Живая легенда о Белом рояле
От Москвы до бурятского села Бургуй
очень далеко — почти 6 тысяч километров. Да и от
Улан-Удэ до Бургуя нужно ехать десять часов на
старом-престаром автобусе. Новый в такой дали
считался бы неоправданной роскошью. «К нам
проехать можно. А мимо нас — никак нельзя. Бургуй
— это край света. Дальше ничего нет», — говорят
жители.
В самом Бургуе тоже ничего нет — ни
фабрики, ни заводика. О совхозе остались только
воспоминания. Работать негде. Только на своем
огороде. Поэтому едят бургуйцы то, что вырастят.
Раз в год сдадут на мясо теленка или поросенка и
на вырученные деньги прикупят одежку, сахара да
соли. Будут квасить капусту и солить грибы. А по
праздникам ходить к школе и ждать: скоро, очень
скоро все изменится! Потому что в Бургуй приедет
Белый рояль. Он слышит человеческие беды и умеет
открывать свое сердце людям. Погладишь его три
раза — и желание сбудется.
Впервые про Белый рояль сельчане
услышали от Светланы Цыбиковой — учительницы
своей сельской школы.
Жизнь в Бургуе не перенасыщена
событиями. Главные из них связаны с детьми. Один
сумел в городе в институт поступить. Другой нашел
хорошую работу… Приобретая профессию,
закрепляясь в городах, молодые люди помогают
своему селу выживать — деньгами и связями. Чтобы
по окончании школы у детей был шанс «выбиться в
люди», сельчане создали специальный фонд — копят
детям деньги на дорогу. Но одних денег мало. Тот,
кто желает в город поехать, должен хорошо
учиться. Не просто старательно — вдохновенно.
Чтобы выдержать состязание с городскими. А для
этого нужны не только знания — волшебные крылья
нужны.
Светлана Цыбикова, учительница из
Бургуя, в детстве много читала про декабристов.
Некоторые из опальных дворян были
сосланы в Бурятию. О декабристах по сей день
рассказывают легенды и почитают их наравне со
святыми. Будто бы ссыльные обучали бурят строить
красивые и прочные деревянные дома, правильно
возделывать землю и изготовлять невиданные
ранее орудия для хозяйства. Даже лошадь
запрягать как-то по-особенному научили. Телегу с
встроенным сиденьем для двух человек в Бурятии
до сих пор называют бестужевкой. Самого Николая
Бестужева зовут не иначе как Улан норан —
Красное солнышко. И из поколения в поколение
передают друг другу рассказы о том, как он учил
бурятских детей рисованию и музыке —
классической, которую здесь до него и не
слыхивали.
А одну историю — про «фортепьяно для
декабриста» — Светлана Цыбикова любила больше
всего. Когда дочка Ивана Пущина доросла до
гимназического возраста, Пущин написал в
Петербург своему другу Федору Матюшкину. В
письме ссыльный просил на средства из своих
сбережений купить для Аннушки фортепьяно и с
оказией отправить в Сибирь. Лучше бы зимой,
потому что санный путь надежнее трактов, в
межсезонье расползающихся от дождей и грязи.
Матюшкин и его друзья сбережения Пущина тратить
не стали, а купили фортепьяно на собственные
деньги, в складчину, закутали, как могли,
погрузили на сани и в феврале отправили из
столицы в далекий сибирский городок Ялуторовск.
Через три месяца тяжело нагруженный
возок подкатил к домику Пущиных.
Светлана будто своими глазами все
видела: вот во двор въезжают сани с чем-то
огромным, закутанным в тряпки, домочадцы
высыпают из дома, и начинается вокруг саней
страшная суета. Фортепьяно приехало!
И еще она думала: пришло же Пущину в
голову в сибирской глуши обучать девочку игре на
салонном инструменте! Разве такие мысли должны
волновать ссыльного? Но, быть может, именно так в
детях взращивают неудержимое желание взлететь?
Светлана Жигжитовна «заболела»
идеей: «Пусть бы и нам было дано пережить нечто
подобное — в нашем маленьком бурятском селе
Бургуе, что на самом краю света! Пусть бы красивое
предание минувших дней ожило в нашей собственной
жизни. И пусть бы мы, как те декабристы, ощутили в
своих душах высокие чувства, высокие стремления,
раздвигающие границы возможного, поднимающие
над обстоятельствами». В мечтах Светланы
фортепьяно незаметно трансформировалось в
рояль. Рояль — вещь редкостная, почти диковинная,
принадлежащая не просто музыкальному миру, а
самому «высокому», элитарному. И еще рояль должен
быть белым. Белый цвет для бурят — символ
святости. Святы белые одежды и белая пища. Свята
белая богиня Тара — покровительница людей и
заступница бедных.
