Когда всем весело
О новогоднем празднике в детском саду
Даниил ХАРМС
СТРАННЫЙ БОРОДАЧ
Бал веселый!
Бал парадный!
Шумный,
Пестрый,
Маскарадный!
Вход для школьников открыт,
Для дошкольников -
Закрыт.
Вот смотри:
Стоят у входа
Коля с Петей.
Но смотри:
Одному четыре года,
А другому только три.
Говорят они: - Пустите!
Но швейцар им: - Нет, друзья,
Вы сначала подрастите,
А таких пустить нельзя.
Коля с Петей прочь отходят…
Вдруг к швейцару с булавой
Гражданин один подходит
С очень длинной бородой.
- Я на бал иду. Пустите.
Где тут вход? Я не пойму.
- Гражданин, сюда пройдите, -
Говорит швейцар ему.
Бал гремит, шумит, грохочет,
Все кругом несется вскачь,
Только громче всех топочет
Очень странный бородач.
Все танцующие люди
Собрались вокруг него.
Вот несут к нему на блюде
Ледяное эскимо.
Стихла музыка,
И вдруг
Закричали все вокруг:
- Эй, глядите-ка! Глядите!
У него две пары рук!
Понемногу,
Постепенно
Всем понятно стало всё,
Что ведь это,
Несомненно,
Коля с Петей.
Вот и всё. |
Когда мои дети были маленькими и
ходили в детский сад, самым тяжелым временем для
нашей семьи был период, предшествующий
новогодним праздникам. В детском саду эти дни
посвящались подготовке к утренникам.
Праздник для детей напоминал
показательное выступление для родителей. А к
показательному выступлению нужно было серьезно
готовиться. Бесчисленные репетиции, заучивание
текстов, зачастую непонятных по смыслу. Как
уставали дети, и как мало удовольствия приносил
им этот выученный и вымученный праздник!
Мои друзья, имеющие маленьких детей,
рассказывают, что и сейчас в детских садах
ситуация не изменилась.
Я хочу рассказать о том, как можно
сделать так, чтобы праздник приносил радость и
детям, и взрослым.
Я работаю в интегративном детском
саду. В каждой группе здесь вместе играют обычные
дети и дети с особенностями развития. Мы хотим,
чтобы все дети могли принять участие в празднике,
получить удовольствие, порадовать своих близких.
Но девочка с задержкой речевого развития не
сможет выучить и рассказать стихотворение. А для
мальчика с нарушением эмоционально-волевой
сферы выступление перед родителями и гостями
праздника чревато нервным срывом. Да и сами
репетиции очень утомительны для детей.
Поэтому наш праздник строится
по-другому. Начинается он задолго до самого
утренника. Подготовка к празднику, в нашем
понимании, — это создание праздничной атмосферы
ожидания. Уже с первых чисел декабря мы вместе с
детьми начинаем делать новогодние украшения. Все
они непременно развешиваются в помещении
детского сада. Чем больше украшений, тем ближе
праздник: эта закономерность понятна всем детям.
Сам праздник строится как спектакль со
сказочным сюжетом, в котором основные роли
играют взрослые. Сценарий спектакля всегда
пишется втайне от детей. Никаких репетиций с
участием детей мы не устраиваем. Репетируют
только взрослые участники спектакля. Дети
участвуют во вставных эпизодах, поют, танцуют,
играют на музыкальных инструментах, водят
хороводы с Дедом Морозом. Все игры, танцы и песни
хорошо знакомы детям: они много раз проиграны на
музыкальных занятиях, поэтому не напрягают детей
и не нуждаются в специальном выучивании. Такая
организация праздников позволяет отказаться от
бесконечных репетиций, которые только утомляют
детей. А главное, абсолютно все дети, независимо
от уровня развития, принимают участие в
театрализованном представлении.
Проблему с костюмами мы тоже стараемся
по возможности упростить. Имеющиеся в большом
количестве заячьи уши, клоунские носы,
праздничные короны и колпаки удобны тем, что они
легко надеваются, быстро снимаются, позволяя
преображаться по ходу сказки несколько раз.
Чтобы ситуация праздника оказалась
понятной, безопасной и комфортной для всех детей,
сценарий не должен быть перегружен сложными
сюжетными поворотами. Сказочные неприятности,
возникающие в ходе представления, должны
разрешаться быстро, ясно и благополучно.
Мы пишем два сценария: для малышей
совсем простой и для детей постарше посложнее. Не
нужно бояться, что праздник получится слишком
незатейливым, не понравится родителям. Ведь дети
получают удовольствие только от понятных вещей.
А родителям удовольствие доставит радость их
детей.
В качестве примера я хочу привести один
из наших праздничных сценариев.
|