Детский сад как структурное
подразделение школы
Существует ли проблема предшкольного
образования в Тюменской области?
Об этом рассказывает первый заместитель
директора Департамента образования и науки
Тюменской области Юрий СЕРДИТОВ.
Для городов Тюменской области
проблемы предшкольного образования как таковой
не существует. Она решилась в процессе
региональной реформы по разделению социальной и
образовательной услуг и определения нормативов
финансирования дошкольного образования.
Нормативы рассчитывались с учетом особенностей
реализации известных образовательных программ
для детей дошкольного возраста от трех до семи
лет, а не только пяти-шестилетних. В результате на
1 сентября 2005 года охват дошкольников составил 83%
(в 2003 году только 66% детей получали дошкольное
образование). Есть муниципальные территории, где
эти показатели превышают 90%.
Однако в сельской местности проблемы
охвата детей дошкольным образованием решать
гораздо сложнее, чем в городах. Здесь возникают
сложности и с содержанием зданий детских садов, и
с отсутствием специального транспорта для
подвоза малышей из отдаленных деревень в детские
сады.
Одним из решений стало объединение
детского сада со школой.
Мы регулярно встречались с
директорами сельских школ и объясняли, что
организация предшкольной подготовки детей
5—6-летнего возраста в их интересах: это к ним в
определенный момент придут первоклассники,
способные или не способные учиться в школе.
Поэтому дети старшего дошкольного возраста
должны попасть в поле зрения школы.
С недавнего времени многие детские
сады в регионе стали структурными
подразделениями школ и переселились под
школьную крышу. Правда, юридически мы не можем
оформить детский сад в виде структурного
подразделения школы: Законом об образовании
структурные подразделения предусмотрены только
для высших учебных заведений. Юридически детские
сады просто перестают существовать как
самостоятельные образовательные единицы и
становятся частью школы, а школа получает
лицензию на право оказывать населению
дошкольные образовательные услуги.
В Нижнедавнинском районе 179 из 467
имевшихся там детских садов стали структурами
школ.
Ничего плохого в этом нет. Это реальный
выход из проблемных ситуаций.
Интеграцию образовательных ступеней
как выход для создания новых мест для
дошкольников в образовательных структурах
настоятельно диктует быт села. В селах, в рабочих
поселках и районных центрах школы с детскими
садами при них удобны и с точки зрения решения
вопросов преемственности, и с точки зрения
эксплуатации здания, и с точки зрения
организации подвоза детей. Во многих сельских
школах сегодня создают условия не только для
дошкольных групп кратковременного пребывания,
но и для содержания детей в течение полного
рабочего дня. Дети присмотрены, накормлены, с
ними занимаются педагоги. А приезжают сюда
малыши на тех же автобусах, что и школьники.
Отправляясь на дошкольные занятия в школу, они
имеют полное право на место в школьном автобусе.
Желательно у окна.
|