Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2005

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Самоценность детства

К 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца

В 2005 году исполнилось сто лет со дня рождения отечественного психолога А.В. Запорожца (1905—1981). Ученик Л.С. Выготского, Александр Владимирович Запорожец развил и обогатил теорию психологии детей дошкольного возраста. Его трудами в 1960 г. в нашей стране впервые был создан специальный научно-исследовательский институт, деятельность которого была посвящена изучению дошкольного детства, — НИИ Дошкольного воспитания. Под знаком столетия со дня рождения А.В. Запорожца — замечательного ученого и человека — российское дошкольное образование входит в 2006 год.
Психолого-педагогическое сообщество отметило это событие Международной конференцией «Наука о детстве и современное образование», посвященной столетию А.В. Запорожца, и выходом в свет книги «А.В. Запорожец — человек и мыслитель. Воспоминания соратников, учеников и друзей» (составитель Л.А. Парамонова).
Мы посвящаем этому событию серию материалов на страницах своей газеты.
Ученики и соратники Александра Владимировича вспоминают своего учителя и дают оценку его вкладу в науку и практику дошкольного образования.

Владимир Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией дошкольного воспитания в Институте стратегических исследований образования, заведующий кафедрой теоретической психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ:

 Александр Владимирович Запорожец, талантливейший ученик Л.С. Выготского, является уникальной фигурой. Он сумел понять и выразить то, что было не под силу его современникам. Одна из фундаментальных идей, сформулированных в его работах, — существование у ребенка внутренних стимулов к развитию (самодетерминация).

Для Запорожца тезис о движущих силах саморазвития ребенка был основополагающим и тесно связанным с двумя другими положениями его теории — с тезисом о самоценности детства и с идеей обогащения детского развития (амплификации).

Культурные образцы, которые усваивает ребенок, по мнению А.В. Запорожца, являются не источником, а результатом развития. Начало же психического развития ребенка лежит в овладении смыслом собственных действий. Осмысленное действие невозможно в абстрактном пространстве, в некотором человеческом вакууме. Оно возникает только в процессе живого сопереживания ребенка другому человеку.

Культурная человеческая эмоция — вот что лежит в основе усвоения. Эмоция изначально «психологична». Она наполняет собой предметное действие и придает ему смысл. Через эмоцию ребенок и входит в мир культуры. «Производящая» роль эмоций, безусловно, связана с внутренним потенциалом ребенка к саморазвитию.

Эти положения дают нам ключ к пониманию термина «амплификация», введенного Запорожцем в психологическую лексику. Если опираться в понимании этого термина на представления о «производящих» функциях эмоций, то амплификация будет означать следующее: усилия взрослого — воспитателя или родителя — должны быть направлены на то, чтобы деятельность ребенка, с помощью его, взрослого, организованная, превратилась в детскую самодеятельность.

Эти идеи А.В. Запорожца оказались невероятно плодотворными. На их основе была создана сегодня хорошо известная система умственного воспитания детей с помощью конструкторской деятельности, реализованная в работах Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой, ее учеников и коллег. На их основе была создана теория развития перцептивных способностей ребенка и его способностей к самостоятельной символизации действий в лаборатории
Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко. Представление о роли эмоций в детском развитии было положено в основу исследований эмоционально-личностного развития ребенка в лаборатории Л.П. Стрелковой.

Иными словами, весь стартовый капитал теоретических представлений о дошкольном детстве, с которым отечественная практика дошкольного воспитания вошла в новое столетие, связан с именем А.В. Запорожца.

Александр Владимирович Запорожец и Алексей Николаевич Леонтьев

Александр Владимирович Запорожец и Алексей Николаевич Леонтьев

Лариса Парамонова, доктор педагогических наук, академик РАЕН, директор Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца:

Александр Владимирович оставил нам в наследство замечательные по глубине идеи, фундаментальные положения которых тесно друг с другом взаимосвязаны.

Мне кажется, что, раскрывая представления Запорожца о непреходящем значении дошкольного детства, следует начинать с понятия амплификации.

Исходный тезис, восходящий к Л.С. Выготскому, заключается в том, что заниматься развитием ребенка можно и нужно, опираясь на его потенциальные возможности.

Но в связи с этим Запорожец ставил серьезный вопрос: насколько нам позволительно «влезать» в механизм развития и пытаться это развитие интенсифицировать?

Искусственная интенсификация развития, как правило, заставляет ребенка расходовать свои душевные и физические силы, которые в конкретном возрасте отпущены ему природой совсем для другого. В результате педагогические усилия, направленные на быстрое получение результата, невзирая на возрастные особенности детей, приводят не только и не столько к желаемым показателям, сколько к искажению личностного развития.

Попыткам интенсифицировать развитие ребенка, следствием которых являлась акселерация, Александр Владимирович противопоставил другой подход — амплификацию, или обогащение, детского развития. Педагогическая стратегия амплификации связывалась с необходимостью определить, какие основные, фундаментальные личностные качества, впоследствии составляющие «золотой фонд» зрелой личности, складываются на этапе дошкольного детства. Запорожец считал такими качествами творческое воображение, образное мышление, эмоциональную отзывчивость и др. Обогащенное развитие, по его мнению, могло осуществляться за счет стиля жизни дошкольника в детско-взрослом сообществе и в результате грамотно выстроенного «режима педагогической работы».

Александр Владимирович еще в 30-е годы провел уникальные исследования, в которых участвовали глухие дети, и показал: единицей обобщения у дошкольника является не понятие, как у школьника, а действие. Обобщенное действие является инициирующим началом развития ребенка. Поэтому грамотным «педагогическим режимом» является такой, который предусматривает для детей «специфически детские виды деятельности».

Это виды деятельности, к которым ребенок может отнестись эмоционально, смысл которых он понимает и в которых действует как субъект. Только предоставляя ребенку возможность так действовать, можно способствовать его развитию. Развивается деятельность ребенка — развивается сам ребенок.

Когда мы сегодня пытаемся решать проблему базисного образования дошкольников, мы должны понимать: оно не может сводиться к перечислению предметов обучения, как в школе. (Хотя, на мой взгляд, такой подход к школьному обучению тоже выглядит весьма примитивным.) И уж конечно оно не может быть сведено к натаскиванию детей для поступления в первый класс. Базисным обучением дошкольника можно считать такое, которое обеспечивает ему базисное развитие личностных качеств. Этому учил нас Александр Владимирович Запорожец. Двигаясь только в этом направлении, мы можем чего-то достигнуть. Это и есть зона ближайшего развития самого психолого-педагогического сообщества.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru