ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"
Н.А.РЫЖОВА
Экологическое образование в детском
саду
Учебный план курса «Экологическое
образование в детском саду»
Лекция № 8
Проектно-исследовательская деятельность
дошкольников
Литература
1. Рыжова Н.А. Напиши письмо
мартышке. Учебно-методический комплект. М.:
Экология и образование, 1996.
2. Рыжова Н.А. Экологический проект
«Дерево». Обруч № 2, 1997.
3. Рыжова Н.А. Не просто сказки. М.:
Линка-Пресс, 2002.
4. Рыжова Н.А. Здравствуй, дерево!
Дошкольное воспитание № 3, 7, 10, 2002.
5. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова
А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное
образование № 22, 2002.
6. Рыжова Н.А. Время собирать мусор
(экологический проект). Дошкольное образование №
16, 2001.
7. Рыжова Н.А. Экологический проект
«Здравствуй, дерево!». М.: Карапуз, 2005.
Огромную роль в экологическом
образовании детей младшего возраста играет
практическая, исследовательская деятельность в
природных условиях. Как уже упоминалось,
большинство современных детей, особенно жителей
крупных городов, редко общается с природой. Наши
многочисленные опросы показали, что многие
дошкольники неплохо знают растения, животных
других стран и гораздо хуже тех, кто обитает
рядом с ними. А ведь экологическое образование
начинается со знакомства с объектами ближайшего
окружения, с которыми ребенок сталкивается
каждый день.
В любом городе, поселке можно найти
интересные для наблюдений природные объекты:
деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно
в процессе проектно-исследовательской
деятельности. Сегодня в реализации различных
экологических проектов принимает участие все
больше дошкольных учреждений и школ. Практика
показала, что дошкольники и младшеклассники,
педагоги и родители с удовольствием и с большим
интересом участвуют в исследованиях подобного
типа.
Что такое «экологический проект»?
Прежде всего он предполагает решение в процессе
исследования тех или иных задач. Масштаб задач
может быть разным, он определяется сроками
выполнения проекта, возрастом и, соответственно,
возможностями и желаниями детей, содержанием
образовательных программ. (Любой проект должен
вписываться в общее образовательное
пространство детского сада.)
Этапы проекта
Проект включает три основных этапа:
1-й — подготовительный: постановка
цели и задач, определение методов исследования,
предварительная работа с педагогами, детьми и их
родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский:
поиск ответов на поставленные вопросы разными
способами;
3-й — обобщающий (заключительный):
обобщение результатов работы в самой различной
форме, их анализ, закрепление полученных знаний,
формулировка выводов и, по возможности,
составление рекомендаций.
В младшем возрасте у детей преобладает
чувственное, образное восприятие окружающего
мира, что должно учитываться и при разработке
программ, методик проектно-исследовательской
деятельности. Знания, полученные детьми на
занятиях, помогают ребятам во время наблюдений
самостоятельно понять происходящие в природе
процессы, явления, провести собственные
исследования, обобщить материал, способствуют
формированию экологически грамотного,
безопасного для природы и здоровья человека
поведения. Однако при этом знания условно можно
назвать «средством», а не целью экологического
образования.
Тематика экологических проектов может
быть самой разнообразной. Интересный опыт
проектно-исследовательской деятельности
накоплен в ЦРР — детском саду № 2333 г. Москвы.
Здесь разработаны и реализованы проекты
«Мини-музеи в детском саду», «Мир бумаги», «Мир
металла», «Мир стекла», «Мир глины», «Сказка в
экологическом образовании» и другие. Вот уже в
течение 15 лет образовательными учреждениями
страны используется разработанный нами проект
«Здравствуй, дерево!». Он состоит из двух
ступеней: проект «Наше дерево» для дошкольников
и проект «Мое дерево» для учеников младших
классов, что обеспечивает преемственность двух
начальных ступеней системы непрерывного
экологического образования. Рассмотрим на его
примере особенности структуры и содержания
экологических проектов.
Методика работы с детьми в рамках
экологического проекта «Наше дерево»
разработана с учетом интегрированного подхода.
Выполняя задания, ребята ведут наблюдения,
экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают
музыку, знакомятся с литературой, сочиняют
сказки и рассказы.
Участники проекта
По данной методике может работать
любое дошкольное учреждение, независимо от его
вида и специализации. Особенно эффективна его
реализация в учреждениях типа «Детский сад —
начальная школа». Проект можно рассматривать и
как дополнение к любым общеразвивающим,
комплексным программам и программам
экологического направления. В базисную
программу развития ребенка «Истоки» (второе
издание) его фрагменты включены в качестве
факультатива. Имеется опыт работы по проекту
дошкольных учреждений, использующих программы
«Детство», «Развитие», «Радуга», «Из детства — в
отрочество». Содержание проекта в той или иной
степени отражает материал всех блоков программы
«Наш дом — природа».
Важно помнить о том, что реализация
проекта способствует не только формированию
основ экологического мировоззрения, но и
развитию ребенка как личности (его мышления,
речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков,
эстетическому развитию), оказывает
оздоровительное влияние. (Основная часть работы
проводится не в помещении, а на открытом воздухе,
проводятся подвижные игры.)
Формы, методы и объем работы педагог
определяет в зависимости от их возрастных
особенностей детей. Малыши знакомятся с деревом,
на прогулках воспитатель обращает их внимание на
самые яркие сезонные изменения, которые затем
отмечаются в календаре наблюдений. Дошкольники
средней группы выполняют меньший объем работы,
чем старшие, в работе с ними педагоги используют
самые простые методы наблюдений, результаты
исследований обобщаются в основном в виде
рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше
дети, тем менее значима руководящая роль
взрослого, тем больше объем и разнообразие
выполняемых ребенком исследований.
Разнообразнее становятся и формы обобщения
материала.
К выполнению проекта обязательно
привлекаются родители. Хорошо, если детский сад
сможет наладить контакты с ближайшей начальной
школой, которая работает по проекту «Мое дерево».
Длительность проекта
Проекты могут быть краткосрочными и
долгосрочными, их продолжительность
определяется коллективом учреждения или самим
педагогом в зависимости от тематики и задач. В
любом случае проект «Здравствуй, дерево!» длится
не менее года, так как ребенок должен иметь
возможность проследить изменения в жизни дерева
в разные сезоны. Регулярность выполнения заданий
зависит от времени года: наиболее часто они
проводятся в период смены сезонов, например, в
августе—сентябре, октябре—ноябре,
марте—апреле. (В разных регионах это время
приходится на разные месяцы, в зависимости от
климатических особенностей.) Именно в эти
периоды в природе наиболее ярко выражены
изменения в жизни растений, в том числе и
деревьев.
Объект исследований
В качестве объекта исследований
выбраны деревья, что обусловлено рядом причин.
1. Эти растения окружают нас постоянно,
однако большинство детей и взрослых не обращают
на них внимания. Гораздо больший интерес
дошкольники и младшие школьники проявляют к
животным и к ярким, красиво цветущим растениям.
Опыт показывает, что дети часто воспринимают
растения, в том числе и деревья, как неживые,
поскольку у последних нет способов передвижения,
аналогичных животным.
2. Деревья — прекрасный объект для
фенологических наблюдений, в частности,
лиственные имеют ярко выраженные сезонные
изменения. На примере деревьев могут быть
наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с
окружающей средой и другими живыми организмами.
