Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2006

КОНТРАПУНКТ

Чем мы все-таки рискуем?

Рассказы тюменских заведующих волнуют и вселяют надежду на светлое будущее. Но, радуясь этому светлому будущему отдельно взятого региона в огромной стране, следует обратить внимание на особые обстоятельства и оценить факторы риска.

1. Все случившееся стало возможным только благодаря воле бывшего губернатора края Сергея Собянина. Это он личной своей волей инициировал происходящее. Если нет в регионе лидера с подобными проектами, не будет и «перестройки».

2. С другой стороны, представители исполнительной власти редко руководствуются в своей деятельности исключительно гуманитарными мотивами. Какие экономические выгоды усматривали авторы реформы дошкольного образования в изменении нормативно-правового статуса детских садов? Возможно, открывшаяся для бывших бюджетников возможность зарабатывать рассматривается как одно из решений проблемы заработной платы воспитателей. Таким образом, спасение утопающих передается законным способом в руки самих утопающих. Если педагоги АНО не смогут использовать новые возможности детского сада, они сами окажутся в этом виноватыми.

3. А возможности АНО окажутся не использованными, если у заведующей нет специфических качеств предпринимателя. В этом случае детский сад может не только ничего не заработать, но даже потерять. Много ли у нас заведующих, способных выстраивать коммерческую политику? Возможностью перейти на финансовую самостоятельность, открывшуюся в середине 90-х, воспользовались единицы. И отсутствие подходящих руководящих кадров на местах — одна из очевидных опасностей.

4. Заведующая-предприниматель, для которой на первом месте стоит получение доходов, отличается от заведующей, ставящей на первое место решение педагогических задач. Для того чтобы детские сады научились добывать деньги на решение «избыточных» педагогических задач, АНО должны превратиться в богатые организации с отлаженными механизмами финансирования и разнообразными источниками доходов. Для этого требуется время. Поэтому не исключена возможность, что интересные, но дорогие образовательные программы, ранее составлявшие гордость учреждений, будут заменяться более простыми и дешевыми. По крайней мере на первых порах существования АНО.

5. При острой нехватке мест в детских садах АНО окажутся заинтересованными в приеме детей из достаточно обеспеченных семей. Право на посещение детского сада, записанное в Конвенции о правах ребенка, имеют все дети, независимо от достатка их родителей. Но если заведующая имеет возможность выбирать, кому из детей отказать, она будет выбирать в свою пользу. Иначе теряет смысл пафос предпринимательства.

Подобное происходит и сейчас: отрицать наличие образовательных учреждений с преимущественным обучением детей из состоятельных семей невозможно. АНО должны будут к этому стремиться.

Это не хорошо и не плохо при условии, что власти в рамках программ по поддержке малоимущих и малообеспеченных слоев населения будут открывать социальные детские сады и социальные группы в тех же АНО. Специализированные учреждения для бедных должны развиваться параллельно с учреждениями для богатых и представителей среднего класса.

Можно ли считать все вышеперечисленное рисками, сопровождающими новое начинание? Можно было бы, если бы дошкольное образование в общем и целом не переживало коматозного состояния. Даже лучшие заведующие лучших детских садов, привычно демонстрирующие гостям свои достижения, не могут подавить грустного вздоха: стало очень трудно жить! Тяжело удерживать достигнутые с такими усилиями позиции. Это общее настроение дошкольников по стране.

Жить и работать с таким настроением невозможно. Значит, нужны изменения — пусть и рискованные. И если все зависит от местных властей, их нужно убеждать в необходимости преобразований. Нужно этих преобразований требовать.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru