Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2006

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Продолжение. Начало см. в № 3, 4, 5/2006

Пополним «предшкольный» багаж

Лото «Слова»

Знакомство с буквами и первые шаги в обучении чтению можно превратить в увлекательную игру. Как это сделать, рассказывает преподаватель Института психологии им. Л.С. Выготского Александра САПОЖНИКОВА

Игра для детей, знающих буквы и совершенствующихся в чтении
Рекомендуется в работе с детьми шести-семи лет
Основная цель лото «СЛОВА» — научить детей читать целыми словами.
Чтение становится интересным и легким занятием.
Снимаются комплексы и зажимы у детей, имеющих трудности в овладении чтением.
Дети начинают понимать не только печатный, но и письменный текст.
Карточки для игры можно сделать вместе с детьми или купить в магазине какое-нибудь лото и добавить недостающие картинки и слова.
Лото состоит из 60 карточек: из тридцати карточек-картинок и тридцати карточек с изображением слов.
На картинках могут быть нарисованы животные, растения, предметы. Можно создать специальный банк картинок со значимыми для детей предметами (марки автомобилей, сотовый телефон, компьютер, герои мультфильмов и т.п.).
А можно создать банк картинок со словарными словами.
На карточках с изображением слов печатными буквами крупно должны быть написаны соответствующие слова. Под печатным текстом в нижней части карточки можно те же слова написать письменными буквами.

Первый вариант игры

Детям раздаются карточки-картинки.
У ведущего карточки со словами. Ведущий называет слово, дети откликаются, если у них есть соответствующая картинка, и подкладывают слово под картинку.
На этом этапе они должны учиться распознавать образы слов.
Это прием обучения чтению методом целых слов.

Второй вариант игры

Если дети уже умеют читать по слогам, можно сразу предложить им играть в этот вариант игры.
Детям (или парам детей) раздают карточки-слова — всем играющим поровну.
Карточки-картинки находятся у водящего (взрослого или ребенка). Водящий берет карточку, показывает всем, четко называет то, что нарисовано. Тот, у кого есть соответствующее слово, забирает карточку себе.
В процессе игры нужно следовать двум правилам:

1) нельзя подсказывать ход зазевавшимся игрокам; нужно тихо и спокойно ждать, когда они увидят нужное слово у себя (для подсказывающих вводятся штрафные меры);
2) если картинка попала не на свое место, взрослый и другие дети не исправляют ошибки. Когда на одно место будут претендовать две картинки, возникнет проблемная ситуация, это даст повод для общего разговора, сравнения, анализа.

Когда дети начинают играть в лото легко и быстро, вводятся более сложные варианты игры. Для этих вариантов игры нужно сделать новые карточки — слова или использовать листики с липким краем.

Третий вариант игры

Детям раздают карточки со словами, где каждое слово разбито на слоги, а слоги записаны вразброс.
Когда новые варианты игры освоены, взрослый на карточках — словах для первого варианта игры заклеивает листочками с липким краем все печатные слова так, чтобы были видны и хорошо читались слова, написанные письменными буквами, а печатные слова можно было бы прочесть, отогнув листок. Такая возможность подсмотреть создается специально. Подсматривать не запрещается. Дети привыкают к письменному тексту, не боятся его, они узнают письменные буквы и учатся читать письменный текст.

Зашифрованные слова

Слова

1) написаны письменными буквами,
2) написаны по кругу, квадратом или треугольником,
3) слово записано с пропуском всех гласных или всех согласных,
4) слово зашифровано порядковыми номерами букв,
5) точками обозначено количество букв в слове, написаны первая и последняя буквы,
6) дано краткое описание предмета (еда, ее любят мыши — СЫР),
7) слово записано в виде загадки или ребуса.

Практически все надписи на карточках и липких листочках дети могут делать вместе со взрослым, а со временем и самостоятельно. Выполнение этой работы — создание своей игры и новых ее вариантов — формирует у детей личностный подход к делу и процессу обучения в целом.

Продолжение см. в следующих номерах

Рейтинг@Mail.ru