3. Деревья играют важную роль в нашей
жизни. Состояние этих растений, их внешний облик
отражают экологическую обстановку, в которой они
обитают.
4. Деревья — это крупные объекты. С ними
ребенку проще общаться «на равных», чем с
небольшими (травянистыми) растениями.
Рекомендации педагогу
Реализуя проект, пожалуйста, помните:
1. Работа должна быть организована
таким образом, чтобы каждый ребенок хотел
участвовать в исследованиях, проявлял
инициативу, осознавал, что экологический проект
— это интересные задания, которые, кроме него,
никто не может выполнить.
2. Необходимо предоставить детям
свободу выбора. С одной стороны, есть ряд заданий,
которые выполняют все участники проекта, с
другой — кто-то из них (особенно в
подготовительной группе ДОУ и в начальной школе)
может предложить что-то свое: самостоятельно
понаблюдать за деревом, сделать дополнительные
рисунки. Опыт показал, что многие ребята
увлекаются наблюдениями за деревьями и не
ограничиваются выполнением заданий воспитателя
или учителя. Свобода выбора реализуется и при
определении объекта исследований. Ребенок
должен почувствовать, что это именно его дерево,
он сам его выбрал, что оно нравится ему больше
других. В процессе работы по проекту некоторые
его участники сосредотачивались на наблюдениях
за сезонными изменениями в жизни дерева, другие
более детально изучали снежный покров и т.д. То
есть и здесь у детей должен быть определенный
выбор. В вопросах, действиях каждого ребенка
проявляется его индивидуальность. Исследования
дошкольников разных возрастных групп, разных
школьников будут различными. Такие работы
интереснее обсуждать, сравнивать. Педагоги,
работавшие по проекту, отмечали, что в процессе
исследований ярко проявлялись характеры детей,
их психологические особенности.
3. Относитесь к любым наблюдениям ребят
серьезно. Как можно чаще хвалите их: за то, что они
заметили первый лист на дереве, новую трещинку на
коре, изменение ее запаха, обратили внимание на
«настроение» дерева после дождя. Дети должны
чувствовать значимость того, что они делают.
Такое отношение взрослого — прекрасный стимул
для развития познавательного интереса.
4. Проявляйте доброжелательное,
заинтересованное отношение к детским
исследованиям. Никогда не говорите, что ребенок
выполнил что-то неправильно, что его выводы
ошибочны. Это может погасить интерес к работе.
Даже если кто-то из ребят сделал ошибку,
неправильный вывод, не акцентируйте на этом
внимание, а при помощи наводящих вопросов,
незаметно, совместно с ребенком проанализируйте
его действия, чтобы он сам понял, в чем не прав.
Дети необыкновенно искренни в своих
высказываниях, но эту искренность легко
уничтожить окриком, указанием на ошибки,
неоправданной требовательностью, повелительным
тоном. Ребенок не должен бояться ошибиться! К
тому же в природе все так неоднозначно: одни и те
же явления можно рассматривать с разных точек
зрения.
5. Старайтесь избегать
назидательности, морализаторства, лозунгов типа:
«Дети! Вы должны любить и охранять деревья, это
наши зеленые друзья». Дети ничего не должны, это
педагог обязан незаметно, доходчиво подвести их
к пониманию правил поведения в природе, в том
числе и по отношению к деревьям. Экологически
грамотное поведение основывается на понимании, а
не на запоминании. Точно так же не следует
злоупотреблять выражениями «не должны», «не
делайте», «нельзя». Постоянное их использование
может привести к прямо противоположному
результату (вспомните собственное восприятие
запретов!). Не вводите в лексикон ребят уже
приевшиеся штампы, например, «наш зеленый друг».
Это взрослым сразу понятно, что речь идет о
дереве, но спросите у детей, кто такой «зеленый
друг», и они назовут и крокодила, и лягушку (в этом
автор убедилась на практике). Их понимание многих
слов, выражений шире, чем у нас, взрослых, оно
более непосредственно. Не нужно его ограничивать
рамками наших стереотипов.
6. Старайтесь постоянно поддерживать
естественный интерес ребенка к природе, его
любознательность, которые особенно характерны
для этого возраста. Эти качества — залог успеха
реализации проекта. Иногда кажется, что ребенок
приводит факты, не относящиеся непосредственно к
проблеме. Не торопитесь его прерывать!
У него своя логика, дайте ему возможность все
объяснить, и вы наверняка согласитесь с ним.
7. В процессе исследований должны быть
задействованы все органы чувств: и зрение, и
обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и
поддерживать эмоциональное отношение детей к
природе. Именно в этом возрасте ребенку несложно
воспринимать дерево как живое существо, равное
человеку. Это напоминает детям сказки, в которых
растения и животные ведут себя как думающие,
говорящие, живые существа. Такое отношение
помогает закладывать основы экологически
грамотного, бережного отношения к природе и к
деревьям как ее части. Надо развивать
эмоциональную сферу ребенка, давая
соответствующие задания: определить
«настроение» дерева, его желания, чувства.
8. Помогайте ребенку видеть
необыкновенное в обыкновенном, повседневном. В
процессе изучения дерева, на которое ребенок
раньше не обращал внимания, он открывает много
неожиданного, нового. Оказывается, дерево бывает
разным в разную погоду, в разное время года, на
нем обитает множество жильцов (насекомых, птиц).
9. Работу в рамках проекта надо вести
регулярно, постоянно давая небольшие по объему
задания. Только в этом случае можно увидеть
сезонные изменения в природе, в том числе и в
жизни деревьев.
10. Необходимо помнить о личностной
ориентации, индивидуальном подходе, которые
очень важны для детей младшего возраста.
Исследуя свое дерево, им хочется доказать, что
оно самое красивое, самое лучшее, самое
необыкновенное. Поддерживайте в них эту
уверенность. Ребенок должен чувствовать
ответственность за свое растение («Мы в ответе за
тех, кого приручили!»). Надо дать ему возможность
передать свои впечатления о природе друзьям,
родителям, воспитателям, учителям в разных
формах: рассказах, сказках, рисунках,
пластических этюдах, музыке. Старайтесь
подчеркивать особенность, неповторимость
каждого дерева, о котором рассказывают вам дети.
Одним можно сказать: «У вашего дерева
необыкновенно красивые (или самые желтые, самые
ажурные) листья», другим: «Ваше дерево очень
стройное», третьим — «Ваше дерево кажется самым
веселым».
11. Работа в рамках проекта
предполагает сотрудничество, сотворчество
взрослого и ребенка. Педагог должен быть не
руководителем, стоящим над детьми, а соавтором
проекта. Чтобы ваши подопечные почувствовали
это, расскажите им о своих любимых деревьях,
вспомните связанные с ними истории.
12. Никогда не делайте нравоучительных
выводов, не связанных с работой по проекту, на
основе высказываний, заключений ребенка.
Например, если он рассказывает о своем бережном
отношении к дереву, говорит о дружбе с ним, не
следует прерывать его фразами типа: «Вот видишь,
Денис, ты тут нам говоришь о дружбе, а вчера
подрался с Алешей. Получается, что рассказываешь
об одном, а поступаешь по-другому» (к сожалению,
это — пример из практики). После таких поучений
Денис не перестанет драться, но потеряет желание
искренне делиться с вами своими переживаниями. И
не только он, но и другие дети, которые
присутствуют при этом разговоре.
