Ярмарка «космических»
идей
День космонавтики
может наполнить жизнь детей в детском саду
новыми интересными событиями – встречами с
инопланетянами, выдумыванием и созданием
моделей существовавших и невиданных аппаратов
для работы в космосе и звездолетов, рисованием
космических пейзажей, демонстрацией
инопланетной моды, отгадыванием загадок,
ребусов, кроссвордов.
Вот некоторые идеи, которые наши читатели могут
использовать в своей работе.
|
— Смотрите! Вот он! Идет, идет!
ИНОПЛАНЕТЯНИН!
Они стоят у окна уже целых десять
минут. Они так долго ждали этой минуты!
Две недели назад мы пришли в группу и
обнаружили послание. Необычный по цвету и форме
конверт лежал прямо в центре ковра. Его вскрыли и
извлекли на свет лист бумаги с черточками,
точками и цифрами. Все сразу догадались: это шифр!
Когда точки соединили в последовательности,
подсказанной цифрами, проступили очертания
какой-то невиданной машины. Тогда было высказано
предположение, что это звездолет. А самые большие
цифры в послании могут означать дату прилета.
Неужели у нас будут инопланетные гости? А вдруг
они не умеют говорить на нашем языке? Мы
разработали план контакта — на случай, если наши
опасения подтвердятся. Мы предположили, что
инопланетянам легче будет научиться разбирать
не устную речь, а знаки, изображения букв. Поэтому
две недели мы готовили вывески со словами,
обозначающими окружающие нас предметы. Теперь
таблички со словами лежали аккуратной стопочкой,
ожидая урочного часа. В буквальном смысле —
урочного. Но знать об этом полагалось только мне.
Двадцать носов прилипли к стеклу. На
всех затылках волосы от возбуждения встали
торчком и очень напоминают антенны на макушке
Пришельца. Теперь его видят все: темная невысокая
фигурка отделилась от леса и, прихрамывая,
направилась по дорожке в сторону детского сада.
Над головой покачиваются металлические усики.
Поэтому дети и догадались, что это наш гость.
Интересно, почему он прихрамывает. Эту деталь
художественного образа мы не обговаривали.
Видимо, существует внутренняя необходимость
изменить походку — как часть имиджа. На всякий
случай придумываю версию: про земное притяжение
и про неожиданные чувства, возникающие от
соприкосновения иноземных подошв с землей.
— На человека похож!
Ну, уж извините (это я про себя)! На
большее мы пока не способны. Кроме того, в свете
задач, которые нам предстоит решать, необходим
контакт именно с человекоподобным существом.
Разумным, конечно. Вслух я говорю:
— Многие ученые полагали, что разумные
обитатели Вселенной должны быть похожи на людей.
Их главное отличие — умение общаться с помощью
речи. Нам очень важно в этом убедиться.
Слушают внимательно, но затылками.
Наконец инопланетянин исчезает из поля зрения.
Теперь все взгляды устремлены на дверь. И вот оно:
— Тук-тук-тук — пииии!
— А-а-а! Пришел!
Коллективный вздох. Глаза приобрели
овальную форму. И снова восхищенное, полушепотом:
— Инопланетянин!
Пришелец появляется во всем блеске
инопланетной цивилизации. В своем нормальном
человеческом воплощении он — студент-физик.
Поэтому везде, где только можно, у него блестит и
мигает. На локтях и коленках — кнопки звонков.
Нажмешь — звонит. Самая удачная находка —
какое-то приспособление на голове в виде полоски,
по которой время от времени пробегает красная
линия. Судя по всему, она наглядно демонстрирует
процесс мышления инопланетянина. Дети в
восторге. Я тоже: надо же такое придумать!
Они уже осмелели, обошли кругом,
потрогали и где только можно нажали.
— А ты будешь с нами обедать?
— Хочешь посмотреть игрушки?
— А у меня день рождения. Мне машину
подарили.
В ответ — ни слова. Инопланетянин
вращает глазами. Красная линия пробегает по лбу
все чаще. Он подносит руку к губам и к сердцу. Он
вопросительно смотрит на детей.
— Мне кажется, — я решаю, что пора
приступить к основному событию встречи, — он
хочет с вами познакомиться.
— Я Илюша!
— А я Егор!
— Меня Маша зовут!
Опять вращение глазами, рука
прижимается к губам и к сердцу.
— Он нас не понимает! (Как и было
задумано.) Возможно, ему нужно как-то настроиться
на нашу речь. Давайте попробуем тот способ,
который мы обсуждали в качестве одного из
возможных.
Все бросаются к шкафчикам. Там
спрятаны заранее заготовленные таблички с
именами: бейджи величиной в ширину плечиков.
Плакатики на твердых картонках, картонки за
ленточку надеваются на шею.
Снова окружают пришельца. На минуту
устанавливается тишина, как перед началом
торжества. Я подталкиваю самого смелого:
— Давай, Егор!
Егор ведет пальцем по буквам и
медленно, членораздельно произносит:
— Е-гор!
Затем ударяет себя ладонью по груди и
выкрикивает громко и отрывисто:
— Егор!
