Продолжение. Начало
см. № 22/2005
Как стать Г(М)АНО?
К вопросу о нормативно-правовой базе
реорганизации из образовательного учреждения в
образовательную организацию
Из готовящейся к печати книги Дмитрия
РАСТИМЕШИНА
От кого должна исходить инициатива
реорганизации образовательного учреждения в
МАНО?
Мы полагаем, что инициатива
реорганизации ОУ в МАНО изначально должна
исходить не от чиновников местного
самоуправления и не от директоров
образовательных учреждений, а от представителей
гражданского общества, заинтересованных в
такого рода модернизации образовательного
учреждения. В роли инициаторов могут выступать
органы самоуправления образовательных
учреждений, коллективы родителей, попечители. На
директоров школ и детских садов тем не менее
ложится серьезная ответственность за проведение
работы среди представителей родительского
сообщества по разъяснению правовых и
экономических последствий реорганизации,
популяризации экономических эффектов
преобразования детского сада или школы из
учреждения в МАНО. Перед вынесением предложения
о реорганизации на рассмотрение органами
представительной и исполнительной власти
муниципального образования необходимо
заручиться поддержкой большинства родительской
и педагогической общественности учреждения.
Предложение о реорганизации
бюджетных учреждений, по замыслу создателей
пакета федеральных законопроектов по проблемам
реорганизации, должно содержать:
— обоснование выбора
организационно-правовой формы, в которую
предлагается преобразовать учреждение;
— сведения об имуществе, находящемся в
оперативном управлении реорганизуемого
учреждения, и об имуществе, подлежащем передаче
образованному в результате реорганизации
юридическому лицу;
— иные сведения, предусмотренные формой
предложения о реорганизации государственных и
муниципальных учреждений, которая в дальнейшем
должна быть установлена Правительством РФ.
Порядок рассмотрения предложений о
реорганизации государственных и муниципальных
учреждений определяется органом, уполномоченным
принимать решения о реорганизации в
соответствии с принадлежностью собственности
реорганизуемого учреждения.
Каков порядок принятия решения о
преобразовании ОУ в АНО?
Таким образом, общий порядок принятия
решения о реорганизации муниципального
учреждения должен включать в себя
последовательно следующие основные этапы:
1) принятие решения о реорганизации
органами общественного самоуправления
образовательного учреждения;
2) согласование мнения с
представителями;
3) подготовка предложения о
реорганизации и внесение его в исполнительный
орган местного самоуправления на рассмотрение
главы муниципального образования;
4) проведение
общественно-государственной экспертизы
последствий реорганизации;
5) в случае положительного заключения
экспертизы по вопросу реорганизации вынесение
рассмотрения данного вопроса на разрешение
представительного органа местного
самоуправления.
По мнению создателей федеральных
законопроектов, решение о преобразовании
бюджетного учреждения должно содержать:
— основание принятия решения о
реорганизации;
— указание на орган, наделяемый по отношению к
реорганизуемому учреждению полномочиями
учредителя и ответственный за проведение
реорганизации;
— сведения об имуществе, передаваемом
автономному учреждению или Г(М)АНО, с учетом
подлежащего изъятию излишнего, неиспользуемого
либо используемого не по назначению имущества, в
соответствии с пунктом 2 статьи 296 ГК РФ; перечень
мероприятий по реорганизации учреждения с
указанием сроков их выполнения.
Существуют ли переходные формы для
реорганизации детского сада в АНО?
Преобразование в открытое
акционерное общество (в порядке,
предусмотренном законодательством Российской
Федерации о приватизации государственного и
муниципального имущества) допускается в случаях,
когда преобразуемое бюджетное учреждение (или
отдельные ее подразделения) на протяжении не
менее чем трех лет выполняют работы и (или)
оказывают услуги в области образования,
здравоохранения, культуры, социальной защиты,
занятости населения, физической культуры, спорта
и науки на возмездной основе, и объем
финансовых поступлений от такой деятельности
составляет не менее 80 процентов от общего объема
бюджетного финансирования такого учреждения.
Очевидно, что такому варианту реорганизации
будут подвергаться считанные единицы
муниципальных образовательных учреждений.
Наиболее «мягкой» формой
реорганизации бюджетных учреждений является их
преобразование в автономные учреждения.
Создатели законопроектов предполагают, что это
будет переходным этапом реорганизации бюджетных
учреждений перед их реорганизацией в Г(М)АНО.
Автономное учреждение — это новая для
российского гражданского права
организационно-правовая форма некоммерческой
организации, и ее предполагаемый статус
планируется урегулировать новым законом.
Автономным учреждением (в
случае принятия данного законопроекта) будет
признаваться некоммерческая организация,
созданная Российской Федерацией, субъектом
Российской Федерации или муниципальным
образованием для оказания услуг (выполнения
работ), в целях осуществления предусмотренных
законодательством Российской Федерации функций
государства (муниципальных образований) в
области науки, образования, здравоохранения,
культуры, социальной защиты, занятости
населения, физической культуры и спорта.
Автономное учреждение (в дальнейшем по
тексту — АУ) будет отвечать по своим
обязательствам всем принадлежащим ему
имуществом, за исключением недвижимого и особо
ценного движимого имущества, которым автономное
учреждение не вправе распоряжаться без согласия
собственника.
Собственник имущества АУ не несет
ответственности по обязательствам АУ, за
исключением случаев, предусмотренных договором
поручительства. АУ не отвечает по обязательствам
собственника закрепленного за ним имущества.
|