Л.ВОЛОШИНА, Т.КУРИЛОВА
Играйте на здоровье
г. Белгород
Изменилась действительность,
окружающая детей. На смену увлекательным
дворовым играм пришли не менее увлекательные —
компьютерные.
Все чаще можно встретить во дворе скучающих,
равнодушных к спортивным и подвижным играм,
слабых и неумелых мальчишек и девчонок. Многие
ребята перестали выходить играть во двор,
отдавая предпочтение малоподвижным видам
деятельности: телеиграм, занятиям с
конструкторами, просмотру мультфильмов.
Это подтверждает озабоченность педагогов и
врачей: мало, очень мало двигаются дети! А для
ребенка потеря в движениях — это потеря в
здоровье, знаниях, развитии. Именно в подвижных
играх ребенок получает уникальную возможность
максимально проявить собственную активность и
творчество, ликвидировать дефицит движений,
реализоваться и утвердить себя, получить массу
радостных эмоций и переживаний.
К сожалению,
как отмечают не только психологи, но и
большинство опытных дошкольных педагогов,
сейчас в детских садах дети стали меньше и хуже
играть. Особенно сократились и по
продолжительности, и по количеству подвижные
игры.
Беседуя с родителями, воспитателями, наблюдая за
играми детей во дворе, посещая семьи, мы пытались
найти ответ на вопрос: почему не играют наши дети?
В качестве главной причины этого обычно называют
недостаток времени на игру. Действительно, в
большинстве детских садов режим дня столь
перегружен различными занятиями, что на
свободную игру остается не более часа. Не играют
дети еще и потому, что не умеют. Утеряны детские
разновозрастные дворовые сообщества. Ребенку
некому передать опыт коллективной игры. Сейчас
крайне редкое явление — родители, играющие с
ребенком. Многим детям энергичные, подвижные
игры оказываются не по силам. Исследования
доктора педагогических наук Ю.К. Чернышенко
доказывают, что более 40% детей-дошкольников имеют
уровень физической подготовленности ниже
среднего.
Уход игры может свидетельствовать о том, что у
современных детей игра перестает быть «школой
произвольного поведения». Но никакая другая
деятельность для ребенка 4—6 лет эту функцию
выполнить не может. А ведь произвольность — это
не только действия по правилам, это осознанность,
независимость, ответственность, самоконтроль,
внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не
приобретают всего этого.
В результате их поведение остается ситуативным,
непроизвольным, зависимым от окружающих
взрослых, и в этом случае процесс формирования
воли приобретает или неправильное направление,
или же вообще затрудняется. К сожалению, и
родителей, и воспитателей, как правило, мало
волнуют эти проблемы.
Поиск педагогического коллектива дошкольного
образовательного учреждения «Центр развития
ребенка — детский сад № 69 «Сказка» был направлен
на изменение существующей практики физического
воспитания дошкольников, разработку и
обоснование игровых программ и технологий
физического воспитания в детском саду. В
результате многолетней
опытно-экспериментальной работы воспитателей,
инструкторов по физической культуре и
преподавателей Белгородского педагогического
колледжа была создана оригинальная программа
физического воспитания, направленная на
гармоничное развитие личности ребенка.
В настоящее время
она реализуется во многих дошкольных
учреждениях города Белгорода и Белгородской
области. Программа «Играйте на здоровье»
(Волошина Л.Н., Новичкова Л.В.) полностью построена
на подвижных играх с элементами спорта и игровых
упражнениях. Игры, игровые упражнения,
включающие самые разнообразные двигательные
действия, создают целостную систему обучения,
доступную для взрослых и детей.
Чтобы увлечь не только детей, но и родителей
игрой, перевести родителей с позиции
наблюдателей в активных участников
педагогического процесса, мы предлагаем
варианты домашних заданий и своеобразные,
доступные детям, дневники самоконтроля. Если
задание выполнено, можно закрасить фигуру,
дорисовать предмет, написать цифру в квадрате и
т.д. Это помогает объединить взрослых и детей,
занять свободное время полезным делом, вспомнить
давно забытые игры. Так, например, для игр во
дворе предлагается следующая серия домашних
заданий к игре «городки».
