Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2006

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Использование элементов программированного обучения в целях развития познавательного интереса у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи

Из опыта работы Аллы Егоровны БРАЖНИК, д/с № 59, г. Белгород

Продолжение. Начало см. в № 2/2006

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «звук, слог, слово, предложение»

(обобщающее занятие)

Цель занятия:

1. Продолжать учить детей различать предложение, слово, слог, звук; делить предложения на слова, слова — на слоги, звуки.
2. Закрепить у детей умение определять слоговой состав слов, подбирать слова, сходные по слоговому составу.
3. Совершенствовать процесс звукового анализа и синтеза в работе над слоговым составом слова.
4. Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения, составлять предложения с опорой на символ.
5. Воспитывать умение употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
6. Активизация зрительного внимания, воображения и памяти детей.
7. Развитие умения использовать имеющиеся знания.
8. Развивать действия контроля.

Оборудование:

Наборы для составления схемы слова и схемы предложения (у каждого ребенка), шапочка для игры «Живые звуки», буквы, 2 домика для гласных и согласных букв, предметные картинки, Мальвина, Буратино, таблички «Напечатай букву» (у каждого ребенка), карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

— Какой сегодня день недели?
— Какой день недели был вчера?
— Какой день недели будет завтра?
— Какое сейчас время года?
— Вспомните, какая погода зимой? (Холодная, пасмурная...)

II. Постановка цели занятия

— Что вы сейчас называли? (Слова.)
— Из чего состоят слова? (Из слогов.)
— А слоги? (Из звуков.)
— А если слово написано? (Из букв.)
— Чем же отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем, раскрашиваем, печатаем, выкладываем из палочек.)
— Давайте мы с вами сегодня вспомним все, что успели узнать о звуках, буквах, слогах и словах.

III. Дифференциация гласных и согласных звуков, букв

— Давайте посмотрим, «кто, кто в теремочке живет». Разных жильцов мы встречали в этих теремочках, а теперь кто здесь живет? (Буквы.)
— А что буквы обозначают? (Звуки.)
— Сколько звуков обозначает одна буква? (1, 2.)
— А есть буквы, которые не обозначают звук? (Ь, ъ.)
— Какие буквы живут в домике с оранжевыми окнами? (Гласные.) Давайте назовем их. (А, у, и, ч.)
— Как вы узнали, что эти буквы и звуки, которые они обозначают, гласные? (Их можно петь; свободно произносим, плавно, с голосом.)
— Какие гласные вы еще знаете? (О, э.)
— Давайте назовем буквы, которые живут в соседнем теремочке. (Ш, ч, з, т.)
— Какие это буквы? (Согласные.)
— А почему эти буквы и звуки, которые они обозначают, называются согласными? (Их нельзя петь, ниточка рвется; их нельзя свободно произносить.)
— Посмотрите на жильцов. Это обычные буквы? (Это веселые буквы-человечки.)
— Да, они могут рассказать о себе много интересного. Отгадайте, какая буква о себе говорит: «Я — буква согласная, всегда твердая. Я не люблю петь, я не певучая буква. Но я люблю шипеть, как змея». (Ш.)
— А теперь представьте, что вы — веселые буковки-человечки. Что вы можете рассказать? Вспомните все об этой букве, и мы угадаем, какой буковкой вы захотите стать. (Рассказывают несколько детей.)

Примерный рассказ: «Я — буква согласная. Я не люблю петь, я — непевучая буква. Но я люблю звенеть, как комарик. Я — звонкая буква. Живу на первом этаже в теремочке». (З.)

— Почему звук [з] звонкий? (Если мы положим на горлышко ладонь, то почувствуем, как в горле дрожат струнки, вибрируют.)
— А почему звуки [ш], [ч], [т] глухие? (...не вибрируют, не дрожат.)
— Так какие звуки певучие? (Гласные.)
— А непевучие? (Согласные.)
— А что согласные любят делать? (Шипеть, скрипеть, рычать, шуршать, фыркать...)

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть.
Но не хочется им петь.

IV. Работа над слоговым составом слова

1) Так из чего же состоят слова? (Из слогов.)
— А слоги? (Из звуков.)
— Что же у нас получилось? (Схема слова.)
На доске изображена схема слова.
— Что эта схема рассказывает? (В слове один слог, 3 звука: согласный твердый, гласный, согласный твердый.)
— А какие слова подходят к этой схеме? Не забывайте: первый звук — твердый согласный. (Рак, мак, дом, лук, сок, суп...)

