Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2006

УЧИСЬ ИГРАЯ

Едем, летим, плывем

Универсальный конструктор для детей дошкольного возраста

Ребенку нравится живое движение представлений в его голове, и он хочет, чтобы игрушки хоть сколько-нибудь соответствовали ассоциациям его воображения. Поэтому самая лучшая игрушка для него та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом.

К.Д. Ушинский

В середине шестидесятых годов появилась новая мебель — «гибрид» дивана со спальным местом под названием «софа». «Софа», в отличие от классических довоенных диванов, не была целостным сооружением: ее мягкая часть состояла из отдельных подушек. Эти самые подушки открыли новую эпоху детских домашних игр: вопреки или с согласия родителей, дети стали из них строить. Воздвигались самые разнообразные сооружения — от домов до космических кораблей. Отечественные детские сады эта волна никак не задела: там не было подобной мебели.

А на Западе склонность детей играть в подушки была тут же подмечена предприимчивыми производителями игрушек. В результате были изобретены конструкторы из мягких модулей — объемных геометрических форм, обтянутых кожзаменителем разных цветов. В российских детских садах они появились совсем недавно. Но уже в начале 90-х, с возникновением новой мебельной моды на пуфы и с их появлением в дошкольных учреждениях, новое детское поколение стало использовать в групповых играх подушки разной формы и величины — с большей или меньшей степенью изобретательности по сравнению с детьми шестидесятых—семидесятых годов.

Видимо, все эти обстоятельства и подтолкнули Любовь Илюшину, воспитательницу детского сада № 46 г. Узловая Тульской области, создать набор подушек, которые можно использовать для решения определенных методических задач, а именно — для освоения детьми темы «Транспорт».

Она назвала свой набор конструктором «Еду, лечу, плыву». Кроме подушек, в конструкторе должны быть дополнительные детали, позволяющие детям идентифицировать свои постройки с тем или иным транспортным средством: руль, штурвал, панель управления, мачта с флажком и т.п.

Величина подушек должна быть такой, чтобы дети могли разместиться внутри сложенных конструкций. Подушки могут быть сделаны из любого подходящего для этой цели материала. Главное предъявляемое к ним условие — их вес: они должны быть достаточно легкими и устойчивыми, с плоскими поверхностями, т.к. при необходимости детали должны ставиться друг на друга.

Строительство из деталей конструктора может быть использовано на занятиях по конструированию, по развитию речи и по математике, а также для организации сюжетно-ролевых и строительных игр.

При использовании конструктора для игр и занятий с детьми младшего дошкольного возраста можно решать следующие педагогические задачи:

— учить детей сооружать из деталей конструктора различные транспортные средства — автобус, самолет, ракету, лодку. При строительстве активизировать ранее полученные умения — накладывать детали конструктора друг на друга, приставлять друг к другу, совершенствовать конструктивные умения;
— учить детей различать и сравнивать части конструктора и элементы сооружаемых построек по ширине, длине и высоте (больше — меньше, длиннее — короче, выше — ниже, уже — шире), по геометрической форме и цвету;
— закреплять и развивать навыки счета;
— учить самостоятельно преобразовывать постройки (в высоту, длину, ширину), а также придумывать новые решения в сооружении того или иного вида транспорта;
— обобщать знания детей о различных видах транспорта;
— развивать у детей желание сооружать постройки по собственному замыслу и использовать их в сюжетной игре.

В старшем дошкольном возрасте игру в конструктор можно усложнить за счет обучения детей работать коллективно, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. Можно учить детей самостоятельно собирать постройки по рисунку-схеме.

Мы едем, едем, едем!

На стене в холле детского сада № 44 «Тополек» г. Шахты нарисована карта-схема детского сада с прилегающими к нему дорогами. Вдоль дорог протянуты лески, на которые «нанизаны» игрушечные машинки. При желании ребенок может передвинуть машинку с места на место, а заодно указать, где и как можно перейти к детскому саду через дорогу. Макет позволяет не только запомнить дорожные символы и получить представление об условных изображениях на карте, но и исчерпывающим образом иллюстрирует тему «Транспорт»: среди белых бутафорских облачков над детским садом кружат вертолеты, куда-то летят самолеты.

Это реалии сегодняшнего дня.

По обе стороны от макета тема «Транспорта» разыгрывается в сказочном ключе. Здесь оборудована выставка совместных поделок детей и родителей, изображающих сказочные средства передвижения. Среди экспонатов есть всем знакомые ступа Бабы Яги и печка Емели, а есть невиданные космолеты из будущего.

 

Рейтинг@Mail.ru