Николай ЗУБКОВ
Бег
(печатается с сокращениями)
В первом классе я очень плохо бегал. А
Брюс Ли бегал очень хорошо. Он был благородным и
сильным. Я любил смотреть фильмы с его участием,
мне даже кто-то подарил плакат с его
изображением. Если бы Брюс Ли был жив, я
обязательно нашел бы его и сказал ему спасибо,
потому что он очень многому меня научил.
Ну так вот, я очень плохо бегал, это
стало понятно почти сразу, в сентябре. Занятия
физкультурой у нас пошли почему-то только со
второй недели, зато пошли сразу и как-то очень
быстро. Обычно учителя, когда видятся с детьми в
первый раз, делают вводный урок. Они входят в
класс, здороваются, представляются и что-то
рассказывают и чуть-чуть спрашивают, проверяют,
как дети готовы к восприятию предмета, что они
уже знают и так далее. Мы, стоя в раздевалке, в
первый раз одетые в физкультурную форму, ожидали
примерно того же. Нам было весело и уютно, потому
что пока со всеми учителями у нас было все хорошо.
Еще мы ожидали чего-то интересного, потому что
урок должен был проходить на улице. Но все
произошло совершенно по-другому, не так, как мы
ожидали. Учительница вошла в раздевалку и просто
спросила: «Все готовы?» Ее лицо ничего не
выражало. Она, казалось, была где-то совсем в
другом месте, которое совсем не похоже на школу,
поэтому мы испугались, и она повторила вопрос
громче: «Все готовы?!» Половина класса
сообразила, что надо ответить: «Да». Это «да»
прозвучало очень уныло. «Тогда на выход!»
Мы переглянулись и стали выходить.
Учительница вышла первая, она не оборачивалась,
чтобы посчитать нас, или поторопить, или сказать,
куда мы идем. Она просто шла не оборачиваясь. Я
чувствовал, что всем неуютно и страшно.
Мы вышли на улицу. День стоял
солнечный, хороший. Было тепло, и прохладный
ветерок носил по подворотням песни птиц и смех с
детских площадок. Учительница кое-как построила
нас и, наконец, представилась. Я подумал, что,
может быть, с ней все будет так же, как с другими
учителями.
Она выдержала паузу и осмотрела нас, с
тем же лицом без выражения: «По порядку
рассчитайсь!» Половина класса стала
рассчитываться на «первый-второй», другие просто
не знали этой команды, не поняли, чего от них
хотят, и удивленно смотрели на учительницу. Кто
первый, кто второй? Нас ведь тридцать человек! Мне
показалось очень глупым считать только до двух.
Она стала кричать, или громко
объяснять — различить это в ее исполнении было
невозможно. Потом я понял, что для нее, наверное,
это уже одно и то же. Но такая манера говорить
меня всегда смущала, я не чувствовал ее
действительного эмоционального состояния. Я
примерно представлял себе, какие выводы
учительница должна сделать: полкласса просто
забыли все за лето, и надо их растормошить, чтобы
они быстренько вспомнили, что значит
«Рассчитайсь!».
Она кричала, а мы стыдливо
переглядывались, пытаясь как-то выполнить ее
требования. Я был среди тех, кто не знал ни команд,
ни упражнений. Хороший день перестал нас греть и
радовать, мне стало в нем очень одиноко. Я вдруг
понял, что не могу именно сейчас пойти на детскую
площадку, где смеются дети помладше, потому что я
в школе, и еще я не смогу сделать это завтра в это
же время, потому что я тоже буду в школе. И еще
одиннадцать лет с сентября по май я не смогу
куда-то ходить в это время — туда, куда хочется
обычно пойти, чтобы почувствовать, какой это
хороший погожий или непогожий день. И детские
крики, и смех, и пение птиц, и румяные листья, и
улыбчивые девчонки, и яркие краски — все стало
какое-то чужое, потому что вот я на улице, но при
этом я в школе. Одиннадцать лет!.. Мне стало так
скучно, как больше ни разу не станет потом, в
течение всего обучения в школе.