13. Развивайте творчество и фантазию:
как детскую, так и свою. Иногда дошкольники и
младшеклассники дополняют реальные
исследования фантастическими рассказами, причем
искренне в них верят. Не переубеждайте их и не
уличайте во лжи. Возможно, ребенку просто хочется
придумать что-нибудь такое, что сделало бы его
дерево особенным, отличным от других.
Постарайтесь разрешить ситуацию с юмором.
14. Вы можете творчески развить идеи
данного проекта, разработав собственную
методику, дополнительные задания с учетом
особенностей природы, истории вашей местности.
15. Старайтесь привлечь к участию в
проекте членов семьи ребенка. Опыт работы
показал, что многие родители заинтересовались
исследованиями и по собственной инициативе
стали помогать сыновьям и дочерям: подсказывали,
как выбрать дерево, как ухаживать за ним,
участвовали в оформлении альбомов наблюдений,
сажали деревья, кустарники, рассказывали о
растениях, которые когда-то посадили. Выяснилось,
что во многих семьях есть деревья, посаженные
кем-либо из членов семьи или их знакомыми.
Например, в одной семье растения сажали в честь
рождения детей, о чем мальчик с гордостью
рассказал всем своим сверстникам. Таким образом,
работа в рамках проекта способствовала
формированию и поддержанию семейных традиций,
сотрудничеству детей и родителей. Многие
взрослые с удивлением обнаружили, что деревья —
это интересный объект для наблюдений и даже для
развития ребенка!
Содержание проекта: что и как делать
Как уже указывалось, проект может быть
разделен на три основных этапа:
подготовительный, исследовательский и
обобщающий (заключительный). Рассмотрим
особенности каждого из них.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подготовка к работе педагогов
детского сада
Проведите в ДОУ специальный семинар
для всего коллектива, познакомьте сотрудников с
содержанием и методикой проекта, его целями и
задачами. Обсудите, что могут сделать в рамках
проекта воспитатели, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре, педагог по
изобразительной деятельности и другие
специалисты. Установите сроки выполнения
проекта в разных группах, пусть каждый
воспитатель определит методику и объем работы с
учетом возрастных особенностей детей. Вспомните,
какие деревья есть у вас на территории. Составьте
перспективный план работы коллектива на год.
Основные направления работы
сотрудников детского сада можно обозначить
следующим образом.
Старший воспитатель — знакомство с
проектом, обучение воспитателей и специалистов
методике работы, составление перспективного
плана, контроль за ходом работы и
консультирование педагогов в течение года.
Проведение нескольких семинаров в году: перед
началом проекта, перед началом каждого этапа
работы и после его завершения.
Воспитатель — главное «действующее
лицо» в организации работы, так как именно он
постоянно работает с дошкольниками: проводит
экскурсии, организует исследования, игры, дает
задания, привлекает к участию в проекте
родителей, оформляет вместе с детьми результаты
исследований; создает условия для развития
творческих способностей ребят, сочиняет с ними
сказки, рассказы.
Педагог-эколог — вместе со старшим
воспитателем выполняет координирующую роль,
соотносит задачи и содержание проекта с
программой экологического образования,
консультирует воспитателей, участвует в
разработке критериев оценки работы педагогов
ДОУ, конкурсах на лучший вариант проекта. Если
такая должность в детском саду отсутствует,
координация работы воспитателей осуществляется
старшим воспитателем.
Музыкальный руководитель — по
согласованию с воспитателями подбирает песни,
танцы, музыкальные произведения, связанные с
тематикой проекта; готовит с ребятами
пластические этюды, праздники.
Педагог по изодеятельности — помогает
ребятам создать эмблемы деревьев, их «портреты»
в разное время года, отразить настроение
деревьев при помощи разных материалов (красок,
гуаши, восковых мелков, пластилина),
разнообразной техники рисования, аппликации,
оригами и т.п. Оказывает помощь воспитателю в
выборе картин известных художников, которые
можно использовать в рамках проекта, посещает с
ребятами картинную галерею, консультирует
родителей.
Инструктор по физкультуре — проводит
во время прогулок подвижные игры, включает
некоторые упражнения в свои занятия, участвует с
воспитателем в проведении экскурсий.
Наш опыт работы показал, что наиболее
эффективно обучение воспитателей, учителей и
студентов на практике, когда они объединяются в
группы по 3—5 человек и проводят исследования в
рамках проекта на территории детского сада или в
ближайшем парке. Отчет о проведенной работе
может быть представлен в разных вариантах.
Обучая педагогов ДОУ и начальной школы на
семинарах, мы предлагали им следующее:
— заполнить альбом «Наше дерево»,
отмечая результаты выполнения заданий (на
заключительном этапе работы участники семинара
рассматривали все альбомы и обменивались своими
впечатлениями, выделяли наиболее удачные
находки: рисунки, загадки, «имена» деревьев);
— пригласить всех участников семинара к своему
дереву и вкратце рассказать о нем, объяснить,
почему оно получило именно такое «имя»;
— изобразить дерево в пластическом этюде или
танце, составить его рекламу в устной форме или в
форме видеоклипа;
— зачитать авторские рассказы или сказки,
героями которых являются исследуемые деревья;
— представить эмблемы, по которым их коллеги
смогут отгадать, о каком именно дереве идет речь.
Такие семинары всегда вызывают
большой интерес и положительные эмоции,
развивают воображение их участников. А главное, у
педагогов появляется желание реализовать проект
вместе с детьми.
Сотрудничество с родителями
Перед началом работы по проекту
расскажите родителям (например, на собрании) о
целях, задачах проекта, постарайтесь убедить их в
необходимости оказания помощи, серьезного
отношения к исследованиям детей. К сожалению,
далеко не все родители понимают необходимость
экологического образования. Однако работа в
рамках проекта оказывается привлекательной для
многих пап и мам, бабушек и дедушек, сближает их с
детьми. Очень часто помощь приходит со стороны
старших братьев и сестер.
Выясните, какие деревья растут во
дворах ребят, на их дачных участках. Предложите
родителям провести вместе с детьми
разнообразные исследования деревьев, игры во
время отдыха на природе, на даче. Дошкольники
подготовительной группы могут помогать
проводить наблюдения ребятам младшего возраста,
младшеклассники ближайшей школы — дошкольникам.
Подготовка материалов и оборудования
Для проведения исследований вам
понадобятся: тетрадь или альбом для оформления
результатов наблюдений, карандаши, фломастеры,
листы бумаги, восковые мелки, линейка, веревка,
лупы, бинокль, коробочки и баночки для оформления
коллекций семян, соцветий; слайды, фотографии,
репродукции картин с изображением разнообразных
деревьев, лопатки, дождемеры, ловушки для
почвенных животных, емкости для проведения
экспериментов (например, упаковочные материалы:
стаканчики из-под йогурта, сметаны, тортов),
кормушки, скворечники.
Дождемеры. Это нехитрое устройство для
измерения количества осадков несложно сделать
из больших пластиковых бутылок. Снимите пробки,
разрежьте бутылку пополам, переверните верхнюю
часть горлышком вниз (получится воронка) и
вставьте в нижнюю половину. Вода будет стекать по
стенкам емкости и скапливаться на дне. Чтобы дети
случайно не порезались, нужно заклеить острые
края бутылки клейкой лентой. Можно нанести на
стенки дождемера шкалу (цветные полоски для
наблюдений младших детей или же цифры — для
старших).
