Овладение письмом — один из самых
сложных, даже мучительных аспектов обучения
ребенка в первом классе.
Можно ли облегчить этот процесс? Играют ли здесь
роль сроки начала обучения?
Ответ на эти вопросы, как водится, дается с двух
противоположных позиций.
Согласно одной, с обучением письму ни в коем
случае нельзя торопиться. Оно может начинаться
исключительно в школьном возрасте и должно быть
длительным, растянутым во времени. Для обучения
письму у ребенка должны созреть рука, воля и
мотивы к работе. Этой позиции придерживаются
многие отечественные психологи, в том числе
Людмила Обухова, Нина Гуткина, Елена Смирнова,
Елена Кравцова. Эта позиция уже на протяжении ста
лет реализуется в вальдорфских школах.
Сторонники другой точки зрения соглашаются с
оппонентами в том, что процесс обучения письму
должен быть растянутым. Но начинать его, по их
мнению, нужно как можно раньше — с трех лет. Тогда
учить письму можно будет в игре, между делом. Там,
где обучение ведется вне жестких временных
рамок, без необходимости к данному сроку
достигнуть определенного результата, без оценки
результатов согласно заданным стандартам, оно
происходит естественно и без проблем. Эту точку
зрения в свое время отстаивали педагоги Борис и
Елена Никитины. Этот принцип лежит в основе
раннего обучения детей по методике В.Зайцева.
Обучение дошкольников письму в индивидуальном
режиме реализуется в рамках системы Марии
Монтессори.
Однако официальная педагогика выбирает
«средний» путь: письму обучают не очень
маленьких детей, но и не достаточно зрелых;
обучение происходит в рамках фиксированного
урочного времени. С точки зрения первоклашки,
каждое отдельное занятие является слишком
длинным, с точки зрения учителей, совокупное
время занятий слишком коротко. А учат детей так
называемому «скоростному безотрывному письму».
В допетровские времена навыками
письма владела очень незначительная часть
населения России. В основном —
священнослужители, монахи, в обязанности которых
входило переписывать священные книги и вести
летописи. Писать учились долго: каллиграфия была
достаточно сложной, а методика обучения
сводилась к копированию букв и текстов. Красоте
письма уделяли огромное внимание: письмо служило
не только для передачи содержания, но и
декоративным целям оформления книги.
Но грамотность, умение писать требовалась также
в делах торговли и управления. С наступлением
петровской эпохи, вместе с развитием
промышленности и торговли, с возникновением
новых амбиций государства резко возросла
потребность в грамотных людях, которые должны
были не просто писать, но писать быстро. Это
привело к реформе письменности — к сокращению
количества букв в алфавите и к упрощению их
графического образа.
Следующая крупная реформа письменности была
проведена после революции, в рамках борьбы за
ликвидацию неграмотности и с учетом
необходимости обучить письму огромное
количество людей. Для этого тоже потребовалось
упрощение письма.
Последнее изменение каллиграфического образа
букв произошло уже на наших глазах, когда
буквенные образцы, представленные в прописях Е.Н.
Соколовой, были заменены на образцы так
называемого «безотрывного и безнажимного
письма», осуществляемого шариковой ручкой. По
мнению разработчиков безотрывной каллиграфии,
такой способ позволял значительно увеличить
скорость движения ручки по бумаге. Требования к
скорости диктовались, по мнению реформаторов,
научно-технической революцией, под знаком
которой мы жили в 70—80-е годы. Шариковая ручка —
непачкающаяся и не нуждающаяся в заправке
чернилами — была одним из ее подарков новому
поколению людей.
Подчиняясь требованиям времени,
учителя стали обучать детей писать безотрывно
шариковой ручкой — в ущерб каллиграфической
красоте и, по-видимому, грамотности. Конечно,
нельзя с уверенностью утверждать, что
грамотность учащихся пострадала от изменения
образа букв и, возможно, от увеличения внимания к
скорости письма. Тому есть только «косвенные
улики». Но снижение уровня грамотности у детей
семидесятых по сравнению с детьми шестидесятых
является общеизвестным фактом и совпадает по
времени с переходом на новую каллиграфию.
Через некоторое время после введения новой
системы обучения письму стали раздаваться
голоса ученых, выступавших резко против
безотрывного письма. Директор Института
физиологии детей и подростков Марьяна Безруких,
опираясь на результаты проведенных под ее
руководством исследований, утверждала:
безотрывное письмо является физиологически
нецелесообразным для детей и может
способствовать развитию у них асфиксии.
Категорически противопоказано, по мнению
Безруких, безотрывное письмо леворуким детям.
Леворукий ребенок должен «самостоятельно
выбирать для себя тот вариант письма —
связанного или несвязанного, — который в большей
мере соответствует его способностям и
возможностям».
Согласно исследованиям Владимира
Базарнова, безотрывное письмо шариковой
ручкой заставляет детей работать в «режиме
пролонгированной мышечно-тонической
напряженности, угнетающей и разрушающей
ритмическую основу непроизвольной моторики».
Даже уже научившись писать, при автоматизации
письма шариковой ручкой, дети продолжают
«напрягать мышцы, сжиматься и склоняться над
тетрадью»: это результат формирования и
закрепощения чрезвычайно устойчивого
мышечно-напряженного «письменного» стереотипа.
Для снижения напряжения во время письма ребенку
необходимы чередования нажимов (усилий) и
расслаблений (отрывов). Тогда у него постепенно
вырабатывается моторный автоматизм навыка,
приспособленный к его индивидуальным биоритмам.
Ритмическое нажимно-отрывное письмо перьевой
ручкой оказывает меньшее повреждающее
воздействие на развитие функциональных систем
организма (по параметрам остроты зрения, уровню
функциональных возможностей ЦНС,
сердечно-сосудистой системы, состоянию осанки и
т.д.).
Итак, в погоне за скоростью письма мы
расплачиваемся довольно дорого — здоровьем
детей. Нелепость ситуации заключается еще и в
том, что появление компьютеров и тенденция к
повсеместной компьютеризации переводит
скоростное письмо в разряд исключительно
школьных навыков, которые не будут востребованы
за пределами школы. Конечно, сегодня как никогда
требуется писать быстро. Но эта задача решается
не за счет скорости движения ручки по бумаге, а за
счет скорости движения пальцев по клавиатуре.
Вступительные экзамены — последняя социальная
ситуация, когда молодому человеку требуется
писать рукой. В дальнейшем все самостоятельные
работы — от реферата до диплома (и тем более —
кандидатской) он будет оформлять на компьютере.
Означает ли это, что обучение малышей
работе на клавиатуре десятью пальцами в
ближайшем будущем окажется более актуальным, чем
обучение работе в прописях? Не перейдет ли в
недалеком будущем обучение прописям в разряд
художественных дисциплин — таких, как
изобразительное искусство? Правда, тогда
учителям придется отказаться от
каллиграфических образцов безотрывного письма:
есть более красивые варианты.
Но все это — возможные перспективы.
Первоклассников 2006, 2007, 2008 годов школа вряд ли
встретит качественными изменениями в
программах.
А значит, перед педагогами-дошкольниками все так
же будут стоять вопросы: учить или не учить
писать? Если учить, то как?
Во-первых, о больших перспективах
нужно все-таки помнить. Залог успешного будущего
нынешнего малыша — не в скорости письма. Это
всего лишь учебный навык.
Во-вторых, нужно знать о вреде шариковой ручки.
Если и предлагать малышам какой-то материал для
работы, пусть это будет восковой мелок (требующий
движений от локтя) или карандаш.
В-третьих, полезно усвоить, что лучшим способом
подготовки руки к письму являются рисование и
лепка, вышивание и плетение, игры в ручной мяч, а
не бесконечные упражнения в прописях. Об этом
надо постоянно твердить родителям и сдерживать
их «просветительский» пыл. В своем желании
мучить ребенка перед школой они готовы
переплюнуть самого строгого учителя начальной
школы.
В-четвертых, имеет смысл беседовать с учителями о
необходимости обучения именно безотрывному
письму, задавать вопросы, делиться информацией.
Возможно, они готовы попробовать другие
варианты. В порядке эксперимента.
Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
|