2) Давайте поиграем в «живые звуки». Сегодня выйдет тот, кто отгадает загадки про звуки в этом слове (картинка на доске).
— Какой мягкий звук в слове лиса?
— Какой 2-й звук в слове лиса?
— Какой третий звук в слове лиса?
— Какой последний звук в этом слове?
— Посмотрите, правильно ли встали буквы (у детей на голове шапочки с магнитными буквами).
— Читаем слово.
— Сколько слогов в этом слове? (2.)
— Как вы узнали? (Сколько гласных в слове, столько и слогов.)
— А сколько гласных может быть в одном слоге? (Всегда один.)
— А согласных? (Один, несколько или ни одного.)
— Кто может разделить слова на слоги?
— Читаем слово по слогам.
— Посмотрите, буковки разбежались... Кто сможет расставить их по местам?

3) Выкладывание схемы слова.

— Теперь, наверное, все правильно составят схему слова лиса.

(Дети выкладывают схему на столе.)

— Покажите первый слог. Назовите.
— Покажите второй слог. Назовите.
— Покажите на схеме, где «спрятался» мягкий согласный, назовите этот звук.
— Почему звук [ль] мягкий? (Потому что после этого согласного стоит звук [и]).
— Покажите второй звук во втором слоге. Назовите его.
— А какой звук «спрятался» в первом кружке 2-го слога?

V. Физминутка

1) Какое слово я задумала? (Логопед хлопает 2 раза.)

На доске предметы: карандаш, кот, замок.

— Почему вы думаете, что это слово замок? (Вы хлопнули 2 раза, и в слове замок
2 слога.)
— И как вы думаете, почему я именно это слово задумала? (Чтобы поиграть в замок.)

2) На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули,
покрутили,
постучали
и открыли!

VI. Работа над предложением

Составление предложений с опорой на символ.

— Подумайте, что я хочу сказать. (На доске — снежинки.) Дети называют предложения со словом снежинки.
— А теперь что я хочу сказать? (На доске — солнышко.) Дети называют предложения со словом солнце.
— Зимой может ярко светить солнце? (Да.)
— В какой день? (Ясный, морозный.)
— Сегодня ярко светит солнце. Что мы произнесли? (Предложение.)
— Из чего состоит предложение? (Из слов.)
— Сколько слов в нашем предложении? (4 слова.)
— Давайте выложим схему этого предложения. (1 ребенок у доски).

____ ____ ____ ____ .

— Покажите на схеме 2-е слово в предложении. Назовите его. 4-е слово. 1-е, 3-е.
— Повторите предложение еще раз.
— А теперь с какой интонацией надо произнести это предложение?

____ ____ ____ ____ !

____ ____ ____ ____ ?

Почему?

VII. Выделение первого звука в слове

— Вчера на занятии Мальвина учила Буратино угадывать первый звук в слове. У него очень плохо это получалось. Давайте поможем Буратино!
— Работа с табличкой «Напечатай букву».

После выполнения задания дети самостоятельно проверяют, правильно ли они определили первый звук в слове и правильно ли напечатали букву. В случае неправильного выполнения задания они самостоятельно исправляют ошибку.

а) Найдите свою картинку (по магнитному кружочку).
б) Поднимите руку, кто не знает, что у него изображено на картинке.
в) Поговорите со своим словом. Какой первый звук в вашем слове?
г) Напечатайте 1-ю букву вашего слова.
д) Проверьте, правильно ли вы выполнили задание? (Переверните табличку.)
е) Исправьте ошибку, если вы неправильно выполнили задание.

VIII. Итог задания

Конспект занятия по развитию речи на тему «транспорт» в подготовительной логопедической группе

Цель занятия:

1. Развитие связной речи детей.
2. Тренировка в составлении описательных рассказов с опорой на предмет.
3. Практическое усвоение предлога На; слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действия. Активизация словаря по теме «Транспорт».
4. Учить детей использовать в речи сложноподчиненные предложения.
5. Воспитывать у детей культуру поведения на улице. Закрепить знания о правилах дорожного движения.
6. Развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного жизненного опыта.
7. Закрепление и обобщение знаний детей о транспорте.
8. Развивать действия контроля.