Ловушки для почвенных животных также
изготавливаются из пластиковых бутылок,
например, пятилитровых. Разрежьте бутылку
пополам, верхнюю часть уберите, а края нижней
обмотайте изолентой. Подойдут и различные банки
с достаточно широким горлышком.
Волшебный мешочек для игры «Угадай,
что в мешочке», который используется во время
исследований, экскурсий для определения
предметов на ощупь (например, желудей, ягод
рябины и т.п.).
Ящик ощущений предназначен для тех же
целей. Его применение целесообразно в
«стационарных» условиях: в групповых помещениях,
в экологической комнате, лаборатории, в классе.
В такой ящик можно положить более крупные
предметы. Для его изготовления не потребуется
много усилий. Можно взять коробку из-под обуви
или некрупной бытовой техники. Хорошо, если
крышка ящика легко открывается — через нее
предметы помещаются внутрь. По бокам ящика
проделайте два отверстия. Их диаметр должен
позволять ребенку засунуть в ящик руку. К каждому
отверстию с внешней стороны прикрепите рукав от
старой детской кофты или верхнюю часть старого
носка. Помните, как раньше фотографы
перематывали пленку в темноте, засунув руки в
рукава пальто или используя специальную
конструкцию с «рукавами»? Что-то подобное
получится и у вас. Ящик можно украсить разными
наклейками (лучше с изображением деревьев, их
цветков, плодов, листьев) или обшить красивой
тканью, привлекающей внимание детей. Время от
времени вы будете класть в ящик различные
предметы, связанные с деревом. Задача детей:
определить их на ощупь и объяснить, по каким
признакам это сделано. Такое упражнение на
развитие сенсорных навыков можно проводить,
например, в начале занятия, поместив в ящик
предмет, имеющий непосредственное отношение к
обсуждаемой теме. Дети также могут
самостоятельно заниматься с ящиком ощущений.
Модель дерева. Если есть возможность,
сделайте модель дерева в группе или в классе. Ее
можно изготовить из сухого старого дерева и
веток, воткнутых в основу, которая служит
стволом; из фанеры, картона, ткани и других
материалов (примеры различных моделей даны в
разделе «Как мы подружились с деревьями»).
Набор «Что нужно нашему дереву». По
мере проведения исследований изготовьте с
ребятами плоские (бумажные) или объемные
изображения объектов, которые нужны для жизни
вашего дерева: солнышко, листик, дождевой червяк,
бабочка, капелька воды и т.п. Этот же набор
пригодится и для проведения праздника «День
дерева».
Коробка для коллекции. Подойдет любая
коробка, например, из-под обуви, в которую дети
будут складывать все предметы, связанные с их
деревом (плоды, семена, сухие листья, камешки,
найденные рядом, кусочки коры и т.п.).
Работа с литературой
Проанализируйте, какие книги по данной
теме есть в вашем детском саду, в школе, дома у
ребят. Составьте картотеку, подберите стихи,
рассказы, сказки, загадки, пословицы, поговорки о
деревьях.
Подготовительная работа с детьми
Беседа. Перед началом работы проведите
беседу о деревьях. Это поможет вам выяснить
представления участников проекта об этих
растениях, их отношение к ним, заинтересовать
проблемой. Можно задать следующие вопросы:
— Чем деревья отличаются от других
растений?
— Какие деревья вы знаете?
— Деревья — живые или нет? Почему вы так
считаете?
— Сколько деревьев растет возле нашего детского
сада (школы)? Как они называются?
— Сколько деревьев растет около вашего дома? Как
они называются?
— Как вы думаете, кто сажает эти растения в
городе (поселке)? Для чего?
— Кто из ребят видел деревья в лесу? А кто их там
сажает?
— Где вы видели деревья в нашем городе (поселке)?
— Как вы считаете, в нашем городе много или мало
деревьев? Обоснуйте свою точку зрения.
— Как вы думаете, где деревьям лучше живется — в
лесу или в городе? Почему вы так считаете?
— Как вы думаете, достаточно ли внимания люди
уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам
когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
— Давайте представим, что деревья вдруг исчезли.
Что произойдет на всей Земле? В нашем городе?
Возле нашей школы (детского сада)? У вашего дома?
Изменится ли тогда что-нибудь в нашей жизни? А
почему деревья могут исчезнуть?
Здесь приводится перечень примерных
вопросов, вы можете выбрать те, которые, на ваш
взгляд, наиболее интересны и доступны для ваших
воспитанников, и дополнить их своими вариантами.
В процессе обсуждения играйте активную роль:
направляйте ход мысли детей в нужное русле,
обобщайте сказанное, сравнивайте разные точки
зрения ребят. По окончании обсуждения
обязательно сделайте выводы.
Экскурсия. Проведите экскурсию в парк,
сквер, лес или просто на территории детского сада
или школы. Особое внимание уделите деревьям, их
разнообразию, красоте, особенностям внешнего
вида, сходству, различиям во внешнем облике.
Попросите детей определить настроение дерева,
представить, о чем оно думает. Кто помогает этим
деревьям? Есть ли у них друзья? Пусть дети
погладят кору дерева, понюхают ее, прижмутся к
ней щекой, обнимут дерево.
Игра. Сделайте из картона или бумаги
несколько силуэтов деревьев. Повесьте их на
деревьях вблизи детского сада (школы). Предложите
ребятам во время прогулок найти, где спрятаны эти
символы растений. Предупредите, что силуэты
можно обнаружить только на деревьях. После того,
как задание будет выполнено, выясните, как ребята
отличали деревья от кустарников, трав.
Подчеркните, что у первых из них есть только один
ствол, покрытый корой.
Объяснение задач проекта детям должно
быть образным, эмоционально окрашенным. (Ведь это
дошкольники и младшие школьники!) Скажите
ребятам, что люди всегда очень заняты своими
делами и обращают на деревья мало внимания,
поэтому иногда этим растениям бывает грустно, им
не хватает нашей заботы. Вот вы и предлагаете
вашим воспитанникам подружиться с каким-либо
деревом, узнать как можно больше о его жизни,
выяснить, в чем оно нуждается. Для «общения»
можно выбрать растение, которое нравится ребенку
больше всего. Если каждый человек найдет себе
друга среди деревьев, то на всей Земле люди и
деревья станут друзьями. Это хорошо и для
деревьев, и для людей. Подчеркните, что многие
дети в разных уголках нашей страны уже
подружились с деревьями.
Выбор объекта исследований
Важным моментом подготовительного
этапа является выбор объекта исследований. Им
может стать любое дерево — дикорастущее или
культурное, декоративное; характерное для
местной флоры или интродуцированное (то есть не
произрастающее в природных условиях вашего
региона). Это не имеет значения на стадии выбора,
но найдет отражение в особенностях развития,
внешнем облике растения, а следовательно, и в
результатах наблюдений. В северных регионах
можно наблюдать за карликовыми формами деревьев
(березы, ивы). Если же в вашей местности или
поблизости от учреждения нет деревьев,
разработайте проект по изучению крупного
древовидного комнатного растения.
