Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2005

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Когда всем весело

О новогоднем празднике в детском саду

Даниил ХАРМС

СТРАННЫЙ БОРОДАЧ

Бал веселый!
Бал парадный!
Шумный,
Пестрый,
Маскарадный!
Вход для школьников открыт,
Для дошкольников -
Закрыт.
Вот смотри:
Стоят у входа
Коля с Петей.
Но смотри:
Одному четыре года,
А другому только три.
Говорят они: - Пустите!
Но швейцар им: - Нет, друзья,
Вы сначала подрастите,
А таких пустить нельзя.
Коля с Петей прочь отходят…
Вдруг к швейцару с булавой
Гражданин один подходит
С очень длинной бородой.
- Я на бал иду. Пустите.
Где тут вход? Я не пойму.
- Гражданин, сюда пройдите, -
Говорит швейцар ему.
Бал гремит, шумит, грохочет,
Все кругом несется вскачь,
Только громче всех топочет
Очень странный бородач.
Все танцующие люди
Собрались вокруг него.
Вот несут к нему на блюде
Ледяное эскимо.
Стихла музыка,
И вдруг
Закричали все вокруг:
- Эй, глядите-ка! Глядите!
У него две пары рук!
Понемногу,
Постепенно
Всем понятно стало всё,
Что ведь это,
Несомненно,
Коля с Петей.
Вот и всё.

Когда мои дети были маленькими и ходили в детский сад, самым тяжелым временем для нашей семьи был период, предшествующий новогодним праздникам. В детском саду эти дни посвящались подготовке к утренникам.

Праздник для детей напоминал показательное выступление для родителей. А к показательному выступлению нужно было серьезно готовиться. Бесчисленные репетиции, заучивание текстов, зачастую непонятных по смыслу. Как уставали дети, и как мало удовольствия приносил им этот выученный и вымученный праздник!

Мои друзья, имеющие маленьких детей, рассказывают, что и сейчас в детских садах ситуация не изменилась.

Я хочу рассказать о том, как можно сделать так, чтобы праздник приносил радость и детям, и взрослым.

Я работаю в интегративном детском саду. В каждой группе здесь вместе играют обычные дети и дети с особенностями развития. Мы хотим, чтобы все дети могли принять участие в празднике, получить удовольствие, порадовать своих близких. Но девочка с задержкой речевого развития не сможет выучить и рассказать стихотворение. А для мальчика с нарушением эмоционально-волевой сферы выступление перед родителями и гостями праздника чревато нервным срывом. Да и сами репетиции очень утомительны для детей.

Поэтому наш праздник строится по-другому. Начинается он задолго до самого утренника. Подготовка к празднику, в нашем понимании, — это создание праздничной атмосферы ожидания. Уже с первых чисел декабря мы вместе с детьми начинаем делать новогодние украшения. Все они непременно развешиваются в помещении детского сада. Чем больше украшений, тем ближе праздник: эта закономерность понятна всем детям.

Сам праздник строится как спектакль со сказочным сюжетом, в котором основные роли играют взрослые. Сценарий спектакля всегда пишется втайне от детей. Никаких репетиций с участием детей мы не устраиваем. Репетируют только взрослые участники спектакля. Дети участвуют во вставных эпизодах, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, водят хороводы с Дедом Морозом. Все игры, танцы и песни хорошо знакомы детям: они много раз проиграны на музыкальных занятиях, поэтому не напрягают детей и не нуждаются в специальном выучивании. Такая организация праздников позволяет отказаться от бесконечных репетиций, которые только утомляют детей. А главное, абсолютно все дети, независимо от уровня развития, принимают участие в театрализованном представлении.

Проблему с костюмами мы тоже стараемся по возможности упростить. Имеющиеся в большом количестве заячьи уши, клоунские носы, праздничные короны и колпаки удобны тем, что они легко надеваются, быстро снимаются, позволяя преображаться по ходу сказки несколько раз.

Чтобы ситуация праздника оказалась понятной, безопасной и комфортной для всех детей, сценарий не должен быть перегружен сложными сюжетными поворотами. Сказочные неприятности, возникающие в ходе представления, должны разрешаться быстро, ясно и благополучно.

Мы пишем два сценария: для малышей совсем простой и для детей постарше посложнее. Не нужно бояться, что праздник получится слишком незатейливым, не понравится родителям. Ведь дети получают удовольствие только от понятных вещей. А родителям удовольствие доставит радость их детей.

В качестве примера я хочу привести один из наших праздничных сценариев.

 

Рейтинг@Mail.ru