Продолжение см. на с. 19
Если уж желать для детей чуда, то
запрашивать у судьбы нужно по полной программе.
Светлана Цыбикова решила поделиться
своим диковинным «историческим» проектом с
участниками сельской школьной конференции.
Конференция проходила раз в год и была событием
наиважнейшим. Собирались сюда все, кто имел
отношение к школе: педагоги, дети, родители и
просто любопытствующие сельчане. На конференции
строили планы на жизнь и принимали самые
серьезные решения.
А еще любой желающий мог выступить с
предложением и попросить о поддержке.
Услышав о Белом рояле, который — нужно
только захотеть! — приедет к ним в Бургуй,
собравшиеся пришли в восторг. В словосочетании
«Белый рояль» заключалось нечто магическое.
Подавляющее большинство участников собрания не
то что рояль — пианино в глаза не видели. Даже
представить себе не могли, как этот рояль может
выглядеть. Воображение помогать отказывалось.
Дети спрашивали: «А он какой? Большой, да? Белый?
Как молоко, да?»
Родители в проявлениях своих эмоций от
детей почти не отличались. Учителя, люди
осторожные, поначалу пробовали урезонить
собравшихся: «Несбыточные сказки! Откуда
деньги-то возьмутся? Да у нас и учителя музыки
нет!» Но можно ли устоять против коллективного
восторженного возбуждения?
И все как-то быстро согласились, что
ничего сверхсложного в реализации идеи нет.
Конечно, доставить рояль в Бургуй не просто. Но
ведь не сложнее, чем двести лет назад? И, конечно,
рояль стоит больших денег. Но они обязательно
найдутся. Нужно только захотеть.
И бургуйцы командировали Цыбикову в
Москву добывать деньги.
Светлана Жигжитовна приехала на
сессию Института образовательной политики
«Эврика», где школы и детские сады защищали
проекты экспериментальной работы, и изложила
экспертам свой проект под названием
«Путешествие Белого рояля из столицы в Бургуй».
На фоне хитроумных планов по интеллектуализации,
модернизации и компьютеризации образования ее
вдохновенный рассказ о мечтах бургуйцев помочь
своим детям взлететь прозвучал то ли как
народная песня, то ли как народная сказка. А может
быть, все дело было в словах «Белый рояль»: они,
по-видимому, и обладали магической силой не
только в отношении бурят из села на краю света, но
и в отношении столичных экспертов.
В общем, деньги пообещали — легко,
просто и даже с радостью.
В урочный час чиновники Закаменского
района Республики Бурятия получили бумагу с
гербовой печатью, извещавшую: малюсенькой
сельской школе на сто детей в селе с населением 570
жителей, где заканчиваются все дороги, выделено
270 тысяч рублей на покупку белого рояля и
примерно столько же на его доставку из Москвы к
месту заказа. Чиновники удивились. Чиновники
рассердились и расстроились: этакие деньжища —
да на какую-то ерунду! Нормальные люди закупают в
школу компьютеры, а тут какой-то рояль. Чиновники
связались со школой и отругали Цыбикову — за
недальновидность и расточительность, за
отсутствие уважения к начальству и
самоуправство.
Но тень Белого рояля уже неслась над
Бурятией, как богатырский конь древних преданий.
О Бургуе и планах его жителей
заговорили в газетах и телепередачах, на
административных совещаниях чиновников и на
школьных родительских собраниях. Учителя по всей
республике стали собираться на «круглые столы»
для обсуждения перспектив образования в свете
событий вокруг Белого рояля. Историки культуры
выстраивали параллели и проводили аналогии. Дети
писали сочинения на тему: «В Бурятию едет Белый
рояль». А лучшие музыканты края выстроились в
очередь, чтобы не упустить возможности коснуться
пальцами клавишей волшебного инструмента. А
может быть — и его бока: погладишь три раза, и
сбудется любое желание.
Весть о том, что Белый рояль куплен и
отправился в путь, стала главной информационной
новостью Бурятии. В Бургуе стали готовиться к
встрече.