Перед вами непростая задача: с одной
стороны, нужно предоставить детям свободу
выбора, с другой, сделать так, чтобы вся группа
пришла к согласию. Вы можете ненавязчиво помочь
дошкольникам сделать свой выбор, обратив
внимание на то или иное растение, рассказав о нем
что-нибудь интересное. Дерево-друг может расти на
участке группы или на экологической тропинке.
Выбираем дереву «имя». Поскольку дети
общаются с деревьями на равных, предложите им не
только выяснить, как называется их растение, но и
придумать ему «имя». Можно провести конкурс на
самое интересное, оригинальное имя. (В нем с
удовольствием поучаствуют и родители.)
Желательно, чтобы ребята называли дерево,
учитывая его особенности, например, внешний
облик или «характер» объекта исследований. Можно
использовать существующие слова, можно
придумывать свои. Дети любят сочинять, и в этом их
следует поощрять. Анализ детских высказываний
показал, что придуманные ими «имена» деревьев
можно разделить на несколько групп. Первая —
«человеческие». Чем младше дети, тем чаще они
называют свое дерево обычным именем (причем как
женским, так и мужским) — Саша, Маша, Яна, Аннушка,
Аленушка. Возможно, детям хочется, чтобы у
деревьев были такие же имена, как у них самих или
у их друзей. Таким образом они выражают свое
отношение к дереву как к равному, как к другу.
Одна девочка, посоветовавшись с мамой,
предложила назвать старый дуб «Петр I», так как,
по ее словам, «у него сильный, мужественный
характер». Вторая группа имен — это придуманные
слова, отражающие определенную характеристику
дерева. Названия такого типа обычно предлагают
дети 6—10 лет. Создание новых слов — это и
развитие творчества, речи, наблюдательности.
Например, дерево, получившее необычное имя
«Среднекан», было названо так потому, что «оно и
не великан, и не малыш, а нечто среднее между
ними». Дерево «Подик» растет под окном («К слову
“под” я только добавила суффикс “-ик”», — такое
объяснение дала автор этого «имени»). Третья
группа слов — «имена» деревьев отражают их
особенности, но при этом ребенок использует уже
существующие слова: Красавица, Белянка (береза),
Ежик (ель), Великан (дуб), Росинка, Солнышко,
Невеста (яблоня или вишня в цвету).
Анализ детских рассказов, рисунков,
выполненных в рамках проекта, показал: детям
очень нравится называть свое дерево по имени, а
не по родовому признаку. Видимо, таким образом
они выражают свое отношение к растению, выделяют
его среди других.
Подготовка альбома «Наше дерево» (для
записей результатов исследований)
Для оформления результатов работы
заранее приготовьте «Дневник наблюдений» —
отдельную тетрадь (достаточно объемную) или
альбом. Удобно использовать и прозрачные файлы,
из которых легко сделать папку. В файлы
вкладываются листы с результатами наблюдений,
детские рисунки, осенние листья и т.п. В тетради
ребята сами или вместе с педагогом (часто и при
помощи родителей) фиксируют результаты
исследований, рисуют. На отдельных страницах
взрослый записывает их рассказы, сочинения,
сказки. На титульном листе указывается название
проекта: «Наше дерево». Можно предложить детям
оформить лист обложки так, как им хочется —
что-нибудь на ней нарисовать, наклеить. Условие
одно: все рисунки, наклейки должны иметь
отношение к рассматриваемой теме.
На первой странице тетради
дошкольники изображают портрет дерева и
подписывают (если умеют) его название и «имя»,
например: «Береза Беляночка». По желанию можно
нарисовать себя рядом с деревом и написать свои
имена. Рисунок может заменить фотография «Мы и
наше дерево».
Вторая страница тетради называется
«Что нужно нашему дереву?». Предложите своим
воспитанникам подумать над тем, что требуется их
дереву для жизни, без чего оно не может прожить.
Как правило, на этой страничке дошкольники
предлагают нарисовать солнце (дереву нужны свет
и тепло), воду (капелька воды или облако), комочек
земли (почва), дождевого червя, ветер (он может
разносить семена некоторых деревьев или опылять
их цветки), пчелу или шмеля. Редко кто вспоминает
о воздухе, поскольку его трудно изобразить.
Предложите ребятам придумать свой вариант
изображения воздуха (не путать с ветром!),
например, вырезать на листе бумаги
отверстие-окошко и заклеить его прозрачной
лентой (воздух невидим). В крайнем случае можно
просто договориться, что воздух прозрачный, он
«прячется» на картинке, но вы все равно помните о
его существовании. Перечисляя все эти объекты, мы
закладываем в детях представление о взаимосвязи
дерева (растения) с объектами живой и неживой
природы (воздух, вода, свет, тепло, почва,
животные) и формируем представление о том, что
живой организм не может жить сам по себе, он
обитает в определенной среде, а его жизнь зависит
от многих факторов.
При обсуждении содержания второй
страницы нужно обратить внимание на следующие
моменты.
1. Солнце — источник света. Дерево не
может жить без света. Оно, как художник,
окрашивает листики в зеленый цвет. В них
находится особая «пища» для дерева (зернышки
хлорофилла, которые и делают лист зеленым). Одни
деревья предпочитают светлые места (сосна,
лиственница), другие могут расти и в тени (ель,
липа). Пусть дети подумают, любит ли их дерево
свет, где оно растет (на открытом или затененном
участке). Солнечные лучи играют еще одну важную
роль в жизни растений. Когда осенью световой день
становится короче, деревья получают сигнал:
нужно готовиться к зиме (в этом случае в экологии
свет называется сигнальным фактором). В то же
время на открытом месте некоторые деревья могут
и пострадать от солнечных лучей, получить
своеобразный солнечный ожог.
2. Солнце — источник тепла. Разные
деревья по-разному относятся к значениям
температуры. Одни из них выдерживают холод,
другие способны жить только в тепле. Если зимой
бывают очень сильные морозы, растение может
погибнуть, замерзнуть. От количества тепла
зависит и начало появления листьев.
3. Вода. Деревья пьют воду, как и люди.
Одним деревьям нужно много влаги, другие
обходятся небольшим количеством воды.
Обязательно обратите внимание детей на этот
факт, так как у многих ребят с раннего детства
формируется уверенность в том, что чем больше
поливать дерево, тем лучше. Этому заблуждению
отчасти способствуют и многие рассказы, в
которых повествуется о том, что люди
(подразумевается, что они ведут себя правильно)
сажают и постоянно поливают растения.
Представления участников проекта о
необходимости обильного полива всех
растений отразились, например, в таких
высказываниях: «Я буду часто-часто поливать свое
дерево», «Я принесу ему много воды», «Я каждый
день буду поливать наше дерево». Причем это
касалось любого вида, даже тех, которые не
переносят избытка влаги. С точки зрения экологии
важно, чтобы дети понимали, что вода нужна
растениям в разном количестве, что от
чрезмерного полива и неграмотного ухода
растения гибнут так же, как и от недостатка влаги.
Для того чтобы делать добро, нужно не только
любить природу, но и знать ее!
Воду дерево получает с дождем, «пьет»
ее из земли-почвы. Кроме дождей, бывают и другие
виды осадков: снег, роса, иней, град. Например,
снег тоже можно нарисовать на второй странице,
так как он укрывает корни, словно теплая шуба,
спасает их от вымерзания. Весной, когда снег тает,
дерево поит талая вода.