Оборудование:

Магнитофон, игра «Компьютер» (у каждого ребенка), Незнайка; сюжетные картинки, загадки, картинки-отгадки, светофор, игрушечный транспорт (у каждого ребенка), «Веселый паровозик», таблички на определение места звука в слове.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент — на внимание.

II. Постановка цели занятия

— Посмотрите, кто пришел к нам на занятие. (Незнайка.)
— Сегодня он пришел к нам со своим сундучком. Интересно, что у него там? Но сначала посмотрим, что еще принес нам Незнайка: какую-то чудесную вещь. Что это такое, вы сможете узнать, если отгадаете загадку:

Два соседних колеса
Собирают голоса.
Друг от друга тянут сами
Поясочек с голосами.

— Правильно, это наш старый знакомый — магнитофон. Он сегодня будет помогать нам на занятии.
— А теперь посмотрим, что же в сундучке? (Логопед вынимает из сундучка и расставляет на полке игрушки — транспорт.) Назовем эти игрушки.
— А как сказать одним словом что это? (Транспорт.)
— Да, Незнайка предлагает нам сегодня поговорить о транспорте. А он будет внимательно слушать вас.

III. Дифференциация видов транспорта в зависимости от места передвижения

— Посмотрите внимательно на картинки. Что это? (Дорога, железная дорога, небо, море.)
— Подумайте, на чем можно ездить по земле, по дороге?
— Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле? (Наземный.)
— А на чем можно ездить по железной дороге?
— Как называется транспорт, на котором можно ездить по железной дороге? (Железнодорожный.)
— А чем отличается железнодорожный транспорт от наземного? (Железнодорожный транспорт едет только по железной дороге, где есть рельсы, шпалы, насыпь.)
— Подумайте, на чем можно летать?
— Как называется транспорт, на котором можно лететь по воздуху? (Воздушный.)
— Какие средства существуют для передвижения по воде? На чем можно плыть?
— Как называется транспорт, на котором можно плыть по воде? (Водный.)
— Правильно, в зависимости от места передвижения мы различаем наземный, железнодорожный, воздушный, водный транспорт.

А теперь давайте отгадаем загадки о транспорте, которые тоже оказались в Незнайкином сундучке. Вы не просто должны отгадать, о каком транспорте говорится в загадке,
но и назвать, к какому виду он относится. (Картинки-отгадки логопед прикрепляет на рисунки.)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)

Что за птица: песен не поет,
Гнездо не вьет,
Людей и груз везет. (Самолет)

К лежебоке у реки
Притащил я две руки.
По руке к бокам приладил
И поплыл по водной глади. (Лодка)

Вот так чудо! Чудеса!
Подо мной два колеса,
Я ногами их верчу
И качу, качу, качу! (Велосипед)

Плывет белый гусь —
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное. (Яхта)

Чудо-птица,
Алый хвост.
Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

Что за чудо:
Красный дом,
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус)

— А теперь давайте условимся, что наземный, воздушный и водный транспорт мы обозначим табличками (расставить эти таблички над рисунками на доске).
— А теперь поиграем в компьютеры.
— Кто не знает, что изображено на его картинке, поднимите руку.
— Обозначьте на линеечках, какой у вас вид транспорта.
— Поднимите экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Кто выполнил неверно, исправьте ошибку.
— Опустите экраны на место. Расскажите, у кого какой транспорт, к какому виду он относится.
— Вы назвали, на чем можно ездить по земле, лететь по воздуху и плыть по воде.
A можно ли ездить под землей? (На метро.)
— Какой это вид транспорта? (Подземный.)
— Да, сейчас у нас есть и такое чудо, как подземный транспорт! Многие их вас ездили на чудесных подземных поездах — электричках, у которых двери сами закрываются, и, конечно, катались на «лесенке-чудесенке». Как по-другому она называется? (Эскалатор.)

Вывод: Итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения: наземный, железнодорожный, воздушный, водный, подземный.

