Игрушки собираются в
коллекции
Куклы живут в музее
Первые попытки коллекционирования
обязательно содержат в себе зачатки
классификации. Это важно для интеллектуального
развития детей. Но когда предметами
коллекционирования становятся куклы, коллекция
в мгновение ока может превратиться в набор
привлекательных игрушек и послужить самой
естественной и необходимой потребности детей —
играть.
В музеее кукол
Мини-музей кукол, способный время от
времени превращаться в игровую комнату, создали
у себя педагоги детского сада № 411 г. Казани.
На идею создания музея воспитателей
натолкнула книга Марины Левиной «365 кукол со
всего света», в которой шла речь о куклах —
выразителях национальных особенностей людей с
разных концов планеты. Поэтому первыми
экспонатами музея стали куклы в костюмах
народов, проживающих на территории Татарстана, и
куклы-обереги.
Но потом принципы собирания музея
расширились. Появился шкаф игрушек-подарков. Эти
подарки садовскому музею делали дети: будущие
школьники и новоявленные первоклассники, желая
отметить начало новой жизни благородным деянием,
приносили сюда свои любимые игрушки.
Музею
дарили игрушки бабушки и дедушки. На детский
взгляд, эти игрушки давно утратили былую
привлекательность. Но если какие-то вещи
действительно могли представлять собой
историческую ценность, то именно эти старые,
полинявшие, видавшие виды игрушки.
Затем в музее выделили место для
самодельных игрушек педагогов и родителей — не
для всех, конечно, а для лучших — победителей
межсемейных и внутрисадовских конкурсов.
Покупные и самодельные коррекционные
игрушки составили еще одно коллекционное
сообщество. Этими игрушками могли пользоваться
педагоги и психолог для индивидуальной или
подгрупповой работы с детьми. Отработав «смену»,
куклы снова водворяются на свое место в
музее.
А когда малыши приходят в музей на
экскурсию или на занятие, игрушки встречают их
всем своим дружным коллективом — радуя глаз и
веселя сердце.
Куклы в национальных костюмах были
сделаны педагогами и родителями к юбилейной дате
— к тысячелетию Казани.
Одноглазый пират — один из частых
участников коррекционных занятий. С ним можно
«подраться», ему можно переадресовать свои
неприятные переживания и наделить его всеми
возможными неприятными чертами характера. А
потом сделать так, чтобы он исправился:
«Бармалей, Бармалей, он теперь всех добрей!»
«Парк музыкальных аттракционов»
В музыкальном зале детского сада «Золотая
рыбка» г. Набережные Челны есть большой шкаф с
открытыми полками. На полках выставлена
необычная экспозиция — «Парк музыкальных
аттракционов», или коллекция звучащих игрушек.
Эту коллекцию с помощью родителей собрала
музыкальный руководитель садика Светлана
Кривицкая. С игрушками можно играть в игру
«Угадай мелодию», а можно проводить и более
серьезную работу. Например, выяснять, кто
«красивее» поет песню — кукла или дети, где
музыка звучит трогательней и чище — в
музыкальной шкатулке или тогда, когда звуки
извлекают из настоящих музыкальных
инструментов. В «Парке музыкальных
аттракционов» игрушки, не приспособленные для
самостоятельной игры ребенка, приобретают смысл
и берут на себя роль детских проводников в мир
музыкальных звуков.
|