Мы побежали. Надо было сделать три
круга вокруг школы. На втором круге я стал
задыхаться, и меня осенило: одиннадцать лет — вот
в чем дело! Вот почему она так с нами работает. Это
был первый год введения одиннадцатилетнего
образования. До этого момента дети приходили в
школу из подготовительных групп детского сада.
Они уже умели считать, писать, они уже проходили
основы физической культуры. Теперь
подготовительных групп не существовало, их
функции перешли к первым классам школы. Учителя
называли нас даже не первыми классами, а
«нулевкой». А учительница физкультуры раньше
имела дело только с детьми первых классов, с
детьми, которые понимали, что она от них требует.
У нас в классе были такие дети — половина. Они
пришли к нам в школу из других детских садов.
Я бежал последним и на полкруга отстал
от остальных детей, но мое прозрение помогло мне
поторопиться, и я почти догнал всех. Мне хотелось
поговорить с ней, все ей объяснить, сказать, что
это недоразумение, что мы ни в чем не виноваты,
что не надо так кричать, что день хороший, воздух
свежий, что не надо отбирать у нас эту осень, эти
краски. Мы их плохо видим за вашим криком. Когда я
подбегал, она уже строила детей в круг. Я назвал
ее по имени и отчеству, но ничего больше сказать
не смог, потому что задыхался. Она подхватила
меня за руку и вывела в центр круга. Я наклонился,
оперся руками на коленки и смотрел в асфальт. С
меня лил пот, в голове гудело, в глазах
пульсировали красные круги. Я не мог ничего
говорить, а она могла.
И учительница стала говорить другим
детям про меня. Про то, что я, наверное, слишком
много смотрю телевизор и не делаю зарядку. Про то,
что у меня ничего не получится ни в каких играх и
надо мной будут смеяться. Про то, что с меня не
следует брать пример. Потом она сказала, что
такой слабый класс она еще никогда не видела, что
надо поставить всем двойки и тройки. Потом снова
говорила про меня, потом снова про класс... Пауза...
И тут она показала на единственного ученика,
который ей понравился. Сказала, что только он
соответствует почетному званию первоклассника,
что он правильный и с ним хорошо заниматься.
К концу ее речи я немного отдышался и
решил подойти к ней отдельно.
Учительница делала какие-то отметки в
журнале, а я стал сбивчиво и смущенно объяснять
ей ситуацию. Когда я закончил, она подняла свое
пустое морщинистое лицо и просто спросила: «У
тебя все?»
От сказанного ее лицо никак не
изменилось, и я смог только пролепетать: «Да». —
«Тогда иди в класс».
Тут меня посетило второе прозрение за
день: она все это знала. Ведь эта учительница
работает давно, ей много лет, и всю жизнь она
работала с первыми классами после
подготовительных групп, получая за это совсем
небольшие деньги, срывая голосовые связки,
выслушивая претензии от родителей. Она явно не
очень любит свою работу. А тут произошли
изменения, без ее ведома, надо что-то делать
по-другому, и не поймешь, кто тут откуда: кто — из
«подготовительных», а кто — просто из детского
сада. Почему она должна меняться, ведь она
ЧЕЛОВЕК? К чему такие сложности, да еще за такие
деньги? У нее и так очень много проблем, ведь это
было очень сложное время, голодное время, пьяное
время, с которым надо было как-то справляться. А
тут еще эти дети, чужие дети на работе, нет уж...
ведь она человек...
Я, конечно, не думал все это вот так,
такими словами. Я просто почувствовал это. И еще
целый день после этого чувствовал себя идиотом,
обманутым идиотом. Одноклассники не сильно
впечатлились ее речью о плохом и хорошем ученике.
Они испугались такого обращения, они еще к этому
не привыкли. Но я, как живой «плохой пример», весь
день чувствовал себя идиотом.
Пока не сел смотреть фильм с Брюсом Ли.
