Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2006

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Продолжение. Начало см. в № 3/2006

Пополним «предшкольный» багаж

Графические диктанты

Подготовка детей к школе становится сегодня одним из важнейших направлений в работе детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. Внутри такой подготовки для педагога важно, с одной стороны, помочь ребенку овладеть навыками и умениями, которые понадобятся ему в первом классе, а с другой стороны, удержаться от использования сугубо школьных, учительских методов ведения занятий.
Для того чтобы справиться с этой нелегкой задачей, педагогу дошкольного образования нужно владеть собственным, специфическим багажом обучающих методов и приемов.
Пополнить педагогический багаж вам помогут материалы Александры САПОЖНИКОВОЙ, преподавателя Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.
Диктант — одна из «классических» школьных форм контроля и обучения. В первую очередь в области проверки грамотности. Чтобы удачно справляться с диктантами, кроме конкретных предметных умений, требуются развитое произвольное внимание, умение четко выполнять инструкцию и встраиваться в общий ритм работы группы. Эти качества можно потренировать с помощью специальных «графических диктантов», придуманных для детей 5,5—6 лет.
В прошлом номере мы рассматривали диктанты по раскраскам, рисуночные диктанты и диктанты по клеточкам. В этом номере — новые виды диктантов.

Геометрический диктант

Для проведения данного вида диктанта нужно, чтобы у всех детей были одинаковые линейки с геометрическими фигурами. Хорошо, если на линейке представлены не только разные геометрические фигуры, но и фигуры разных размеров — большие и маленькие.

Линейка должна отвечать следующим требованиям:

— быть достаточно прозрачной,
— иметь трафареты не менее чем трех геометрических фигур,
— фигуры должны быть большого и маленького размера.

Взрослый диктует, сколько и каких фигур, какого размера и цвета, в каком месте на листе нужно начертить, пользуясь линейкой. Дети выполняют задание.

Чтобы реализовать принцип «нескольких зайцев», работу с геометрическим диктантом можно проводить следующим образом.

1. Делим альбомный лист на 4 части (складыванием). По линиям сгиба проводим разделительные линии.

2. Нумеруем части листа (на первых этапах обучения — точками, позднее — пишем цифры).

3. При помощи линейки с геометрическими фигурами, под диктовку учителя в первой части листа дети чертят соответствующими фломастерами геометрические фигуры.

Пример диктанта

В первой части листа, в верхнем правом углу, начертите большой красный круг. Слева от него, в верхнем левом углу, начертите маленький зеленый круг. Еще один маленький зеленый круг — между ними. Под большим красным кругом начертите вертикально большой зеленый овал. Под маленькими зелеными овалами — слева от большого зеленого овала — начертите горизонтально маленький красный овал.

Во второй и третьей части листа самостоятельно начертите точно такие же геометрические фигуры.

Разделите геометрические фигуры на две группы (линией или «положить их в мешок»):

— по цвету (первая часть листа),
— по форме (вторая часть листа),
— по размеру (третья часть листа).

Придумайте «историю с вопросом» к одной из групп фигур (первой, второй или третьей).

Перед придумыванием можно «оживить» фигуры — дорисовать глаза, нос, брови — так, чтобы понятно было, какое выражение лица, что делает и т.д.

Одни дети придумывают задачи, другие — истории, в которых вопросы связаны с бытом, с жизнью. Например: «Как повесили это зеркало? Кто был прав?» На первых этапах работы такие вопросы и истории не нужно исправлять: пусть дети сами со временем поймут, что вопросы бывают разные, и истории от этого или становятся задачами, или нет. Слово «задача» пока не произносим.

В четвертой части листа нужно объединить все геометрические фигуры (в этом диктанте — три круга и два овала) и «превратить» их во что-нибудь одно (если получится, если трудно — то в два объекта, но стремиться нужно к объединению всех фигур в одно целое); дорисовать, раскрасить так, чтобы приятно было посмотреть самому и показать свою работу другим.

Когда все задания выполнены, дети встают, проходят по классу и просматривают все работы. (Если кто-то из детей не хочет показывать свою работу, т.к. расстроен ее качеством, он может закрыть альбом и никто не имеет права открыть его без разрешения хозяина.) Общий разговор — обсуждение того, чья работа самая аккуратная, чья — самая яркая, в какой работе появилась новая и оригинальная идея, кто в своей работе «вырос» над собой и сделал то, чего раньше сделать не мог...

После того как дети поймут смысл заданий и научатся их выполнять, можно вводить взаимопроверку. Дети меняются друг с другом работами, проверяют, правильно ли разделены фигуры на группы в 1—3-й частях листа. Если ошибок нет, то рядом с номером части листа рисуется звездочка (или что-нибудь другое), если есть ошибка — помогают ее исправить.

Исправлять в чужой работе ошибки НЕЛЬЗЯ, можно объяснить, как это сделать. Исправляет ошибки только хозяин работы.

На более поздних этапах обучения дети просматривают все работы, и каждый отмечает звездочкой или другим знаком две, три или четыре (количество оговаривается заранее) наиболее достойные, с их точки зрения, работы. Затем дети считают, кто сколько звезд заработал, определяются победители.

Постепенно в геометрические диктанты вводятся другие геометрические фигуры или третий цвет, что делает задания более сложными, готовит детей к выполнению заданий с большим количеством уровней трудности.

 

Рейтинг@Mail.ru