IV. Дифференциация видов транспорта в зависимости от выполняемой работы

— Когда мы ездили на экскурсию по нашему городу, видели, сколько машин движется по улицам! Одни спешат своевременно доставить людей на работу, другие везут грузы на фабрики, заводы, развозят различные товары и продукты. Каждая машина выполняет свою работу. А какой вы знаете транспорт, в зависимости от работы, которую он выполняет? (Пассажирский, грузовой, специальный.)
— Вспомните нашу экскурсию с милиционером ГАИ. В каком потоке машин мы ехали! Каких машин только не было! И хотя машин было очень много, на дороге был порядок. Кто следит за порядком на дороге? Вспомните, кого мы видели на перекрестке? Кому подчиняются все машины? (Регулировщику.)
— А как постовой-регулировщик был одет? (Форма, белый ремень, белые перчатки, в руках жезл.)
— А почему регулировщик так одет? (Чтобы водители сразу заметили его.)
— А для чего ему нужен жезл? (Жезл — как волшебная палочка в руках регулировщика; им он показывает, какие машины могут ехать, а какие должны остановиться.)
— А кому еще подчиняются водители и пешеходы? (Светофору.)
— Где стоит светофор? (На перекрестке.)
— Почему он так стоит? (Чтобы водители и пешеходы видели, какой приказ отдает светофор.)
— Что приказывает красный свет? (Стой!)
— Желтый? (Приготовиться.)
— Зеленый? (Иди или можно ехать.)

V. Физминутка

— Давайте поиграем в шоферов. Будьте внимательны. На красный свет тормозите. Не создавайте на дороге аварийную ситуацию.

VI. Специальные машины

— А какие машины могут ехать на красный свет светофора? (Пожарная машина, «скорая помощь», милицейская, аварийная.)
— Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на перекрестках?
— Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?
— Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так как они называются? (Специальные.)
— А как вы думаете, есть ли специальный воздушный или водный транспорт? Назовите его.

Вывод: Запомните, что в зависимости от вида работы транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный.

VII. Игра на внимание

— Посмотрите, какие картинные загадки привез нам сегодня Веселый Паровозик. Эти загадки смогут отгадать только самые внимательные дети.

1) Посмотрите на 1-й вагончик. О какой картинке я говорю: не грузовик и не красный? (...)
2) Посмотрите на 2-й вагончик. Не трамвай и не синий. (...)
3) Посмотрите на 3-й вагончик. Не самолет и у него не черные лопасти на винте, а синие. (...)

VIII. Составление описательных рассказов (с опорой на предмет)

— Давайте мы сейчас поиграем в летчиков, космонавтов, машинистов, капитанов, водителей.
— Посмотрите, какой у меня самолет. Я — летчик. Я летаю на пассажирском самолете. А теперь помогите мне рассказать о моем самолете самое интересное.

Коллективное составление рассказа (с использованием слов: крылья, хвост, шасси, двигатель, аэродром, аэропорт, взлетная полоса, рация, взлетает, садится, летит, идет на посадку).

— Посмотрите, что у вас в коробках сегодня (в ней 2 игрушки — транспорт).
— Рассмотрите хорошенько свои машины. Расскажите о своем транспорте все, что помните. Не забудьте сказать, кто водитель, летчик, машинист, капитан... (несколько детей).

Внимание, у кого наземный транспорт? Поднимите. Железнодорожный? Водный? Воздушный? Грузовой? Специальный?

IX. Угадайте, кто это? (Работа с магнитофоном.)

— Каждый из вас знает стихи о транспорте. Я обещала вам, что тот, кто лучше всех будет следить за своей речью, стараться произносить все звуки, будет записан на магнитофон. Сейчас мы прослушаем эту запись. Угадайте, кто был самым старательным? (Стихотворение «Умные машины».)

X. Как вести себя на улице

— Вы обратили внимание на последнюю строчку стихотворения? Да, с машинами надо дружить и, чтобы машины не причинили вам зла, надо всегда помнить правило поведения пешеходов на улице. Об этих правилах мы много разговаривали. О них нам рассказывал инспектор ГАИ на экскурсии. Давайте еще раз вспомним, где можно переходить дорогу (только по пешеходной дорожке, по «зебре», на зеленый свет).
— Никогда нельзя перебегать дорогу в неположенном месте! Запомните: машину сразу остановить водитель не может!

XI. Итог занятия

Стихотворение С.Михалкова «От кареты до ракеты».

 

Рейтинг@Mail.ru