Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

А что таится в глубине «таинственного» зала?

Педагог-дошкольник при подготовке к празднику проявляет себя в самых разнообразных сферах мастерства, так или иначе связанных со сценой, — от режиссуры до технического обслуживания, в том числе в области создания сценических эффектов и оформления зала.

Подиумы

Сцена детского сада № 90 «Крепыш» г. Козьмодемьянска — с секретом. Она снабжена выдвижным подиумом. Конечно, подиум выдвигается не с помощью нажатия кнопки. Надо открыть маленькую дверцу в «боку» сцены и собственными усилиями вытащить оттуда несколько деревянных подставок. Из подставок составляется подиум нужной длины. По этому подиуму с удовольствием дефилируют юные модели в костюмах «фирмы» «Мама и другие».

В козьмодемьянском детском саду № 76 «Солнышко» тоже любят использовать «выносную сцену». Здесь ее называют «подиум-трансформер». Части сценического трансформера представляют собой секторы, которые складываются в различные формы, в частности, в круг и в полукруг.
Для чего нужны подиумы? Они позволяют усложнить сценическое пространство, сделать его более интересным и разнообразить двигательные траектории действующих персонажей.

Декорации

Приспособление музыкального зала для театрального действа, перемежающегося играми и хороводами, — дело хотя и хлопотное, но привычное. И здесь у педагогов масса придумок.
О всевозможных разноцветных занавесах-задниках можно даже не говорить.
В детском саду № 73 «Ромашка» г. Йошкар-Олы вдоль «главной» стены музыкального зала подвешены игрушки на разноцветных пластмассовых цепочках. Длину цепочки можно легко регулировать.
Игрушки крепятся к цепочкам прищепками-«крокодильчиками». Такое приспособление позволяет создавать из игрушек различные композиции, а педагог в нужный момент может снять с «вешалки» любую игрушку, которая украсит собой музыкальную или хороводную игру или включится в разыгрывание сценки с детьми.

Педагоги детского сада № 34 «Соловушка» г. Воркуты придумали крепить задники сказочных декораций к рамам на роликовых колесиках. Играется эпизод, происходящий в лесу, выезжает рама с лесным пейзажем. Изменилось время действия, выезжает рама с изображением ночи или раннего утра.

Такие рамы можно делать двухсторонними. И вывозить их могут не просто «рабочие», а сказочные персонажи, отыгрывая свое появление на сцене разными театральными способами: любуясь лесной полянкой, сдувая пыль с изображения, строя зрителям рожицы, отпуская шутки или разыгрывая маленькие пантомимы.

Костюмы

В искусстве изготовления костюмов с педагогами детских садов и родителями дошколят не сравнится ни один французский модельер.

Вот костюмы из «богатой» костюмерной воркутинского «Соловушки»

Вот костюмы из «богатой» костюмерной воркутинского «Соловушки»

Эти костюмы новогодних «елочек» сделаны руками увлеченных родителей

Эти костюмы новогодних «елочек» сделаны руками увлеченных родителей

Все костюмы можно условно разделить на две группы: сложные в изготовлении, потрясающие техникой производства, и очень простые, доступные, быстро изготавливаемые. И те и другие нужны — для решения разных задач.

А это несложный, но эффектный вариант изготовления масок

А это несложный, но эффектный вариант изготовления масок

Поролоновую шапочку, сшитую из трех деталей на манер чепца, можно при необходимости превратить в любую зверушку. Такая коллекция шапочек-масок существует в детском саду № 17 «Сказка» г. Камень-на-Оби. Автор и создатель коллекции — музыкальный руководитель сада Наталья Гомзякова.

 

Театральный зал в детском саду

В середине девяностых, благодаря демографическому спаду, в дошкольных учреждениях появились пустующие помещения. Этим помещениях находили различное применение. В некоторых детских садах решили переоборудовать комнаты в театр. Пусть маленький, но настоящий — со сценой, с занавесом и с детскими креслицами в зрительном зале. Появление специального помещения открыло перед педагогами-постановщиками новые возможности.
Театр — он театр и есть.

Театр в детском саду № 411 г. Казани

Театр в детском саду № 411 г. Казани

В «фойе» и в зале театра детского сада в г. Дзержинске Нижегородской области

Театральные весны

В детском саду № 13 «Клюковка» г. Йошкар-Олы в группах созданы театральные центры. Все они отличаются друг от друга, так как реализуют фантазии педагогов и их представления о том, какими средствами эффективнее подтолкнуть детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. В одной группе театральный центр похож на цирк шапито, в другой построена сцена в виде подиума, в третьей сымитирован театральный купол.

Для тех, кто предпочитает всем остальным занятиям театр, создан специальный кружок — «Волшебный мир театра». Здесь дети получают представления о началах театрального «мастерства», разыгрывают простейшие этюды, занимаются ритмопластикой и выразительным чтением. Педагог рассказывает им о театральных профессиях, о театральном закулисье, о правилах поведения в театре.
Традицией детского сада стало проведение фестиваля «Театральная весна». В фестивале принимают участие все дети, начиная с трехлетнего возраста. Каждая группа готовит свой спектакль, к которому рисуется афиша, «печатаются» билеты и программки.

Театральный фестиваль — любимый праздник для детей и взрослых «Клюковки». Родители садика проявляют к спектаклям трогательное внимание, помогают в их оформлении и подготовке. А уж более серьезных и благодарных зрителей трудно найти!

По материалам
педагогического коллектива
детского сада № 13 «Клюковка»,
г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

 

Рейтинг@Mail.ru