Самоценность детства
К 100-летию со дня рождения А.В.
Запорожца
В 2005 году
исполнилось сто лет со дня рождения
отечественного психолога А.В. Запорожца (1905—1981).
Ученик Л.С. Выготского, Александр Владимирович
Запорожец развил и обогатил теорию психологии
детей дошкольного возраста. Его трудами в 1960 г. в
нашей стране впервые был создан специальный
научно-исследовательский институт, деятельность
которого была посвящена изучению дошкольного
детства, — НИИ Дошкольного воспитания. Под
знаком столетия со дня рождения А.В. Запорожца —
замечательного ученого и человека — российское
дошкольное образование входит в 2006 год.
Психолого-педагогическое
сообщество отметило это событие Международной
конференцией «Наука о детстве и современное
образование», посвященной столетию А.В.
Запорожца, и выходом в свет книги «А.В. Запорожец
— человек и мыслитель. Воспоминания соратников,
учеников и друзей» (составитель Л.А. Парамонова).
Мы посвящаем этому событию серию материалов на
страницах своей газеты.
Ученики и соратники Александра Владимировича
вспоминают своего учителя и дают оценку его
вкладу в науку и практику дошкольного
образования.
Владимир Кудрявцев, доктор
психологических наук, профессор, заведующий
лабораторией дошкольного воспитания в Институте
стратегических исследований образования,
заведующий кафедрой теоретической психологии
Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ:
Александр Владимирович Запорожец,
талантливейший ученик Л.С. Выготского, является
уникальной фигурой. Он сумел понять и выразить
то, что было не под силу его современникам. Одна
из фундаментальных идей, сформулированных в его
работах, — существование у ребенка внутренних
стимулов к развитию (самодетерминация).
Для Запорожца тезис о движущих силах
саморазвития ребенка был основополагающим и
тесно связанным с двумя другими положениями его
теории — с тезисом о самоценности детства и с
идеей обогащения детского развития
(амплификации).
Культурные образцы, которые усваивает
ребенок, по мнению А.В. Запорожца, являются не
источником, а результатом развития. Начало же
психического развития ребенка лежит в овладении
смыслом собственных действий. Осмысленное
действие невозможно в абстрактном пространстве,
в некотором человеческом вакууме. Оно возникает
только в процессе живого сопереживания ребенка
другому человеку.
Культурная человеческая эмоция — вот
что лежит в основе усвоения. Эмоция изначально
«психологична». Она наполняет собой предметное
действие и придает ему смысл. Через эмоцию
ребенок и входит в мир культуры. «Производящая»
роль эмоций, безусловно, связана с внутренним
потенциалом ребенка к саморазвитию.
Эти положения дают нам ключ к
пониманию термина «амплификация», введенного
Запорожцем в психологическую лексику. Если
опираться в понимании этого термина на
представления о «производящих» функциях эмоций,
то амплификация будет означать следующее: усилия
взрослого — воспитателя или родителя — должны
быть направлены на то, чтобы деятельность
ребенка, с помощью его, взрослого,
организованная, превратилась в детскую
самодеятельность.
Эти идеи А.В. Запорожца оказались
невероятно плодотворными. На их основе была
создана сегодня хорошо известная система
умственного воспитания детей с помощью
конструкторской деятельности, реализованная в
работах Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой, ее
учеников и коллег. На их основе была создана
теория развития перцептивных способностей
ребенка и его способностей к самостоятельной
символизации действий в лаборатории
Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко. Представление о роли
эмоций в детском развитии было положено в основу
исследований эмоционально-личностного развития
ребенка в лаборатории Л.П. Стрелковой.
Иными словами, весь стартовый капитал
теоретических представлений о дошкольном
детстве, с которым отечественная практика
дошкольного воспитания вошла в новое столетие,
связан с именем А.В. Запорожца.
Александр Владимирович Запорожец и
Алексей Николаевич Леонтьев
Лариса Парамонова, доктор
педагогических наук, академик РАЕН, директор
Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца:
Александр Владимирович оставил
нам в наследство замечательные по глубине идеи,
фундаментальные положения которых тесно друг с
другом взаимосвязаны.
Мне кажется, что, раскрывая
представления Запорожца о непреходящем значении
дошкольного детства, следует начинать с понятия
амплификации.
Исходный тезис, восходящий к Л.С.
Выготскому, заключается в том, что заниматься
развитием ребенка можно и нужно, опираясь на его
потенциальные возможности.
Но в связи с этим Запорожец ставил
серьезный вопрос: насколько нам позволительно
«влезать» в механизм развития и пытаться это
развитие интенсифицировать?
Искусственная интенсификация
развития, как правило, заставляет ребенка
расходовать свои душевные и физические силы,
которые в конкретном возрасте отпущены ему
природой совсем для другого. В результате
педагогические усилия, направленные на быстрое
получение результата, невзирая на возрастные
особенности детей, приводят не только и не
столько к желаемым показателям, сколько к
искажению личностного развития.
Попыткам интенсифицировать развитие
ребенка, следствием которых являлась
акселерация, Александр Владимирович
противопоставил другой подход — амплификацию,
или обогащение, детского развития.
Педагогическая стратегия амплификации
связывалась с необходимостью определить, какие
основные, фундаментальные личностные качества,
впоследствии составляющие «золотой фонд» зрелой
личности, складываются на этапе дошкольного
детства. Запорожец считал такими качествами
творческое воображение, образное мышление,
эмоциональную отзывчивость и др. Обогащенное
развитие, по его мнению, могло осуществляться за
счет стиля жизни дошкольника в детско-взрослом
сообществе и в результате грамотно выстроенного
«режима педагогической работы».
Александр Владимирович еще в 30-е годы
провел уникальные исследования, в которых
участвовали глухие дети, и показал: единицей
обобщения у дошкольника является не понятие, как
у школьника, а действие. Обобщенное действие
является инициирующим началом развития ребенка.
Поэтому грамотным «педагогическим режимом»
является такой, который предусматривает для
детей «специфически детские виды деятельности».
Это виды деятельности, к которым
ребенок может отнестись эмоционально, смысл
которых он понимает и в которых действует как
субъект. Только предоставляя ребенку
возможность так действовать, можно
способствовать его развитию. Развивается
деятельность ребенка — развивается сам ребенок.
Когда мы сегодня пытаемся решать
проблему базисного образования дошкольников, мы
должны понимать: оно не может сводиться к
перечислению предметов обучения, как в школе.
(Хотя, на мой взгляд, такой подход к школьному
обучению тоже выглядит весьма примитивным.) И уж
конечно оно не может быть сведено к натаскиванию
детей для поступления в первый класс. Базисным
обучением дошкольника можно считать такое,
которое обеспечивает ему базисное развитие
личностных качеств. Этому учил нас Александр
Владимирович Запорожец. Двигаясь только в этом
направлении, мы можем чего-то достигнуть. Это и
есть зона ближайшего развития самого
психолого-педагогического сообщества.
Продолжение следует |