Его мимика мало что выражала, и
окружающие не могли по ней угадать, что он
собирается сделать. Его ходы были всегда просты и
неожиданны, они выглядели как единственно
верные, но при этом рискованные и отчаянные. В нем
читались сила, терпение, мудрость и неоспоримое
превосходство над другими героями фильма. Я
смотрел на себя в зеркало и искал в себе его
черты, его невозмутимость. Нет, я не думал о том,
как я побью учительницу: Брюс Ли не ввязывался
первым в драку. Он всегда терпел и ждал момента:
так учат почти все школы восточных единоборств. Я
думал, как я сделаю что-то такое, что сразу
расставит все на свои места, и эта несчастная,
старая и некрасивая учительница все поймет. И я
буду невозмутимо радоваться своей победе, гордо
заложив руки за спину, чувствуя, что я знаю себе
цену, и больше этой цены не знает никто. И краски
возвращались, и я снова мог думать о «хорошей»
школе, о добром классном руководителе,
представлять, как мы выходим на прогулку и играем
в песочнице. Просто надо что-то такое сделать… Но
что сделать, я не знал. И на следующем уроке
физкультуры повторилось все то же самое.
Уроки не отличались разнообразием. Мы
снова бегали три круга, и я снова прибежал
последним. Снова центр человеческого круга,
снова одышка и красные круги перед глазами. И на
этот раз одноклассники смотрели на меня как-то
по-другому: может быть, так надо? Может,
действительно этот парень никуда не годится и
следует от него немного отстраниться? Ведь
учитель взрослый, и он, наверное, что-то в этом
понимает, если так говорит, и тем более, если
кричит? Так настойчиво и ясно об этом кричит,
загораживая все вокруг своим криком?
Дома я снова посмотрел фильм с Брюсом
Ли. Потом я снова подошел к зеркалу и стал искать
в себе черты Брюса. Стал думать, есть ли у меня
что-то из одежды, похожее на кимоно. Я попробовал
сделать несколько движений, как Ли, у меня не
получилось. Не получилось даже подражать, и я
понял, что мало быть просто похожим на Брюса. Надо
учиться. Ведь Ли не сразу стал таким невозмутимым
и спокойным.
Я решил тренироваться, решил стать
таким же, чтобы всегда так же гордо закладывать
руки за спину и с легкостью смотреть в лицо
врагам и себе.
Я стал бегать. Когда гулял. Друзья
смотрели на меня удивленно. Я не играл с ними, я
заставлял себя отказываться от игр. Когда я
приезжал к бабушке, я первым делом хватался за
дедушкины гантели и донимал его просьбами
показать мне всякие упражнения. Я учился
отжиматься, делал бесконечные упражнения на
растяжку, придумывал упражнения сам и постоянно
смотрел фильмы о восточных единоборствах,
соревнования, любительские спарринги. Но это не
помогало.
Я приходил на физкультуру и снова
попадал во власть отведенной мне роли — роли
плохого ученика. Как только я видел эту
учительницу, все приобретенные мною навыки
пропадали. Для этого достаточно было посмотреть
ей в глаза. Их безразличие убивало, действовало
на меня, как снотворное, занимало все мое
внимание. Безразличие без малейшей бреши. И
крик...
Я отчаялся. Я начинал верить в то, что я
действительно плохой и безнадежный. От
окончательной веры в это меня удерживал только
Брюс Ли. Он стоял у меня за спиной, когда мне было
особенно тяжко, и молча клал мне руку на плечо. Он
всем своим видом говорил: «Действуй дальше, я с
тобой, и твоя сила с тобой. Надо только найти ее!»
И я отчаянно тренировался дальше. Через два
месяца, когда мы стали заниматься в спортивном
зале, я уже почти садился на шпагат и уверенно — в
позу «лотоса». Я приседал пятьдесят раз за сорок
секунд, я отжимался тридцать раз и подтягивался
семь раз, хотя подтягиваний у нас на физкультуре
еще не было. Но все это мне по-прежнему не
помогало.
И тут на экраны вышел фильм «Не
отступать и не сдаваться-2». Там главным героем
был мальчик, сын директора школы восточных
единоборств, который увидел поражение и отчаяние
отца. Его кумиром, как и моим, был Брюс Ли, и он так
же бесконечно тренировался, и у него так же
ничего не получалось. И когда он совсем отчаялся,
даже расплакался, можно было бы фильм закончить.
