Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2006

ДЕТСКИЙ САД СТО ЛЕТ НАЗАД

Связь детского сада со школой

Индивидуальное развитие ребенка достигается уходом, воспитанием и обучением. Обучение совершается в школе, откуда ребенок поступает непосредственно в жизнь; детский же сад есть только подготовительное заведение для школы. Спрашивается: какое значение имеет воспитание детского сада для индивидуального развития ребенка и преимущественно для поступления его в школу?

Чтобы ответить на этот вопрос, должно предварительно сказать несколько слов о сущности обучения в школе.

Обучение следует всегда известному систематическому плану, составленному учителем, скачков не дозволяется; оно идет от простого к сложному, от легкого к трудному по синтетическому или аналитическому методу. Форма обучения в школе повествовательная или вопросительная. Учитель излагает всем детям какой-нибудь предмет, не заботясь о том, понимает ли его каждый ребенок в отдельности, и требует впоследствии, чтобы все дети отвечали одинаково хорошо на его вопросы. Стало быть, от ученика в школе требуется: полная внимательность к изложению учителя, способность верно понимать, усваивать себе и сохранять в памяти услышанное, и способность выражать словами свои мысли.

В каком возрасте и каким образом ребенок делается способным удовлетворять этим требованиям? Органы ребенка от 2 до 7 лет не имеют еще надлежащей крепости: они продолжают еще развиваться. Поэтому в этом возрасте необходима равномерная и пропорциональная деятельность для всех органов тела. Если ум в это время занят односторонней, систематической деятельностью (как это бывает у детей, которых рано отдают в школы), он развивается за счет остальных органов тела. Последние заболевают и мешают впоследствии развитию мозга: желудок и кишки начинают дурно переваривать пищу, вследствие того, что органы мало требуют ее, по причине их бездеятельности; являются поносы, кишечные болезни со всеми их последствиями. Мозг, не получая затем достаточно нормальной пищи, заболевает и лишает ребенка возможности развиваться нормально. Такие случаи встречаются часто у тех детей, которые очень рано «удаются в умственном отношении». Такой ребенок делается слишком восприимчивым к вредному влиянию окружающей среды и обыкновенно рано умирает. Матери радуются, что их ребенок так рано уже все знает; они покупают ему книжки, заставляют его учить наизусть басни и другие слова, которых он понимать не может, и восхищаются гениальностью своего ребенка. Несчастные эти матери не ведают, что в этих гениальных способностях кроется приближающаяся болезнь и скоро за тем наступающее ослабление всего тела и преимущественно мозга ребенка.

Ребенок любит жизнь подвижную; весело проводит он время со своими игрушками; беспечно переходит он с одного предмета на другой; всюду находит наслаждение. Будущность представляется ему в самом ярком виде; он верит всему; он делает все из всего: «из палки он делает себе ружье и лошадь — предметы, имеющие весьма отдаленное сходство между собой, из палочки он делает себе саблю; каждая тряпочка превращается у него в куклу и каждый уголок — в домик». Все вокруг него играет, и все сотворено для игры. Игра — его жизнь; в игре он обнаруживает всю свою подражательную деятельность. Если вы засадите вашего ребенка в этом возрасте за школьную скамью, вы вносите погибель в жизнь ребенка, вы нарушаете гармонию развития его органов, лишаете его откровенности и вселяете в нем заботы. В этом возрасте обучение систематическое ему вредно. Этот возраст ребенок должен, по нашему мнению, непременно провести в детском саду.

Здесь нет одностороннего, систематического обучения; всестороннее, гармоничное развитие всех органов тела — вот воспитание детского сада. Воспитатели детского сада входят с любовью и преданностью в круг детей, играют с ними и применяются, по мере возможности, к индивидуальности каждого отдельного ребенка. Детский сад не удерживает ребенка долго на одном и том же предмете, как это бывает в школах, не знакомит его также с ним поверхностно, но, возбуждая ребенка, он сосредоточивает его внимание на предмете, сколько это позволяет его индивидуальность и сколько ему нужно для ознакомления с его (предмета) главными особенностями, доступными ему. Не напрягая постоянно и сильно мозговой деятельности ребенка, детский сад расширяет его кругозор и содействует совместному развитию органов тела. Детский сад влияет на чувства ребенка (возбуждая их приличными стимулами) и доставляет работу, деятельность его органам движения. Ребенок в детском саду живет мирно; лицо его веселое и открытое; он приходит туда с радостью и проводит время с пользой. Мало-помалу, развиваясь медленно, ребенок начинает обращаться от свободной игры к правильной деятельности и приготовляется медленно к систематическому обучению. Многие дети способны уже в начале седьмого года к более или менее правильному обучению; тело их уже достаточно окрепло, они могут сидеть на одном месте более или менее долго, мозг их может уже работать некоторое время правильно, не уставая, и они понимают уже то, что учитель рассказывает. Однако же большая часть детей (и их гораздо больше) не в состоянии еще заниматься систематически с седьмого года.

Они должны провести часть времени в элементарном классе детского сада.

Элементарный класс есть переход от детского сада к школе и вмещает в себе детей 6 и 7 лет; он должен окончательно подготовить ребенка к школе. Здесь ребенок знакомится с азбукой, письмом и счетом, необходимыми для школы. Но обучение не подавляет в ребенке желание учиться; он продолжает еще играть несколько времени с маленькими детьми, и вместе с тем он понемногу «входит в ученье». В элементарном классе ребенок привыкает сидеть на одном месте, не чувствуя усталости. Материалы, предложенные здесь ребенку для игры, должны окончательно развить его органы чувств. Нормальное отправление органов чувств есть необходимое условие для поступления в школу: все в школе воспринимается ими; они — путь принятия впечатлений. Здесь также ребенок научается отличать сходные и несходные признаки предметов, долго заниматься одним предметом и выражать яснее словами свои впечатления и представления.

Когда ребенок находится на этой степени развития, он уже не хочет больше играть в детском саду, ему хочется в школу; он долго рисует, пишет и меньше играет.

Желательно было бы, чтобы всякий ребенок, поступающий в школу, провел предварительно время в детском саду. Ибо прямое поступление ребенка в школу не гарантирует нормальное индивидуальное развитие его. В школе обращается внимание на преподаваемый предмет, а в детском саду — на ребенка. Предмет здесь играет второстепенную роль, он есть только средство для достижения известной цели. Чтобы вынести пользу из школы, необходимо быть подготовленным к ней, а подготовку эту дает детский сад. Занятия детского сада дают детям надлежащую подготовку и делают их способными быть хорошими учениками в школе. Следовательно, детский сад играет, с одной стороны, важную роль в деле индивидуального развития ребенка, и, с другой стороны, он есть важный атрибут для школы, а не удачная выдумка филантропии.

По материалам ежемесячного педагогического журнала для воспитателей «Детский сад»,
июль 1866 г.

 

Рейтинг@Mail.ru