«Жонглеры»
Ходьба, приседания с палкой на
вытянутой ладони. Поставь черточку на палке, если
получилось.
«Поставь-возьми городок»
Городок держать в опущенных руках
сзади, из основной стойки выполнить приседания,
поставить городок сзади себя, встать, присесть,
взять его двумя руками. Нарисовать солнышку
столько лучиков, сколько раз выполнишь
упражнение.
«Прыг-скок»
Прыжки через палку боком от 6 до 20 раз.
Закрась клеточку у пирамиды, если выполнил
упражнение.
Игра «городки» может быть эффективным
средством развития памяти, внимания, воображения
детей. Обратите внимание на эти игры.
Использование предложенных в
программе игр с элементами спорта обогащает
двигательную деятельность детей, делает ее
разносторонней, отвечающей индивидуальному
опыту, интересам детей. Они готовы делиться своим
опытом с малышами. И тут очень уместными для
возрождения разновозрастных игровых сообществ
детей оказались совместные физкультурные
занятия. Приводим вариант совместного занятия
детей второй младшей и подготовительной группы
«Путешествие в город мячей».
Запомни фигуры. Назови их.
1
|
2 |
3 |
4 |
Каких частей не хватает?
1
|
2 |
3 |
4 |
Чего не стало?
1
|
2 |
3 |
4 |
Что изменилось?
Задачи: формировать у детей
младшей группы понятие — мячи бывают разные;
учить элементарным действиям с мячом и ракеткой
(элементы настольного тенниса); воспитывать
интерес к двигательной деятельности; создавать
временное объединение «большие — маленькие»;
формировать у старших дошкольников потребность
передавать игровой опыт малышам, заботиться о
младших, играть вместе.
Оборудование: мячи гимнастические
— 10 штук, мяч футбольный, волейбольный,
баскетбольный; теннисные ракетки, теннисные
мячи; музыкальное оформление.
Исследования, проводимые в ходе
апробации программы, свидетельствуют о
положительном ее влиянии на развитие
двигательных способностей, нравственно-волевых
качеств ребенка, укрепление здоровья.
Объединяя усилия воспитателей,
родителей и детей по восстановлению игрового
пространства, мы рекомендуем взрослым следующие
правила:
Защищайте право ребенка на игру.
Играйте так, чтобы дух захватывало! Используйте
считалки, жеребьевки, увлекательные способы
разделения на команды, выбора ведущего.
Учитывайте, что у детей быстро
пропадает увлечение, если они не получают
радости победы. Но при условии легкой победы
играющие снижают свою активность, прекращают
поиск лучших путей решения двигательной задачи.
Оценивайте результаты деятельности
детей в сравнении с достижениями по отношению к
самому себе.
Из предложенного многообразия
заданий по объему и содержанию выбирайте
адекватные потенциальным возможностям ваших
детей, месту проведения занятий, погодным
условиям.
Берегите здоровье детей! Регулируйте
психоэмоциональную нагрузку! Перевозбуждение
так же вредно, как и физические перегрузки.
Своевременно предупреждайте травматизм.
Помните, что ногами управляет голова!
Сообщайте детям знания, необходимые для решения
двигательных задач, почаще обсуждайте проблемы
«Как мы играем».
Вспомните и научите детей играть в
старые, забытые народные игры, они могут
использоваться в качестве разминки перед
разучиванием элементов спортивных игр и
упражнений, приобщают ваших детей к национальной
культуре.
Дети,
освоившие программу «Играйте на здоровье»,
становятся инициаторами в организации подвижных
игр во дворе, охотно передают свой игровой опыт
малышам, включают в свои игры взрослых. По
каждому разделу программы ежеквартально
проводятся развлечения с участием родителей. И
мы неоднократно наблюдали, как растет азарт
родителей, когда они становятся участниками
игры. Вниманию читателей предлагается программа
развлечения «Спортивный городок».