Тогда это был бы хороший фильм о том, как бывает
плохо и одиноко. Но вот мальчик смотрит на плакат
с Брюсом и говорит: «Если бы ты был моим учителем,
ты бы подсказал мне, что делать». Или что-то
подобное он говорит, или вообще ничего не
говорит, а просто смотрит на плакат с Ли. И Брюс
приходит к нему и становится его учителем,
конечно, прежде надавав ему по шее за сопли. И
фильм не заканчивается, а становится плохим
фильмом о том, как побеждают. Но это было неважно.
Мое отчаяние прошло вместе с отчаянием главного
героя, и я стал тренироваться еще больше. Я снова
стал спокоен и невозмутим. Я ждал момента.
И момент настал. Когда он настал, я уже
все упражнения делал правильно и быстро, не
обращая никакого внимания на учительницу. Я стал
к ней безразличен так же, как и она ко мне.
Мы снова бежали на время. И мы с этим
мальчиком, которого она хвалила в начале года,
пробежали больше всех кругов. И я сказал ему, что
недурно было бы в следующий раз прибежать
последними. Он спросил, зачем, а я ответил, что
интересно будет посмотреть на учительницу после
этого. Что, по-моему, это будет смешно. Он немного
подумал, улыбнулся и согласился. Он вообще был
большой засранец, и ему нравились такие вещи. Мы
так и сделали на следующем уроке. Мы бежали
последними и разговаривали. Когда кто-то пошел
шагом, держась за правый бок, мы тоже пошли шагом,
чтобы не обогнать его. И при этом мы даже не
смотрели на учительницу. Потом мы дали два круга
с ускорением, шутливо поторапливая своих
одноклассников, потом снова пошли шагом — за
теми, кто уже не мог бежать. Когда все сели на
скамейку, мы посмотрели на учительницу: на ее
лице не было безразличия. Она смотрела зло и
сосредоточенно. Мы переглянулись с другом, и нам
стало еще веселее. И немного страшно. Она вызвала
нас, поставила перед классом и стала отчитывать,
что мы обленились и думаем, что все можем, что
позволяем себе отдыхать, когда все работают, что
с нас не надо брать пример, что очень скоро у нас
все будет плохо. И я перебил ее. Я вежливо назвал
ее по имени и отчеству и объяснил, что мы так
пробежали, потому что так хотели пробежать, а
вовсе не потому, что нам было лень или мы
возомнили, что нам необязательно тренироваться.
Она прореагировала на это странно. Она
прокричала что-то невнятное и потребовала
отжаться двадцать раз. Мы приняли упор лежа, нам
все еще было весело. Она стала считать: «Раз, два,
три...» Иногда она специально увеличивала темп,
иногда заставляла нас замирать на каком-то счете.
Учительница закончила считать, но мы не
остановились: мы отжались еще двадцать раз,
десять из которых мы сделали с хлопками, не
сговариваясь. После этого учительницу уже мало
кто слушал. Зато тренироваться стали все и до
принятых для первого класса норм в нашем классе
тоже дотянули все.
Я думал, что именно этого она от нас
добивалась. Но однажды мы пришли на очередной
урок физкультуры, а ее не было в зале. Через
двадцать минут в зал зашел завуч и смущенно
сказал, что урока не будет, потому что
учительница ушла из школы, и повел нас заниматься
чем-то другим.
Наверное, мы были не самой главной
причиной ее ухода, но я не сомневаюсь в том, что мы
были одной из причин. И мне было жалко эту
учительницу. Мне хотелось вернуть ее, хотелось
сказать, что бог с ним со всем, мы будем бегать,
как надо, прыгать, как надо, и не будем вам мешать
горевать о чем-то своем. Потому что я вовсе не
хотел прогнать ее, я хотел ее изменить, хотел
исправить ситуацию…
Брюс Ли стоял рядом и молча смотрел на
меня. Я знаю, что в этой победе он видел и
поражение. А я больше в нем не нуждался.
С тех пор я не люблю побеждать…
|