Гладки ли взятки?
или Несколько способов посадить
заведующую
Жалостливый голос в трубке: «Так хотим
в ваш детский сад! Знаем, что мест нет. Но мы можем
помочь детском саду! Можно хотя бы встретиться?»
Заведующая детским садом № 1786 Наталья
Аркадьевна Арбатская, вняв мольбам, на встречу
согласилась. Просительница, не успев устроиться
на стуле и не задавая лишних вопросов, извлекла
из сумочки две тысячи долларов. Тут же в кабинете,
как по приглашению, возник представитель
налоговой инспекции. По словам адвоката,
«слишком рано». Обвиняемая во взяточничестве Н.А.
Арбатская до денег не дотронулась, поэтому
сделка не может считаться состоявшейся. Но дело
закрутили: его «сценаристы» с удовольствием
узнали, что Арбатская каждый день принимает
успокоительное, прокуратура вписала
расследование в реестр показательных
выступлений в борьбе с коррупцией, а родители
воспитанников детского сада в ужасе собирают
подписи в поддержку любимой заведующей.
Практически каждая заведующая
российским детским садом живет с ощущением
возможности подобной ситуации — независимо от
степени своей честности и заслуг перед
обществом.
При этом в Москве своей очереди
поступить в детский сад ждут 13 тысяч детей.
Детские сады в районах массовой
застройки возводятся по принципу «один вместо
четырех»: не прибыльно. Департамент образования
уже полтора года воюет за возвращение ему зданий
бывших детских садов, отданных «на сторону» в
начале 90-х, во времена спада рождаемости. Но кто
же в Москве отдаст полученные помещения даром? И
услуги детского сада, столь востребованные и
столь дефицитные, оказываются дорогостоящим
товаром.
Согласно распоряжению московского
правительства, дошкольные учреждения в порядке
очередности обязаны принимать детей
микрорайона. На оставшиеся свободные места могут
быть зачислены желающие. Кроме мест,
определенных нормативами, есть еще
«сверхнормативные» места, созданные заведующими
за счет хитроумных уловок и позволяющие
несколько расширить вместимость детского сада —
своеобразные приставные стульчики в партере на
дефицитном спектакле. Чем выше престиж детского
сада, тем больше желающих на свободные и
«приставные» стульчики. У всех желающих — равно
нарушаемые конституционные права. Каким же
критерием будет руководствоваться заведующая
при зачислении избранника в группу? Ответом
родителя на вопрос «Чем вы можете помочь
детскому саду?».
Вопрос не праздный, поскольку задается
в условиях хронического недофинансирования
детских садов. Все, что так привлекает родителей
в выбранном садике — ковры и зеркала, люстры и
занавески, все эти тренажеры, горки-домики и
костюмы для детских утренников, — все
приобретено на деньги «спонсоров». У государства
на подобные излишества денег нет. Перед началом
финансового года заведующая представляет в
централизованную бухгалтерию смету
предполагаемых расходов: например, нужно
заменить два унитаза и линолеум в коридоре.
Начальство долго решает, что заведующей
действительно нужно. А потом выделяет деньги —
не по потребностям сада, а по возможностям
бюджета, в соответствии с определенными статьями
расходов. Наконец заведующая получает деньги —
на полтора унитаза и на линолеум без стоимости
его укладки.
В результате у нее появляются
некоторые возможности на решение проблем
учреждения с непременным условием нарушения
закона, а у закона — практически неограниченная
палитра возможностей для различного рода
обвинений.
Вариант первый: заведующая поставила
не полтора унитаза, а один, израсходовав остаток
денег на укладку линолеума.
Вменяется в вину нецелевое
использование средств и отсутствие второго
унитаза. Общая карательная тональность
сопровождается предупреждением СЭС о закрытии
детского сада в течение недели, если второй
унитаз не появится.
Вариант второй: заведующая поставила
два унитаза, но линолеум не поменяла. Вменяется в
вину нецелевое использование средств и создание
условий для детского травматизма при беготне на
дырявом линолеуме.
Если же заведующая просит денег на
унитазы не у государства, а у родителей (третий
вариант), ее можно преследовать за установку
негосударственной половины унитаза на
государственной площади.
Способности заведующей решать
проблемы с унитазами и очередниками, невзирая на
пожарных и санитарных инспекторов, налоговиков и
прокуроров, определяют ее профессиональную
пригодность, имидж учреждения и его популярность
у родителей.
Но отсутствие законных способов
привлечения родительских средств для поддержки
своего учреждения и противоречивое, полное
законодательных «дыр» нормативно-правовое поле,
в котором вынуждены действовать руководители
учреждений, препятствуют развитию детского сада
и создают благодатные условия для превращения
взносов в поборы, а пожертвований — во взятки.
Правда, в момент определения ребенка в
детский сад родителей не очень заботит, куда
пойдет его взнос — в карман руководителю или на
строительство сауны для детей. Место так нужно им
по жизни, что они готовы предложить деньги, не
дожидаясь вопросов руководителя: лишь бы взяли!
Поэтому вместе с заведующими можно сажать и
родителей. За попытку реализовать
конституционное право вне очереди. Просто
приходишь в детский сад и спрашиваешь: кто тут у
вас не по микрорайону?..
Марина АРОМШТАМ
|