Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2006

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Музыкальный зал как пространство сказкотерапии

Праздники и развлечения — обязательная составляющая работы детского сада. А в правильно организованном празднике обязательно присутствуют элементы театрализации сказки. Поэтому психолог, занимающийся сказкотерапией, вполне может соотнести свои задачи с задачами воспитателей и музыкальных руководителей.

Кроме того, в хорошо оснащенном зале удобно проводить не только музыкальные занятия и праздники, но и занятия сказкотерапией.

Как правило, первый этап психотерапевтических занятий — чтение сказки и беседа с детьми по ее содержанию — совпадает с педагогической работой по подготовке детско-взрослых спектаклей. Здесь психолог, педагоги и музыкальный руководитель помогают друг другу.

Следующий, главный этап сказкотерапии начинается после праздника. Это собственно психокоррекционная работа. В этот период психолог и дети распределяют роли для проигрывания эпизодов сказки — не для зрителей, а для себя, обсуждают характеры персонажей и будущую игру. Детям предлагаются упражнения по психогимнастике, рисование или изготовление поделок по мотивам сказки. Рисование и изготовление поделок являются в основном домашними заданиями, но могут проводиться и на занятиях.

Играть в сказку в специально приспособленном музыкальном зале значительно удобнее. Это расширяет возможности психолога и вооружает его дополнительным инструментом в работе.

Психокоррекционная работа строится на материале прошедшего праздника. Для игры уже подготовлена качественная материальная база и музыкальное оформление сюжетов.

Психолог в образе сказочного персонажа приглашает детей в сказку. Ребенок получает возможность действовать внутри сказочного пространства. Я выступал в образах сыгранных мной героев — Деда Мороза, короля из сказки «Золушка», Робинзона Крузо и других. Дети иначе реагируют на вопросы и задания психолога, если они даются от лица сказочного персонажа. Но выступать от лица персонажа можно только в том случае, если это пережитая тобой роль и если внешний облик персонажа качественный (хороший костюм, грим).

Оборудование музыкального зала и пульт управления залом позволяют, не прерывая занятия, изменять интенсивность света, цветовую гамму освещения. Это дает возможность глубже погрузиться в сюжетную ситуацию, острее почувствовать переживаемые героем сюжета чувства.

Как правило, психолог и дети во время коррекционной работы находятся на сцене.

Сцена оформляется таким образом, чтобы декорации и атрибуты легко передвигались, складывались и могли выполнять различные функции. Это очень важно при работе с детьми. Особенно с мальчишками. Возможность действием подкрепить свое эмоциональное состояние и добиться зримого результата мотивирует мальчиков на дальнейшую работу.

Хорошо, если сцена отделена от зала закрытым занавесом: так она превращается в небольшое, замкнутое, отделенное от остального мира сказочное пространство. В такой обстановке ребенок с проявлениями негативизма легче раскрывается. Кроме того, это усиливает ощущение вовлеченности в действие сказки. Незаменимую роль играет занавес и по окончании игры — в процессе перехода от занятия к повседневной жизни. Опыт работы показывает, что занавес сцены отделяет уют созданного с его помощью помещения от всего зала (и от всего мира). По окончании занятия ребенку из этого уютного и дружелюбного пространства придется возвращаться в большой мир. Это происходит поэтапно: вначале раздвигается занавес, и участники занятия адаптируются к большему пространству зала, стараясь не растерять, «не расплескать» достигнутого во время коррекционной работы результата. Через некоторое время можно вернуться в группу. Для некоторой категории детей такая адаптация просто необходима.

Сергей ЛИМАРЕНКО,
педагог-психолог, детский сад № 8, г. Чебаркуль,
Челябинская область

Рейтинг@Mail.ru