Ведущий: Внимание! Внимание!
Приглашаю мальчишек и девчонок, а также их
родителей отправиться в наш спортивный городок.
Предлагаю взять с собой быстроту, смелость и
находчивость.
Под музыку дети и родители проходят и
выстраиваются командами во главе с капитаном.
Ведущий:
Чтобы вырасти здоровыми,
Энергичными, веселыми,
Чтоб прогнать усталость, лень,
Мы играем каждый день!
Командам приготовиться к приветствию!
(Капитаны выходят вперед.)
Приветствие команды «Городок»:
Мы биту уверенно держим в руках,
Любую фигуру собьем в городках,
Впереди нас ждет игра,
Скажем всем физкульт-ура!
Приветствие команды «Пинг-понг»:
Мы любим теннис и футбол,
Лихо можем забить гол,
Желаем вам больших побед,
Всем от нас физкульт-привет!
Ведущий: Вот и встретились наши
команды. Сегодня необычные соревнования. Вместе
с вами будут соревноваться мамы и папы. Пожелаем
им больших успехов. А сейчас, как и полагается, мы
проведем разминку.
Проводится разминка с большими
гимнастическими мячами, в которой принимают
участие родители.
Ребенок:
Внимание плюс точность — и у нас успех,
Мы скоро в теннис обыграем всех!
Игра «Почекань мяч»
Первыми чеканят мяч дети, затем
соревнуются родители.
Ведущий:
Кто не любит играть в футбол? В него играют в
любой стране взрослые и дети, мальчики и девочки,
но у нас мало места, и мы немного изменим правила.
Игра «Кто быстрее»
Взрослые и дети ведут мяч врассыпную.
По сигналу нужно привести мяч к обручу и
построиться вокруг него, нога на мяче. Чья
команда быстрее?
Игра «Ловкие ребята»
Ведение мяча «змейкой» вокруг кеглей.
Победит команда, которая быстрее вернется в
исходное положение.
Игра «Не выпусти мяч из круга»
Передача мяча в кругу. Победит команда,
которая дольше не выпустит мяч из круга.
Ребенок: Все наши баскетболисты
очень ловки, очень быстры.
Игра
«Поменяйтесь местами»
Команды ведут мячи шеренгами
навстречу друг другу, меняясь местами. Чья
команда быстрее займет место противника, та и
выиграет.
Игра «Чья команда больше передаст
мячей?»
Команды стоят парами: взрослый —
ребенок, перед баскетбольным кольцом. По сигналу
первая пара берет мяч, передает его друг другу,
затем следующей паре. Пара, стоящая рядом с
кольцом, забрасывает мяч.
Ребенок:
Игра для метких — городки,
Бросаем биту точно мы!
ВИКТОРИНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Как в древности называли игру
«городки»? (Среднерусские рюхи, сибирские чухи,
кубанские клетки, украинские скракли.)
2. Какому русскому ученому в Рязани
установлена мемориальная доска, как лучшему
городошнику? (Ивану Петровичу Павлову.)
Игра «Городки»
Ведущий:
Дорогие дети и уважаемые родители! Вот и
закончились наши спортивные состязания.
(В процессе игры судья подсчитывает и
выставляет на табло очки, объявляет счет.) Всем
участникам дарят памятные сувениры, призы. Под
спортивный марш обе команды совершают круг
почета.
Традиционно два раза в год — зимой и летом —
педагогический коллектив ДОУ № 69 г. Белгорода и
его воспитанники организуют праздники нашего
двора. Их участниками становятся бабушки и
дедушки, дети и их родители, студенты
педагогического колледжа и института культуры.
Удивительный феномен игры ярко напоминает
участникам наших дворовых праздников, что все мы
родом из Страны Детства.
Рисунки В.Семеренко
|