Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2006

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Музыкальный слух и культура нового времени

«У него хороший слух!» Волшебные слова, определяющие перспективы ребенка в его занятиях музыкой. Предполагается, что слуха может и не быть. И тогда, друзья, «как ни садитесь, в музыканты не годитесь».

Музыкальным слухом называют способность человека различать звуки по высоте. Существуют языки (например, вьетнамский и китайский), в которых различной высоточастотностью обладают и звуки речи. Звук <а> на высоте звука фа имеет одно значение, на высоте звука си — другое. Произнес <а> низкое — испугался, произнес <а> высокое, обрадовался. Согласно исследованиям известного отечественного психолога А.Леонтьева, у представителей народностей, говорящих на высоточастотных языках, практически не встречается «музыкальной глухоты». Это не означает, что каждый маленький вьетнамец вырастет знаменитым музыкантом. Но он без ошибок сможет пропеть любую песенку. Просто потому, что развитие музыкального слуха ребенка — необходимое условие для овладения речью, и речевая среда, в которой он растет, одновременно является средой, развивающей его чувствительность к музыке.
Русский язык, как и большинство европейских языков, к высоточастотным не относится. На какой высоте ни кричи «Волки!», они от этого ягнятами не станут. Чтобы овладеть русской речью, ребенку требуется не музыкальный, а фонематический слух. Тот же Леонтьев высказал предположение, что развитие речи тормозит у русскоговорящего ребенка развитие музыкального слуха. За ненадобностью. Музыкальный слух как основа развития музыкальных способностей сохраняется лишь у единиц, которых мы относим к категории одаренных.

Но это лишь предположение. К сожалению, психологи не могут сопоставить данные по количеству детей, обладающих развитым слухом в российской столице начала третьего тысячелетия, с аналогичными данными детей, проживающих, к примеру, в русской деревне двести лет назад. То есть в ту пору, когда матери еще пели младенцам колыбельные, деревенская жизнь зиждилась на обрядах с песнями и хороводами, и прихожане каждое воскресенье ходили в церковь, где батюшка говорил особым напевным «речитативом», где звучали церковные песнопения.
Исторические свидетельства заставляют нас предположить, что люди древних культур отличались от современного человека гораздо большей музыкальностью. Ученики древнегреческой школы учили наизусть огромные куски из «Илиады» и «Одиссеи». Некоторые знали поэмы целиком. Как они исполнялись? Пелись. Древнегреческий язык — не высоточастотный, но практически каждый свободный гражданин Афин умел играть на лире. Обучение игре на музыкальных инструментах было обязательным элементом греческого образования.
Да и в средневековом европейском городе детей рано начинали учить танцам и музыке. Историк культуры Филипп Арьес пишет, что маленький дофин, будущий король Франции Людовик ХIII, в полтора года получает в качестве игрушки скрипку. Он напевает песенки и подыгрывает себе на инструменте. Скрипка еще не получила статус благородного инструмента. Это «бренчалка», под которую пляшут на свадьбах и деревенских праздниках. То есть скрипка — народный (читай — доступный всем) инструмент. В четыре года Людовика начинают обучать игре на лютне. Это в отличие от скрипки инструмент знати. И на лютне должен уметь играть каждый дворянин. По этой же причине двумя веками позже все девушки из благородных семей осваивали клавикорды — и в Европе, и в России.
С чем в сегодняшней действительности можно сопоставить подобное отношение к музыкальному образованию? Видимо, с отношением к компьютерной грамотности.
Музыкальная культура, развиваясь и усложняясь, получила другой статус в общественной жизни. Музыка стала профессией, требующей от музыканта больших способностей, сложного, длительного обучения, самоотдачи, времени и сил. И, следовательно, уделом избранных.

Тем не менее, писал А.В. Запорожец, можно способствовать развитию слуха любого ребенка. В будущем это позволит ему стать культурным слушателем, откроет дорогу в мир музыкальной культуры.
Для развития музыкального слуха необходима специально созданная музыкальная среда. С.С. Прокофьев, к примеру, вспоминает, что в детстве его все время окружала музыка. Она звучала вокруг него с момента рождения. Язык музыки, язык музыкальных сочинений маленький Сережа осваивал одновременно с обучением чтению и с обучением французскому — в возрасте пяти лет.
Но для развития слуха, добавлял А.В. Запорожец, только музыкальной среды недостаточно. Самым эффективным способом для этого является пение (вокализация). Во время пения человек как бы «отражает» музыкальную реальность и одновременно заново ее создает.
Иными словами, чтобы у ребенка развивался слух, ему нужно много петь. Сложность заключается в том, что маленький ребенок еще плохо управляет голосом. Необходимость развивать слух сталкивается с несформированной моторикой голосового аппарата. Для малышей нужно искать дополнительные способы воссоздания музыкальной реальности. Это прежде всего ритмические движения и элементарное музицирование.

В прежние эпохи из детей растили исполнителей. Сегодня наша задача — воспитывать слушателей. Но чтобы вырасти способным слушателем, ребенок в детстве, как и в прежние времена, должен насладиться ролью музыканта.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru