Продолжение. Начало см.
в № 3/2006
Пополним «предшкольный» багаж
Графические диктанты
Подготовка детей к школе становится
сегодня одним из важнейших направлений в работе
детского сада с детьми старшего дошкольного
возраста. Внутри такой подготовки для педагога
важно, с одной стороны, помочь ребенку овладеть
навыками и умениями, которые понадобятся ему в
первом классе, а с другой стороны, удержаться от
использования сугубо школьных, учительских
методов ведения занятий.
Для того чтобы справиться с этой нелегкой
задачей, педагогу дошкольного образования нужно
владеть собственным, специфическим багажом
обучающих методов и приемов.
Пополнить педагогический багаж вам помогут
материалы Александры САПОЖНИКОВОЙ,
преподавателя Института психологии им. Л.С.
Выготского РГГУ.
Диктант — одна из «классических» школьных форм
контроля и обучения. В первую очередь в области
проверки грамотности. Чтобы удачно справляться с
диктантами, кроме конкретных предметных умений,
требуются развитое произвольное внимание,
умение четко выполнять инструкцию и
встраиваться в общий ритм работы группы. Эти
качества можно потренировать с помощью
специальных «графических диктантов»,
придуманных для детей 5,5—6 лет.
В прошлом номере мы рассматривали диктанты по
раскраскам, рисуночные диктанты и диктанты по
клеточкам. В этом номере — новые виды диктантов.
Геометрический диктант
Для проведения данного вида диктанта
нужно, чтобы у всех детей были одинаковые линейки
с геометрическими фигурами. Хорошо, если на
линейке представлены не только разные
геометрические фигуры, но и фигуры разных
размеров — большие и маленькие.
Линейка должна отвечать следующим
требованиям:
— быть достаточно прозрачной,
— иметь трафареты не менее чем трех
геометрических фигур,
— фигуры должны быть большого и маленького
размера.
Взрослый диктует, сколько и каких
фигур, какого размера и цвета, в каком месте на
листе нужно начертить, пользуясь линейкой. Дети
выполняют задание.
Чтобы реализовать принцип «нескольких
зайцев», работу с геометрическим диктантом можно
проводить следующим образом.
1. Делим альбомный лист на 4 части
(складыванием). По линиям сгиба проводим
разделительные линии.
2. Нумеруем части листа (на первых
этапах обучения — точками, позднее — пишем
цифры).
3. При помощи линейки с
геометрическими фигурами, под диктовку учителя в
первой части листа дети чертят соответствующими
фломастерами геометрические фигуры.
Пример диктанта
В первой части листа, в верхнем правом
углу, начертите большой красный круг. Слева от
него, в верхнем левом углу, начертите маленький
зеленый круг. Еще один маленький зеленый круг —
между ними. Под большим красным кругом начертите
вертикально большой зеленый овал. Под маленькими
зелеными овалами — слева от большого зеленого
овала — начертите горизонтально маленький
красный овал.
Во второй и третьей части листа
самостоятельно начертите точно такие же
геометрические фигуры.
Разделите геометрические фигуры на
две группы (линией или «положить их в мешок»):
— по цвету (первая часть листа),
— по форме (вторая часть листа),
— по размеру (третья часть листа).
Придумайте «историю с вопросом» к
одной из групп фигур (первой, второй или третьей).
Перед придумыванием можно «оживить»
фигуры — дорисовать глаза, нос, брови — так,
чтобы понятно было, какое выражение лица, что
делает и т.д.
Одни дети придумывают задачи, другие —
истории, в которых вопросы связаны с бытом, с
жизнью. Например: «Как повесили это зеркало? Кто
был прав?» На первых этапах работы такие вопросы
и истории не нужно исправлять: пусть дети сами со
временем поймут, что вопросы бывают разные, и
истории от этого или становятся задачами, или
нет. Слово «задача» пока не произносим.
В четвертой части листа нужно
объединить все геометрические фигуры (в этом
диктанте — три круга и два овала) и «превратить»
их во что-нибудь одно (если получится, если трудно
— то в два объекта, но стремиться нужно к
объединению всех фигур в одно целое); дорисовать,
раскрасить так, чтобы приятно было посмотреть
самому и показать свою работу другим.
Когда все задания выполнены, дети
встают, проходят по классу и просматривают все
работы. (Если кто-то из детей не хочет показывать
свою работу, т.к. расстроен ее качеством, он может
закрыть альбом и никто не имеет права открыть его
без разрешения хозяина.) Общий разговор —
обсуждение того, чья работа самая аккуратная, чья
— самая яркая, в какой работе появилась новая и
оригинальная идея, кто в своей работе «вырос» над
собой и сделал то, чего раньше сделать не мог...
После того как дети поймут смысл
заданий и научатся их выполнять, можно вводить
взаимопроверку. Дети меняются друг с другом
работами, проверяют, правильно ли разделены
фигуры на группы в 1—3-й частях листа. Если ошибок
нет, то рядом с номером части листа рисуется
звездочка (или что-нибудь другое), если есть
ошибка — помогают ее исправить.
Исправлять в чужой работе ошибки
НЕЛЬЗЯ, можно объяснить, как это сделать.
Исправляет ошибки только хозяин работы.
На более поздних этапах обучения дети
просматривают все работы, и каждый отмечает
звездочкой или другим знаком две, три или четыре
(количество оговаривается заранее) наиболее
достойные, с их точки зрения, работы. Затем дети
считают, кто сколько звезд заработал,
определяются победители.
Постепенно в геометрические диктанты вводятся
другие геометрические фигуры или третий цвет,
что делает задания более сложными, готовит детей
к выполнению заданий с большим количеством
уровней трудности.
|