Мышарик и Кошарик
Учить
детей мастерить можно по-разному.
Сегодня мы знакомим читателей с методикой
рассказа-показа в разработках
Александры КОЗЛИНОЙ, педагога и
психолога-исследователя, работающего по
программе «Золотой ключик».
Издательство «Мозаика-Синтез»: 946-25-33
Продолжение. Начало см. № 19,
20, 21/2005
Мышарик
Занятие для детей 3—10 лет
1. Рассказ-показ
В стране Кругляндии почти не было
игрушек. Вернее, нет, они, конечно, были, но только
шары — большие и маленькие, толстые и тонкие,
цветные, улетающие в облака и прыгающие по земле.
Только шары... А дети, они очень хотели... Ну, каждый
хотел, мечтал о чем-то своем. Кому-то очень
хотелось иметь маленькую собачку, кому-то —
огромного кота, кому-то — попугая, а кому-то
лошадь. И в каждый день рождения девочки и
мальчики надеялись на исполнение своей мечты, но
дарили им только шарики.
Вы думаете, что шарики не переживали из-за этого?
Переживали, и еще как! Только вот превращаться в
другие игрушки они не умели.
Однажды в стране Кругляндии заболела девочка. У
нее поднялась высокая температура, разболелся
живот, закружилась голова и совсем не было сил.
Никакие лекарства не помогали. Собрались все
лучшие врачи города, совещались, как лечить
девочку, и пришли к выводу, что вылечить ее могут
только радость и хорошее настроение.
— А чему дети всегда радуются? (Подаркам,
игрушкам.)
Спросили доктора у больной, чего бы ей больше
всего хотелось? Девочка ответила, что хочет иметь
маленькую мышку. Но ведь в стране Кругляндии были
только шарики. Как же быть?
Ночью собрались все шарики вместе и стали думать.
И придумали. Два шарика побольше стали головой и
туловищем... Четыре маленьких шарика решили, что
они будут лапками... К ним прикатился пятый шарик
и решил пристроиться рядышком, но у мышки только
четыре лапки и пятой не бывает. Тогда пятый шарик
стал мордочкой... Появились нос, глаза и рот...
Мышка получалась. Шарики были очень довольны, но
чего-то у нее еще не хватало. Чего? (Ушей и
хвоста.)
Уши сделали из двух сдувшихся шариков...
Два шарика сдавливаю, превращая в «блины».
...а хвост... С ним пришлось повозиться, ведь не
бывает таких тонких, как мышиный хвост, шариков.
Искали-искали хвост и нашли — сделали его из
шнурка, которым завязывают шарики, чтобы они не
сдувались.
Утром увидела девочка на своей подушке мышку и
так обрадовалась, что выздоровела. Знаете, как
она мышонка назвала? Мышариком (от слов «мышь» и
«шарик»).
2. Выполнение работы
а) Дети лепят мышку вместе со взрослым,
вспоминая рассказанную историю (история
помогает соблюдать последовательность лепки).
Взрослый помогает тем, кому нужна помощь, задает
вопросы:
— Мышка будет бежать, лежать, сидеть?
Туловище, лапы, голова в разных ситуациях
располагаются по-разному.
— Она прислушивается, притаилась или
размечталась?
Эти состояния лучше всего передают уши.
— Как ее зовут?
б) Всех мышек можно поселить в один
большой «мышарий».
Старшие дети могут сделать для них из
бумаги домики.
3. Просмотр работ, обсуждение
Кошарик
Занятие для детей 3—10 лет
1. Рассказ-показ
Мышарику жилось хорошо. Девочка
выздоровела, и они много времени проводили
вместе. Но девочка стала ходить в детский сад, а в
детском саду воспитательницы ужасно боятся
мышей. Мышарику приходилось оставаться дома
одному, и он скучал. Тогда девочка решила сделать
еще кого-нибудь. Но кого? Как вы думаете, кто
никогда не даст соскучиться мышке? Конечно,
кошка! Девочка тоже так подумала и стала делать
кошку. Конечно же, из шариков!
— Кошка делается так же, как мышка, но у нее есть:
а) баки (щечки) и усы;
б) уши — не просто сдувшиеся шарики, а еще и
слипшиеся вверху;
в) хвост, который делается из овального,
вытянутого шарика;
г) лапы — овальные, вытянутые шарики, задние
немного больше передних.
Получилась кошка из шариков —
Кошарик.
2. Выполнение работы
а) Лепка кошек сопровождается
вопросами, уточняющими их позы, состояния,
настроения.
б) Всех кошек можно поселить в большой Кошкин дом.
3. Просмотр работ, обсуждение
|