4. Воздух. Деревья, как и люди, должны
дышать. Этому служат маленькие отверстия на
листьях, которые невозможно заметить
невооруженным глазом. Растениям, как и нам, нужен
чистый воздух. От грязного они погибают
(например, если растут вблизи предприятий,
автодорог). В то же время сами деревья очищают
воздух, делают его пригодным для дыхания
человека и других живых существ.
5. Ветер переносит пыльцу ряда растений
(ели, сосны), а также распространяет семена (ели,
березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
6. Птицы в жизни разных деревьев играют
разную роль. В этом дети должны убедиться во
время собственных исследований. Птицы поедают
плоды и распространяют семена, питаются
насекомыми, живущими на дереве. (Не называйте
последних «вредными», в природе нет «полезных»
или «вредных»: и жуки, и гусеницы — все они
необходимы для поддержания экологического
равновесия!)
7. Пчелы, шмели, бабочки и некоторые
другие насекомые пьют сок-нектар из цветков и
опыляют их (но не у всех растений!).
8. Дождевые черви участвуют в
образовании почвы, пропуская через себя комочки
земли, сухие листья. Они рыхлят почву, делают ее
пригодной для развития растений. Чем больше
листьев переработают дождевые черви, тем больше
появится «пищи» для деревьев.
Помимо природных факторов, дети (уже по
собственной инициативе) часто рисуют на второй
странице альбома предметы ухода за деревом:
лопату, лейку, грабли, а также собаку, кошку,
которые «не дают дереву скучать». Все эти и
другие подобные рисунки имеют право на
существование, но педагогу следует сделать
акцент не на них, а на природных объектах, без
которых жизнь дерева невозможна. Символы неживой
и живой природы должны обязательно
присутствовать в тетради, а все остальное может
изображаться по предложению и желанию юных
исследователей. Дополнительные рисунки могут
стать темой для дискуссий. Например: «Может ли
дерево прожить без лейки, лопаты?»; «Кто
ухаживает за деревьями в лесу?»; «Может ли
растение прожить без помощи человека?».
Третью страницу можно условно назвать
«Паспорт нашего дерева». Здесь указываются общие
данные: возраст, высота, «ширина» (диаметр
ствола), «соседи», наличие молодых деревьев того
же вида или его поросли («деток»), гнезд на дереве.
На остальных страницах альбома
педагог (ребята постарше могут это сделать сами)
периодически записывает впечатления,
высказывания детей, результаты наблюдений, а
сами участники проекта рисуют. (Например,
страничка «Наше дерево под снегом»,
«Земля-почва», «Листья», «Корни», «Кора», «Кто с
деревом дружит» и т.д.) Названия страничек и их
количество зависит от частоты наблюдений и их
разнообразия. На отдельных листах изображаются
«портреты дерева» в разное время года. Родители
обычно помогают оформить страничку с загадками,
пословицами, поговорками, стихами.
Таким образом, на подготовительном
этапе перед педагогом и детьми ставятся
следующие основные задачи.
1. Выбрать дерево, которое нравится
больше всего. Узнать, как оно называется.
2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и
подобрать для него подходящее «имя».
3. Узнать, кто посадил растение. Поинтересоваться,
не связана ли с ним какая-нибудь интересная
история.
4. Познакомиться со своим деревом — подойти к
нему, сказать «Здравствуй!», шепнуть свое имя,
сказать, как его теперь зовут, обнять, погладить
кору, послушать, что оно прошелестит в ответ.
5. Подготовить оборудование для исследований и
альбом, в котором отмечаются результаты
наблюдений за жизнью дерева.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
На этом этапе ведутся наблюдения за
жизнью дерева (например, за сезонными
изменениями в его облике, за птицами, которые к
нему прилетают), проводятся разнообразные
исследования (детально изучаются листья, кора и
другие части дерева, почва под ним, ее обитатели).
Исследовательская деятельность детей
обязательно сочетается с рисованием, лепкой,
сочинением рассказов, сказок, играми и другими
видами детской деятельности. Большое внимание
уделяется эмоциональному восприятию дерева и
природы в целом, умению видеть ее красоту и
сопереживать. Дети также участвуют в трудовой
деятельности и в случае необходимости оказывают
растению помощь, создавая для него благоприятную
среду (уход за деревом, изготовление кормушек,
скворечников и т.п.).
Приведем в качестве примера комплекс
заданий по разделу «Листья и крона».
Изучаем листья и крону
Зеленые лоскутки повисли на прутки.
Летом вырастают, осенью опадают. (Листья.)
Как ребята считают, на их дереве много
или мало листьев? Густая у него крона или нет?
Пусть попробуют объяснить свою точку зрения.
Комментарий. Густоту кроны можно
определить, посмотрев сквозь нее на небо или
изучив ее тень: чем она больше, темнее,
однороднее, тем, как правило, гуще листва (с этим
заданием тесно связано и следующее).
Возьмите лист бумаги (чем больше его
размер, тем лучше) и в солнечный день встаньте под
деревом. Много ли солнечных пятен на листе? Или он
весь оказался в тени? Заштрихуйте затененные
участки бумаги. Так вы получите «кусочек» тени
своего дерева. Рассмотрите ее внимательно. Можно
ли назвать это дерево тенистым? Или же у него
ажурная крона?
Выясните, может ли тень дерева
двигаться. Выслушайте мнения ребят по этому
вопросу (но не комментируйте их). Солнечным утром
отметьте контур тени. (Например, обведите его на
земле палкой или положите по контуру веревку.) В
течение дня следите за тем, как изменяются
очертания тени, отмечайте ее движение на земле.
Обсудите с ребятами, почему тень движется.
В жаркий день постойте несколько
минут на открытом месте, а потом спрячьтесь в
тени дерева. Где приятнее находиться? Почему? Где
жарче — под листвой или на открытом месте? Где
больше солнечных лучей? Пусть ребята «спрячутся»
и в тени других деревьев. Какие из них лучше
защищают от солнца? Если ваши воспитанники уже
умеют пользоваться термометром, можно проверить
свои ощущения с помощью этого прибора.
Комментарий. Для этого задания
желательно выбрать деревья с кронами разной
густоты, например, рябину, липу, дуб, сосну. Важно
обратить внимание на то, что под деревом
создаются особые условия: не такая температура
воздуха, как на открытом месте, меньше солнечных
лучей. Люди прячутся под листвой от жары и яркого
света. Так делают и некоторые растения. Под
густой листвой обитают виды, которые «любят»
тень, а предпочитающие свет и тепло селятся на
лужайках и других открытых местах. Можно
провести игру: одни ребята ищут растения, которые
растут в тени, другие — те, которые любят свет.
Каких больше на вашем участке?
Исследуйте листья своего дерева.
Предложите ребятам погладить листочек руками:
сначала сверху, а потом снизу. Какой он? (Гладкий,
пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твердый,
мягкий.) Есть ли на нем волоски? (Если да,
рассмотрите их через лупу.)
Пусть дети потрогают поверхность
листа с закрытыми глазами. Что они чувствуют?
Ребенок может представить, что гладит не лист, а
животное. Какое животное это могло бы быть?
Нарисуйте его в альбоме.