Хотя никто не видел рояля, все знали: он
очень большой. Требовалось расширить
пространство зала и соорудить для него
специальное место. Побросав свои обычные занятия
и установив негласный мораторий на пьянство,
сельчане перебрались в школу чуть ли не жить. Был
в селе бездетный человек, не любивший школу и
лишний раз топора не касавшийся, а пришел делать
сцену. Сам, без приглашения.
И все только диву дались: оказалось — мастер,
каких редко встретишь. Был в селе свой местный
Иванушка-дурачок лет двадцати отроду. Разумные
слова на него никогда не тратили и на стройку не
звали. Но и он пришел, без всяких приглашений.
«Иванушка» таскал доски, мешки и банки с краской.
«Иванушка» впервые в жизни делал именно то, что
требовалось, и именно так, как нужно. «Иванушка»
был незаменим и счастлив. Возможно, впервые в
жизни.
А жизнь бурлила, и кипела, и не давала
сидеть без дела.
Привести в порядок школу показалось
бургуйцам недостаточным. К школе рояль повезут
по улице, а тут такие виды неприглядные! И
сельчане принялись чинить заборы и красить дома,
мостить центральную дорогу и площадку летней
эстрады. Это так, заодно. Может, музыка и сюда
слышна будет?
Но потом начались морозы, и
исторические реалии вынуждены были уступить
современности. Выяснилось: для «здоровья»
инструмента вредно по десять часов трястись в
машине по холоду. Поэтому рояль доедет лишь до
бурятской столицы. Дальнейшее его передвижение
придется отложить до весны.
В день прибытия рояля в Улан-Удэ в селе
все равно устроили праздник — в честь
сбывающейся мечты, — а потом отправили в краевую
столицу делегацию. По условию, каждого малыша,
нуждающегося в опеке, в пути должен сопровождать
старший. В какой семье смогли собрать денег на
поездку двоих, оттуда делегаты и поехали:
тридцать пять детей и столько же взрослых.
Бабушка Янжима восьмидесяти трех лет отроду
отправилась в Улан-Удэ вместе с шестилетним
правнуком. За всю свою жизнь она из села ни разу
не выезжала, но ради Белого рояля решилась.
Деньги три месяца копила — с пенсии откладывала.
Накопила и на себя, и на малыша. Что в эти три
месяца ела, никому не рассказывала.
Встречу с Белым роялем приурочили к 19
октября — ко дню памяти Пушкина, лицеистов и тех,
кто впоследствии стал декабристами.
Приглашенные собрались в музыкальном зале
городского педучилища. Детей из Бургуя усадили в
первых рядах.
Погас свет. Под неторопливую сказочную
музыку стал раздвигаться занавес.
Медленно-медленно, постепенно открывая глазам
чудо — Белый рояль в центре сцены. Дети вскочили
на ноги. За ними поднялся весь зал.
Занавес открылся. На сцену стали
выходить музыканты. Музыканты играли, вокалисты
пели. Начальники говорили о близости лучшей
жизни. Ответственные работники культуры — о том,
как «сказку сделать былью».
А дети все стояли и смотрели.
В самом конце на сцене появились
старики в национальных одеждах. Старые-старые.
Всем лет по семьдесят—восемьдесят — артисты
самодеятельного бурятского этноансамбля. Они
узнали о празднике в честь Белого «гостя» и
решили принять в нем участие. Старики принялись
танцевать вокруг рояля йохор — ритуальный
бурятский танец. И еще они провели какой-то обряд,
суть которого присутствующие поняли только в
общих чертах: хранители традиций выражали
радость по поводу прибытия рояля и освящали
предстоящий ему путь. Хранители традиций
выражали радость, потому что Белый рояль
способен приносить людям счастье.
После концерта детям разрешили
подняться на сцену. Они подошли к роялю
близко-близко. Так близко, что могли дотронуться
до его белых боков. И заглянуть в его золотые
глаза на фигурных ножках.
И увидеть, как под открытой крышкой колеблется
большое струнное сердце. Кто-то слышал, как дети
шептали роялю: «Здравствуй!»
Вернувшись в село, они рассказали:
Белый рояль все-все видит своими золотыми, как
солнце глазами. Белый рояль умеет открывать свое
сердце людям. Если загадать желание и три раза
провести рукой по его белому боку, желание
обязательно сбудется. «Мы загадали желание:
пусть через год, под Пушкинский праздник, Белый
рояль приедет к нам в село».
Дети говорят, это желание не может не
сбыться. И старики с ними полностью согласны.
Марина АРОМШТАМ
|