Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2006

ЛАБОРАТОРИЯ

Там, где музыка живет

Вот такая картинка была опубликована в последнем предновогоднем номере «Дошкольного образования» с вопросом «Что бы это значило?». Читателям газеты предлагалось высказать свои предположения. За пять первых правильных ответов были обещаны призы. Но на правильные ответы мы, честно говоря, не рассчитывали. И ошиблись. Среди всевозможных предположений, рассматривающих изображение в качестве математического пособия, выставки игрушек, удобной полочки для хранения пособий
и т.п., оказались и правильные ответы. Картинка изображает нотную «запись» песенки «Маленькой елочке холодно зимой». Фигурки символизируют ноты.

Правильные ответы скорее всего означают, что некоторым из наших читателей известна идея образной музыкальной грамоты для малышей. Если же они про это ничего не слышали, мы готовы не просто выслать заслуженный приз, но и восхищенное письмо на красивом бланке по этому поводу.

Мы сами, увидев лесенку в детском саду № 66 «Веселые нотки» г. Набережные Челны, ни о чем не догадались. И Эмма Казакова, музыкальный руководитель садика, долго и обстоятельно вводила нас в курс дела.

Будь мы детьми, мы посчитали бы Эмму Даниловну «богачкой».
У нее в кабинете большущий шкаф, плотно заставленный маленькими игрушками: лягушками, собачками, медведями, драконами, поросятами — всех не перечислишь. Но все служат одной великой цели — изображать знаки музыкального словаря. Одни служат для изображения нот.

Домик (теперь-то нетрудно догадаться!) — это нота до.
Репка — нота ре.
Мишка — ми.
Фартучек на матрешке — фа.
Солнышко сияет для ноты соль.
Лягушка изображает ноту ля.
Сиреневые цветочки — си.

Очень легко запомнить. Для пущей убедительности и на случай забывчивости фигурки располагаются на лесенке. Это звукоряд. Чем выше ступенька, тем выше звук. С помощью фигурок можно составить «нотную» запись несложной песенки, и дети смогут ее воспроизвести.

Во поле береза стояла

Во поле береза стояла

Например, с изображением песенки «Маленькой елочке холодно зимой» дети под руководством Эммы Даниловны знакомятся уже во второй младшей группе.
Следующий этап в овладении образной музыкальной грамотой — переход от объемных фигурок к картинкам. Картинки на бумаге предполагают более высокий уровень абстракции, позволяют знакомить детей с длительностью нот (пририсовал к лягушке палочку — звук будет звучать в два раза короче, у домика палочка с хвостиком — это четверть длительности и т.п.), записывать и исполнять по нотам более сложные мелодии.
Сначала песенки исполняются на металлофоне. Каждый имеющийся в наличии металлофон благодаря усилиям Эммы Даниловны, воспитателей и родителей тоже «оснащен» образным изображением нот — вместо традиционных словесных обозначений.
Песни «записываются» («зарисовываются»?) на больших демонстрационных листах и в индивидуальных нотных тетрадочках. В процессе разучивания каждой новой песенки группа сначала работает с большой «картой». Так педагогу легче вести объяснение.
Когда дети освоятся с «чтением» нот, можно перейти к игре по индивидуальным тетрадочкам. В результате у каждого маленького музыканта образуется довольно солидный репертуар для исполнения.

Для первых самостоятельных проб в музыкальной записи Эмма Казакова придумала пособие «Подвижные нотки».
На листе белого картона размером в альбомный лист нарисован нотоносец. В столбике слева на строчках и между строчками — картинки-ноты.

Вдоль всего листа на расстоянии 1 см друг от друга вертикально натянуты шнурки, по которым могут «бегать» пуговицы. На каждом шнурке по две пуговицы — большая и маленькая. Размеры пуговиц служат для обозначения длительности звука: длинного и вполовину короче.
Старт для больших пуговиц — на уровне большого сапога сверху.
Старт для маленьких пуговиц указывает пара маленьких сапожков внизу.
Благодаря этому пособию каждый ребенок самостоятельно может выложить на нотоносце песенку, а потом спеть или сыграть ее по нотам.

Кроме названий нот и умения ориентироваться в нотной записи (пусть и сделанной с помощью картинок), дети с помощью «игрушечного словаря» усваивают разнообразные музыкальные термины. Группа четырех медведей символизирует квартет, три поросенка или трехголовый Змей Горыныч — трио. Маленькая собачка и большая собачка означают один и тот же звук, но в разных октавах. Специальные «скульптурные» группы изображают интервалы. К примеру, птенец, еще не вылупившийся из яйца, — это прима.

Дети, по словам «очевидцев», очень любят музыкальные занятия. В старшей группе многие из них осваивают не только металлофоны и шумовые инструменты, но и аккордеоны, и детские баяны. Подавляющее большинство выпускников детского сада продолжает свое музыкальное образование. Были выпуски, целиком поступавшие в городскую музыкальную школу при консерватории.
Эти данные можно было бы привести в качестве доказательства торжества методики. Но методика — не более чем инструмент в руках мастера. Как скрипка в руках маэстро. Без виртуоза инструмент молчит.

Образная музыкальная грамота — всего лишь средство. Оригинальное, красивое.
Но его «магические» возможности раскрываются только благодаря силам души педагога. У Эммы Леонидовны начинают гореть глаза, когда она объясняет, какими символическими функциями нагрузила свои игрушки в шкафах, как она их искала-собирала, как представляла детям, как придумывала тот или иной методический ход.

Неудивительно, что дети приходят на музыкальные занятия, как на праздник. Неудивительно, что родители живота своего не жалеют, чтобы выполнить любую просьбу Казаковой, и что в семьи ее воспитанников через образы мишек и матрешек входит музыка. Входит и поселяется на всю оставшуюся жизнь.

Да здравствуют умеющие разгадывать загадки!

Первыми верный ответ на вопрос «Что бы это значило?» прислали:

1. Наталья Тарасова, заведующая детским садом № 8 «Мозаика» г. Гремячинска Пермского края.

2. Аминат Курмагомедова и Зарема Алиева, воспитатели детского сада № 13 «Солнышко» г. Буйнакска Республики Дагестан.

3. Альфия Хабибуллина, заведующая детским садом № 14 «Родничок» г. Азнакаево Республики Татарстан.

4. Камила Таирова и ее трехлетний сын Дамирчин из г. Москвы.

5. Сотрудники детским садом № 38 г. Уссурийска Приморского края.

Первые пять читателей, приславших верные ответы, как и было обещано, получат от редакции призы.

Также отгадали загадку

Татьяна Лобанова, музыкальный руководитель детского сада № 10 «Теремок» г. Новоуральска, педагоги детского сада № 43 «Родничок» г. Новочебоксарска Республики Чувашия, Ирина Лаптева, воспитатель детского сада «Ромашка» с. Большеустьикинское Республики Башкортостан, Елена Денисова, педагог детского сада № 80 г. Перми и педагоги детского сада № 21 «Семицветик» г. Оренбурга.

Редакция выражает им свое восхищение.

 

Рейтинг@Mail.ru