Комментарий. У каждого ребенка
свое восприятие окружающего, поэтому дети,
ощупывая листья, называют разных животных. Чем
больше будет разнообразных ответов, тем
интереснее. Для того чтобы ответы детей не
повторялись, предложите ребятам вначале по
очереди «открыть свою тайну» только вам: шепнуть
на ушко название зверя или птицы, которых они
представили. Можно также попросить ребенка не
называть животное сразу, а дать описание, по
которому другие ребята отгадают его имя. Если
такое задание представляет сложность для
дошкольников, составьте сами такие описания, а
ребята будут отгадывать. На странички альбома
должны попасть все упомянутые детьми животные.
Предоставьте возможность каждому
ребенку потрогать кончик листа: он острый или
тупой? Мягкий или твердый? Пусть проведут
пальчиком по его окружности. Какой у него край:
ровный или с зубчиками, выемками? Что напоминает
лист?
С чем можно его сравнить по форме? Нарисуйте в
альбоме квадрат и круг приблизительно такого же
размера, как листья. Кладите поочередно лист на
каждый из них. Куда он лучше всего вписывается?
Возможно, ваш листочек вообще не похож ни на круг,
ни на квадрат. Подумайте, какую геометрическую
фигуру он напоминает. Нарисуйте его в тетради.
Комментарий. При выполнении этого
задания нельзя срывать листья! Пользуйтесь
листьями, которые сбивает ветер, или осенними
листьями.
Выясните, как лист прикрепляется к
ветке. Внимательно рассмотрите его черешок.
Какой он: округлый или плоский, где шире — у
основания листа или ближе к ветке? Нарисуйте его.
На листе есть особенные линии —
жилки. Зарисуйте их в тетради. Пусть дети
проведут по ним пальчиком. Возьмите листок
другого дерева (другого вида) и сравните, как
расположены у них жилки: одинаково или нет. В чем
разница?
После того, как ребята детально
познакомятся с листочком, поместите его с
листьями других деревьев в волшебный мешочек или
в ящик ощущений. Предложите каждому ребенку
найти «свой» лист на ощупь (погладив поверхность,
проведя пальцем по контуру и по жилкам).
Засушите понравившиеся ребятам
листочки (найденные под деревом!) и поместите их в
коробку для коллекций.
Жилки листьев отпечатывались на
древних ископаемых, на камнях. Можно попробовать
самому сделать такой «древний» отпечаток с листа
своего дерева. Чем лучше на листе выделяются
жилки, тем четче отпечаток. Листок должен быть
неповрежденным! Например, хорошие отпечатки
получаются с листьев дуба, клена, каштана.
Черенок перед началом работы отрежьте. Отпечаток
можно получить разными способами. Для более
простого варианта понадобится пластилин.
Намажьте листок подсолнечным маслом, положите
его между двумя кусками этого материала. Чтобы
получить качественный отпечаток, надавите
посильнее на пластилин с двух сторон. Затем
аккуратно его снимите и рассмотрите результат
своего труда.
Второй вариант сложнее, но зато
отпечаток больше похож на натуральный, поскольку
застывший гипс напоминает камень. Возьмите
деревянную дощечку (она должна быть больше листа)
и положите на нее листок так, чтобы прожилки
оказались внизу. Сверху накройте его влажным
гипсом. Для того чтобы материал не расползался,
закрепите булавками или гвоздиками по краям
дощечки рамку (например, такую, которая бывает на
картинах и называется багетом). Добавьте в
гипсовый порошок воды, чтобы получилась масса, по
густоте похожая на сметану. Распределите ее слой
внутри рамки. Подождите, пока гипс не затвердеет,
и осторожно уберите рамку. Затем снимите с
дощечки гипсовую отливку, переверните ее нижней
стороной вверх. Отделите от гипса листок. (Делать
это надо осторожно!) Отпечаток готов. Чтобы линии
были более четкими, сделайте их более глубокими
при помощи любого острого предмета.
Комментарий. Перед тем, как
выполнить это задание, постарайтесь посетить с
детьми краеведческий, палеонтологический музей
и рассмотреть там древние отпечатки растений.
Можно устроить выставку отпечатков листьев
деревьев, за которыми наблюдают ребята из разных
групп детского сада или разные школьники.
Какого цвета листья вашего дерева?
Светло-зеленые или темно-зеленые? Есть ли на них
пятнышки? С чем можно сравнить этот цвет? Все ли
листья одинаково окрашены? Раздайте детям
фломастеры и карандаши разных оттенков зеленого
цвета и предложите сравнить с ними: а) цвет
листьев своего дерева, б) цвет листьев
произрастающих рядом деревьев. Чем они
отличаются? Сколько оттенков зеленого цвета
можно насчитать?
В листьях есть особая «краска»,
которая делает их зелеными. Проведите опыт. (Дети
только наблюдают!) Положите зеленые листья в
емкость со спиртом. Жидкость позеленеет, а листья
побледнеют (хлорофилл растворился). Добавьте
немного бензина и взболтайте. Жидкость при этом
разделится на два слоя: более легкий бензин
окажется сверху и останется зеленым, а более
тяжелый спирт опустится в нижнюю часть емкости и
станет желтым. На примере этого опыта хорошо
видно, что в листе есть различные «краски».
Осенью солнце светит по-другому, и зеленый цвет
постепенно исчезает, желтый же становится
заметнее.
Найдите опавший листик и аккуратно
разотрите в руках его небольшой кусочек. Пусть
ребята определят, чем он пахнет, что им
напоминает этот запах.
Сравните цвет, форму «своего» листа и
листьев других деревьев. Чем они похожи и чем
отличаются?
Комментарий. Осенью для выполнения
этого задания можно использовать опавшие листья,
раскладывая их прямо на земле.
Есть ли на дереве листья, объеденные
насекомыми? Какие насекомые могли оставить эти
следы? Попытайтесь обнаружить их на дереве.
Сравните размеры листьев, которые
растут: а) в нижней части кроны и в верхней; б)
внутри кроны дерева и снаружи. Отметьте, есть ли у
них различия. Какие из них более крупные? Если
дерево высокое, используйте бинокль.
Комментарий. В кроне дерева (если
она густая) листья, получающие меньше света
(внутри кроны и в ее нижней части), обычно бывают
больше по размерам. Чем больше поверхность
листовой пластинки, тем большее количество света
она может улавливать. Эта закономерность хорошо
прослеживается на примере липы. У деревьев с
ажурной кроной листья получают практически
одинаковое количество света, поэтому их размеры
не зависят от этого фактора.
На ветках — плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)
Ранней весной начните наблюдения за
почками, из которых развиваются листья. По
возможности отметьте дату их появления. Пусть
ребята осторожно потрогают объект исследований.
Какие почки? (Пушистые, гладкие, клейкие, мягкие.)
Можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут?
Нарисуйте, как из почки появляется листик.
Отметьте время появления первых
листьев. Измерьте размеры листа в начале весны и
в конце лета. Как он увеличился за лето? Сделайте
зарисовки в тетради.
Как меняется цвет листьев вашего
дерева с весны до осени? Нарисуйте лист в разное
время года.
Сделайте цветные отпечатки листа.
Первый вариант. Приготовьте листок,
бумагу, карандаши, клейкую ленту (скотч). Положите
листик растения на мольберт (стол, доску).
Накройте его листом белой бумаги, приклеив ее
края к поверхности стола при помощи клейкой
ленты. Пусть ребята закрасят бумагу цветными
карандашами (карандаши должны находиться в
наклоненном состоянии).
Второй вариант. Высохший листок
положите на газету, покройте густым слоем краски.
Затем переложите окрашенный листок на другую (не
испачканную) газету, причем краской вверх.
Осторожно накройте его альбомным листом,
прижмите покрепче и подержите. Через некоторое
время отпечаток будет готов. Можно собрать
несколько опавших листьев и сделать из них
своеобразную «коллекцию».
Осенью предложите дошкольникам
выбрать «самые красивые» листья вашего дерева и
поставить их в групповой комнате или в классе в
вазу. Можно засушить их на память, ведь целую зиму
ваше дерево будет стоять без листьев (если,
конечно, это не ель и не пихта). Сухой лист можно
наклеить в альбом.
Загадайте детям загадку:
Сидит — зеленеет,
Падает — желтеет,
Лежит — чернеет. (Лист.)
В осенний период обсудите с детьми,
куда деваются листья, опадающие на землю каждый
год. Для того чтобы выяснить это, попытайтесь
отыскать под деревом разные по цвету листья: от
темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность
которых уже превратилась в «паутину» из жилок, до
совсем свежих, зеленых, молодых. Предложите детям
рассортировать их по цвету и по степени
«старости»: сначала — зеленый лист, потом —
желтый или красный, потом — слегка почерневший,
коричневый и т.д. Можно создать своеобразный
«круг жизни», в котором самый молодой и зеленый
лист соседствует со старым, похожим на
темно-коричневую паутину. (Последний,
превращаясь в почву, дает жизнь новому растению.)
Летом отметьте, есть ли пыль на
листочках дерева. Сначала дети могут просто
протереть их пальцем и посмотреть, осталась ли на
нем грязь. Можно провести и более сложное
исследование: возьмите клейкую бумагу (ленту),
приложите к ней листочек верхней стороной, затем
осторожно снимите. Посмотрите, остался ли на
бумаге пыльный след. Если пыль обнаружится,
спросите у ребят, откуда она могла взяться.
Хорошо ли дереву жить в таком месте?
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП
Третий этап экологического проекта
предполагает анализ и обобщение результатов,
полученных в процессе исследовательской
деятельности, закрепление знаний, поведенческих
навыков детей. На этой же стадии разрабатываются
различные рекомендации. В процессе работы по
данному этапу дошкольники сочиняют рассказы и
сказки, иллюстрируют их, отражают результаты
наблюдений в играх, составляют задачи,
придумывают природоохранные знаки, проводят
праздник «День дерева» и изготавливают для
дерева подарки, вместе с родителями составляют
рекламу дерева, ищут литературу о нем.
Примеры игр.
Игра «Если бы я был деревом...».
Игры такого типа могут быть проведены в качестве
физкультминуток на занятиях, уроках, на прогулке,
во время экскурсий. Ребята уже знают особенности
своего растения. Деревья бывают высокими и
низкими, тонкими и толстыми. У одних из них —
раскидистая крона, у других — ветви опущены или
приподняты.
Первый вариант игры. Предложите
участникам проекта изобразить своих новых
друзей.
В одном из заданий подготовительного этапа уже
указывалось, что у ребенка есть части тела,
которые можно сравнить с частями растения: ноги
похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на
ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый
дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко
расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит
руки. Пусть дети вспомнят, как шумела листва в
ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки;
представят, что на ветви садятся птицы, идет
дождь (или светит солнце), пришел человек и сломал
ветку. Ситуации можно придумать самые
разнообразные, главное, чтобы они были связаны с
проводившимися наблюдениями. Главная задача
детей — так или иначе отразить особенности
дерева в предлагаемых педагогом ситуациях.
Второй вариант: представители
одной группы (или один ребенок) изображают свое
дерево, а остальные отгадывают его название. В
этом случае дети пытаются отразить
характеристики растения определенного вида.
Третий вариант: предложите
ребятам представить, что деревья научились
ходить (эту игру уместно провести после чтения и
обсуждения поэмы Б.Заходера «Почему деревья не
ходят?»). Задание: показать, как могло бы ходить их
дерево: тяжелым шагом или легкой поступью,
медленно или быстро. Пусть участники игры
объяснят свои движения. (Как правило, в своих
пояснениях они ссылаются на особенности
внешнего вида растения.)
Игра «Дерево — это...»
развивает мышление, актуализирует опыт ребят, их
знания, позволяет взглянуть на один и тот же
объект с разных точек зрения. Ведущий предлагает
детям определить, какое значение имеет то или
иное дерево в жизни разных животных, людей и т.п.
Например: «Для птицы дерево — это...» (варианты
ответов ребят: столовая, место для постройки
гнезда, место, где она может спрятаться, и т.п.).
«Для жука наш дуб — это...» (его жилище, место, где
он откладывает личинки, где может найти добычу).
«Для художника дерево — это...» (объект для
картины, источник вдохновения). «Для усталого
путника раскидистое дерево — это...» (место, где в
жаркий день можно укрыться от знойного солнца,
отдохнуть...). «Дерево для мебельщика — это...»
(древесина, из которой можно сделать много разных
предметов). «Дерево для зайца — это...» (пища —
кора зимой, укрытие). «Дерево для горожанина —
это...» (чистый воздух, прохлада в зной, «зонтик»
от дождя, место для отдыха и т.п.). Слово «дерево»
можно заменять конкретными названиями различных
пород, в частности, тех, за которыми дети
наблюдали, работая по проекту.
Игра «Что будет, если...».
Педагог предлагает детям подумать и ответить,
что случится с их деревом, если... (исчезнут птицы,
дождевые черви, грибы; если перестанет идти
дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят
пчелы; человек повредит кору и т.п.).
Игра «Что такое хорошо и что
такое плохо?». Разделите ребят на две
команды. Участники первой будут называть все, что
для дерева «хорошо», второй — все, что для дерева
«плохо». Затем группы могут поменяться
заданиями, а также нарисовать иллюстрации или
знаки, отражающие содержание игры.
Последний этап проекта включает и
составление рекомендаций. Какие же рекомендации
могут составить дошкольники? Нам кажется, они
должны отражать прежде всего отношение ребят к
природе, к деревьям, их представления о жизни
этих растений, о необходимости их охраны,
особенностях ухода за ними. В какой-то степени
эти рекомендации могут служить и в качестве
диагностики результатов работы по проекту, так
как отражают изменения в поведении, знаниях,
отношении ребят к окружающему миру. Так,
дошкольники могут ответить на ряд вопросов: «Что
я могу сделать для нашего (своего) дерева?», «Что я
могу сделать для всех деревьев?», создать серию
природоохранных знаков, отремонтировать старые
книги, собрать макулатуру, посадить деревья на
территории детского сада или в его окрестностях.
В заключение отметим, что проект
«Здравствуй, дерево!» может послужить образцом
для разработки проектов по самым разнообразным
темам.
Вопросы и задания
1. Что такое экологический проект?
2. Перечислите этапы экологического
проекта и задачи каждого этапа.
3. Как в проекте «Здравствуй, дерево!»
реализуется интегрированный подход?
4. Проанализируйте свою работу с
дошкольниками. Подумайте, в реализации каких
идей может вам помочь метод проектов?
5. Выполните с детьми на прогулках ряд
заданий проекта «Здравствуй, дерево!».
|