Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2006

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Чему нас учит опыт Казахстана?

В 2006 году мы продолжаем обсуждать проблему предшкольного образования старших дошкольников. Сегодня в гостях у газеты Татьяна Доронова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.
В дошкольном мире Т.Н. ДОРОНОВА хорошо известна как научный руководитель программ «Радуга» и «Из детства в отрочество», автор идеи создания адаптационных групп в детских садах и куратор первых групп кратковременного пребывания.

Кор.: Татьяна Николаевна! Вы — редкий человек, которого идея предшкольного образования не пугает.

Т.Д.: Абсолютно не пугает. Просто авторы публиковавшейся концепции предшкольного образования не правы. У меня есть свое понимание этого проекта, и я рассматриваю его как систему мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать детский сад.
В Челябинской области было проведено очень показательное, на мой взгляд, исследование. Челябинцы анализировали причины второгодничества первоклассников. Выяснилось, что 95% неуспевающих в первом классе учеников до поступления в школу не посещали дошкольное учреждение. В исследовании отмечалось: не важно, сколько лет (год, два или три) ребенок ходил в детский сад, государственный это был садик или частный, не важно, по какой программе с ним занимались. Важен исключительно сам факт посещения или непосещения.

Кор.: То есть эти дети не имеют опыта адаптации в организованном социуме, не умеют включаться в групповую работу?

Т.Д.: Совершенно верно. Поэтому для меня в идее предшкольного образования воплощается гуманный подход к ребенку с целью помочь ему легче адаптироваться к школе. Я вообще противник тяжелой адаптации детей к тем или иным социально-образовательным институтам. В том числе и к детскому саду. (Кстати, выяснилось: если ребенок тяжело переживает адаптацию к детскому саду, симптомы тяжелой адаптации потом обязательно повторятся при поступлении в первый класс!)
Для того чтобы смягчить процесс «вхождения» малышей в новые садовские условия, были придуманы адаптационные группы. По нашим наблюдениям, адаптационные группы позволяют снизить заболеваемость детей при переводе в полноценную группу с начала учебного года почти на 50%. А ведь маленькие дети болеют не только из-за физической ослабленности, но и из-за психологического дискомфорта, связанного с расставанием с матерью.

Кор.: То же самое верно и для первоклассников. Домашние дети, не прошедшие период адаптации к пребыванию в группе детей, попадая в первый класс, тоже начинают болеть.

Т.Д.: Так что видите: для меня идея предшкольной подготовки связана с необходимостью адаптационного периода для любого ребенка, собирающегося учиться в первом классе.

Кор.: Вы как-то упомянули, что услышали этот термин намного раньше своих коллег — до того, как предшкольное образование стали бурно обсуждать в печати.

Т.Д.: С самим термином я впервые столкнулась три года назад, когда меня пригласили в Казахстан на международное совещание, посвященное пятилетию казахской «предшколы». Предшкольное образование ввели в Казахстане в 1996 году. Казахстан в послеперестроечный период столкнулся с падением уровня общего образования в стране. Проанализировав ситуацию, казахские коллеги пришли к выводу, что «корень зла» связан с катастрофически низким охватом детей дошкольным образованием. В тот момент, по-моему, только 16% казахских малышей посещали детские сады. В результате дети, поступающие в первый класс, оказывались неспособными включиться в учебу сколько-нибудь успешно. Они отставали уже заранее, еще до начала собственно учебы. Ни уровень их информированности, ни уровень навыковой подготовки не позволяли им успешно овладевать школьной программой. Не говоря уж о том, что у них отсутствовал даже минимальный опыт работы в группе. Когда с этими выводами познакомили Президента Республики Назарбаева, он лично обратился к главам городов и районов с письмом, в котором говорилось: необходимо обеспечить равные стартовые возможности всем детям, поступающим в первый класс.
В реализации проекта предшколы было много сложностей: отсутствовали нужные педагогические кадры, не было сколько-нибудь подходящих программ. Тогда с помощью ЮНЕСКО был разработан курс дистанционной подготовки учителей предшкольного образования.
Педагоги обучались с помощью компьютеров. Они получали диск с лекционными и методическими материалами по разным блокам — игровая деятельность, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, основы начала грамоты и др. В курс обязательно включались задания для самостоятельной работы и контрольные работы. В результате проблема подготовки кадров была решена.

Кор.: Я уважаю дистанционное обучение. Но плохо себе представляю, как можно при помощи компьютера обучить педагога играть с детьми.

Т.Д.: Я вас понимаю. Но очень важно, чтобы фундаментальные положения были сначала освоены хотя бы на уровне декларации. Потом их нужно включать в систему управления и контроля. Управление и контроль, если они умело организованы, тоже способны выполнять обучающие функции.

