Окончание. Начало см.
№ 24/2005; 1/2006
Самоценность детства
К 100-летию со дня рождения А.В.
Запорожца
В 2005 году
исполнилось сто лет со дня рождения
отечественного психолога А.В. Запорожца (1905—1981).
Ученик Л.С. Выготского, Александр Владимирович
Запорожец развил и обогатил теорию психологии
детей дошкольного возраста. Его трудами в 1960 г. в
нашей стране впервые был создан специальный
научно-исследовательский институт, деятельность
которого была посвящена изучению дошкольного
детства, — НИИ Дошкольного воспитания. Под
знаком столетия со дня рождения А.В. Запорожца —
замечательного ученого и человека — российское
дошкольное образование входит в 2006 год.
Психолого-педагогическое
сообщество отметило это событие Международной
конференцией «Наука о детстве и современное
образование», посвященной столетию А.В.
Запорожца, и выходом в свет книги «А.В. Запорожец
— человек и мыслитель. Воспоминания соратников,
учеников и друзей» (составитель Л.А. Парамонова).
Мы посвящаем этому событию серию материалов на
страницах своей газеты.
Ученики и соратники Александра Владимировича
вспоминают своего учителя и дают оценку его
вкладу в науку и практику дошкольного
образования.
Николай Веракса, доктор
психологических наук, заведующий Центром им. Л.А.
Венгера, профессор МГППУ:
Александр Владимирович Запорожец
значит для меня невероятно много в личностном
плане. Благодаря его рекомендации меня приняли в
МГУ. Сейчас даже стыдно вспоминать, до чего
наивным я тогда был: пришел и на вступительном
экзамене заявил А.Леонтьеву, что мой любимый
психолог — Зигмунд Фрейд. До сих пор помню, как
Леонтьев на меня смотрел. А потом сказал: «Ладно,
возьмем тебя. Надо, чтобы ты образование получил.
И Александр Владимирович за тебя
ходатайствовал».
Я не знаю, был ли Запорожец загадочной
личностью. Но то, что он был ЛИЧНОСТЬЮ, абсолютно
верно. Причем личностью, обладающей каким-то
магическим воздействием на людей. Я, например,
очень четко помню впечатление от появления
Запорожца в аудитории и потом в Институте
дошкольного воспитания: он где бы то ни было
появлялся раньше, чем входило его тело.
Авторитетом он был безусловным. В той непростой
жизни он мог идти на компромиссы, но эти
компромиссы всегда имели четко обозначенный
предел.
Что касается научных взглядов
Александра Владимировича, он был категорическим
противником натуралистического подхода в
психологии. До Запорожца детское восприятие,
например, рассматривалось как натуральный
процесс, на который взрослый никак не мог
повлиять. Благодаря же Запорожцу была
разработана система сенсорного воспитания в
дошкольном возрасте, кардинальным образом
сдвигавшая представления о восприятии ребенка и
о его развитии. Эта система была настолько
глубока, целостна и органична, что принесла
Александру Владимировичу известность не только
в отечественной, но и в зарубежной психологии.
А.В. ЗАПОРОЖЕЦ
Развитие рассуждения в дошкольном
возрасте
Интересно, что вначале ребенок не
осознает оснований своих суждений. Он не говорит,
что спичка потонет потому, что она маленькая. Он
просто заявляет, что она не умеет плавать. И все
же здесь явно намечается элементарная связь
суждений о единичных явлениях через известное
обобщение.
На следующей ступени развития, у детей
4—5 лет, рассуждение по поводу плавающих и
тонущих предметов приобретает более сложный
характер.
Экспериментатор в беседе с девочкой 5
лет нарочно подбирает маленькие плавающие
предметы, для того чтобы проследить, образует ли
ребенок соответствующее обобщение.
Экспериментатор показывает ребенку
сосновую иголку. «Она будет плавать. Она
маленькая и легкая», — говорит ребенок.
Мы видим, что на основе ряда специально
подобранных фактов ребенок пришел к известному
обобщению. Да и не только пришел к обобщению, но
сознательно пользуется им при решении задачи
«Щепочка плавает, потому что она маленькая и
легкая». После этого ребенку показывают
маленькую английскую булавку и спрашивают: «Как
ты думаешь, она будет плавать?». Ребенок кивает
головой и говорит: «Да, она маленькая».
