Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2006

САДОВНИЦА

Гладки ли взятки?

или Несколько способов посадить заведующую

Жалостливый голос в трубке: «Так хотим в ваш детский сад! Знаем, что мест нет. Но мы можем помочь детском саду! Можно хотя бы встретиться?» Заведующая детским садом № 1786 Наталья Аркадьевна Арбатская, вняв мольбам, на встречу согласилась. Просительница, не успев устроиться на стуле и не задавая лишних вопросов, извлекла из сумочки две тысячи долларов. Тут же в кабинете, как по приглашению, возник представитель налоговой инспекции. По словам адвоката, «слишком рано». Обвиняемая во взяточничестве Н.А. Арбатская до денег не дотронулась, поэтому сделка не может считаться состоявшейся. Но дело закрутили: его «сценаристы» с удовольствием узнали, что Арбатская каждый день принимает успокоительное, прокуратура вписала расследование в реестр показательных выступлений в борьбе с коррупцией, а родители воспитанников детского сада в ужасе собирают подписи в поддержку любимой заведующей.

Практически каждая заведующая российским детским садом живет с ощущением возможности подобной ситуации — независимо от степени своей честности и заслуг перед обществом.

При этом в Москве своей очереди поступить в детский сад ждут 13 тысяч детей.

Детские сады в районах массовой застройки возводятся по принципу «один вместо четырех»: не прибыльно. Департамент образования уже полтора года воюет за возвращение ему зданий бывших детских садов, отданных «на сторону» в начале 90-х, во времена спада рождаемости. Но кто же в Москве отдаст полученные помещения даром? И услуги детского сада, столь востребованные и столь дефицитные, оказываются дорогостоящим товаром.

Согласно распоряжению московского правительства, дошкольные учреждения в порядке очередности обязаны принимать детей микрорайона. На оставшиеся свободные места могут быть зачислены желающие. Кроме мест, определенных нормативами, есть еще «сверхнормативные» места, созданные заведующими за счет хитроумных уловок и позволяющие несколько расширить вместимость детского сада — своеобразные приставные стульчики в партере на дефицитном спектакле. Чем выше престиж детского сада, тем больше желающих на свободные и «приставные» стульчики. У всех желающих — равно нарушаемые конституционные права. Каким же критерием будет руководствоваться заведующая при зачислении избранника в группу? Ответом родителя на вопрос «Чем вы можете помочь детскому саду?».

Вопрос не праздный, поскольку задается в условиях хронического недофинансирования детских садов. Все, что так привлекает родителей в выбранном садике — ковры и зеркала, люстры и занавески, все эти тренажеры, горки-домики и костюмы для детских утренников, — все приобретено на деньги «спонсоров». У государства на подобные излишества денег нет. Перед началом финансового года заведующая представляет в централизованную бухгалтерию смету предполагаемых расходов: например, нужно заменить два унитаза и линолеум в коридоре. Начальство долго решает, что заведующей действительно нужно. А потом выделяет деньги — не по потребностям сада, а по возможностям бюджета, в соответствии с определенными статьями расходов. Наконец заведующая получает деньги — на полтора унитаза и на линолеум без стоимости его укладки.

В результате у нее появляются некоторые возможности на решение проблем учреждения с непременным условием нарушения закона, а у закона — практически неограниченная палитра возможностей для различного рода обвинений.

Вариант первый: заведующая поставила не полтора унитаза, а один, израсходовав остаток денег на укладку линолеума.

Вменяется в вину нецелевое использование средств и отсутствие второго унитаза. Общая карательная тональность сопровождается предупреждением СЭС о закрытии детского сада в течение недели, если второй унитаз не появится.

Вариант второй: заведующая поставила два унитаза, но линолеум не поменяла. Вменяется в вину нецелевое использование средств и создание условий для детского травматизма при беготне на дырявом линолеуме.

Если же заведующая просит денег на унитазы не у государства, а у родителей (третий вариант), ее можно преследовать за установку негосударственной половины унитаза на государственной площади.

Способности заведующей решать проблемы с унитазами и очередниками, невзирая на пожарных и санитарных инспекторов, налоговиков и прокуроров, определяют ее профессиональную пригодность, имидж учреждения и его популярность у родителей.

Но отсутствие законных способов привлечения родительских средств для поддержки своего учреждения и противоречивое, полное законодательных «дыр» нормативно-правовое поле, в котором вынуждены действовать руководители учреждений, препятствуют развитию детского сада и создают благодатные условия для превращения взносов в поборы, а пожертвований — во взятки.

Правда, в момент определения ребенка в детский сад родителей не очень заботит, куда пойдет его взнос — в карман руководителю или на строительство сауны для детей. Место так нужно им по жизни, что они готовы предложить деньги, не дожидаясь вопросов руководителя: лишь бы взяли! Поэтому вместе с заведующими можно сажать и родителей. За попытку реализовать конституционное право вне очереди. Просто приходишь в детский сад и спрашиваешь: кто тут у вас не по микрорайону?..

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru