Музыкальный зал
как пространство сказкотерапии
|
Праздники и развлечения —
обязательная составляющая работы детского сада.
А в правильно организованном празднике
обязательно присутствуют элементы
театрализации сказки. Поэтому психолог,
занимающийся сказкотерапией, вполне может
соотнести свои задачи с задачами воспитателей и
музыкальных руководителей.
Кроме того, в хорошо оснащенном зале
удобно проводить не только музыкальные занятия и
праздники, но и занятия сказкотерапией.
Как правило, первый этап
психотерапевтических занятий — чтение сказки и
беседа с детьми по ее содержанию — совпадает с
педагогической работой по подготовке
детско-взрослых спектаклей. Здесь психолог,
педагоги и музыкальный руководитель помогают
друг другу.
Следующий, главный этап сказкотерапии
начинается после праздника. Это собственно
психокоррекционная работа. В этот период
психолог и дети распределяют роли для
проигрывания эпизодов сказки — не для зрителей,
а для себя, обсуждают характеры персонажей и
будущую игру. Детям предлагаются упражнения по
психогимнастике, рисование или изготовление
поделок по мотивам сказки. Рисование и
изготовление поделок являются в основном
домашними заданиями, но могут проводиться и на
занятиях.
Играть в сказку в специально
приспособленном музыкальном зале значительно
удобнее. Это расширяет возможности психолога и
вооружает его дополнительным инструментом в
работе.
Психокоррекционная работа строится на
материале прошедшего праздника. Для игры уже
подготовлена качественная материальная база и
музыкальное оформление сюжетов.
Психолог в образе сказочного
персонажа приглашает детей в сказку. Ребенок
получает возможность действовать внутри
сказочного пространства. Я выступал в образах
сыгранных мной героев — Деда Мороза, короля из
сказки «Золушка», Робинзона Крузо и других. Дети
иначе реагируют на вопросы и задания психолога,
если они даются от лица сказочного персонажа. Но
выступать от лица персонажа можно только в том
случае, если это пережитая тобой роль и если
внешний облик персонажа качественный (хороший
костюм, грим).
Оборудование музыкального зала и
пульт управления залом позволяют, не прерывая
занятия, изменять интенсивность света, цветовую
гамму освещения. Это дает возможность глубже
погрузиться в сюжетную ситуацию, острее
почувствовать переживаемые героем сюжета
чувства.
Как правило, психолог и дети во время
коррекционной работы находятся на сцене.
Сцена оформляется таким образом, чтобы
декорации и атрибуты легко передвигались,
складывались и могли выполнять различные
функции. Это очень важно при работе с детьми.
Особенно с мальчишками. Возможность действием
подкрепить свое эмоциональное состояние и
добиться зримого результата мотивирует
мальчиков на дальнейшую работу.
Хорошо, если сцена отделена от зала
закрытым занавесом: так она превращается в
небольшое, замкнутое, отделенное от остального
мира сказочное пространство. В такой обстановке
ребенок с проявлениями негативизма легче
раскрывается. Кроме того, это усиливает ощущение
вовлеченности в действие сказки. Незаменимую
роль играет занавес и по окончании игры — в
процессе перехода от занятия к повседневной
жизни. Опыт работы показывает, что занавес сцены
отделяет уют созданного с его помощью помещения
от всего зала (и от всего мира). По окончании
занятия ребенку из этого уютного и дружелюбного
пространства придется возвращаться в большой
мир. Это происходит поэтапно: вначале
раздвигается занавес, и участники занятия
адаптируются к большему пространству зала,
стараясь не растерять, «не расплескать»
достигнутого во время коррекционной работы
результата. Через некоторое время можно
вернуться в группу. Для некоторой категории
детей такая адаптация просто необходима.
Сергей ЛИМАРЕНКО,
педагог-психолог, детский сад № 8, г. Чебаркуль,
Челябинская область |