Инопланетянин чуть наклоняется. Он
рассматривает бейдж со всей возможной
инопланетной внимательностью, время от времени
переводя взгляд на Егора. Красная линия
вибрирует с невероятной скоростью. Лампочки
вспыхивают. Наконец, инопланетянин выпрямляется,
подпрыгивает и нажимает кнопку звонка.
— Е-г-г-о-р, — произносит он, картавя. О
звуковых дефектах мы не договаривались. Видимо,
мое внимание становится несколько напряженным.
— Е-гор, — произносит инопланетянин
значительно чище. Наконец, выкрикивает
триумфально:
— Егор! — и тычет пальцем Егору в
грудь.
— Егор! — с восторгом вторит Егор.
Остальных уже съедает нетерпение.
Инопланетянин начинает круг почета: Маша, Стасик,
Жора, Таня…
В конце «обхода» он победоносно
ударяет себя в грудь:
— Виру!
Звенит звонок, мигают лампочки. Виру
указывает пальцем на стол:
— Ммм?
— Это стол!
Инопланетянин качает головой и тычет
пальцем в бейджи. Кто-то догадывается:
— Тащите вывески!
Вывески рассыпают на полу, из общей
пачки извлекается табличка с надписью «стол».
Виру смотрит на табличку:
— Стол.
Я подкладываю слово «это».
— Это стол! — радостно воспроизводит
пришелец, демонстрируя образец культурного
взаимопонимания.
— Это? Это? Это?
Суета вокруг табличек продолжается. Их
отыскивают и предъявляют в порядке запроса.
Время от времени память подводит Виру, и он
называет стол стулом, а потолок полом. Дети
хохочут. Виру в недоумении.
Я предупреждаю, что нужно быть
осторожными. Виру хочет научиться говорить на
нашем языке, а мы своим смехом можем его обидеть.
Лучше прикрепить вывески к предметам, чтобы
инопланетянин лучше запомнил слова. Все
бросаются развешивать вывески. Не забыты даже
половая тряпка и унитаз: а что? Попробуй —
обойдись без этих слов!
Виру обучается со страстным усердием
неофита и проявляет недюжинные способности.
Через десять минут он уже способен свободно
изъясняться на одном из самых прекрасных земных
языков. Теперь наступает его черед учить. Мы
усаживаемся на ковре плотным кружком.
— Как там у вас, в космосе? —
спрашиваем мы.
— Космос прекрасен и бесконечен,
миллионы звезд сияют во Вселенной. Кто знает,
сколько это — миллион? — В речи пришельца
неожиданно пробиваются интонации будущего
учителя физики. Но это почему-то никого не
удивляет. Это всем нравится. Нравится спрашивать
о метеоритах, астероидах и кометах, о
безвоздушном пространстве и невесомости. А еще —
далеко ли та планета, откуда Виру явился на Землю.
Как там живут, что едят, ходят ли там дети в
детские сады.
На все вопросы Виру отвечает подробно
и обстоятельно. Вопросы о том, что едят и во что
играют на чужой планете, доставляют ему огромное
удовольствие. Он импровизирует с упоением.
Вдруг один из звонков на костюме
пришельца начинает отчаянно верещать. Виру
морщит лоб: это сигнал с корабля. Ему пора назад.
Он считает свое задание выполненным. Но это было
больше, чем задание. Он не просто научился
говорить по-русски: теперь на планете Земля у
него появились друзья: Таня, Маша, Жора, Егор…
Пришелец перечисляет всех присутствующих. Он
просит подарить ему на память таблички с именами.
Правда, они очень большие…
— Да мы для тебя сейчас маленькие
нарисуем! — тут же выступают с инициативой мои
сообразительные дети. Это только и требовалось.
Все устраиваются за столами. Карточки
заготовлены заранее, как в юмористической
истории: «А у нас тут в кустах — пианино!» Кто-то,
покончив с именем, рисует стол и делает подпись.
Кому-то захотелось отправить на другую планету
кактус: недавно научился рисовать и растение, и
слово. Инициатива бьет ключом. Кто-то с завидной
требовательностью к себе просит меня проверить,
правильно ли написано слово. Виру с одобрения
детей еще раз читает подарочные карточки.
Почему-то длинные слова он воспроизводит с
легкостью, а при чтении коротких постоянно
«спотыкается»: детям приходится ему помогать.
Наконец подарки уложены в красивую
коробочку. С одной стороны приклеено изображение
земного шара, с другой — наша общая фотография. Я
понимаю, что коробочка — тоже импровизация.
Кого-то из родителей, оказавшихся «здесь и
теперь» и с удивительной легкостью поддавшегося
на игровую провокацию…
Хотя — почему игровую? Все было очень
серьезно. Две недели назад мы получили послание
— о том, что к нам, возможно, прибудут гости. Что в
этом невероятного?
Взрослые годами рыщут в поисках
снежного человека и летающих тарелок. То, что нам
повезло больше, просто счастливый случай.
И, скажем прямо, очень подходящий
случай для обучения грамоте. Как и положено
малышам, методом целых слов.
Марина АРОМШТАМ
|