, что дети, приходя на занятия по подготовке к обучению в школе, должны включаться в действия, направленные на:

  • общение;

  • обсуждение важных для них (детей) событий;

  • планирование учебных действий;

  • активную работу, как индивидуальную, так и командную;

  • рефлексию и оценку результатов.

Возможно ли это? Да, возможно.

Что мы можем предложить

В практике российского образования есть образовательная программа, которая охватывает и детский сад, и школу, то есть обеспечивает ценностно-целевую преемственность между этими образовательными ступенями. Программа, технология которой позволяет организовать эффективную развивающую работу с детьми в течение 1,5—2 часов в день. Программа, технология которой основана на индивидуализации образовательного процесса. Программа, технология которой построена в лучших традициях мирового образования. Программа, которая основана на становлении и развитии у ребенка ключевых компетентностей, обеспечивающих ему готовность самостоятельно учиться в течение всей жизни. Это международная образовательная программа для детей от младенчества до 10 лет «Step by step» (российский вариант названия «Сообщество»).

Лидия СВИРСКАЯ, к.п.н.,
Российский фонд по развитию образования «Сообщество»

Продолжение в следующих номерах

 

Рейтинг@Mail.ru