Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2006

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Детский сад как структурное подразделение школы

Существует ли проблема предшкольного образования в Тюменской области?
Об этом рассказывает первый заместитель директора Департамента образования и науки Тюменской области Юрий СЕРДИТОВ.

Для городов Тюменской области проблемы предшкольного образования как таковой не существует. Она решилась в процессе региональной реформы по разделению социальной и образовательной услуг и определения нормативов финансирования дошкольного образования. Нормативы рассчитывались с учетом особенностей реализации известных образовательных программ для детей дошкольного возраста от трех до семи лет, а не только пяти-шестилетних. В результате на 1 сентября 2005 года охват дошкольников составил 83% (в 2003 году только 66% детей получали дошкольное образование). Есть муниципальные территории, где эти показатели превышают 90%.

Однако в сельской местности проблемы охвата детей дошкольным образованием решать гораздо сложнее, чем в городах. Здесь возникают сложности и с содержанием зданий детских садов, и с отсутствием специального транспорта для подвоза малышей из отдаленных деревень в детские сады.

Одним из решений стало объединение детского сада со школой.

Мы регулярно встречались с директорами сельских школ и объясняли, что организация предшкольной подготовки детей 5—6-летнего возраста в их интересах: это к ним в определенный момент придут первоклассники, способные или не способные учиться в школе. Поэтому дети старшего дошкольного возраста должны попасть в поле зрения школы.

С недавнего времени многие детские сады в регионе стали структурными подразделениями школ и переселились под школьную крышу. Правда, юридически мы не можем оформить детский сад в виде структурного подразделения школы: Законом об образовании структурные подразделения предусмотрены только для высших учебных заведений. Юридически детские сады просто перестают существовать как самостоятельные образовательные единицы и становятся частью школы, а школа получает лицензию на право оказывать населению дошкольные образовательные услуги.

В Нижнедавнинском районе 179 из 467 имевшихся там детских садов стали структурами школ.

Ничего плохого в этом нет. Это реальный выход из проблемных ситуаций.

Интеграцию образовательных ступеней как выход для создания новых мест для дошкольников в образовательных структурах настоятельно диктует быт села. В селах, в рабочих поселках и районных центрах школы с детскими садами при них удобны и с точки зрения решения вопросов преемственности, и с точки зрения эксплуатации здания, и с точки зрения организации подвоза детей. Во многих сельских школах сегодня создают условия не только для дошкольных групп кратковременного пребывания, но и для содержания детей в течение полного рабочего дня. Дети присмотрены, накормлены, с ними занимаются педагоги. А приезжают сюда малыши на тех же автобусах, что и школьники. Отправляясь на дошкольные занятия в школу, они имеют полное право на место в школьном автобусе. Желательно у окна.

 

Рейтинг@Mail.ru