Кор.: А как решился вопрос с программами?

Т.Д.: Сегодня в Казахстане существуют вариативные программы для предшкольного образования. А в 1996 году их, конечно, не было. И средств на их разработку тоже не было. Поэтому обходились тем, что было доступно. Например, приспособили для своей работы международную программу «Step by step». Но самым главным ориентиром в организации работы предшколы была установка на сохранение ценностей дошкольного образования, на использование опыта дошкольного образования, накопленного в советские годы. Это оказалось колоссально важно!

Кор.: Что получилось в результате: Казахстан заменил систему дошкольного образования системой предшкольного образования?

Т.Д.: Ни в коем случае. Предшкольное образование было введено для решения конкретных задач в конкретной ситуации. Когда появились возможности, в Казахстане стали развивать и дошкольное образование.
Но там отрабатывается дифференцированный подход к решению проблемы включения дошкольников в систему образования. В этом городе, к примеру, необходимо построить новые детские сады. Здесь в них есть потребность, и есть средства на строительство. А здесь лучше будет выстроить новую школу и при ней открыть дошкольные группы.
Очень разумно, на мой взгляд.
Но я хотела бы подчеркнуть: предшкольное образование не может и не должно заменить собой дошкольное. Введение предшкольного образования вовсе не означает, что нужно сворачивать сеть детских садов. То, что ребенок получает в детском саду, предшкола может компенсировать лишь условно. Детский сад, кроме собственно образовательной составляющей, предоставляет ребенку возможность коллективной игры, которой он сегодня лишен во дворе по разным причинам.
«Предшкола» — это система работы с неорганизованными детьми. Есть дети с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым врачи не рекомендуют режим дошкольного учреждения. Есть дети из интеллигентных семей (небольшой процент), где родители серьезно занимаются образованием ребенка и никому этих функций не доверяют. Но они хотели бы, чтобы ребенок за год перед школой адаптировался к работе в группе, научился взаимодействовать с другими детьми. Есть в конце концов педагогически запущенные дети, родителям которых не до них и не до детского сада. За детский сад к тому же еще и платить надо. Вот для таких детей предшкольное образование просто необходимо: мы все заинтересованы в том, чтобы педагогически запущенных детей у нас было как можно меньше.

Кор.: Вы одной репликой наметили сразу три возможных направления развития предшколы. Это значит, что проблема не так проста, как кажется. И, конечно, будет стоить денег.

Т.Д.: В Казахстане предшкольное образование стало политикой государства. Меня поразило, насколько серьезно относятся к проблеме образования дошкольников местные казахские власти. Они поднимались на трибуну и рассказывали, что сделано в их городе для поддержки и развития дошкольного образования и предшколы. Мы в нашей стране сможем что-то сдвинуть с мертвой точки, если образование детей дошкольного возраста перестанет быть проблемой исключительно педагогического сообщества.

Кор.: Но инициатива в изменении ситуации должна все-таки принадлежать педагогическому сообществу?

Т.Д.: Да. Педагоги и особенно управленцы должны учиться активно взаимодействовать с местными властями. От местных властей сегодня все зависит. «Денежный пирог» в их руках. Сколько отрезать от этого «пирога» на образование, решает глава местного муниципалитета.

Кор.: Но пироги-то, положим, не очень большие…

Т.Д.: Вы знаете, деньги есть у всех. Но одно дело — их иметь, другое дело — давать. Умный глава города хочет давать деньги на развитие дошкольного образования только в том случае, если ему приводят веские аргументы в пользу предстоящих трат. Вот такие аргументы наши управленцы и должны научиться находить.

Кор.: Чтобы подбирать веские аргументы, надо, во-первых, время от времени проводить социологический анализ ситуации; во-вторых, следить за тем, кто, что и где, в каком регионе, уже придумал умного; и, в-третьих, работать с нормативно-правовыми документами.

Т.Д.: Ведь у нас есть чудесный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В нем указано, что по вопросам, связанным с защитой детей — с их здоровьем, развитием и образованием, — мы должны взаимодействовать с местной администрацией. Вот и надо взаимодействовать.

Кор.: Только аргументированно — с цифрами и фактами, со ссылками на нормативно-правовую базу.

Т.Д.: И с позитивным настроем. Это очень важно. А главам администраций не нужны социальные взрывы из-за нехватки мест в детских садах. Кроме того, и у мэров есть сердце…

Кор.: И пусть оно бьется в унисон с сердцами педагогов-дошкольников.

Беседу вела Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru