Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2006

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Есть острые вопросы!

Наталья ШевчикРазговор об изменении организационно-правовой формы существования детских садов мы начали в
№ 21 за 2005 год. Наши читатели имели возможность познакомиться с различными взглядами экспертов на эту проблему, в том числе и с оценкой официального представителя Профсоюза работников образования и науки. Опасения, прозвучавшие в выступлении Владимира Лившица, мы попросили прокомментировать заместителя губернатора Тюменской области по социальным вопросам Наталью Шевчик.

Кор.: Наталья Александровна! В переходе образовательных учреждений в форму АНО противники этого процесса усматривают скрытую приватизацию детских садов. Что вы могли бы на этот счет возразить?

Н.Ш.: По этому вопросу нам уже пришлось иметь дело с прокуратурой. Одного депутата Госдумы из Омска страшно взволновала судьба тюменских дошкольников и их родителей. Он обратился с депутатским запросом в Генеральную прокуратуру, и прокуратура, в свою очередь, оформила запрос. Нам действительно инкриминировалась приватизация имущества образовательных учреждений. Прокуратура нас проверяла и в результате подготовила заключение, в котором выдвинутое в наш адрес обвинение снималось. Приватизация имущества может иметь место лишь в том случае, если АНО перестает заниматься образовательными услугами. Но наши-то АНО именно с этой целью созданы! И они имеют лицензии на ведение образовательной деятельности. Эти лицензии в связи с реорганизацией были переоформлены на тот срок, который был отпущен детскому саду раньше, когда он существовал в форме образовательного учреждения. Кроме того, у наших АНО остался прежний учредитель — муниципалитет. В результате непроработанности нормативной базы мы не смогли включить в число учредителей желающих акционеров, хотя такие были.

Кор.: Профсоюз усматривает в желании местных властей перевести детские сады в форму АНО попытку снять с себя ответственность за их содержание, получить возможность их разорять и таким образом обеспечить «законное» сворачивание сети дошкольного образования.

Н.Ш.: Непонятно, зачем нам разорять детские сады, если в них существует такая острая необходимость? Наоборот, мы сейчас строим новые садики. Мы возвращаем дошкольному образованию здания, в начале девяностых перепрофилированные в школы. Ежегодно увеличивается бюджетное финансирование расходов на эту очень важную сферу.

Кор.: Но детские сады тяжело содержать. И если здание сада разваливается, легче его разорить, чем делать капитальный ремонт.

Н.Ш.: Содержать детские сады действительно непросто. Но зачем же в основании любого управленческого акта видеть посыл безнравственного поведения? У нас, например, управленческая команда, которая работает в логике эффективного использования финансов, а не провоцирования населения на революционные выступления.
И обязанности, связанные с капитальным и — частично — с текущим ремонтом, при переходе сада в АНО остаются за муниципалитетом. Если люди, которые платят в городскую казну налоги, приводят ребенка в детский сад, крыша над ним капать не должна. Кроме того, я не вижу особой разницы. Если в бюджете нет денег на ремонт, какая разница, что развалится — детский сад в форме учреждения или детский сад в форме АНО?

Кор.: Есть еще одно опасение по поводу перехода, связанное с утратой отдельных работников АНО педагогического стажа и возможности выйти на выслугу лет.

Н.Ш.: Право выхода на пенсию по выслуге лет для работников организаций, имеющих лицензии на образовательную деятельность и деятельность по здравоохранению, рассматривалось российским Конституционным судом. Конституционный суд признал это право за всеми работниками независимо от организационно-правовой формы организации, в которой они работали. Однако эти изменения до сих пор не внесены в Пенсионное законодательство. Поэтому и возникают проблемы. Но мы, исполнительная власть Тюменской области, готовы судиться за каждого своего педагога, если ему будет отказано в пенсии по выслуге.
У нас есть все основания судебный процесс выиграть. Но в конце концов, я думаю, противоречия между решениями Конституционного суда и Пенсионного законодательства будут сняты.

Кор.: Еще один вопрос связан с изменениями родительской платы при переходе детского сада в АНО. Исходя из возможности и необходимости детского сада зарабатывать, не получится ли так, что детский сад, изменив форму, превратится в организацию для детей состоятельных родителей?

Н.Ш.: Плата в АНО дифференцированная. Существует два пути решения вопроса родительской оплаты за содержание ребенка в детском саду. Регулирующую функцию может оставить за собой муниципалитет. Но это, на наш взгляд, будет фактором, сдерживающим развитие сада. Регулирующая функция может быть передана попечительскому совету детского сада.
Кроме того, государственный заказ на образовательные услуги сильно превышает количество детей из состоятельных семей. И в регионе существует система мер по первоочередному обеспечению местами в детском саду детей из малообеспеченных и остро нуждающихся слоев населения. Но то, что в один детский сад родители будут стремиться сильнее, чем в другой, — это реальность образовательного рынка. Элитные детские сады и школы, отбирающие детей по конкурсу, были всегда. Форма АНО позволяет сделать более прозрачными условия набора в эти организации.

 

Рейтинг@Mail.ru