Оформившееся обобщение начинает
влиять на последующие суждения ребенка, и, так
как это обобщение является очень несовершенным,
ребенок под его влиянием впадает в характерные
ошибки. В предварительных опытах наша испытуемая
совершенно правильно полагала, что булавка не
будет плавать. Но теперь, придя к заключению, что
маленькие, легкие вещи плавают, она утверждает,
что английская булавка тоже поплывет.
Бросив булавку в воду и обнаружив, что
случившееся не оправдало ее предположений,
девочка прибегает к маленькой хитрости. Она
говорит: «Ты знаешь, булавочка не такая
маленькая, она в воде убольшается». И, для того
чтобы подтвердить свои слова, она опускает руку в
воду и раскрывает там булавку. Ребенок настолько
укрепился в своем понятии, что ему трудно сразу
же отказаться от него даже перед лицом
противоречащих ему фактов. Однако значит ли это,
что ребенок не чувствителен к противоречиям, что
он игнорирует действительность, когда она не
соответствует понятиям?
Дальнейшие наблюдения показывают, что
это не так. Экспериментатор показывает маленький
гвоздик. Ребенок с досадой говорит: «Он не будет
плавать, хотя и маленький. Больше ты меня не
обманешь». История с булавкой не прошла для
ребенка даром.
Под влиянием новых фактов он отказался
от первоначального обобщения и ищет новых
оснований для своих суждений. Интересно, что на
этой стадии развития ребенок, хотя и
аргументирует свои суждения, базируясь на
известном обобщении, однако не делает этого
обобщения предметом своего анализа, он им
пользуется лишь как средством угадать в этой
игре, а если это средство оказывается негодным,
то отбрасывает его и отыскивает другое.
В дальнейшем у ребенка 6—7 лет
рассуждение в данной ситуации приобретает еще
более сложный и совершенный характер.
Пожалуй, наиболее характерная
особенность этого этапа заключается в том, что
параллельно с суждениями об отдельных явлениях
идет сознательная работа над самими понятиями.
У младшего ребенка в результате
наблюдения ряда фактов создавались определенные
обобщения, которые он использовал в последующих
обобщениях. Здесь же обобщения не просто
создаются, ребенок сам активно создает их,
исправляет, усовершенствует. Образование
обобщений становится особой задачей. Приведем
одну иллюстрацию. Экспериментатор показывает
ключ ребенку (6 лет, 6 месяцев).
Ребенок. Он утонет. Он
железный и тяжелый.
Экспериментатор показывает обрубок
дерева.
Ребенок. Он будет плавать. Он
деревянный.
Экспериментатор. А ты раньше
говорил, что тяжелые вещи тонут. Ведь этот брусок
тяжелый.
Ребенок. Это я так сказал.
Деревянное все равно поплывет, хоть и целое
бревно будет.
Экспериментатор показывает ребенку
жестяную коробочку из-под вазелина.
Ребенок. Она утонет. Она
железная.
Экспериментатор бросает коробочку в
воду. Коробочка плавает. Ребенок конфузится,
берет коробочку в руки, смотрит на нее и говорит:
«Она хотя и железная, но пустая внутри, потому она
и плавает. Вот пустое ведро тоже плавает. Оно
много места занимает, а само легкое».
Мы видим, как в процессе рассуждения
постепенно формируется понятие ребенка,
приводится в соответствие с наблюдаемыми
явлениями.
Конечно, те понятия, которые
ребенок-дошкольник образует в результате
самостоятельных наблюдений над простейшими
физическими явлениями, еще более далеки от
совершенства и глубоко отличаются от тех,
которые, став школьником, он усвоит на уроках
физики. <...>
Важно лишь отметить, что там, где нам
удается создать соответствующие благоприятные
условия, где ребенок поставлен перед понятной и
близкой ему задачей, где он может опереться на
наблюдение доступных его пониманию фактов, мы
можем наблюдать возникновение элементарной
формы логически правильного рассуждения.
Ребенок при помощи взрослого
постепенно научается мыслить самостоятельно,
согласовывать свои суждения с действительностью
и не впадает при этом в противоречия.
Первоначально познавательные задачи
возникают у ребенка в связи с игровой и
практической деятельностью. Но постепенно у
старшего дошкольника познавательная задача
может выступить в ее собственном содержании как
задача овладеть новыми знаниями, обогатить свои
понятия о действительности.
|