Продолжение. Начало
см. № 21, 22/2005
Зачем нужна «предшкола»?
И главное, какая?
В рамках
обсуждения проблем «предшколы» продолжаем
знакомить наших читателей с международной
программой «Step by step» и ее российским вариантом
«Сообщество»
Программа «Сообщество» является
российским вариантом международной
образовательной программы «Step by step»,
разработанной для детей в возрасте от рождения
до 10 лет.
Технология работы по программе
Программа представляет собой
ежедневные циклы занятий, имеющих определенную
структуру.
Структура цикла включает:
1) групповой сбор (место и время, когда
дети вместе играют, обсуждают новости и идеи,
планируют перспективу и конкретный день);
2) работу в центрах активности
(выполнение игровых и учебных дел по
собственному плану и по заданию педагогов);
3) итоговый сбор (подведение итогов на
основе анализа и самоанализа, а также обсуждение
перспектив).
Содержание работы с детьми строится по
принципу тематических проектов. Достижения
всегда индивидуальны и вместе с тем отражают
коллективную динамику. Подобная технология
работы позволяет детям приобрести умение
общаться в различных социальных ситуациях,
планировать и организовывать свою деятельность
индивидуально и в команде, осознанно выбирать
вид деятельности и выстраивать свои действия,
рефлексировать результаты этой деятельности,
использовать самые разнообразные источники
информации для получения значимого результата,
приобретать систему актуальных знаний и
практикоориентированных умений. Эти качества и
умения, получаемые ребенком на первых
образовательных ступенях, становятся
основаниями для того, чтобы человек был готов
активно и самостоятельно учиться в течение всей
жизни.
Что представляют собой материалы
программы «Сообщество»?
Для подготовки детей 5—7 лет к обучению
в школе в домашних условиях с помощью родителей,
домашних воспитателей и социальных педагогов
Международной ассоциацией «Step by step» (ISSA)
разработан специальный комплект методических и
дидактических материалов.
Комплект включает 4 издания:
1) материалы для детей — игровые
задания, развивающие основы грамотности и
математики, логику, речь, мелкую моторику,
креативность и обеспечивающие индивидуальную
динамику развития;
2) материалы для домашних
воспитателей и родителей, содержащие гибкую
систему вопросов, дел, заданий и связанные с
материалами для детей;
3) материалы для фасилитаторов
(наставников, помощников, сопровождающих
родителей и детей в процессе подготовки к школе в
домашних условиях), в которых дается описание
семинаров по подготовке людей, непосредственно
осуществляющих подготовку ребенка;
4) материалы для тренеров (специалистов,
обеспечивающих подготовку фасилитаторов),
включающие структурированное описание
тренингов по подготовке фасилитаторов.
Комплект материалов рассчитан на
девять месяцев (если подготовку детей к школе в
домашних условиях осуществляют сами родители,
гувернеры или социальные педагоги) или на более
короткое время, если занятия проводятся в
детском саду, при школе или в учреждении
дополнительного образования.
Материалы постоянно напоминают
взрослым, что дети лучше всего обучаются тогда,
когда они заинтересованы и активно вовлечены в
деятельностный процесс, а главное достижение
занятий в том, чтобы ребенок получал
удовольствие от выполнения заданий и добивался
успеха.
Разработанная ISSA технология решения
проблемы подготовки детей к обучению в школе
включает множество вариативных способов. Среди
возможных — подготовка не самих детей, а их
родителей. Родители могут обучаться способам,
методам и приемам подготовки детей к школе на
специальных семинарах, которые проводятся один
раз в месяц непосредственно в месте проживания
родителей. После очередного семинара родители
самостоятельно занимаются с детьми в течение
месяца, а затем на следующем семинаре обсуждают,
что было удачным, а что вызвало трудности и
вопросы, и вместе ищут решения для ответов на эти
вопросы. Такой подход помогает родителям
почувствовать ответственность за обучение
собственных детей, лучше понимать их возможности
и потребности, приобрести уверенность в своих
силах для того, чтобы помогать ребенку. Семинары
могут быть организованы по инициативе родителей
и по инициативе школ или детских садов; могут
быть платными и бесплатными — в зависимости от
готовности административных органов
практически решать социальные вопросы. В случае
невозможности выезда фасилитатора
непосредственно в место проживания родителей
администрация населенного пункта или
образовательное учреждение могут направить на
обучение одного выбранного кандидата с тем,
чтобы по возвращении он организовывал работу с
родителями или с детьми.
Подготовка фасилитаторов для работы с
родителями и тренеров для подготовки
фасилитаторов — новой категории специалистов,
ориентированных на работу с семьями, — открывает
новые возможности для решения проблемы
предшкольного образования детей, важность
которого признана на государственном уровне и
позволяющего обеспечить всем детям равный старт
для успешного начала школьной жизни.
Лидия СВИРСКАЯ, к.п.н.,
Российский фонд по развитию образования
«Сообщество»
Продолжение в следующих номерах
Уважаемые коллеги!
Как
решается или будет решаться проблема
предшкольного образования у вас? Анализировали
ли вы ситуацию с образованием старших
дошкольников — охват детей, претензии родителей
к качеству работы детских садов, развитие
взаимодействия или противостояния со школами?
Сколько детей пяти-шести лет в вашем городе или
поселке посещает детские сады? Сколько детей, не
посещающих детский сад, получает дошкольное
образование в группах кратковременного
пребывания, в домах детского творчества, на
курсах при школах? Сколько детей совмещают
занятия на курсах в школе с посещением детского
сада? С чем это связано? Зачем это надо родителям?
Какие формы взаимодействия дошкольных
учреждений и школ у вас существуют?
Удовлетворяют ли они вас? Что нового возникло за
последние два-три года?
Ждем ваших писем. Получить ответы на эти вопросы
крайне важно для того, чтобы дошкольное
образование в нашей стране могло развиваться. |
|