Продолжение. Начало см.
в № 3, 4/2006
Пополним «предшкольный» багаж
Пластилиновые буквы
Знакомство с буквами и первые шаги в обучении
чтению можно превратить в увлекательную игру.
Как это сделать, рассказывает преподаватель
Института психологии им. Л.С. Выготского
Александра САПОЖНИКОВА
Игра-пособие «Пластилиновые буквы»
изготовляется совместно с детьми в процессе
знакомства с буквами алфавита.
Основная ее цель — сформировать у
ребенка четкий образ каждой печатной буквы. Игра
позволяет сформировать навык слитного чтения,
дает возможность «оживить» буквы и использовать
их в режиссерских играх. Можно использовать
пластилиновые буквы как наглядный материал для
выполнения самых разных заданий с буквами и
словами.
Игру можно начинать, как только дети
познакомятся с первыми двумя-тремя буквами.
Взрослый заранее готовит 33 картонки
размером приблизительно 10x10 см, но разных цветов
и форм. Например, таких:
10 круглых красных картонок — для
гласных букв,
20 синих четырехугольных — для
согласных,
одну сине-красную — с двумя углами и
двумя скругленными углами — для Й,
две белые — с волнистым краем — для
мягкого знака и с зазубренным краем — для
твердого знака.
Дети договариваются, кто какую букву
будет лепить. Педагог раздает им карточки
соответствующих цветов и форм.
Дети делают из пластилина «колбаски» и
выкладывают из них на картонных карточках свои
буквы, крепко придавливая пластилин к картону:
первые карточки готовы.
Если какие-то дети захотят сделать
одинаковые буквы-карточки и в результате
получится несколько карточек с одной и той же
буквой, это только расширит возможности игры и
сделает ее более интересной.
Варианты игры первого уровня
сложности
Вариант 1
Играющие сидят за столом, сложив руки под
столом. Водящий под столом передает в руки
каждому игроку по карточке.
Игроки ощупывают буквы на своих карточках,
называют их и только после этого выкладывают
буквы на стол.
Если буква названа правильно, она остается у
игрока, если нет — возвращается водящему.
Побеждает тот, кто ни разу не ошибется.
Вариант 2
Для игры понадобится низкий столик (не
выше 30—40 см).
Его можно сделать вместе с детьми из обычного
картонного ящика, отрезав лишние части и обклеив
его поверхность цветной бумагой (или пленкой), а
углы — скотчем.
Играющие садятся на ковер вокруг столика так,
чтобы удобно было держать под ним руки.
Карточки лежат на полу под «столом» буквами вниз.
Каждый игрок берет любую карточку, ощупывает ее и
называет букву. Если буква названа правильно, она
остается у игрока, если нет — она возвращается
под стол в общий «базар». Выкладывать отгаданные
буквы можно на столе или на ковре, перед каждым
игроком или в один или несколько рядов — в
зависимости от дальнейших заданий.
Побеждает тот, кто наберет больше букв.
Можно разделить детей на команды, тогда
победителем будет не отдельный игрок, а одна из
команд.
Вариант 3
Игроки сидят, заложив руки за спину, и в
таком положении получают от водящего карточки,
на ощупь распознают букву и называют ее.
Варианты второго уровня сложности
Делим буквы на группы
Дети рассматривают буквы и делят их на
группы:
— самые любимые, красивые, толстые,
худые, круглые, угловатые и т.д.;
— буквы, которые смотрят направо, влево и прямо;
— симметричные и несимметричные буквы;
— гласные, согласные.
Буквы «ходят в гости»
Для этого дети выкладывают буквы в
колонну: это многоэтажный дом. Дом может быть
общим для всех игроков, или каждый играющий может
иметь свой дом. Выбирается буква-гость. Один из
детей берет букву-гостя и отправляет его по
конкретному адресу: во второй дом слева от его
собственного дома, на третий этаж, к пятой букве
справа и.т.п. Когда буква приходит в гости и
устраивается рядом с буквой-хозяином, дети
пытаются прочитать, что из этого получилось.
Со временем, когда дети научаются легко
прочитывать слияния из двух букв, в гости
начинает ходить уже не одна буква, а две, три.
Игра может иметь продолжение.
Один игрок
берет любую букву из своего дома, подносит ее к
любой букве другого игрока и читает то, что
получилось; если слияние прочитано верно, первый
игрок забирает букву соперника себе. Дальше —
ход второго игрока. Он берет свою букву и
подносит ее к любой букве следующего игрока
(можно подносить ее к двум-трем-четырем буквам
одновременно). Если слияние прочитано верно,
буквы забирает себе читавший, если нет — буквы
остаются у хозяина.
Если дети еще не умеют читать и находятся в
стадии овладения навыком слогового чтения,
важно, какие буквы, в каком составе, в каком
количестве и к какой букве ходят в гости.
При этом нужно соблюдать несколько условий.
1. Начинаем работу с простых, легко
запоминающихся, легко читающихся и часто
встречающихся знакомых букв.
2. Переходим к новому этапу работы
только после того, как предыдущим дети овладели и
выполняют его свободно, легко и с удовольствием.
Новый этап вводится как неожиданный новый ход —
«А моя буква вот так встала! Что получилось, кто
знает?.. А вот так сможете?!!» И дети, конечно,
смогут, т.к. уже уловили принцип. Часто они сами
придумывают новые варианты.
Если кому-то трудно, вводится прием, когда все
дети работают парами: водят буквы в гости,
держась вдвоем за одну карточку, хором
проговаривают, что получилось.
3.
Задавая собственную логику, взрослый не
ограничивает, а всячески поощряет и активно
использует детскую инициативу — придумывание
собственных вариантов и способов.
4. На первом этапе работы буква-гость
встает перед буквой-хозяином. На втором — после.
Затем в гости начинают ходить по две
буквы одновременно. Они могут становиться с двух
сторон от буквы-хозяина, до нее или после.
(Возможны и другие варианты — их выбор
зависит от логики, выстроенной взрослым, и уровня
детей.)
Возможна такая последовательность
«гостевания»:
— в гости ходит буква, обозначающая
гласный звук, хозяева — тоже буквы для гласных;
— буква для гласного ходит в гости к буквам,
обозначающим согласные звуки;
— буква, обозначающая согласный, ходит к разным
гласным.
Сочиняем сказки
Про пластилиновые буквы можно
придумывать разные истории: веселые или
страшные, объясняющие, почему буква имеет такую
форму, истории с «правилами» (почему Ж и Ш дружат
с И и никогда не пишутся с Ы и т.п.).
Из пластилиновых букв можно составлять слова,
работая в парах, группами или по одному, в
соревновательном режиме.
Очень полезно для обучения чтению, если дети
научат играть в «Пластилиновые буквы» своих
родителей или других детей.
Важно вовремя заканчивать игру — тогда, когда
хочется играть ЕЩЕ.
Если взрослые играют в «Пластилиновые буквы»
по-настоящему — с азартом, интересом и
удовольствием, дети не останутся равнодушными.
Продолжение см. в
следующих номерах |