Едем, летим, плывем
Универсальный конструктор для детей
дошкольного возраста
Ребенку нравится живое движение
представлений в его голове, и он хочет, чтобы
игрушки хоть сколько-нибудь соответствовали
ассоциациям его воображения. Поэтому самая
лучшая игрушка для него та, которую он может
заставить измениться самым разнообразным
образом.
К.Д. Ушинский
В середине шестидесятых годов
появилась новая мебель — «гибрид» дивана со
спальным местом под названием «софа». «Софа», в
отличие от классических довоенных диванов, не
была целостным сооружением: ее мягкая часть
состояла из отдельных подушек. Эти самые подушки
открыли новую эпоху детских домашних игр:
вопреки или с согласия родителей, дети стали из
них строить. Воздвигались самые разнообразные
сооружения — от домов до космических кораблей.
Отечественные детские сады эта волна никак не
задела: там не было подобной мебели.
А на Западе склонность детей играть в
подушки была тут же подмечена предприимчивыми
производителями игрушек. В результате были
изобретены конструкторы из мягких модулей —
объемных геометрических форм, обтянутых
кожзаменителем разных цветов. В российских
детских садах они появились совсем недавно. Но
уже в начале 90-х, с возникновением новой
мебельной моды на пуфы и с их появлением в
дошкольных учреждениях, новое детское поколение
стало использовать в групповых играх подушки
разной формы и величины — с большей или меньшей
степенью изобретательности по сравнению с
детьми шестидесятых—семидесятых годов.
Видимо, все эти обстоятельства и
подтолкнули Любовь Илюшину,
воспитательницу детского сада № 46
г. Узловая Тульской области, создать
набор подушек, которые можно использовать для
решения определенных методических задач, а
именно — для освоения детьми темы «Транспорт».
Она назвала свой набор конструктором
«Еду, лечу, плыву». Кроме подушек, в конструкторе
должны быть дополнительные детали, позволяющие
детям идентифицировать свои постройки с тем или
иным транспортным средством: руль, штурвал,
панель управления, мачта с флажком и т.п.
Величина подушек должна быть такой,
чтобы дети могли разместиться внутри сложенных
конструкций. Подушки могут быть сделаны из
любого подходящего для этой цели материала.
Главное предъявляемое к ним условие — их вес: они
должны быть достаточно легкими и устойчивыми, с
плоскими поверхностями, т.к. при необходимости
детали должны ставиться друг на друга.
Строительство из деталей конструктора
может быть использовано на занятиях по
конструированию, по развитию речи и по
математике, а также для организации
сюжетно-ролевых и строительных игр.
При использовании конструктора для
игр и занятий с детьми младшего дошкольного
возраста можно решать следующие педагогические
задачи:
— учить детей сооружать из деталей
конструктора различные транспортные средства —
автобус, самолет, ракету, лодку. При
строительстве активизировать ранее полученные
умения — накладывать детали конструктора друг
на друга, приставлять друг к другу,
совершенствовать конструктивные умения;
— учить детей различать и сравнивать части
конструктора и элементы сооружаемых построек по
ширине, длине и высоте (больше — меньше, длиннее
— короче, выше — ниже, уже — шире), по
геометрической форме и цвету;
— закреплять и развивать навыки счета;
— учить самостоятельно преобразовывать
постройки (в высоту, длину, ширину), а также
придумывать новые решения в сооружении того или
иного вида транспорта;
— обобщать знания детей о различных видах
транспорта;
— развивать у детей желание сооружать постройки
по собственному замыслу и использовать их в
сюжетной игре.
В старшем дошкольном возрасте игру в
конструктор можно усложнить за счет обучения
детей работать коллективно, договариваться, кто
какую часть работы будет выполнять. Можно учить
детей самостоятельно собирать постройки по
рисунку-схеме.
Мы едем, едем, едем!
На стене в холле детского сада № 44
«Тополек» г. Шахты нарисована карта-схема
детского сада с прилегающими к нему дорогами.
Вдоль дорог протянуты лески, на которые
«нанизаны» игрушечные машинки. При желании
ребенок может передвинуть машинку с места на
место, а заодно указать, где и как можно перейти к
детскому саду через дорогу. Макет позволяет не
только запомнить дорожные символы и получить
представление об условных изображениях на карте,
но и исчерпывающим образом иллюстрирует тему
«Транспорт»: среди белых бутафорских облачков
над детским садом кружат вертолеты, куда-то летят
самолеты.
Это реалии сегодняшнего дня.
По обе стороны от макета тема
«Транспорта» разыгрывается в сказочном ключе.
Здесь оборудована выставка совместных поделок
детей и родителей, изображающих сказочные
средства передвижения. Среди экспонатов есть
всем знакомые ступа Бабы Яги и печка Емели, а есть
невиданные космолеты из будущего.
|